Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






По составлению психологической характеристики

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Методические рекомендации

По составлению психологической характеристики

Личности

(для студентов 4 курса педагогических специальностей)

 

 

Шуя 2004

 

УДК 159.9 ББК 88. 837 М 54 Печатается по решению редакционно-издательского совета Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Шуйский государственный педагогический университет»

Составители: И.В. Агададашева, старший преподаватель кафедры психологии ГОУ ВПО «ШГПУ», кандидат психологических наук,

А.А. Адаменко, ассистент кафедры психологии ГОУ ВПО «ШГПУ»,

Е.Н. Волкова, ассистент кафедры психологии ГОУ ВПО «ШГПУ»,

Н.Г. Зверева, ассистент кафедры психологии ГОУ ВПО «ШГПУ»

 

Рецензенты: Н.В. Попель, канд. психол. наук, доцент каф. психологии ИвГУ,

С.С. Седова, канд. психол. наук, старший преподаватель

 

 

М 54. Методические рекомендации по составлению психологической характеристики личности и классного коллектива (для студентов 4-5 курсов общепедагогических специальностей) / Сост.: И.В. Агададашева, А.А. Адаменко, Е.Н.Волкова, Н.Г. Зверева. – Шуя: Изд-во «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ», 2004. – 95 с.

 

Методические рекомендации помогут студентам расширить представления о психологических качествах личности школьников и об особенностях развития классного коллектива. Их использование позволит получить навыки проведения индивидуальной и групповой психодиагностической работы. Рекомендации включают форму составления психологического анализа урока и отражают основные позиции, на которые необходимо опираться при его проведении.

 

© ГОУ ВПО «ШГПУ», 2004.


Содержание

 


Введение
Программа педагогической практики (психология) для педагогических специальностей  
Общие положения по составлению характеристики личности школьника и классного коллектива  
Требования к оформлению характеристики личности школьника
Психодиагностические методики изучения личности ученика
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Психологический анализ отдельных сторон урока
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Требования к оформлению характеристики классного коллектива
Психодиагностические методики изучения классного коллектива
Психологический анализ урока в целом
Литература
Приложение

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В соответствии с программой педагогической практики студенты выполняют некоторый комплекс психологических заданий, что является важным аспектом их профессиональной подготовки.

Задания, включенные в пособие, состоят из следующих блоков:

 

1. Изучение личности школьника

2. Психологический анализ урока (анализ отдельных сторон урока)

Учебный материал, предлагаемый для выполнения студентом в течение педагогической практики, состоит из двух комплексов заданий – обязательного и вариативного.


ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ (ПСИХОЛОГИЯ)

ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Пояснительная записка

 

Процесс любой профессиональной подготовки должен предусматривать совершенствование и углубление знаний и умений, полученных в теоретических и практических курсах, в ходе непосредственного выполнения профессиональной деятельности.

Педагогическая практика является важным этапом профессионально-личностного развития будущего педагога, одним из важных блоков психолого-педагогической системы, рассчитанной на формирование профессиональных умений и навыков учителя и классного руководителя.

В процессе педагогической практики студенты непосредственно знакомятся с возрастными особенностями учащихся, психологической атмосферой детского коллектива, с функциями учителя и классного руководителя. Психологический компонент педагогической практики базируется на теоретической подготовке студентов в области общепсихологических дисциплин. Прежде всего, на общей, возрастной, социальной, педагогической и экспериментальной психологии, что способствует глубокому изучению личности школьника и классного коллектива.

Одновременно с этим педагогическая практика содействует формированию у студента – будущего педагога необходимых педагогических способностей (академических и дидактических, речевых и перцептивных, коммуникативных и организаторских, проективных и авторитарных, конструктивных и креативных, педагогического такта и внимательности, педагогической наблюдательности).

Более того, перед студентом-практикантом остро встает проблема самооценки и самосознания, самоутверждения, формирования индивидуального стиля педагогической деятельности, профессионального самосовершенствования и привития умений и навыков самовоспитания своим воспитанникам-учащимся.

