Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности семейного воспитания

Состав семьи, занятия родителей и других членов семьи; взаимоотношения в семье; каков психологический климат в семье; общая и педагогическая культура семьи; отношение к ребенку в семье и забота о его воспитании и успехах в учении; условия жизни воспитанника: соблюдение режима дня; отношение к выполнению домашних заданий; наличие рабочего места; увлечения (любимые книги, журналы, газеты, радиопередачи, телепередачи, коллекционирование); занятия спортом; отношение к старшим, младшим, к животным, растениям, к музыке, к изобразительному искусству, к технике. Нужно провести посещение семьи школьника и беседу с ее членами.

Статус школьника в классном коллективе

Успеваемость (по отдельным предметам), прилежание, дисциплина. Взаимоотношения в классе (подтвердить фрагментами из социограммы выборов по симпатиям).

Особенности познавательной деятельности

Особенности познавательных процессов: внимания; памяти; мышления.

Особенности эмоционально-волевой сферы личности

Изучение личностной тревожности; особенности волевых свойств личности.

Индивидуально-типологические особенности личности

Изучение самооценки школьника; уровня притязаний личности; темперамента; способностей.

 

Индивидуальный подход к ученику в учебно-воспитательной работе

Положительные и отрицательные стороны личности (анализ). Меры педагогического воздействия, применявшиеся практикантом для коррекции успеваемости и поведения воспитанника в ходе педпрактики, их результаты. Конкретные психолого-педагогические советы в адрес педагогов, классного руководителя, а также в адрес родителей и воспитанника.

К характеристике нужно приложить протоколы бесед, наблюдений, экспериментов, заполненные испытуемым вопросники, анкеты, тестовые бланки.

Подпись практиканта. Дата составления характеристики.

Заключение и подпись классного руководителя.


Психодиагностические методики изучения личности ученика

При описании психодиагностической (тестовой) методики указаны: цель исследования, стандартизированная инструкция и методика обработки полученных данных. Практикант отмечает в характеристике № методики-теста, уровень развития изучаемой психической функции, процесса или свойства (в % или в других единицах измерения) и, обозначив словесно этот уровень (высокий, средний или низкий), указывает формы и пути коррекции слабо развитой функции.

Данный вид задания выполняется по вариантам: из предложенных трех вариантов студент выбирает один.

 

Вариант 1.

 

В данном варианте студентам предлагается изучить статус ребенка в классном коллективе, особенности внимания, эмоционально-волевой сферы школьника, его темперамент. Практиканты должны использовать психодиагностические методики, соответствующие возрасту испытуемых, и могут применять методики из других пособий.

Задание 1. Методика определения статуса ученика в классном коллективе (методика 1.1)

Цель: выяснить положение школьника в межличностных отношениях.

 

В отличие от обычных анкет социометрическая анкета не может быть анонимной. Испытуемый обязан указать фамилию, имя, школу, класс (группу) и дату заполнения социоанкеты. Тайна ответов гарантируется (принцип конфиденциальности). Учащимся зачитываются вопрос типа: С кем из своих одноклассников ты более всего хочешь вместе сидеть за одной партой (остаться в одном классе в случае расформирования классов; вместе готовиться к экзаменам; пойти в многодневный поход с ночевками; готовиться к спортивным состязаниям; согласен вместе пойти в разведку и т.п.)?

1. Выбор………(имя, фамилия)

2. Выбор………(имя, фамилия)

3. Выбор………(имя, фамилия)

 

Вопросы могут быть разные по содержанию, но одно условие должно соблюдаться обязательно: выбирать партнеров только из своего класса. Учащимся следует объяснить, почему они выбирают троих: в случае невозможности участия первого, его место занимает второй, а если и он по каким-либо причинам не может принять приглашение, то его место занимает третий. Заполненные листочки студент собирает и раскладывает в алфавитном порядке заполнивших их учащихся и нумерует. На основе ответов составляется социоматрица.

