Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 8. Дипломатическое и консульское право

1. Понятие и источники. Комплекс актов, регулирующих право внешних сношений.

 

Нормы, регулирующие деятельность представителей государств сложились в глубокой древности. Еще в Законах Ману были закреплены ранги дипломатов, нормы о неприкосновенности послов: «Поднимающий руку на посла идет к гибели и уничтожению». В Византии были разработаны правила посольского церемониала.

В большинстве учебников комплекс, норм, регламентирующих официальные связи и отношения между государствами, традици­онно называют дипломатическим и консульским правом. Дипломатическое право возникло и развивалось как право посольское. В Словаре В. Даля говорится, что дипломатия означает науку о взаимных сношениях государей и государств.

Основу данной отрасли составляют нормы дипломатическо­го и консульского права. В данную отрасль включаются также нормы, регулирующие статус и деятельность представительств государств при международных организа­циях, специальных миссий, международных конференций. Автор разделяет позицию, что характе­ристика отрасли как права внешних сношений более согласует­ся с истинным ее содержанием и структурой, чем термин «ди­пломатическое и консульское право» (Г.В. Игнатенко).

Право внешних сношений — это совокупность международ­но-правовых норм, регламентирующих структуру, порядок формирования и деятельности, функции и юридический статус органов государства, обеспечивающих представительство в сфе­ре межгосударственного общения.

Основными источниками права внешних сношений яв­ляются договор и обычай. Отметим, что длительное время дипломатические отношения регулировались обычаями. Первым соглашением явился Венский протокол 1815 г. о рангах ди­пломатических представителей, который впоследствии был до­полнен Аахенским протоколом 1818 г.

!!!!!!!!!!!!В настоящее время отрасль кодифицирована. В числе кодифицированных актов назову Венскую конвенцию о дипломатических сношениях 1961 г., Венскую конвенцию о консульских сношениях 1963 г., Венскую конвенцию о пред­ставительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. Конвен­цию ООН о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г., Конвенцию ООН о привилегиях и иммунитетах специа­лизированных учреждений ООН 1947 г.

Особую группу составляют соглашения между орга­низацией и государством, на территории которого организация имеет свою штаб-квартиру. Например, Соглашение о штаб-квартире ООН 1947 г, предусматривает иммунитет от юрисдикции США (изъятие из-под национального законодательства) и судопроизводства (неподсудность споров с участием ООН национальным судам США).

Для консульских отношений характерно регулирование на уровне двусторон­них консульских конвенций.

Большое значение для правового регулирования как «косвенный источник» (И.П. Блищенко) имеют внутригосударственные нормативно-правовые акты.

Национальным законодательством регламентируются правовое положение и порядок деятельности органов внеш­них сношений. В числе внутренних актов отраслевые законы и большое количество подзаконных актов: Положение о Министер­стве иностранных дел РФ, Положение о По­сольстве РФ, Положение о Консульском уч­реждении РФ, Положение о Постоянном представительстве РФ при международной организации, Поло­жение о Торговом представительстве РФ в иностранном государстве и другие.

2. Органы внешних сношений

Органы внешних сношений— действующие на территории страны и за ее пределами органы, представляющие государство в его официальных отношениях с другими госу­дарствами и иными субъектами международного права, и обеспечивающие выполнение его внешнеполитических целей, защиту прав и законных интересов государства, и его организаций и граждан, находящихся за рубежом.

Все органы внешних сношений можно разделить на внутри­государственныеи зарубежные.Внутригосударственные органы подразделяются на органы общей или специальной компетенции.

В числе органов общей компетенции глава государства, высший представительный орган (парламент) и правительство. В Российской Федерации это Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Пра­вительство РФ.

Президент РФопределяет основные на­правления внутренней и внешней политики государства. Как глава государства Президент РФ представляет ex officio Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Согласно ст. 86 Кон­ституции РФ Президент: а) осуществляет руководство внешней политикой РФ; б) ведет переговоры и подписывает междуна­родные договоры РФ; в) подписывает ратификационные грамо­ты; г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуе­мых при нем дипломатических представителей. Он назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатиче­ских представителей РФ в иностранных государствах и между­народных организациях (ст. 83 Конституции РФ).