Программа педагогической практики студентов включает несколько этапов, отражающих специфику содержания их работы на каждом году обучения:

4 курс – студент составляет психолого-педагогическую характеристику личности ученика (воспитанника);

 

В каждом этапе выделены цель и задачи практики, определено ее содержание, порядок прохождения, отчетность.


Требования к уровню усвоения программы

В период прохождения практики студенты должны иметь представление:

- о методах психологических исследований;

- о стилях и средствах педагогического общения;

- о формировании и закономерностях развития детского коллектива.

 

Должны знать:

- закономерности психических процессов (внимание, память, мышление, воображение, восприятие) и проявление их в поведении человека;

- особенности психических состояний и способы их регуляции;

- свойства индивидуально-типологических черт личности (темперамент, характер, способности);

- специфику психического развития детей разных возрастных групп;

- закономерности межличностных отношений в группе.

 

Должны уметь:

- подбирать методики, адекватные для решения поставленных задач;

- проводить диагностическую работу с представителями разных возрастов;

- устанавливать контакт с ребёнком для нахождения наиболее эффективного уровня общения с ним;

- прогнозировать свою деятельность, составлять план работы и предвидеть последствия своего воздействия;

- проводить психологический анализ уроков, обращая внимание на организацию учителем своей деятельности и деятельности учащихся.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ НА 4 КУРСЕ

Данная практика является первым активным видом практики будущих учителей. Она включает в себя:

- предварительное знакомство с учреждением и его коллективом;

- беседу с администрацией учреждения, сотрудниками, психологами;

- анализ планов работы учреждения;

- беседу с психологом о специфике его работы в данном учреждении;

- выбор ученика для изучения особенностей личности;

- изучение личного дела школьника, классной документации;

- наблюдение за учащимся в учебное время и в неформальной обстановке (с фиксацией результатов наблюдения в дневнике);

- подбор необходимой научно-психологической литературы;

- оформление отчетной документации.

 

Студенты осуществляют диагностическое обследование детей среднего звена школы (5-9 классы).

Программа изучения личности школьника включает следующие разделы:

— общие сведения о школьнике;

— особенности семейного воспитания ученика;

— статус ученика в классном коллективе;

— особенности познавательной деятельности;

— особенности эмоционально-волевой сферы личности;

— индивидуально-типологические особенности личности;

— индивидуальный подход к ученику в учебно-воспитательной работе.

В течение практики студент использует не только психодиагностические методы и тесты, но и общепедагогические методы: наблюдение, беседа, изучение личного дела ученика, анализ продуктов деятельности.

ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

 

В течение последней недели практики студент теоретически обобщает материалы изучения личности ученика, проводит статистическую обработку и интерпретацию полученных данных, делает соответствующие выводы, на их основе разрабатывает психолого-педагогические рекомендации по воспитанию и самовоспитанию ученика. Завершается данная работа составлением психолого-педагогической характеристики личности ученика, которая подписывается классным руководителем и сдается методисту по психологии. За несвоевременное оформление и сдачу характеристики личности ученика (без уважительной причины) может быть снижена оценка.

 

По окончании практики студенты сдают следующую документацию:

 

1. Дневник наблюдения за школьником.

2. Психолого-педагогическую характеристику личности ученика, подписанную классным руководителем, с приложением (протоколы психодиагностического обследования).

3. Материалы психологического анализа отдельных сторон уроков.

 

 


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Содержание основных этапов работы над заданиями:

 

1. Гипотетический этап. В ходе первой недели педагогической практики студенты осуществляют наблюдение за личностью школьника. На основании полученных данных ими делаются предположения об уровне психического развития личности и особенностях межличностных отношений в классе, которые фиксируются в «Дневнике наблюдений».

2. Экспериментальный этап. На данном этапе продолжается изучение школьника и группы с использованием специальных методик, затем студентами осуществляется сопоставление полученных результатов с частными предположениями. В «Дневнике наблюдений» отражается, какие гипотезы подтвердились, какие были опровергнуты в ходе диагностического обследования.

