Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ (ПСИХОЛОГИЯ)ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Пояснительная записка
Процесс любой профессиональной подготовки должен предусматривать совершенствование и углубление знаний и умений, полученных в теоретических и практических курсах, в ходе непосредственного выполнения профессиональной деятельности. Педагогическая практика является важным этапом профессионально-личностного развития будущего педагога, одним из важных блоков психолого-педагогической системы, рассчитанной на формирование профессиональных умений и навыков учителя и классного руководителя. В процессе педагогической практики студенты непосредственно знакомятся с возрастными особенностями учащихся, психологической атмосферой детского коллектива, с функциями учителя и классного руководителя. Психологический компонент педагогической практики базируется на теоретической подготовке студентов в области общепсихологических дисциплин. Прежде всего, на общей, возрастной, социальной, педагогической и экспериментальной психологии, что способствует глубокому изучению личности школьника и классного коллектива. Одновременно с этим педагогическая практика содействует формированию у студента – будущего педагога необходимых педагогических способностей (академических и дидактических, речевых и перцептивных, коммуникативных и организаторских, проективных и авторитарных, конструктивных и креативных, педагогического такта и внимательности, педагогической наблюдательности). Более того, перед студентом-практикантом остро встает проблема самооценки и самосознания, самоутверждения, формирования индивидуального стиля педагогической деятельности, профессионального самосовершенствования и привития умений и навыков самовоспитания своим воспитанникам-учащимся. Программа педагогической практики студентов включает несколько этапов, отражающих специфику содержания их работы на каждом году обучения: 4 курс – студент составляет психолого-педагогическую характеристику личности ученика (воспитанника);
В каждом этапе выделены цель и задачи практики, определено ее содержание, порядок прохождения, отчетность. Требования к уровню усвоения программы В период прохождения практики студенты должны иметь представление: - о методах психологических исследований; - о стилях и средствах педагогического общения; - о формировании и закономерностях развития детского коллектива.
Должны знать: - закономерности психических процессов (внимание, память, мышление, воображение, восприятие) и проявление их в поведении человека; - особенности психических состояний и способы их регуляции; - свойства индивидуально-типологических черт личности (темперамент, характер, способности); - специфику психического развития детей разных возрастных групп; - закономерности межличностных отношений в группе.
Должны уметь: - подбирать методики, адекватные для решения поставленных задач; - проводить диагностическую работу с представителями разных возрастов; - устанавливать контакт с ребёнком для нахождения наиболее эффективного уровня общения с ним; - прогнозировать свою деятельность, составлять план работы и предвидеть последствия своего воздействия; - проводить психологический анализ уроков, обращая внимание на организацию учителем своей деятельности и деятельности учащихся.
Цели и задачи психологической части практики Цель: практическое освоение студентами различных видов психодиагностической работы, направленной на изучение личности школьника (4 курс) Задачи: - расширить и закрепить теоретические знания по психологии (общей и возрастной, социальной, педагогической и экспериментальной); применить их на практике; - развивать профессиональную культуру личности будущего учителя и классного руководителя; - формировать профессиональные умения и навыки: педагогический такт, педагогическая наблюдательность, умение анализировать как свою педагогическую деятельность, так и деятельность других студентов-практикантов и учителей; - диагностировать особенности развития личности учащегося и классного коллектива (группы); - развивать позитивную мотивацию, положительное отношение к педагогической деятельности; - осуществлять совместную с учителями, классным руководителем, родителями, школьным психологом разработку психолого-педагогических рекомендаций по дальнейшему развитию личности учащегося и классного коллектива. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ НА 4 КУРСЕ Данная практика является первым активным видом практики будущих учителей. Она включает в себя: - предварительное знакомство с учреждением и его коллективом; - беседу с администрацией учреждения, сотрудниками, психологами; - анализ планов работы учреждения; - беседу с психологом о специфике его работы в данном учреждении; - выбор ученика для изучения особенностей личности; - изучение личного дела школьника, классной документации; - наблюдение за учащимся в учебное время и в неформальной обстановке (с фиксацией результатов наблюдения в дневнике); - подбор необходимой научно-психологической литературы; - оформление отчетной документации.