Президент решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища (ст. 86 Конституции РФ).

Федеральное Собраниекак представительный и законода­тельный орган Российской Федерации принимает законы, втом числе по вопросам международных отношений, ратифика­ции и денонсации международных договоров РФ, статуса и за­щиты Государственной границы РФ, войны и мира. Совет Федерации решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории.

Правительство РФсогласно Конститу­ции РФ и ФКЗ «О Прави­тельстве Российской Федерации» осуществляет меры по обес­печению реализации внешней политики РФ, организует меры по исполнению международных договоров (ст. 4 Закона).

Правительство РФ разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества (ст. 14 Закона)

К компетенции Правитель­ства РФ относятся утверждение, принятие международных договоров по вопросам, относящимся к его ведению (ст.21 Закона). От имени Правительства РФ подготавливаются и заключаются межправительствен­ные договоры, ведет перего­воры и подписывает такие договоры Председатель Правительства РФ. Согласно ст. 21 ФКЗ «О Прави­тельстве Российской Федерации» Правительство обеспечивает представительство РФ в иностран­ных государствах и международных организациях, осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэко­номической деятельности, в сфере международного научно-тех­нического и культурного сотрудничества, защищает граждан России за пределами ее территории.

Органом специальной компетенцииявляется МИД РФ, а также ряд федеральных министерств и ведомств.

Министерство иностранных дел РФсогласно Положению о МИД РФ осуществляет функции по выработке и реализа­ции государственной политики и в сфере международных отношений Российской Федерации. В числе его задач - разработка об­щей стратегии внешней политики РФ и представление предло­жений Президенту; реализация внешнеполитического кур­са РФ; обеспечение дипломатических и консульских отноше­ний России с иностранными государствами; обеспечение дипломатическими и международно-правовыми средствами за­щиты суверенитета, безопасности и территориальной целостно­сти РФ; защита прав, свобод и интересов граждан и юридиче­ских лиц РФ за рубежом; содействие взаимодействию органов исполнительной власти с органами законодательной и судеб­ной власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ в це­лях обеспечения участия этих органов, их должностных лиц в международной деятельности, соблюдения принципа единства внешней политики Российской Федерации и реализации ее ме­ждународных прав и обязательств; координация международ­ной деятельности других федеральных органов исполнительной власти и международных связей органов исполнительной вла­сти субъектов РФ в целях проведения единой политической ли­нии Российской Федерации в отношениях с иностранными го­сударствами и международными организациями и реализации международных прав и обязательств РФ (п. 2 Положения).

Указом Президента РФ от 10 сентября 2005 г. на МИД России возложены полномочия в области военно-технического со­трудничества Российской Федерации с иностранными государствами. Постановления Правительства РФ от 16 мая 2005 г. и от 25 августа 2005 г. закреплены полномочия МИДа России в области обеспечения биологической и химической безопасно­сти России и функции МИДа России по реализации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г.

МИД России осуществляет свою деятельность непосредст­венно и через дипломатические представительства и консуль­ские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударствен­ных, межправительственных) организациях.

В систему МИДа России входят: 1) центральный аппарат; 2) загранучреждения; 3) территориальные органы; 4) организа­ции, подведомственные МИДу России, которые обеспечивают его деятельность на территории РФ.

МИД России в своей деятельности руководствуется Консти­туцией РФ, федеральными конституционными законами, феде­ральными законами, актами Президента РФ и Правительст­ва РФ, международными договорами РФ, а также вышеназван­ным Положением.

На территории РФ, в центрах федеральных округов и в субъектах РФ функционируют представительства МИДа России и их отделения. В Красноярске Представительство МИД РФ действует с 1999 г. Территория деятельности нашего представительства включает в себя Красноярский край, Республику Тыва и Республику Хакасия. Прежде всего, представительство отвечает за организацию взаимодействия МИД с органами государственной власти на территории, которую оно обслуживает. Участвует в пределах своей компетенции в обеспечении контроля за соблюдением норм международного права и международных обязательств РФ названными выше регионами. В представительстве организован прием граждан России и стран зарубежья, а также лиц без гражданства, осуществляется содействие общественным объединениям и неправительственным организациям при осуществлении ими международных связей.