3. Конструктивный этап. Он предполагает формулирование педагогических рекомендаций относительно развития личности учащегося и классного коллектива, вытекающих из проведенной работы.

Основные требования к оформлению «Дневника наблюдений»

Материалы наблюдения по изучению личности испытуемого (классного коллектива) необходимо постоянно и систематически фиксировать в ”дневнике наблюдений”, который имеет следующие основные разделы:

№ п/п Дата Содержание наблюдений, условия Особенности поведения Выводы
         

 

В графе №1 указывают порядковый номер записи, а в графе №2 – дату записи. В графе №3 надо указать основные условия наблюдения (урок – по какому учебному предмету?; перемена; внеклассное (внеаудиторное) занятие – какова тема?; беседа – групповая или индивидуальная, ее вопросник и т.п.). В графе №4 указать особенности поведения ученика (класса, группы), краткое содержание беседы, ответы воспитанника, родителей и т.п. В графе №5 указывают выводы по итогам наблюдений в соответствии с планом характеристики, раскрыв особенности поведения воспитанника (класса, группы).

 

 


ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Психолого-педагогическая характеристика личности воспитанника составляется на основании обобщения собранных данных и является документом, свидетельствующим об уровне знаний, умений и навыков, приобретенных студентами-практикантами в процессе изучения на 1 – 3 курсах общей и социальной, возрастной, педагогической и экспериментальной психологии, а также об умениях и навыках практикантами анализировать и обобщать собранные в ходе педпрактики психологические факты и обосновывать индивидуальный подход к личности испытуемого воспитанника в процессе коррекции его поведения, в ходе учебно-воспитательной работы во время проведения педпрактики.

Характеристика личности воспитанника должна составляться в строгом соответствии с программой-планом.

Программа - план

 

Программа изучения личности школьника включает следующие разделы:

— общие сведения о школьнике;

— особенности семейного воспитания ученика;

— статус ученика в классном коллективе;

— особенности познавательной деятельности;

— особенности эмоционально-волевой сферы личности;

— индивидуально-типологические особенности личности;

— индивидуальный подход к ученику в учебно-воспитательной работе.

Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося …… класса (группы) …… школы (ПТУ и т.п.) г. …… за …… учебный год.

 


Общие сведения о школьнике

Возраст; состояние здоровья; группа занятий на физкультуре; наличие хронических заболеваний; посещение детских воспитательных учреждений; взаимоотношения с одноклассниками и учителями; отношение к школе, классу, к отдельным учебным дисциплинам (наиболее любимые и нелюбимые, почему?); успеваемость, поведение и прилежание (по материалам изучения личного дела, бесед с педагогами и прочее).

Вариант 1.

 

В данном варианте студентам предлагается изучить статус ребенка в классном коллективе, особенности внимания, эмоционально-волевой сферы школьника, его темперамент. Практиканты должны использовать психодиагностические методики, соответствующие возрасту испытуемых, и могут применять методики из других пособий.

Задание 1. Методика определения статуса ученика в классном коллективе (методика 1.1)

Цель: выяснить положение школьника в межличностных отношениях.

 

В отличие от обычных анкет социометрическая анкета не может быть анонимной. Испытуемый обязан указать фамилию, имя, школу, класс (группу) и дату заполнения социоанкеты. Тайна ответов гарантируется (принцип конфиденциальности). Учащимся зачитываются вопрос типа: С кем из своих одноклассников ты более всего хочешь вместе сидеть за одной партой (остаться в одном классе в случае расформирования классов; вместе готовиться к экзаменам; пойти в многодневный поход с ночевками; готовиться к спортивным состязаниям; согласен вместе пойти в разведку и т.п.)?

1. Выбор………(имя, фамилия)

2. Выбор………(имя, фамилия)

3. Выбор………(имя, фамилия)

 

Вопросы могут быть разные по содержанию, но одно условие должно соблюдаться обязательно: выбирать партнеров только из своего класса. Учащимся следует объяснить, почему они выбирают троих: в случае невозможности участия первого, его место занимает второй, а если и он по каким-либо причинам не может принять приглашение, то его место занимает третий. Заполненные листочки студент собирает и раскладывает в алфавитном порядке заполнивших их учащихся и нумерует. На основе ответов составляется социоматрица.

Социоматрица:

№ п/п Ф.И. уч-ся Порядковые номера (по алфавиту)
Антонов А. Белов А. Волков П. Галкин П. Донцова Е. Ежов М. Жукова Т. …………… Яшина Л.   + + + + + + … + +   + +   +   … + + +   + - + + … - + + +   -   - … - - - -   + - - … + - -   - -   + … - - - - - + - - …   …     - -   -   …
Итого по симпатиям                  

 

Фамилии школьников в алфавитном порядке заносятся в соответствующую графу социоматрицы. Сведения из листочков переносятся в клетки строчек и обозначаются знаком «+». Например, школьник, который значится под № 1, выбрал учащихся, стоящих в списке под №№ 2,3,4. В этом случае следует в строчке первой отыскать клетки, соответствующие этим номерам (использовать верхнюю нумерацию) и поставить в эти клетки знак «+». После переноса данных из всех листочков производится подсчет количества выборов у каждого ученика. Итог фиксируется под каждой колонкой. Количество выборов является показателем популярности школьников в классе. Из социоматрицы следует выбрать сведения, относящиеся к характеристике изучаемого школьника, определив его статус.

 

Задание 2. Исследование особенностей внимания (не менее 5 методик)

 

Методика 2.1 Цель: Определить объем внимания – наблюдательность (количество объектов, которые человек может одновременно и отчетливо воспринимать).

Посмотрите на рисунок 1 в течение 1 с. Постарайтесь запомнить все, что увидите на нем.

Закройте рисунок и запишите, какие фигуры нарисованы и какие цифры были вписаны в каждую фигуру.

 

       

 

 

Рис. 1

Проверьте свои записи и подсчитайте:

А) сколько фигур вы правильно запомнили;

Б) сколько цифр вы правильно восприняли;

В) сколько цифр вами правильно вписано в фигуры.

Обработка результатов

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

Объем внимания равен сумме ответов по всем трем позициям:

11-12 баллов – высокий результат;

8-10 баллов – хороший результат;

5-8 баллов – средний результат;

1-4 балла – низкий результат.

 

Методика 2.2 Цель: Проверить может ли учащийся быстро и внимательно работать.

Начертите на листе бумаги 25 фигур в том порядке, как они изображены на рисунке 2. Обратите внимание на фигуры с цифрами. Как можно быстрее впишите в приготовленные 25 фигур цифры следующим образом: в квадраты – 4, в треугольники – 7, в круги – 9, в ромбы – 3. Учтите, что вписывать цифры необходимо во все фигуры подряд, а не вразбивку. Зафиксируйте (в сек.) время выполнения задания учащимся.

 


 

   

 

 

   

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

   

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

Рис. 2

 

Обработка результатов:

Если учащийся справился с заданием (внес цифры во все 25 фигур) безошибочно и быстрее чем за 30 сек, это отличный результат, 30-35 сек – хороший, 35-40 сек – средний. Если на выполнение задания ушло более 40 сек, то это считается низким результатом. Возможно, испытуемый переутомился или не очень серьезно отнесся к заданию.

 

Методика 2.3 Цель: Определить особенности произвольного внимания учащегося (внимания, связанного с сознательно поставленной целью, с волевым усилием в контроле собственной активности).

Для этого начертите на листе бумаги квадрат и разбейте его на 25 квадратиков (рисунок 3). В течении 1,5 минуты предложите учащемуся переписать в них цифры в порядке их возрастания с рисунка слева. Начинать надо с пустого верхнего левого квадрата. Всего в таблице 25 цифр от 1 до 40.