Студенты осуществляют диагностическое обследование детей среднего звена школы (5-9 классы). Программа изучения личности школьника включает следующие разделы: — общие сведения о школьнике; — особенности семейного воспитания ученика; — статус ученика в классном коллективе; — особенности познавательной деятельности; — особенности эмоционально-волевой сферы личности; — индивидуально-типологические особенности личности; — индивидуальный подход к ученику в учебно-воспитательной работе. В течение практики студент использует не только психодиагностические методы и тесты, но и общепедагогические методы: наблюдение, беседа, изучение личного дела ученика, анализ продуктов деятельности. ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
В течение последней недели практики студент теоретически обобщает материалы изучения личности ученика, проводит статистическую обработку и интерпретацию полученных данных, делает соответствующие выводы, на их основе разрабатывает психолого-педагогические рекомендации по воспитанию и самовоспитанию ученика. Завершается данная работа составлением психолого-педагогической характеристики личности ученика, которая подписывается классным руководителем и сдается методисту по психологии. За несвоевременное оформление и сдачу характеристики личности ученика (без уважительной причины) может быть снижена оценка.
По окончании практики студенты сдают следующую документацию:
1. Дневник наблюдения за школьником. 2. Психолого-педагогическую характеристику личности ученика, подписанную классным руководителем, с приложением (протоколы психодиагностического обследования). 3. Материалы психологического анализа отдельных сторон уроков.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА Содержание основных этапов работы над заданиями:
1. Гипотетический этап. В ходе первой недели педагогической практики студенты осуществляют наблюдение за личностью школьника. На основании полученных данных ими делаются предположения об уровне психического развития личности и особенностях межличностных отношений в классе, которые фиксируются в «Дневнике наблюдений». 2. Экспериментальный этап. На данном этапе продолжается изучение школьника и группы с использованием специальных методик, затем студентами осуществляется сопоставление полученных результатов с частными предположениями. В «Дневнике наблюдений» отражается, какие гипотезы подтвердились, какие были опровергнуты в ходе диагностического обследования. 3. Конструктивный этап. Он предполагает формулирование педагогических рекомендаций относительно развития личности учащегося и классного коллектива, вытекающих из проведенной работы. Основные требования к оформлению «Дневника наблюдений» Материалы наблюдения по изучению личности испытуемого (классного коллектива) необходимо постоянно и систематически фиксировать в ”дневнике наблюдений”, который имеет следующие основные разделы:
В графе №1 указывают порядковый номер записи, а в графе №2 – дату записи. В графе №3 надо указать основные условия наблюдения (урок – по какому учебному предмету?; перемена; внеклассное (внеаудиторное) занятие – какова тема?; беседа – групповая или индивидуальная, ее вопросник и т.п.). В графе №4 указать особенности поведения ученика (класса, группы), краткое содержание беседы, ответы воспитанника, родителей и т.п. В графе №5 указывают выводы по итогам наблюдений в соответствии с планом характеристики, раскрыв особенности поведения воспитанника (класса, группы).
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА Психолого-педагогическая характеристика личности воспитанника составляется на основании обобщения собранных данных и является документом, свидетельствующим об уровне знаний, умений и навыков, приобретенных студентами-практикантами в процессе изучения на 1 – 3 курсах общей и социальной, возрастной, педагогической и экспериментальной психологии, а также об умениях и навыках практикантами анализировать и обобщать собранные в ходе педпрактики психологические факты и обосновывать индивидуальный подход к личности испытуемого воспитанника в процессе коррекции его поведения, в ходе учебно-воспитательной работы во время проведения педпрактики. Характеристика личности воспитанника должна составляться в строгом соответствии с программой-планом. Программа - план
Программа изучения личности школьника включает следующие разделы: — общие сведения о школьнике; — особенности семейного воспитания ученика; — статус ученика в классном коллективе; — особенности познавательной деятельности; — особенности эмоционально-волевой сферы личности; — индивидуально-типологические особенности личности; — индивидуальный подход к ученику в учебно-воспитательной работе. Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося …… класса (группы) …… школы (ПТУ и т.п.) г. …… за …… учебный год.
Общие сведения о школьнике Возраст; состояние здоровья; группа занятий на физкультуре; наличие хронических заболеваний; посещение детских воспитательных учреждений; взаимоотношения с одноклассниками и учителями; отношение к школе, классу, к отдельным учебным дисциплинам (наиболее любимые и нелюбимые, почему?); успеваемость, поведение и прилежание (по материалам изучения личного дела, бесед с педагогами и прочее). |
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |