Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ (ПСИХОЛОГИЯ)

ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Пояснительная записка

 

Процесс любой профессиональной подготовки должен предусматривать совершенствование и углубление знаний и умений, полученных в теоретических и практических курсах, в ходе непосредственного выполнения профессиональной деятельности.

Педагогическая практика является важным этапом профессионально-личностного развития будущего педагога, одним из важных блоков психолого-педагогической системы, рассчитанной на формирование профессиональных умений и навыков учителя и классного руководителя.

В процессе педагогической практики студенты непосредственно знакомятся с возрастными особенностями учащихся, психологической атмосферой детского коллектива, с функциями учителя и классного руководителя. Психологический компонент педагогической практики базируется на теоретической подготовке студентов в области общепсихологических дисциплин. Прежде всего, на общей, возрастной, социальной, педагогической и экспериментальной психологии, что способствует глубокому изучению личности школьника и классного коллектива.

Одновременно с этим педагогическая практика содействует формированию у студента – будущего педагога необходимых педагогических способностей (академических и дидактических, речевых и перцептивных, коммуникативных и организаторских, проективных и авторитарных, конструктивных и креативных, педагогического такта и внимательности, педагогической наблюдательности).

Более того, перед студентом-практикантом остро встает проблема самооценки и самосознания, самоутверждения, формирования индивидуального стиля педагогической деятельности, профессионального самосовершенствования и привития умений и навыков самовоспитания своим воспитанникам-учащимся.

Программа педагогической практики студентов включает несколько этапов, отражающих специфику содержания их работы на каждом году обучения:

4 курс – студент составляет психолого-педагогическую характеристику личности ученика (воспитанника);

 

В каждом этапе выделены цель и задачи практики, определено ее содержание, порядок прохождения, отчетность.


Требования к уровню усвоения программы

В период прохождения практики студенты должны иметь представление:

- о методах психологических исследований;

- о стилях и средствах педагогического общения;

- о формировании и закономерностях развития детского коллектива.

 

Должны знать:

- закономерности психических процессов (внимание, память, мышление, воображение, восприятие) и проявление их в поведении человека;

- особенности психических состояний и способы их регуляции;

- свойства индивидуально-типологических черт личности (темперамент, характер, способности);

- специфику психического развития детей разных возрастных групп;

- закономерности межличностных отношений в группе.

 

Должны уметь:

- подбирать методики, адекватные для решения поставленных задач;

- проводить диагностическую работу с представителями разных возрастов;

- устанавливать контакт с ребёнком для нахождения наиболее эффективного уровня общения с ним;

- прогнозировать свою деятельность, составлять план работы и предвидеть последствия своего воздействия;

- проводить психологический анализ уроков, обращая внимание на организацию учителем своей деятельности и деятельности учащихся.

 

Цели и задачи психологической части практики

Цель: практическое освоение студентами различных видов психодиагностической работы, направленной на изучение личности школьника (4 курс)

Задачи:

- расширить и закрепить теоретические знания по психологии (общей и возрастной, социальной, педагогической и экспериментальной); применить их на практике;

- развивать профессиональную культуру личности будущего учителя и классного руководителя;

- формировать профессиональные умения и навыки: педагогический такт, педагогическая наблюдательность, умение анализировать как свою педагогическую деятельность, так и деятельность других студентов-практикантов и учителей;

- диагностировать особенности развития личности учащегося и классного коллектива (группы);

- развивать позитивную мотивацию, положительное отношение к педагогической деятельности;

- осуществлять совместную с учителями, классным руководителем, родителями, школьным психологом разработку психолого-педагогических рекомендаций по дальнейшему развитию личности учащегося и классного коллектива.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ НА 4 КУРСЕ

Данная практика является первым активным видом практики будущих учителей. Она включает в себя:

- предварительное знакомство с учреждением и его коллективом;

- беседу с администрацией учреждения, сотрудниками, психологами;

- анализ планов работы учреждения;

- беседу с психологом о специфике его работы в данном учреждении;

- выбор ученика для изучения особенностей личности;

- изучение личного дела школьника, классной документации;

- наблюдение за учащимся в учебное время и в неформальной обстановке (с фиксацией результатов наблюдения в дневнике);

- подбор необходимой научно-психологической литературы;

- оформление отчетной документации.

 

Студенты осуществляют диагностическое обследование детей среднего звена школы (5-9 классы).

