Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика 2.5. Установление закономерностейЦель: определить способности к анализу и сравнению, оценить умения делать логические построения, скорость переключения с одного способа умственного действия на другой.
Инструкция: «Задание требует от вас внимательности, сообразительности, умения устанавливать закономерности. На бланке имеются 25 строчек по 5 слов в каждой. Слева перед каждой строчкой изображены значки : + ? *и т. п. Этими условными значками обозначены или зашифрованы одно или несколько слов из тех, что имеются в данной строчке. Ваша задача – отыскать и подчеркнуть эти слова. Чтобы это сделать, вы должны уловить закономерность расположения знаков. Так, если все значки разные, значит, и слово, которое надо найти, состоит из различных, неповторяющихся букв. Например, + * : = пуля няня тара дядя (правильный ответ – пуля). Если же в начале строки имеется набор знаков такого рода : * + * ?, то очевидно, что этому набору знаков будут соответствовать слова, у которых вторая и четвертая буквы одинаковые. Слова могут состоять из 4, 5, 6, 7 и 8 букв, т. е. задание по мере увеличения букв усложняется, однако принцип обозначения и расшифровки слов один и тот же. Иногда значками могут обозначаться слова, в которых встречаются две пары одинаковых букв. Например, * : I : O I – статья сорока мнение скалка. Если в наборе знаков только два повторяющихся знака, то вы не должны подчеркивать слова, где кроме этих 2 букв повторяются еще и другие буквы, не указанные значками, например О = * Х = тайна жажда ответ пепел. Очевидно, что слово «жажда» подчеркивать не надо, т. к. кроме второй и последней здесь повторяются еще первая и третья буквы. Не забудьте, количество слов, которые надо отыскать, может быть одно, два и более, т. е. вы должны просматривать всю строчку от начала до конца. Ошибки можно исправлять в том случае, если вы это заметили. По команде «Начали» приступите к работе, по команде «Конец» поставьте вертикальную черту после последнего проверенного вами слова. Работать нужно 8 минут, без излишней спешки и без ошибок».
Материал Ключ
Обработка результатов: По данным эксперимента рассчитывается коэффициент успешности (А): Д - пропуски А = · С, Д + ошибки
Где А – коэффициент успешности, Д – количество слов, которые нужно было подчеркнуть в том объеме материала, который просмотрел испытуемый за отведенные ему 8 минут; Пропуски – количество неподчеркнутых слов, которые нужно было подчеркнуть в данном объеме материала; Ошибки – количество неправильно подчеркнутых слов; С – общее количество всех просмотренных слов.
Успешность выполнения задания оценивается по коэффициенту А: более 100 – отлично; 85-100 – хорошо; 70-84 – удовлетворительно; 55-69 – плохо; менее 55 – очень плохо. Методика 2.6. Исключение лишнего Цель: изучить особенности процесса обобщения у испытуемого. Инструкция: ”Прочитай слова каждого ряда слов, вычеркни лишнее и скажи, что объединяет оставшиеся слова”: 1) Собака, корова, овца, лось, кошка. 2) Собака, корова, овца, лось, лошадь. 3) Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр. 4) Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки. 5) Токарь, учитель, врач, книга, космонавт. 6) Стол, стул, кровать, пол, шкаф.
Обработка результатов: Ответы: 1) Лось, т. к. остальные слова обозначают домашних животных; 2) Собака, так как остальные слова обозначают копытных животных; 3) Иванов, т. к. все остальные слова обозначают имена; 4) Шнурки, т. к. остальные слова обозначают обувь; 5) Книга, т. к. остальные слова обозначают профессии; 6) Пол, т. к. остальные слова обозначают предметы мебели. Испытуемый должен объяснить, почему он считает названное им слово ”лишним”. Обработка результатов: Определение уровня развития операции обобщения производится по формуле: n К = · 100%, N где n – количество правильно названных слов, N – общее количество слов (6 слов). При К 100% - 85% - уровень развития операции обобщения высокий, при К 84% - 70% - уровень развития средний, а при К от 69% и ниже – низкий. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |