Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Принципы международного права

 

1. Понятие и классификация принципов международного права.

 

Одна из особенностей современного международного права состоит в том, что оно включает систему норм особого рода – основных принципов. Под основными принципами понимаются исторически обусловленные основополагающие общепринятые нормы, выражающие главное содержание международного права. Основные принципы представляют собой нормативное выражение важнейших закономерностей и устоев современной системы международных отношений и международного права.

Такого результата государства достигли взаимодействуя друг с другом, вырабатывая и согласовывая взаимоприемлемые правила их отношений. В этих условиях практика взаимоотношений государств пошла по пути выработки и согласования наиболее общих правил, которые в обобщенном виде аккумулировали бы в себе множество специальных норм, регулировавших самые различные сферы их сотрудничества. Таким образом стали формироваться отдельные наиболее общие принципы межгосударственных отношений и постепенно стала складываться система наиболее важных принципов международного права. Формирование принципов происходило обычным и договорным путем. С принятием Устава ООН основные принципы были им кодифицированы и приобрели договорно-правовую форму.

Основные принципы современного международного права, безусловно, являются императивными нормами, иначе они утратили бы свой основополагающий характер. Основные принципы современного международного права — это система (подсистема) исходных и взаимосвязанных норм общего международного права, регулирующих в обобщенном виде поведение государств и иных субъектов международного права во всех сферах международных отношений, имеющих императивный характер и определяющих в концентрированном виде основное содержание и целенаправленность международного права.

Анализ международных актов, посвященных основным принципам, позволяет говорить об их императивном характере, а также о том, что из них непосредственно вытекают права и обязанности. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами 1970 г. в соответствии с Уставом ООН призывает все государства руководствоваться этими принципами в своей международной деяельности и развивать свои взаимоотношения на основе их строго соблюдения. В Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. принцип добросовестного исполнения обязательств по международному праву формулируется таким образом, что на первом месте стоят обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов международного права.

Принципы являются основополагающими нормами международного права. С их помощью закрепляются основы современных систем международных отношений и международного права. С их помощью осуществляется нормальное функционирование международно-правовой системы.

Следует также иметь в виду, что помимо основных международное право содержит и другие нормы-принципы, являющиеся исходными для данной совокупности и системы (подсистемы, субсистемы) взаимосвязанных между собой норм. Но существует и особая категория принципов, отличающихся от всех иных, - основные принципы международного права. Они являются не только нормами, но и обладают высшей юридической силой – jus cogens. Поскольку принципы обладают высшей юридической силой и являются основополагающими нормами международного права, то иные нормы международного права не могут им противоречить и все международные отношения должны соответствовать их установкам.

Следует отметить, что содержание принципов является достаточно стабильным, как правило, они имеют программный характер. Тем не менее, принципы развиваются, отвечая современным требованиям международной системы и воздействуют на нее не только с помощью правового, но и политического, а также морального механизма нормативного регулирования.

Особое значение имеет всеобщий характер. Это дает каждому государству право и возлагает на него обязанность принимать меры, направленные против нарушения принципов, даже в случае, если интересы этого государства непосредственно нарушением не затрагиваются. Одной из основных функций принципов является обеспечение приоритета общечеловеческих интересов и ценностей, прежде мира и безопасности, жизни и здоровья, международного сотрудничества и других ценностей международного порядка.

Принципы международного права служат нормативной основой как правотворческого, так и правоустанавливающего процесса, а также прогрессивного развития международного права и в результате являются критерием законности на всех этапах функционирования этого права.

Основные принципы международного права — это общепризнанные нормы, определяющие главное содержание и характерные черты международного права и обладающие высшим политическим, моральным и юридическим авторитетом, направленные на нормальное функционирование международной системы и поддержание международного правопрядка.

 

 

2. Правовое закрепление принципов международного права.

 

Будучи ядром международного права и обладая императивной силой, основные принципы существуют как универсальные, общеобязательные и общепризнанные. Место, занимаемое принципами а в системе международного права, процесс их формирования определяют особенности их правовой формы. Они обретают свою правовую форму в результате общего соглашения государств. Статья 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. предусматривает, что императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер.

Договорно-правовое закрепление принципов международного права началось с принятия Устава ООН 1945 г., включив в него ст. 2, содержащую семь принципов, которыми государства-участники обязались руководствоваться в своих взаимных отношениях:

- принцип суверенного равенства всех Членов ООН;

- принцип добросовестного выполнения членами ООН принятых по Уставу обязательств;

- принцип разрешения членами ООН своих международных споров мирными средствами;

- принцип воздержания членами ООН в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения;

- принцип оказания членами ООН всемерной помощи Организации во всех ее уставных действиях;

- принцип невмешательства ООН в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства;

- принцип обеспечения действия государств-нечленов ООН в соответствии с данными принципами.

Первоначально эти принципы рассматривались как внутриорганизационные основы ООН, но затем в силу их особой международной важности и практической значимости были признаны в качестве основных принципов современного международного права.

В 1970 году на сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. В перечень принципов, закрепленных в Декларации, вошли основополагающие положения из статей 1 и 2 Устава ООН. Таким образом действие принципов распространялось не только на внутриорганизационные отношения в рамках ООН, а они приобрели характер «всеобщности». Несмотря на то, что Декларация имела лишь рекомендательный характер, государства обязались выполнять и соблюдать принципы, закрепленные в ней. Генеральная Ассамблея призвала все государства руководствоваться этими принципами в своей международной деятельности и развивать свои взаимоотношения на основе их строгого соблюдения.

В Декларации было раскрыто содержание и дано толкование следующих семи принципов:

- принципа суверенного равенства государств;

- принципа невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государства;

- принципа воздержания государств в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения;

- принципа разрешения государствами своих международных споров мирными средствами;

- принципа равноправия и самоопределения народов;

- принципа обязательности международного сотрудничества в целях обеспечения международного мира и содействия прогрессу и благосостоянию народов;

- принципа добросовестного выполнения государствами обязательств, принятых в соответствии с Уставом.

Дальнейшее нормативное закрепление принципы получили в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года. Основу этого Акта составляет «Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях». В Заключительном акте СБСЕ отражены такие принципы как:

- принцип суверенного равенства и уважения прав, присущих суверенитету;

- принцип неприменения силы и угрозы силой;

- принцип нерушимости государственных границ;

- принцип территориальной целостности государств;

- принцип мирного урегулирования международных споров;

- принцип невмешательства во внутренние дела;

- принцип уважения прав человека и основных свобод;

- принцип равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой;

- принцип сотрудничества между государствами;

- принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву

На существующую нормативную систему принципов значительное влияние оказали обычные нормы и такие международные акты как Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., Декларация о недопустимости интервенции и вмешательства по внутренние дела государства 1981 г. и др. Также следует учитывать и то, что развитие некоторые принципы получили в международных договорах. Например, принцип уважения прав и свобод человека более детализирован во Всеобщей декларации прав человека, а в последующем в Пакте о гражданских и политических правах 1966 г. и Пакте о социальных, экономических и культурных правах 1966 г.

 

3. Система принципов международного права.

 

Основные принципы международного права образуют систему, занимающую центральное место в общей системе международного права. Существование и действие основных принципов носит системный характер. Все они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, из чего вытекают определенного рода иерархичные связи. Тем не менее, с юридической точки зрения, нельзя говорить о том, что одни принципы подчиняются другим, поскольку все они обладают императивностью и являются одинаково юридически обязательными. Когда речь идет об иерархии принципов международного права, как правило, подразумевается их смысловая соподчиненность. Все принципы без исключения направлены на обеспечение мирного сосуществования государств. Именно этот принцип лежит в основе всех остальных. Государства, сотрудничая друг с другом, должны поддерживать минные отношение и добрососедство. Избегать применения какой-либо силы или угроз. Оказывать в случае необходимости посильную помощь.

В теории международного права выделяется позиция, в соответствии с которой в основе формирования всех принципов международного права лежит принцип мирного сосуществования. Среди многих правовых компонентов принципа мирного сосущест­вования главное место принадлежит, конечно, обязательности поддер­жания международного мира и безопасности, сердцевиной чего яв­ляется требование ненападения (запрещение агрессии). Обязательность поддержания международного мира и безопасности есть главное целеполагающее начало современного международного права, и, вместе с тем, — это имеющая собственное правовое содержание норма, пре­дельно ясное и четкое правовое правило поведения всех государств. Данный принцип неразрывно связан (можно даже сказать, что из его содержания вытекают) с такими принципами как принцип не применения силы и угрозы силой, принцип суверенного равенства государств, принцип нерушимости границ, принцип невмешательства во внутренние дела государства и т.п.

Система принципов не стоит на месте, она развивается и совершенствуется, отвечая требования современных межгосударственных отношений. Как правило, развитие происходит посредством усовершенствования и расширения содержания существующих принципов.

В настоящее время значительное развитие получают принципы, формирующиеся в отдельных отраслях международного права. В частности в области международной безопасности сформирован принцип всеобщего и полного разоружения, международное экологическое право закрепляет принцип международной экологической безопасности и т.п. Кроме того, в теории международного права выделяют и такие принципы как:

- принцип права на развитие;

- принцип справедливости;

- принцип добросовестности;

- принцип сотрудничества;

- принцип охраны окружающей среды;

- принцип международно-правовой ответственности.

 

4. Характеристика принципов международного права.

Содержание принципов международного права.