 

 

А Б

           
           
           
           
           

 

Рис. 3

Обработка результатов:

 

Учитывается количество вписанных цифр до первой ошибки. Если испытуемый сумел правильно записать более 14 цифр, то результат высокий, 11-14 – средний, менее 11 – низкий уровень развития произвольного внимания.

 

Методика 2. 4 Переключаемость внимания (таблица Шульте)

Цель: изучить особенности психического темпа скорости ориентировочно-поисковых движений взгляда; особенности объема и переключаемости внимания личности.

 


Образцы таблиц Шульте:

 

№ 1 №2

 
 
 
 
 

№ 3 №4

 
 
 
 
 

 

 

№ 5

Инструкция: «По моей команде начинай считать вслух от 1 до 25 и одновременно показывай называемую цифру. Чем скорее и правильнее будешь называть и показывать цифры, тем лучше!»

При обработке результатов необходимо учитывать, что если на показ и одновременное называние вслух (от 1 до 25) испытуемый затратил менее 40 сек., то уровень переключаемости считается «высоким»; если же затрачено от 40 до 50 сек., то уровень переключаемости считается «средним» (в норме); если же время превышает 50 сек., то уровень считается крайне «низким».

 


Текст

Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.

 

Обработка результатов. Подсчитывается количество пропущенных ошибок:

0-2 – высший уровень внимания;

3-4 – средний уровень внимания;

более 5 – низкий уровень внимания.

Экспериментатор должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом и др.

 

Методика 2.7 Корректурная проба.

Цель: определить степень концентрации внимания при работе с корректурными таблицами.

Материал: а) корректурная таблица;

б) секундомер.

 

Учащемуся предлагается корректурная таблица, представляющая собой случайный набор согласных и гласных букв (также это могут быть наборы цифр, фигур, расположенных рядами в случайном порядке). Учащийся должен подчеркивать букву «С» и зачеркивать букву «Ч».

Время выполнения задания - 2 минуты. Начало выполнения задания – по сигналу «Начинай!». Окончание – по команде «Стоп!». В том месте, где учащегося застала команда «Стоп!», он должен поставить вертикальную черту.

 


Корректурная таблица

 