Мировая практика также располагает институтом представительств (отделений) МИД на территории своих государств. Их имеют, например, Австралия, Бразилия, Республика Корея. Из стран-участниц СНГ - Грузия и Украина, которые создали представительства своих МИД в Батуми и Одессе.

Отраслевые министерства и ведомства тоже выполняют внешние функции в установленной сфере деятельности. Например, Федеральное агентство по образованию взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в том числе, осуществляет оформление в установленном порядке соответствующих документов для выезда за границу обучающихся, воспитанников и работников сферы образования (п. 5 Положения «О Федеральном агентстве по образованию»).

В своей деятельности Федеральное агентство по образованию руководствуетсяКонституцией РФ, федеральным законодательством и международными договорами РФ (п. 3 Положения «О Федеральном агентстве по образованию»). Норма аналогичного содержания закреплена в Положении «О министерстве транспорта РФ». Министерство транспорта РФ в установленном порядке организует проведение переговоров и заключение международных договоров в установленной сфере деятельности (п.1. Положения).

Зарубежные органы, находящиеся за пределами государства, подразделяются на постоянные(дипло­матические представительства, консульские учреждения, торго­вые представительства, представительства при международных организациях) и временные(делегации государств на сессиях международных организаций, на международных конференци­ях, специальные миссии).

3. Дипломатические представительства.

Для установления дипломатических отношений необходимо признание de-jure и взаимное согласие государств. Признание de-jure не порождает самих дипломатических отношений, а лишь предоставляет возможность их установления. И между ними может быть разрыв во времени. Так, СССР признал ОАЭ в 1971 году, а обмен дипломатическими представительствами произошел лишь в 1985 г.

Учреждение постоянных дипломатических представи­тельств осуществляется по взаимному соглашению, выражен­ному в форме совместного коммюнике, обмена нотами, что часто совпадает с достижением договоренности об установле­нии дипломатических отношений. Например, дипломатические отношения с Боснией и Герцеговиной были установлены на уровне посольств, соответствующая договоренность была оформлена путем обмена нотами (Указ Президента Об установлении дипломатических отношений с Боснией и Герцеговиной от 5.12. 96 г.).

Дипломатическое представительство— это орган аккредитую­щего государства, учрежденный на территории государства пре­бывания для поддержания дипломатических отношений между ними.

В Венской Конвенции о дипломатических сношениях употребляется термин «представительство». Различают следующие виды ди­пломатических представительств: 1) посольства— представи­тельства высшего уровня, возглавляемые чрезвычайным и пол­номочным послом; к ним приравниваются представительства Ватикана — нунциатуры, а также представительства, которыми обмениваются государства Британского Содружества; 2) мис­сиипредставительства, возглавляемые чрезвычайными и пол­номочными посланниками; 3) иные официальные представи­тельства, имеющие иное название (например, предста­вительство Российской Федерации по поддержанию контактов с Ватиканом и соответствующее представительство Ватикана в России, представительство ЕЭС в Канаде).

Уровень представительства определяют государства. Все дипломатические представительства, независимо от ви­да, имеют официальный правовой статус, одни и те же приви­легии и иммунитеты.

Дипломатическое представительство возглавляет глава представительства.

Главы представительств государств, согласно ст. 14 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., подразделяются три класса: 1) класс послов и нунциев, аккредитуемых при гла­вах государств; 2) класс посланников и интернунциев, аккреди­туемых также при главах государств; 3) класс поверенных в де­лах, аккредитуемых при министрах иностранных дел.

Класс главы дипломатического представительства определя­ется по соглашению государств. В назначении главы представительства можно выделить следующие этапы: 1) запрос агремана — согласия государства пребывания на назначение данного лица в качестве главы ди­пломатического представительства; 2) издание после получения агремана акта, оформляющего назначение главы представи­тельства; 3) выдача верительной грамоты. Этот документ, подписанный гла­вой аккредитующего государства, удо­стоверяет официальный статус главы дипломатического представительства, аккредитованного в этом качестве в госу­дарстве пребывания. Раньше функцию верительной грамоты выполнял перстень государя; 4) с момента вручения верительных грамот главе государст­ва, принимающего дипломатического представителя лицо считается приступившим к своим обязанностям.