Программа изучения личности школьника включает следующие разделы:

— общие сведения о школьнике;

— особенности семейного воспитания ученика;

— статус ученика в классном коллективе;

— особенности познавательной деятельности;

— особенности эмоционально-волевой сферы личности;

— индивидуально-типологические особенности личности;

— индивидуальный подход к ученику в учебно-воспитательной работе.

В течение практики студент использует не только психодиагностические методы и тесты, но и общепедагогические методы: наблюдение, беседа, изучение личного дела ученика, анализ продуктов деятельности.

ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

 

В течение последней недели практики студент теоретически обобщает материалы изучения личности ученика, проводит статистическую обработку и интерпретацию полученных данных, делает соответствующие выводы, на их основе разрабатывает психолого-педагогические рекомендации по воспитанию и самовоспитанию ученика. Завершается данная работа составлением психолого-педагогической характеристики личности ученика, которая подписывается классным руководителем и сдается методисту по психологии. За несвоевременное оформление и сдачу характеристики личности ученика (без уважительной причины) может быть снижена оценка.

 

По окончании практики студенты сдают следующую документацию:

 

1. Дневник наблюдения за школьником.

2. Психолого-педагогическую характеристику личности ученика, подписанную классным руководителем, с приложением (протоколы психодиагностического обследования).

3. Материалы психологического анализа отдельных сторон уроков.

 

 


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Содержание основных этапов работы над заданиями:

 

1. Гипотетический этап. В ходе первой недели педагогической практики студенты осуществляют наблюдение за личностью школьника. На основании полученных данных ими делаются предположения об уровне психического развития личности и особенностях межличностных отношений в классе, которые фиксируются в «Дневнике наблюдений».

2. Экспериментальный этап. На данном этапе продолжается изучение школьника и группы с использованием специальных методик, затем студентами осуществляется сопоставление полученных результатов с частными предположениями. В «Дневнике наблюдений» отражается, какие гипотезы подтвердились, какие были опровергнуты в ходе диагностического обследования.

3. Конструктивный этап. Он предполагает формулирование педагогических рекомендаций относительно развития личности учащегося и классного коллектива, вытекающих из проведенной работы.

Основные требования к оформлению «Дневника наблюдений»

Материалы наблюдения по изучению личности испытуемого (классного коллектива) необходимо постоянно и систематически фиксировать в ”дневнике наблюдений”, который имеет следующие основные разделы:

№ п/п Дата Содержание наблюдений, условия Особенности поведения Выводы
         

 

В графе №1 указывают порядковый номер записи, а в графе №2 – дату записи. В графе №3 надо указать основные условия наблюдения (урок – по какому учебному предмету?; перемена; внеклассное (внеаудиторное) занятие – какова тема?; беседа – групповая или индивидуальная, ее вопросник и т.п.). В графе №4 указать особенности поведения ученика (класса, группы), краткое содержание беседы, ответы воспитанника, родителей и т.п. В графе №5 указывают выводы по итогам наблюдений в соответствии с планом характеристики, раскрыв особенности поведения воспитанника (класса, группы).

 

 


ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Психолого-педагогическая характеристика личности воспитанника составляется на основании обобщения собранных данных и является документом, свидетельствующим об уровне знаний, умений и навыков, приобретенных студентами-практикантами в процессе изучения на 1 – 3 курсах общей и социальной, возрастной, педагогической и экспериментальной психологии, а также об умениях и навыках практикантами анализировать и обобщать собранные в ходе педпрактики психологические факты и обосновывать индивидуальный подход к личности испытуемого воспитанника в процессе коррекции его поведения, в ходе учебно-воспитательной работы во время проведения педпрактики.

Характеристика личности воспитанника должна составляться в строгом соответствии с программой-планом.

Программа - план

 

Программа изучения личности школьника включает следующие разделы:

— общие сведения о школьнике;

— особенности семейного воспитания ученика;

— статус ученика в классном коллективе;

— особенности познавательной деятельности;

— особенности эмоционально-волевой сферы личности;

— индивидуально-типологические особенности личности;

— индивидуальный подход к ученику в учебно-воспитательной работе.

Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося …… класса (группы) …… школы (ПТУ и т.п.) г. …… за …… учебный год.

 


Общие сведения о школьнике

Возраст; состояние здоровья; группа занятий на физкультуре; наличие хронических заболеваний; посещение детских воспитательных учреждений; взаимоотношения с одноклассниками и учителями; отношение к школе, классу, к отдельным учебным дисциплинам (наиболее любимые и нелюбимые, почему?); успеваемость, поведение и прилежание (по материалам изучения личного дела, бесед с педагогами и прочее).

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...