Принцип суверенного равенства государств. В основе данного принципа лежит формула, заимствованная из римского права par in parem non habet imperium (равный над равным власти не имеет).

Современное международное право исходит из того, что все государства равны между собой не зависимо от их уровня развития, политического влияния, экономической силе, военной мощи. Согласно принципу суверенного равенства, государства при фактическом неравенстве юридически равны. В п. 1 ст. 2 Устава ООН провозглашает, что Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов.

Данный принцип закрепляет взаимное уважение государств. То есть каждое государство вправе осуществлять в пределах собственной территории всю полноту законодательной, исполнительной, административной и судебной власти без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику.

Принцип невмешательства во внутренние дела. Содержание данного принципа достаточно полно раскрывается в Декларации о принципах международного права 1970 г. В соответствии с нормами этого договора ни одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямо или косвенно во внутренние или внешние дела любого другого государства. Закрепляется невозможность применения или поощрения мер воздействия одного государства на другое экономического либо политического характера с целью подчинения. Ни одно государство не должно организовывать, разжигать, финансировать, подстрекать или допускать подрывную, террористическую или вооруженную деятельность, направленную на насильственное свержение строя другого государства, равно как и способствовать ей, а также вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве. Декларация также закрепляет право каждого государства выбирать себе политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства в какой-либо форме со стороны какого бы то ни было другого государства.

Тем не менее, на практике в определенной степени возникают случаи нарушения данного принципа. В частности, вмешательство может быть прямым или косвенным. Прямое вмешательство означает явное и неприкрытое принуждение (военными, экономическими, финансовыми, политическими и другими средствами) одним государством (государствами) другого к совершению определенных действий, затрагивающих его суверенную внутреннею компетенцию. Косвенное вмешательство - это применение вышеназванных средств принуждения, которое осуществляются не самим государством, а лицами или организациями, находящимися под их контролем. Однако, если государство прямо или косвенно оказывает влияние на другое государство, его можно привлечь к ответственности.

Принцип равноправия и самоопределения народов. Целью данного принципа является обязанность государств воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение. Правовое закрепление принцип получил в Уставе ООН, Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., в которой закрепила право каждого народа самостоятельно выбирать и устанавливать политическую, экономическую, социальную и культурную системы.

Декларация о принципах международного права 1970 г. раскрывая содержание данного принципа провозглашает: «Создание независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение».

Данный принцип имел особое значение при распаде колониальной системы, когда «зависимые» государства получали саомостоятельность и независимость. Сейчас положения данного принципа в основном применимы лишь к народам существующих суверенных государств. Его новое содержание сводится к тому, что каждый народ в любом государстве вправе самостоятельно, без какого-либо вмешательства или давления извне решать, поддерживать ли существующий в государстве социальный строй или любое иное устройство государства или требовать их изменения, выражая свою волю путем голосования или любыми иными возможными и доступными ему способами.

Принцип территориальной целостности и неприкосновенности. В качестве самостоятельного данный принцип был выделен в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. Раскрывая его содержание можно выделить две составляющих:

- территориальная целостность, означающая недопустимость действий, ведущих к незаконному расчленению государства, отделению от него частей, оккупации и т.п.;

- территориальная неприкосновенность, затрагивает не только случаи отторжения, но и иные виды посягательств, например, вооруженное нападение, которое не ставит целей захвата территории, транзит любых транспортных средств без разрешения территориального суверена, разработка иностранными лицами или государствами природных ресурсов без разрешения суверенного государства и т.д. Приобретение территории в следствие нарушение этого принципа признается незаконным.

Принцип нерушимости государственных границ. Данный принцип рассматривается как дополнительный к принципу уважения территориальной целостности. Впервые он был закреплен в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. Основываясь на содержании данного принципа осуществляется: признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом; отказ от каких-либо территориальных претензий на данный момент или в будущем; отказ от каких-либо посягательств на эти границы, включая угрозу и применение силы.

Принцип международного сотрудничества. Устав ООН закрепляет данный принцип как важнейшее направление и цель деятельности самой Организации. В соответствии с нормами Декларации 1970 г. государства должны сотрудничать друг с другом независимо от различий их политических, экономических и социальных систем в следующих направлениях: поддержание мира и безопасности; всеобщее уважение прав человека; осуществление международных отношений в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства; сотрудничество с ООН и принятие мер, предусмотренных ее Уставом; содействие экономическому развитию во всем мире, особенно в развивающихся странах.

Значение этого принципа с каждым годом возрастает. Кроме того, данный содержание данного принципа наполняется все более новыми элементами.

Принцип неприменения силы и угрозы силой. Данный принцип закрепляется в Уставе ООН, в Декларации о принципах международного права 1970 г., в Заключительном акту СБСЕ 1975 г., Определении агрессии, принятого Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 г., а также в Декларации ООН 1987 г. об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой и ее применения в международных отношениях. В соответствии с этими нормативно-правовыми актами агрессивная война объявлена международным преступлением.