Деятельность представительства прекращается в случаях, когда дипломатические отношения между государствами временно прерваны или разорваны; когда между государствами возникло состояние войны; когда одно из государств прекращает свое существование как субъект международного права.

Функции дипломатического агента прекращаются

а) по уведомлении аккредитующим государством государства пребывания, что функции дипломатического агента прекращены

б) в случае признания государством пребывания дипломатического агента нежелательным лицом. Совершение дипломатическим агентом серьезного правона­рушения может стать основанием для объявления его нежела­тельным лицом (persona поп grata). В таком случае аккредитую­щее государство должно отозвать такое лицо.

В штат дипломатического представительства включается дипломатический, административ­но-технический и обслуживающий персонал.

Члены дипло­матического персонала — это лица, имеющие дипломатический ранг, который присваивается дипломату в соответствии с суще­ствующими в стране правилами относительно прохождения ди­пломатической службы. В Положение О порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов названы следующие ранги: послы, посланники, советники, секретари, атташе. Лица, которым присвоены ди­пломатические ранги, сохраняют их пожизненно.

По общему правилу, дипломатический персонал состоит только из граждан аккредитующего государства (ст. 8 Венской Конвенции 1961 г). К дипломатиче­скому персоналу относятся также торговые представители и их заместители, а также специалисты по областям со­трудничества, имеющие различные дипломатические ранги.

Члены дипломатического персонала назначаются ведомством иностранных дел аккреди­тующего государств без предварительного запроса. В соответствии с Вен­ской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., государство пребывания может предложить, чтобы имена военных, морских или авиационных атташе заранее сообщались на его одобрение. Действующее российское законодательство предусматри­вает обязательное согласие на назначение того или иного лица в качестве военного атташе.

Совокупность глав дипломатических представительств, аккредитованных в данной стане пребывания, составляют дипломатический корпус. В широком смысле слова дипломатический корпус состоит не только из глав дипломатических представительств, но включает в себя дипломатический персонал всех иностранных представительств, а также членов их семей. Возглавляет дипломатический корпус дуайен, как правило, старший по возрасту и по времени пребывания в данной стране.

Административно-технический персонал включает заведующе­го канцелярией, финансовых работников, переводчиков, дело­производителей и др. К обслуживающему персоналу относятся врачи, курьеры, шоферы, повара и т. д.

Основные функции дипломатического представительствазакреплены в ст. 3Венской конвенции 1961 г.:

а) представительство аккредитующего государства в государстве пребывания;

б) защита в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в преде­лах, допускаемых международным правом;

в) ведение перегово­ров с правительством государства пребывания;

г) выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них правительству аккредитующего государства;

д) поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания иразвития их взаимоотношений в области экономики, культуры, науки.

Дипломатическое представительство может выполнять консульские функции.

Согласно Положению о Посольстве РФ в числе основных задач и функций Посоль­ства, наряду с названными в Конвенции:

- обеспече­ние национальных интересов, реализация внешнеполитическо­го курса РФ в государстве пребывания;

-распространение в государстве пребывания официальной информации о внешней и внутренней политики РФ;

- осуществление контро­ля за выполнением договоров в части отношений Российской Федерации с государством пребывания;

- защита имущественных прав и интересов России в государстве пребывания;

- осуществление необхо­димых мер по обеспечению безопасности Посольства, его со­трудников и членов их семей.

Функции дипломатических представительств и консульских учреж­дений могут быть закреплены в международных договорах. Согласно договорам о правовой помощи и правовых отноше­ниях по гражданским, семейным и уголовным делам дипломатические представительства или консульские учреждения выполняют поручения компе­тентных органов аккредитующего государства. Например, ст. 11 Договора между РФ и Исламской Республикой Иран о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам предусматривает ­право вручать документы и допрашивать собственных граждан через свои дипломатические представительства или консульские учреждения.

Функции дипломатических представительств могут быть закреплены в национальном зако­нодательстве.Согласно Федеральному закону «О гражданстве Российской Федерации» дипломатические представительства (в равной мере — консульские учреждения) принимают от лиц, постоянно проживающих за пределами Рос­сийской Федерации, заявления по вопросам гражданства.

В составе посольств РФ в отдельных странах функционируют представители соответствующих министерств. Например, в Посольстве РФ в Эстонии создан отдел социального обеспечения.

Дипломатическое представительство при осуществлении своих функций обязано уважать законы и обычаи государства пребывания, не вмешиваться во внутренние дела этого государства.

В этой связи интерес представляет институт дипломатического убежища. Договорное оформление этот институт получил в Гаванской Конвенции об убежище 1928 г., согласно которой допускается предоставление убежища преследуемым лицам на территории дипломатического представительства. В настоящее время данный институт получил юридическое закрепление в странах Латинской Америки. На региональном уровне этот вопрос урегулирован Межамериканской конвенцией о праве дипломатического убежища.

Международный Суд ООН дал ограничительное толкование нормам Конвенции 1928 г., указав, что предоставление убежища может быть только кратковременным и не может изымать гражданина из-под юрисдикции государства гражданства. Международное право запрещает предоставление убежища в дипломатических представительствах. Согласно п. 3 ст. 41 Венской Конвенции 1961 г., по­мещения представительства не должны использоваться в целях, несовместимых с его функциями.

4. Дипломатические привилегии и иммунитеты

Привилегии и иммунитеты предос­тавляются зарубежным органам внешних сношений, их главам и сотрудникам.

В доктрине сложились три теории об основаниях дипломатических привилегий и иммунитетов.

В соответствии с теорией экстерриториальности послы, если и пребывают физически на территории другого государства, в юридическом смысле рассматриваются как продолжающие находится на территории своего суверена, и следовательно, вне территории (extra territorium).

Теория представительного характера проистекает из учения Г. Гроция о посольской неприкосновенности. «Посол представляет особу своего монарха, - пишет Г. Гроций, - он находится как бы вне территории того государства, где выполняет свои функции». Великий московский князь Иван III «Посол речи говорит и лицо носит своего государя».

Наибольшее распространение получила теория функциональной необходимости, согласно которой объем привилегий и иммунитетов определяется функциями, которые выполняет дипломатический представитель.

Согласно преамбуле Венской конвенции о дипломати­ческих сношениях, привилегии и иммунитеты «предоставляют­ся не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективно­го осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства».

Различаются приви­легии и иммунитеты дипломатического представительства и привилегии и иммунитеты дипломатических агентов.

Привилегии и иммунитеты дипломатического представительст­ва.Дипломатическому представительству в соответствии с международным правом и национальным зако­нодательством предоставляются особые льготы и преимущества. В соответствии со ст. 22 Венской конвенции о дипломатиче­ских сношениях 1961 г. помещения представительства непри­косновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения без согласия главы представительства. Как са ми помещения, так и находящееся в них имущество, а также средства передвижения не могут подвергаться обыску, реквизи­ции, аресту и исполнительным действиям.

Венская конвенция о дипломатических сношениях возлагает на государство пребывания обязанность принимать все надлежащие меры для защи­ты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоин­ства. Это обязательство учтено в Федеральном законе «О федеральной службе безопасности». В перечне ее обязанностей — обеспечивать во взаимодействии с органами внутренних дел безопасность представительств иностранных государств на территории РФ (п. «н» ст. 12).

Эти конвенционные нормы воспроизведены в национальном законодательстве. Так, в ст.11 Закона РФ «О милиции» предусмотрено право сотрудни­ков милиции использовать в предусмотренных законодательством случаях транспортные средства организаций и граждан, за исключением транспортных средств, принадлежащим дипломатическим, консульским, иным представительствам иностранных государств, международным организациям (п.28). Норма аналогичного содержания закреплена в п. 12 Положения О ГИБДД МВД РФ (права Госавтоинспекции). Однако, такой оговорки не предусмотрено при закреплении права сотрудни­ков милиции беспрепятственно входить в помещения, занимае­мые предприятиями, учреждениями и организациями (п. 18) и прово­дить осмотр (п. 25).