ЮТЛЕФГЖЮУПШСРДЕАТЛБЗКИНФЯВПЧМОЗ

АГНБВИОМШСЯСНЛОЖВМФЕЮЗУЖДРТГКБИ

АНДКХУЖГЗШЯНБХЮАВЧЮДФПСЗИХПЧЖГО

ЮТЛЕФГЖЮУПШСРДЕАТЛБЗКИНФЯВПЧМОЗ

АГНБВИОМШСЯСНЛОЖВМФЕЮЗУЖДРТГКБИ

АНДКХУЖГЗШЯНБХЮАВЧЮДФПСЗИХПЧЖГО

БШЖСВУАРЛМТБДКОМВЗСЮХНГЯЖВСЮИИМ

ЕТРШУХКПЛЖИУЧФРЕЗНГАРХМФПУЮНКЯЗ

ГШВИЧАЖЛСОЕДТВИТШПДЛОУЖАГЗДВЮЯИ

ФМСХУКШЛПТЕБРЖНЧОКБРЧНЗСХИГХЛЯЧ

ЗДЕЖСФОНВГУШТЮКМАПИБРВЕНПАКРАНО

ЧРПДХИЮПЖШТВФСЗСБОЯЖХЛЮВЕБДКТФ

ЛПЕЗБУТНВСОЮМЮПЖЕШЖНБФТХСКЛПАХ

ИШЮДАГМТРГЖМЖУЗХДЛПАЕКВРНЮТЧБФ

ОГТШСАДКОЧИБФСЕПСМФЮОНЯЧХЛРЕАУ

ДЗЖТГШВИКБЛНПВЗОУРГОЛКЮХУШЮМНВП

СЯСХЕЗНПЧИЖФАНТБКДИРЧЗЕКМХТЮЖЧ

БРБСШВГСБЖПИЮУДПХАЕНТМЛЖМПДЖУШ

СЕМПТНОЮАВКБИЧРЛХЯУДФЗГКОАНГНЛ

РБЗЯЮБОЖХМУФДТПАЧДСЗКЕВРНЛИЩИВ

ТФХГАЖМПГТКНОУРИДНВЧЮЛСЯЕХФБЗА

ШЖМДКОСШЧНЛХБНЯОЧШЛФХНСЗАЕВПГЗ

ТКИДЮРБУЮОРИЗУМДТФЕКИГЮСХВЯГСГ

ДЖТЕАПХБРВЮПЗШАКОШЯДЗЗАКНХЮРХЛЯ

ЭСВНЧПЕПВЖЗШЮИОФМЕГИБМР

 

Обработка результатов

Определить коэффициенты правильности – А и продуктивности – Е.

Коэффициент правильности вычисляется по формуле:

 

А=(С-W)/(C+O),

 

где С – число правильно перечеркнутых и подчеркнутых букв,

W – число неправильно перечеркнутых и подчеркнутых букв,

О – число ошибочно пропущенных букв.

 

Коэффициент продуктивности вычисляется по формуле:

Е=S·А, где S – число просмотренных знаков,

А – коэффициент правильности.

Оценка уровней правильности и продуктивности проводится по таблице 1.

 


Таблица 1

Уровни Пределы А Пределы Е
Высокий 0,98 и выше 310 и выше
Выше среднего 0,96 – 0,97 260-309
Средний 0,93 - 0,95 200-259
Ниже среднего 0,91 – 0,92 150-199
Низкий 0,90 и ниже 149 и ниже

 

 

Задание 3. Изучение эмоционально-волевой сферы личности

Методика 3.1 Исследование тревожности (опросник Спилбергера)

Цель: определения уровня ситуативной и личной тревожности.

Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях.

Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить или только личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером.

Шкала личной тревожности (ЛТ)

Инструкция. «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

№ п/п Суждение Никогда Почти никогда Часто Почти всегда
У меня бывает приподнятое настроение
Я бываю раздражительным
Я легко расстраиваюсь
Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие
Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть
Я чувствую прилив сил и желание работать
Я спокоен, хладнокровен и собран
Меня тревожат возможные трудности
Я слишком переживаю из-за пустяков
Я бываю вполне счастлив
Я все принимаю близко к сердцу
Мне не хватает уверенности в себе
Я чувствую себя беззащитным
Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей
У меня бывает хандра
Я бываю доволен
Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня
Бывает, что я чувствую себя неудачником
Я уравновешенный человек
Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

Обработка результатов

1. Определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа.

2. На основе оценки уровня тревожности составление рекомендаций для коррекции поведения испытуемого.

При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов — низкая, 31—44 балла — умеренная; 45 и более высокая.


Ключ

Номера суждения Ответы
Никогда Почти никогда Часто Почти всегда
СТ
ЛТ

По результатам следует сделать заключение, которое должно включать оценку уровня тревожности испытуемого и при необходимости рекомендации по его коррекции. Так, лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам. Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.


Задание 4. Определение темперамента личности ученика

 

Методика 4.1 Тип темперамента

 

Цель: выяснить преобладающий тип темперамента у изучаемого школьника.

Учащемуся медленно зачитывается перечень показателей темпераментов. Школьник определяет наличие или отсутствие у себя данного показателя и рядом с номерами 1,2,3,..., расположенными в столбик, ставит (+) или (-).

Флегматик

1. Спокойный и хладнокровный.

2. Последователен и обстоятелен в делах.

3. Осторожен и рассудителен.

4. Умеешь ждать.

5. Молчалив и не любишь попусту болтать.

6. Обладаешь спокойной, размеренной речью, с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики.

7. Сдержан и терпелив.

8. Доводишь начатое дело до конца.

9. Не растрачиваешь попусту силы.

10. Строго придерживаешься выработанного распорядка жизни, системы в работе.

11. Легко сдерживаешь порывы.

12. Мало восприимчив к одобрению и порицанию.

13. Незлоблив, проявляешь снисходительное отношени

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...