Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Акты международных организаций и конференций.

В широком смысле международное правотворчество – это всякая деятельность, которая прямо или косвенно направлена на развитие и усовершенствование международного права. В более узком смысле речь идет о деятельности субъектов международного права, направленной на создание, изменение или отмену норм международного права.

Правотворческий процесс в международном праве не ограничивается заключением международного договора и признанием международного обычая в качестве обычной нормы международного права. К новым способам международного правотворчества можно отнести заключительные акты международных совещаний и конференций, резолюции и иные акты международных организаций.

Например, многие современные межгосударственные организации разрабатывают и принимают так называемые административно-регламентационные акты, которые содержат правила, относящиеся к различным аспектам их внешнего функционирования и способствуют осуществлению их уставных задач (например, административные регламенты (МСЭ, ВПС); технические регламенты (ВМО); международные стандарты (ИКАО); медико-санитарные правила (ВОЗ); международные правила (МАГАТЭ, Международный орган по морскому дну); регламенты (Европейский Союз)

Рассматривая правовую природу актов международных организаций можно выделить несколько точек зрения. Так, в современной международно-правовой литературе обращается внимание на сходство процедуры разработки международных стандартов, с одной стороны, и процессом выработки международного соглашения в рамках международной организации – с другой.

Кроме того, высказывается позиция, что регламенты международных организаций есть результат их законодательной или квазизаконодательной деятельности.

По своей юридической силе акты международных орагнизаций могут быть как рекомендательными, так и носить юридически обязательный характер. И правомочие международных организаций на принятие того или иного вида данных актов (обязательного либо необязательного) целиком зависит и основывается на положениях их учредительных актов, подписанных и ратифицированных государствами-членами на основе их суверенного волеизъявления, и других нормативных установлениях, составляющих «правила организации».

Самой универсальной международной организацией является Организация Объединенных Наций. Учрежденные Уставом ООН органы принимают различные правовые решения. Генеральная Ассамблея - рекомендации, резолюции, решения, рассматривает общие принципы сотрудничества (ст. 18). Совет Безопасности - доклады (общие и специальные), рекомендации, решения о конкретных мерах, срочных военных мероприятиях, собственные правила процедуры. Решения Совета Безопасности выполняются членами Организации непосредственно и путем их действий в соответствующих международных учреждениях.

Успешно действуют специальные Комиссии ООН (по международной торговле и др.), европейских структур (Комиссия по контрактному праву Европарламента и др.), чьи нормативные модели чаще всего служат стандартом для применения в национально - правовых системах.

Источником нормообразования служат постоянные международные форумы. Участники Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) периодически принимают документы или акты, содержащие их согласованные оценки международных ситуаций и направления совместной деятельности. Так, в июне 1990 года принят Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению. Выражено, в частности, пожелание приступить к сравнительному изучению законодательства, административных правил и судебной практики, а также государственных институтов стран - участниц.

В мире действует немало международных специализированных организаций. Их задача - содействие сотрудничеству государств в различных сферах жизни на основе единых принципов и норм. Международная организация труда (МОТ), ЮНЕСКО, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и другие выполняют большой объем работы по реализации общих международно-правовых актов и собственных решений.

В русле этих процессов можно отметить и повышение удельного веса правил, норм и стандартов, разрабатываемых и принимаемых независимыми международными структурами. Высокое качество документов и авторитет этих структур придают их рекомендательным актам значение универсальных регуляторов. Конвенции, кодексы, общие принципы УНИДРУА (например, о международном финансовом лизинге), ЮНСИТРАЛ, принципы Европейского контрактного права, типовые финансовые правила расчетов, кодексы корпоративного поведения и управления все шире используются для нормативной ориентации в процессе правотворчества и правоприменения при осуществлении финансово - экономических операций.

Нормы мягкого права (soft law)

Термин «мягкое право» используется для обозначения двух различных нормативных явлений. В одном случае речь идет об особом виде норм международного права, в другом – о неправовых международных нормах.

В первом случае к этой категории относят нормы, которые не создают четких, конкретных прав и обязанностей, а дают лишь общую установку. Как правило, подобные нормы содержатся в актах международных организаций.

Т.Н. Нешатаева отметила, и с ней нельзя не согла­ситься, что «вопрос о природе резолюций-рекоменда­ций, их юридической силе, а также о роли в междуна­родном нормотворческом процессе является сегодня одним из наиболее спорных в международно-право­вой доктрине». Она выделяет несколько оценок роли резолюций-рекомендаций в международном нормо­творческом процессе. 1) такие акты могут выступать в качестве промежуточной стадии образования нормы международного права, 2) резолюции являются спосо­бом констатации действующей международно-пра­вовой нормы обычного характера, 3) резолюции-рекомендации могут служить целям толкования международно-правовой нормы.

Относительно юридической силы таких норм существует два противоположных мнения:

- отсутствие у документа, в котором содержатся такие нормы юридического содержания;

- нормы «мягкого права» являются международно-правовыми.

Нормы «мягкого права» могут решать различные задачи. Например, регулировать международные отношения с участием субъектов национального права. Экономические, культурные, научно-технические связи осуществляются в основном частными лицами и организациями, которые не могут быть обязаны государством к соответствующей деятельности.

«Мягкие нормы» вовсе не представляют собой чуждое или негативное явление в международном праве, а являются его необходимым элементом.

Отличительной особенностью норм «мягкое право» является особый «мягкий» механизм действия, включающий и «мягкую» ответственность. Этот механизм является не юридическим, а политическим. Нарушение нормы «мягкого права» влечет не юридическую, а политическую ответственность. Действие такого рода норм не регулируется правом, что вовсе не означает, что совершаемые на их основе действия могут выходить за рамки права. Это не является исключительно теоретическим выводом. Соответствующие моменты находят достаточно четкое понимание в практике государств.

Решения международных судебных и арбитражных учреждений.

В науке международного права существуют полярные точки зрения, в отношении судебных решений. Например, для романо-германской правовой системы характерно отрицание за судебными решениями статуса источников международного права, а представители англо-американской наоборот преувеличивают их значение.

Сторонники признания прецедентов в качестве источников указывают, что решение международных судов констатирует наличие права, что не означает, что они не являются фактическими источниками международного права. Поскольку осуществляя толкование той или иной нормы, суд создает новую. Тем не менее, данная позиция является относительно спорной, поскольку, например, решение Международного Суда ООН обязательно только лишь для сторон, в отношении которых оно вынесено. Однако если анализировать практику применения решений таких судов как Суд Европейских сообществ или Европейского суда по правам человека, то можно сделать вывод о «неограниченности» применения его решений.

Отнесение решений судов к вспомогательным источникам является справедливым. Как правило, судебное решение используется для установления еще не достаточно ясной нормы международного права.

Вместе с тем судебные решения имеют большое значение для единообразного толкования и применения международного права. В международных отношениях суды и арбитражи не имеют инстанционности. Каждый орган действует изолировано и создает собственное прецедентное право. Очень часто толкование норм, констатация существования норм международного права данное судом в решении становится неотделимой от международного договора или обычая при их применении. Это даже нашло отражение в Постановлении Пленума ВС РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ». Пункт 10 этого Постановления устанавливает, что применение Европейской Конвенции прав человека и основных свобод 1950 г. должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции. В п. 11 подчеркивается обязательность для всех государственных органов РФ, в том числе судов решений Европейского Суда по правам человека.

 


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...