Неприкосновенны архивы, документы, официальная кор­респонденция представительства. Как и неприкосновенность помещений, она носит абсолютный характер и не содержит каких-либо исключений. Это преимущество отличается от предусмотренного ч. 2 ст. 23 Конституции РФ права каж­дого на тайну переписки, поскольку не может быть огра­ничено на основании судебного решения.

Помещения представительства как собст­венные, так и наемные освобождены от на­логов, сборов и пошлин, кроме тех, которые представляют со­бой плату за конкретные виды обслуживания.

!!!!!Следует различать привилегии и иммунитеты. Под привилегиямипонимаются особые правовые преимущества, такие как право на пользование специальными знаками, флагом и эмблемой своего государства на принадлежа­щих им помещениях и средствах передвижения, право организовать свою жизнь в государстве пребывания на основе обычаев и традиций своей страны.

Согласно Венской Конвенции государство пребывания должно раз­решать и охранять свободные сношения для всех официальных целей. В этих целях государство может использовать дипломатических курьеров и закодированные депеши. право на специальные средства связи (шифрованные сообщения, курьеры), Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержа­нию. Дипломатический курьер пользуется личной неприкосновенностью и не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Для установки и эксплуатации радиопередатчика необхо­димо согласие государства пребывания.

В соответствии с международным правом национальное законодательство предусмат­ривает таможенные льготы. Дипломатические представи­тельства освобождены от таможенных платежей при ввозе в нашу страну и вывозе из нее товаров, предназначен­ных для официального пользования представительств (ст. 299 ТК РФ).

 

Привилегии и иммунитеты дипломатических агентов.Личностьдипломатического агента, включая главу ди­пломатического представительства, непри­косновенна. Государство пребывания обязано относиться к нему с долж­ным уважением и принимать все надлежащие меры для преду­преждения каких-либо посягательств на его личность, свободу и достоинство.

Он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Согласно ст. 3 УПК РФ процессуальные действия в отношении лиц производятся лишь по просьбе указанных лиц или с их согласия, которое испрашивается через МИД РФ.

Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уго­ловной и административной юрисдикции. Согласно ч. 4 ст. 11 УК РФ дипломатические представители иностранных го­сударств пользуются иммунитетом. Вопрос об иммунитете от административной юрисдикции разрешается в соответствии с нормами международного права (ст. 2.6 КоАП РФ ).

Дипломатический агент пользуется иммунитетом от гражданской юрисдикции, за исключением случаев:

а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребыва­ния, если только дипломат не владеет им от имени аккредитую­щего государства для целей представительства;

б) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломат выступает в качестве исполнителя завещания, попе­чителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;

в) исков, относящихся к любой профессиональной или ком­мерческой деятельности, осуществляемой дипломатом в госу­дарстве пребывания за пределами официальных функций.

Со­гласно ст. 42 Венской конвенции о дипломатических сношени­ях дипломатический агент не должен заниматься в государстве пребывания профессиональной или коммерческой деятельно­стью в целях личной выгоды.

Иммунитет дипло­мата от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства.

Дипломатический агент не обязан давать показания в каче­стве свидетеля.

Частная резиденция пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения представительства (ст. 30 Венской Конвенции 1961 г).

В соответствии с Конвенцией о предотвращении и наказании преступлений против лиц, поль­зующихся международной защитой, в том числе дипломатиче­ских агентов 1973 г. любой представитель или должностное лицо государства, или любое должностное лицо, или иной агент межправительственной международной организации, который, во время, когда против него, его официальных помещений, его жилого помещения или его транспортных средств было совершено преступление и в месте совершения такого преступления, имеет право на специальную защиту от любого нападения на его личность, свободу и достоинство, а также проживающие с ним члены его семьи.

Предусмотрено освобождение дипломатов от всех налогов, сборов и пошлин, за исключением косвенных налогов, вклю­чаемых в цену товара или обслуживания, сборов за конкретные виды обслуживания, налогов на наследство и частное недвижи­мое имущество, регистрационных, судебных пошлин и т. п.

