Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика 2.5. Проверь свое внимание.

Цель: установить умение учащегося переключать свое внимание.

 

Экспериментатор предлагает испытуемому в течение 10 минут с возможно большей скоростью и точностью складывать два однозначных числа, написанных одно под другим. Сложение производится двумя различными способами, меняющимися каждую минуту.

 

Первый способ: Испытуемый складывает два числа (верхнее и нижнее) и результат записывает рядом с верхним числом справа, а предыдущее верхнее число подписывает внизу. Полученная пара чисел складывается аналогичным образом и т. д. Если сумма выражена двузначной цифрой, записывается только цифра, обозначающая единицы, а цифру, обозначающую десятки отбрасывают (если сумма равна 12, то записывают 2).

 

Например:

 

5 4 9 3 2 5 …

9 5 4 9 3 2 …

 

Второй способ: Испытуемый складывает два числа (верхнее и нижнее) и результат записывает рядом с нижним числом первой пары, а предыдущее нижнее число первой пары переносят вверх. Полученная пара чисел складывается аналогичным образом и т. д.

Например:

5 9 4 3 7 0 7 7 4 …

9 4 3 7 0 7 7 4 1 …

 

Учащемуся подробно объясняют и показывают на примере оба способа действия. По сигналу экспериментатора испытуемый начинает складывать предложенные пары цифр первым способом. Через минуту экспериментатор дает сигнал «Время!», и испытуемый, поставив вертикальную черту, должен начать складывать по второму способу с той пары цифр, на которой его застал сигнал. Так ученик должен работать в течение 10 минут, через каждую минуту переходя от одного способа сложения к другому. За это время он производит 9 переключений.

 

Обработка результатов: Необходимо подсчитать среднее количество произведенных счетных операций за 1 минуту в условиях переключения. 18 и более правильных операций в условиях переключения свидетельствует о сравнительно быстром протекании психических процессов, это показывает достаточную работоспособность ученика, а 8 и менее операций указывают на замедленность протекания психических процессов и свидетельствуют о малой работоспособности испытуемого.

Методика 2.6 Цель: изучение уровня внимания и самоконтроля школьников.(5-7 кл.)

Предложите учащемуся прочитать текст, проверить его. Если будут найдены ошибки (в том числе и смысловые), то их необходимо исправить карандашом или ручкой. Экспериментатор фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее).

Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.

 

Текст

Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.

 

Обработка результатов. Подсчитывается количество пропущенных ошибок:

0-2 – высший уровень внимания;

3-4 – средний уровень внимания;

более 5 – низкий уровень внимания.

Экспериментатор должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом и др.

 

Методика 2.7 Корректурная проба.

Цель: определить степень концентрации внимания при работе с корректурными таблицами.

Материал: а) корректурная таблица;

б) секундомер.

 

Учащемуся предлагается корректурная таблица, представляющая собой случайный набор согласных и гласных букв (также это могут быть наборы цифр, фигур, расположенных рядами в случайном порядке). Учащийся должен подчеркивать букву «С» и зачеркивать букву «Ч».

Время выполнения задания - 2 минуты. Начало выполнения задания – по сигналу «Начинай!». Окончание – по команде «Стоп!». В том месте, где учащегося застала команда «Стоп!», он должен поставить вертикальную черту.

 


Корректурная таблица

 

ЮТЛЕФГЖЮУПШСРДЕАТЛБЗКИНФЯВПЧМОЗ

АГНБВИОМШСЯСНЛОЖВМФЕЮЗУЖДРТГКБИ

АНДКХУЖГЗШЯНБХЮАВЧЮДФПСЗИХПЧЖГО

ЮТЛЕФГЖЮУПШСРДЕАТЛБЗКИНФЯВПЧМОЗ

АГНБВИОМШСЯСНЛОЖВМФЕЮЗУЖДРТГКБИ

АНДКХУЖГЗШЯНБХЮАВЧЮДФПСЗИХПЧЖГО

БШЖСВУАРЛМТБДКОМВЗСЮХНГЯЖВСЮИИМ

ЕТРШУХКПЛЖИУЧФРЕЗНГАРХМФПУЮНКЯЗ

ГШВИЧАЖЛСОЕДТВИТШПДЛОУЖАГЗДВЮЯИ

ФМСХУКШЛПТЕБРЖНЧОКБРЧНЗСХИГХЛЯЧ

ЗДЕЖСФОНВГУШТЮКМАПИБРВЕНПАКРАНО

ЧРПДХИЮПЖШТВФСЗСБОЯЖХЛЮВЕБДКТФ

ЛПЕЗБУТНВСОЮМЮПЖЕШЖНБФТХСКЛПАХ

ИШЮДАГМТРГЖМЖУЗХДЛПАЕКВРНЮТЧБФ

ОГТШСАДКОЧИБФСЕПСМФЮОНЯЧХЛРЕАУ

ДЗЖТГШВИКБЛНПВЗОУРГОЛКЮХУШЮМНВП

СЯСХЕЗНПЧИЖФАНТБКДИРЧЗЕКМХТЮЖЧ

БРБСШВГСБЖПИЮУДПХАЕНТМЛЖМПДЖУШ

СЕМПТНОЮАВКБИЧРЛХЯУДФЗГКОАНГНЛ

РБЗЯЮБОЖХМУФДТПАЧДСЗКЕВРНЛИЩИВ

ТФХГАЖМПГТКНОУРИДНВЧЮЛСЯЕХФБЗА

ШЖМДКОСШЧНЛХБНЯОЧШЛФХНСЗАЕВПГЗ

ТКИДЮРБУЮОРИЗУМДТФЕКИГЮСХВЯГСГ

ДЖТЕАПХБРВЮПЗШАКОШЯДЗЗАКНХЮРХЛЯ

ЭСВНЧПЕПВЖЗШЮИОФМЕГИБМР

 

Обработка результатов

Определить коэффициенты правильности – А и продуктивности – Е.

Коэффициент правильности вычисляется по формуле:

 

А=(С-W)/(C+O),

 

где С – число правильно перечеркнутых и подчеркнутых букв,

W – число неправильно перечеркнутых и подчеркнутых букв,

О – число ошибочно пропущенных букв.

 

Коэффициент продуктивности вычисляется по формуле:

Е=S·А, где S – число просмотренных знаков,

А – коэффициент правильности.

Оценка уровней правильности и продуктивности проводится по таблице 1.

 


Таблица 1

Уровни Пределы А Пределы Е
Высокий 0,98 и выше 310 и выше
Выше среднего 0,96 – 0,97 260-309
Средний 0,93 - 0,95 200-259
Ниже среднего 0,91 – 0,92 150-199
Низкий 0,90 и ниже 149 и ниже

 

 

Задание 3. Изучение эмоционально-волевой сферы личности

Методика 3.1 Исследование тревожности (опросник Спилбергера)

Цель: определения уровня ситуативной и личной тревожности.

Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях.

Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить или только личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...