Устав ООН закрепил одной из главных целей ООН избавление грядущих поколений от бедствий войны, создание такой международной системы правил и механизмов, в соответствии с которой вооруженные силы применялись бы не иначе как в общих интересах.

В Уставе также предусматриваются и случаи случая правомерного применения вооруженной силы. Во-первых, это становится возможным по решению Совета Безопасности ООН. В данной ситуации применяется санкция к государству-нарушителю в случае угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии. Во-вторых, ст. 51 Устава закрепляет возможность применения государством силы в порядке самообороны в случае вооруженного нападения на него, которую оно должно осуществлять до тех пор, пока Совет Безопасности сам не примет необходимых мер для восстановления мира и безопасности.

Согласно Определению агрессии, нормативное содержание принципа неприменения силы включает в себя запрещение: вторжения или нападения вооруженных сил одного государства на территорию другого; военной оккупации; полной или частичной аннексии территории; применения любого оружия одним государством против другого даже без вторжения; актов нападения частей и подразделений вооруженных сил одного государства на военные части и подразделения другого; применения вооруженных сил одного государства, находящихся по соглашению на территории другого, в нарушение условий, предусмотренных соглашением; продолжения пребывания вооруженных сил на территории иностранного государства после прекращения действия соглашения о их пребывании; действий государств, позволяющих, чтобы предоставленная им в распоряжение другого государства территория использовалась последним для совершения актов агрессии против третьего государства; поддержки или засылки вооруженных банд, групп, а также регулярных сил или наемников на территорию другого государства в целях применения против него вооруженной силы. Нарушением принципа неприменения силы следует также считать блокаду портов или берегов государства, насильственные действия в отношении международных демаркационных линий, линий перемирия, а также любые насильственные действия, препятствующие народам осуществлять законное право на самоопределение.

Принцип мирного разрешения споров. Предпосылкой закрепления данного принципа в Уставе ООН и Декларации о принципах международного права 1970 г. явилась Гаагская конвенция о мирном решении международных столкновений 1907 г. Целью данной конвенции являлось предупреждение, по возможности, обращение к силе в отношениях между государствами, чтобы обеспечить мирное решение международных несогласий. В Декларации 1970 г. провозглашено, что государство разрешает свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость. То есть при возникновении какого-либо конфликта (спора) государства должны прибегать только к мирным средствам разрешения споров.

Международное прав знает достаточно большое число средств и способов мирного урегулирования споров. Так, при разрешении конфликта государства могут прибегнуть к таким способам как переговоры, обследование, посредничество, примирение, судебное или арбитражное разбирательство, обращение к региональным органам. Если государства не достигли согласия прибегнув к одному из способов, то при согласовании они могут прибегнуть к другому.

Принцип уважения и защиты прав человека и основных свобод. Правовое содержание данного принципа получило закрепление не только в Уставе ООН, но и в других международных договорах. В частности, во Всеобщей декларация прав человека 1948 г.; Международных пактах о правах человека 1966 г.; в Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949 г, Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека 1950 г. Реализация данного принципа осуществляется как на универсальном (в рамках ООН, ВОЗ, МОТ и др. организаций), так и на региональном (Европейский Суд по правам человека).

В основе данного принципа лежит обеспечения прав и свобод человека, содействие всеобщему уважению прав человека и основных свобод, уважение и обеспечение всем лицам, находящимся в пределах юрисдикции государств, прав и свобод без какого-либо различия по какому-либо признаку; принятие законодательных и иных мер, необходимых для обеспечения международно-признанных прав человека; обеспечение прав человека знать свои права и поступать в соответствии с ними; гарантия эффективности правовой защиты.

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств - «pacta sunt servanda» - договоры должны соблюдаться. В соответствии с данным принципом государства должны добросовестно выполнять взятые на себя обязательства, в частности, по международными договорами, имеющими силу согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

 

Рекомендованная литература

 

Глотова С. В. Прямая применимость (эффект) директив Европейских сообществ во внутреннем праве государств-членов ЕС / С.В. Глотов // Москов. журн. междунар. права. 1999. № 3.

Даниленко Г.М. Обычай в современном международном праве / Г.М. Даниленко. М.1988.

Малинин С.А. Правовая природа административно-консультационных актов, издаваемых межгосударственными организациями / Т.Н. Ковалева, С.А. Малинин // Правоведение. 1999. № 2.

Лукашук И. И. Международное «мягкое право» / И.И. Лукашук // Госу­дарство и право. 1994. № 8 – 9.

Лукашук И.И. Нормы международного права в международной нормативной системе. М.: Издательство «Спарк», 1997.

 


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...