В соответствии со ст. 300 Таможенного кодекса РФ ввозимые в страну предметы, предназначенные для личного пользования дипломата или членов его семьи, освобождаются от таможенных пошлин. Личный багаж дипломата освобождается от таможенного досмотра, если нет оснований предпола­гать, что в нем содержатся предметы, ввоз или вывоз которых запрещен.

На основе ст. 35 Венской Конвенции 1961 г дипломатический агент освобождается от всех трудовых и государственных повинностей.

Указанными в Венской конвенции привилегиями и имму­нитетами пользуются члены семьи дипломатического агента, живущие вместе с ним, если они не являются гражданами госу­дарства пребывания.

В практике большинства государств является общепризнанным, что члены административно-технического и обслу­живающего персонала пользуются иммунитетом в отношении действия, совершенных ими при исполнении своих обязанностей и освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый по своей службе. При этом ко всем относится оговорка: «если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно».

 

5. Консульские представительства

Установление дипломатических отношений, как правило, означает и установление консульских. Однако разрыв дипломатических отношений не влечет за собой разрыв консульских.

Консульские учреждения имеют существенное отличие от дипломатических представи­тельств: они функционируют не в масштабах всего государства пребывания, а в пределах консульского округа, который охватывает несколько административно-территориальных единиц.

Территория консульского округа, класс консульства определяются по взаимному соглашению. Выделяют несколько видов консульских учреждений: генеральное консульство, консульство, вице- консульство, консульское агентство. Чаще всего на практике открывают генеральные консульства. В качестве примера назову генеральные консульства: в Екатеринбурге – США, Великобритании, в Новосибирске- Германии, в Красноярске – Словакии, в Иркутске- Монголии, во Владивостоке – США, Японии.

Консул - это лицо, которое должным образом назначено компетентными властями представляемого государства и признано в этом качестве государством пребывания. Консульское должностное лицо должно быть гражданином представляемого государства. Назначаемому консулу выдается специальное удостоверение о его полномочиях - консульский патент.Консульский патент выдается главой государства, главой правительства или министром иностранных дел.

Государство, принимающее консула, выдаетконсульскую экзекватуру,разрешение на отправление консульских функций на территории консульского округа. Государство может отказать в выдаче экзекватуры, не объясняя причины отказа. С момента получения экзекватуры консул считается приступившим к своим обязанностям.

Штат консульства состоит из консульских должностных лиц, административно-технического и обслуживающего персонала. В консульстве могут быть созданы различные отделы: экономический, торговый, паспортно-визовый, отдел регистрации актов и другие.

По соглашению между государствами функции консула может выполнять почетный консул,не состоящий на государственной консульской службе. Он выполняет консульские функции по поручению представляемого государства, вправе заниматься иной деятельностью. Почетным консулом могут быть как граждане представляемого государства, так и иностранные граждане.

Консульские функции предусмотрены в Венской Конвенции о консульских сношениях и двусторонних консульских конвенциях. Консульские функции можно разделить на две группы. К первой относятся функции аналогичные дипломатическим: защита интересов представляемого государства, его граждан и юридических лиц в пределах консульского округа; выяснение всеми законными средствами событий в государстве пребывания и сообщение о них правительству представляемого государства; содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей (ст.5 Венской Конвенции о консульских сношениях).

Вторую группу составляют собственно консульские вопросы: выдача паспортов, виз и проездных документов лицам, желающим выехать в представляемое государство; оказание помощи и содействие гражданам и юридическим лицам представляемого государства; исполнение обязанностей регистратора актов гражданского состояния (регистрация рождения, смерти, консульских браков); выполнение обязанностей нотариуса (удостоверение завещаний, уведомление об открытии наследства); выполнений функций административного характера (учет своих граждан, в том числе воинский); оказание помощи судам и самолетам, имеющим национальность представляемого государства, и их экипажам.

Консул легализует документы и акты, составленные при участии властей консульского округа или исходящие от этих властей. Согласно ст.408 ГПК РФ документы, выданные компетентными органами иностранного государства, принимаются судами в Российской Федерации при наличии консульской легализации.

К функциям консула относятся вопросы оказания правовой по

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...