Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика 2.1. Логические закономерности

Цель: исследование логического аспекта математического мышления.

 

Испытуемому предъявляют письменно ряды чисел. Ему необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Испытуемый должен определить два числа, которые бы продолжили ряд. Время решения заданий фиксируется. Проверить правильность ответов и уровень развития логического мышления по «ключу»:

Ключ к обработке: Правильные ответы 1)8,9 2) 24,27 3) 64,128 4) 16,17 5) 4,1 6) 8,1 7) 0.25,0.125 8) 49,64 9) 9,6 10) 38,76  

 

ЧИСЛОВЫЕ РЯДЫ:

1) 2,3,4,5,6,7,

2) 6,9,12,15,18,21,

3) 1,2,4,8,16,32,

4) 4,5,8,9,12,13,

5) 19,16,14,11,9,6,

6) 29,28,26,23,19,14,

7) 16,8,4,2,1,0.5,

8) 1,4,9,16,25,36,

9) 21,18,16,15,12,10,

10) 3,6,8,16,18,36,

 

 

Оценка результатов с помощью таблицы

Время выполнения задания (мин., с) Количество ошибок Баллы Уровень развития логического мышления
2 мин и менее Очень высокий уровень логического мышления
2 мин 10 с – 4 мин 30с Хороший уровень, выше, чем у большинства людей
4 мин 35с – 9 мин 50 с 3+ Хорошая норма большинства людей
4 мин 35с – 9 мин 50 с Средняя норма
4 мин 35с – 9 мин 50 с 2-3 3- Низкая норма
2 мин 10 с- 15 мин 4-5 Ниже среднего уровня развития логического мышления
10 мин – 15 мин 0-3 2+ Низкая скорость мышления
Более 16 мин Более 5 Дефект логического мышления у человека, прошедшего обучение в объеме начальной школы, либо высокое переутомление

 

Методика 2.2. Оценка логического мышления (9 класс)

Цель: исследование логического мышления.

 

Испытуемому предъявляются восемнадцать логических задач. Каждая задача состоит из двух логических посылок. Буквы в них находятся в каких-то численных взаимоотношениях между собой. Опираясь на эти логические предпосылки, надо решить, в каком соотношении находятся между собой буквы, стоящие под чертой.

Инструкция: «Вам предлагается решить 18 логических задач, каждая из которых включает две логические предпосылки. Ваша задача - решить, как соотносятся между собой буквы, стоящие под чертой, и отметить это отношение с помощью математических знаков ”>”, “<”. Время выполнения учитывается». Оценка производится по количеству правильных ответов (табл. 1).

 

Материал к методике

1. А больше Б в 9 раз Б меньше В в 4 раза В А 2. А меньше Б в 10 раз Б больше В в 6 раз А В
3. А больше Б в 3 раза Б меньше В в 6 раз В А 4. А больше Б в 4 раза Б меньше В в 3 раза В А
5. А меньше Б в 3 раза Б больше В в 7 раз А В 6. А больше Б в 9 раз Б меньше В в 12 раз В А
7. А больше Б в 6 раз Б больше В в 7 раз А В 8. А меньше Б в 3 раза Б больше В в 5 раз В А
9. А меньше Б в 10 раз Б больше В в 3 раза В А 10. А меньше Б в 2 раза Б больше В в 8 раз А В
11. А меньше Б в 3 раза Б больше В в 4 раза В А 12. А больше Б в 2 раза Б меньше В в 5 раз А В
13. А меньше Б в 5 раз Б больше В в 6 раз В А 14. А меньше Б в 5 раз Б больше В в 2 раза А В
15. А больше Б в 4 раза Б меньше В в 3 раза В А 16. А меньше Б в 3 раза Б больше В в 3 раза А В
17. А больше Б в 4 раза Б меньше В в 7 раз В А 18. А больше Б в 3 раза Б меньше В в 5 раз А В

 

Ключ:

1.В<A 2.A<B 3.B>A 4.B<A 5.A>B 6.B>A 7.A<B 8.B<A 9.B>A 10.A>B 11.B<A 12.A<B 13.B<A 14.A<B 15.B<A 16.A<B 17.B>A 18.A>B

 


Таблица 1

Оценка, баллы Уровень развития логического мышления
высокий средний низкий
Количество правильных ответов 14-15 12-13 10-11 8-9 6-7

 

 

Методика 2.3. Логичность умозаключений

Цель: определение уровня логичности в рассуждениях.

Испытуемому предъявляются на слух задания. В каждом задании два связанных между собой суждения и вывод – умозаключение. Некоторые умозаключения правильны, а другие заведомо неправильны. Требуется определить, какие выводы правильны, а какие ошибочны. Время обдумывания каждого задания – 10 секунд.

 

Материал:

 

1. Все металлы проводят электричество. Ртуть – металл. Следовательно, ртуть проводит электричество.

2. Все арабы смуглы. Ахмед смугл. Следовательно, Ахмед – араб.

3. Некоторые западные страны – члены НАТО. Монако – западная страна. Следовательно, Монако – член НАТО.

4. Все Герои России награждались орденом Мужества. Иванов награжден орденом Мужества. Следовательно, Иванов – Герой России.

5. Лица, занимающиеся мошенничеством, привлекаются к уголовной ответственности. Петров мошенничеством не занимался. Следовательно, Петров не привлекался к уголовной ответственности.

6. Все студенты высшей школы изучают логику. Смирнов изучает логику. Следовательно, Смирнов – студент вуза.

7. Некоторые работники 2-го управления – юристы. Фомин – юрист. Следовательно, Фомин – работник 2-го управления.

8. Все граждане России имеют право на труд. Иванов гражданин России. Следовательно, Иванов имеет право на труд.

9. Все металлы куются. Золото – металл. Следовательно, золото куется.

10. Когда идет дождь – крыши домов мокрые. Крыши домов мокрые. Следовательно, идет дождь.

11. Все коммунисты выступают против войны. Джонс выступает против войны. Следовательно, Джонс – коммунист.

12. Все коренные жители Конго – негры. Мухамед – негр. Следовательно, Мухамед – житель Конго.

13. Все студенты 3-го курса сдали зачет по физкультуре. Володя сдал зачет по физкультуре. Следовательно, Володя – студент 3-го курса.

14. Некоторые европейские страны входят в Европейский Союз. Беларусь – европейская страна. Следовательно, Беларусь входит в Европейский союз.

Обработка результатов:

Номера умозаключений, которые следует признать верными 1,8,9. Все остальные умозаключения следует признать ошибочными, неверными. Если у испытуемого умозаключения оценены иначе, это оценивается как ошибки. Оценка результатов проводится по таблице.

 

Количество ошибок Баллы Уровень логичности
Высокий уровень логичности в рассуждениях, быстро «улавливает» ошибки в чужих рассуждениях
Хороший уровень логичности
2-3 Средняя норма логичности, подчас допускается нелогичность в собственных рассуждениях, не «улавливаются» логические ошибки в чужих сложных рассуждениях
4-6 Низкая логичность, частные логические ошибки

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...