Социоматрица:

№ п/п Ф.И. уч-ся Порядковые номера (по алфавиту)
Антонов А. Белов А. Волков П. Галкин П. Донцова Е. Ежов М. Жукова Т. …………… Яшина Л.   + + + + + + … + +   + +   +   … + + +   + - + + … - + + +   -   - … - - - -   + - - … + - -   - -   + … - - - - - + - - …   …     - -   -   …
Итого по симпатиям                  

 

Фамилии школьников в алфавитном порядке заносятся в соответствующую графу социоматрицы. Сведения из листочков переносятся в клетки строчек и обозначаются знаком «+». Например, школьник, который значится под № 1, выбрал учащихся, стоящих в списке под №№ 2,3,4. В этом случае следует в строчке первой отыскать клетки, соответствующие этим номерам (использовать верхнюю нумерацию) и поставить в эти клетки знак «+». После переноса данных из всех листочков производится подсчет количества выборов у каждого ученика. Итог фиксируется под каждой колонкой. Количество выборов является показателем популярности школьников в классе. Из социоматрицы следует выбрать сведения, относящиеся к характеристике изучаемого школьника, определив его статус.

 

Задание 2. Исследование особенностей внимания (не менее 5 методик)

 

Методика 2.1 Цель: Определить объем внимания – наблюдательность (количество объектов, которые человек может одновременно и отчетливо воспринимать).

Посмотрите на рисунок 1 в течение 1 с. Постарайтесь запомнить все, что увидите на нем.

Закройте рисунок и запишите, какие фигуры нарисованы и какие цифры были вписаны в каждую фигуру.

 

       

 

 

Рис. 1

Проверьте свои записи и подсчитайте:

А) сколько фигур вы правильно запомнили;

Б) сколько цифр вы правильно восприняли;

В) сколько цифр вами правильно вписано в фигуры.

Обработка результатов

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

Объем внимания равен сумме ответов по всем трем позициям:

11-12 баллов – высокий результат;

8-10 баллов – хороший результат;

5-8 баллов – средний результат;

1-4 балла – низкий результат.

 

Методика 2.2 Цель: Проверить может ли учащийся быстро и внимательно работать.

Начертите на листе бумаги 25 фигур в том порядке, как они изображены на рисунке 2. Обратите внимание на фигуры с цифрами. Как можно быстрее впишите в приготовленные 25 фигур цифры следующим образом: в квадраты – 4, в треугольники – 7, в круги – 9, в ромбы – 3. Учтите, что вписывать цифры необходимо во все фигуры подряд, а не вразбивку. Зафиксируйте (в сек.) время выполнения задания учащимся.

 


 

   

 

 

   

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

   

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

Рис. 2

 

Обработка результатов:

Если учащийся справился с заданием (внес цифры во все 25 фигур) безошибочно и быстрее чем за 30 сек, это отличный результат, 30-35 сек – хороший, 35-40 сек – средний. Если на выполнение задания ушло более 40 сек, то это считается низким результатом. Возможно, испытуемый переутомился или не очень серьезно отнесся к заданию.

 

Методика 2.3 Цель: Определить особенности произвольного внимания учащегося (внимания, связанного с сознательно поставленной целью, с волевым усилием в контроле собственной активности).

Для этого начертите на листе бумаги квадрат и разбейте его на 25 квадратиков (рисунок 3). В течении 1,5 минуты предложите учащемуся переписать в них цифры в порядке их возрастания с рисунка слева. Начинать надо с пустого верхнего левого квадрата. Всего в таблице 25 цифр от 1 до 40.

 

 

А Б

           
           
           
           
           

 

Рис. 3

Обработка результатов:

 

Учитывается количество вписанных цифр до первой ошибки. Если испытуемый сумел правильно записать более 14 цифр, то результат высокий, 11-14 – средний, менее 11 – низкий уровень развития произвольного внимания.

 

Методика 2. 4 Переключаемость внимания (таблица Шульте)

Цель: изучить особенности психического темпа скорости ориентировочно-поисковых движений взгляда; особенности объема и переключаемости внимания личности.

 


Образцы таблиц Шульте:

 

№ 1 №2

 
 
 
 
 

№ 3 №4

 
 
 
 
 

 

 

№ 5

Инструкция: «По моей команде начинай считать вслух от 1 до 25 и одновременно показывай называемую цифру. Чем скорее и правильнее будешь называть и показывать цифры, тем лучше!»

При обработке результатов необходимо учитывать, что если на показ и одновременное называние вслух (от 1 до 25) испытуемый затратил менее 40 сек., то уровень переключаемости считается «высоким»; если же затрачено от 40 до 50 сек., то уровень переключаемости считается «средним» (в норме); если же время превышает 50 сек., то уровень считается крайне «низким».

 


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...