Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды: марксисткая, теологическая, насилия, ирригационная, договорная, патриархальная

34. Материалистическая теория происхождения государства и права.

Материалистическая (классовая), марксистская теория исходит из того, что государство возникло в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса.

Суть теории заключается в том, что государство явилось на смену родоплеменной организации, а право - обычаям. В материалистической теории государство не навязывается обществу, а возникает на основе естественного развития самого общества, связанного с разложением родового строя. С появлением частной собственности и социальным расслоением общества по имущественному признаку (с появлением богатых и бедных) интересы различных социальных групп стали противоречить друг другу. В складывающихся новых экономических условиях родоплеменная организация оказалась неспособной управлять обществом. Появилась потребность во властном органе, способном обеспечивать преимущество интересов одних членов общества в противовес интересам других. Поэтому общество, состоящее из экономически неравных социальных слоев, порождает особую организацию, которая, поддерживая интересы имущих, сдерживает противоборство зависимой части общества. Такой особой организацией стало государство.

По утверждению представителей материалистической теории, оно является исторически преходящим, временным явлением и отомрет с исчезновением классовых различий.

Материалистическая теория выделяет три основные формы возникновения государства: афинскую, римскую и германскую.
Афинская форма - классическая. Государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоречий, формирующихся внутри общества.

Римская форма отличается тем, что родовое общество превращается в замкнутую аристократию, изолированную от многочисленной и бесправной плебейской массы. Победа последних взрывает родовой строй, на развалинах которого возникает государство.
Германская форма - государство возникает как результат завоевания обширных территорий для государства.
Основные положения материалистической теории представлены в работах К. Маркса и Ф. Энгельса.

35. Ирригационная теория происхождения государства.

Теории происхождения государства — теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства. Входят в предмет исследования науки — теория государства и права

Ирригационная (гидравлическая) теория происхождения государства — теория, связывающая возникновение государства с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях.

Автор ирригационной теории возникновения государства - немецкий ученый К.Виттфогель. Суть его концепции состоит в том, что государство возникает вследствие потребности общества в постоянном осуществлении крупномасштабных работ по созданию оросительных каналов и ирригационных сооружений. Общество в отдельных регионах (Междуречье, Египет, Китай) не может существовать без того, чтобы не строить оросительные каналы. Осуществить же такие работы, мобилизовать огромные массы людей может только постоянно действующая организация власти и управления, т. е. государство.

Свою теорию Виттфогель разработал на основе конкретных исторических фактов. Действительно, в указанных выше регионах ирригационный фактор оказал главное влияние на процесс возникновения государства. Но были и иные регионы, в которых не существовало потребности в создании ирригационных систем в масштабах всей страны. Таким образом, теория Виттфогеля имеет локальный характер, т. е. может служить для объяснения процесса происхождения государства только в отдельных местностях земного шара. К тому же некоторые ученые полагают, что государство появилось до начала ирригационных работ и позволило организовать столь крупные и скоординированные действия населения.

36. Теория насилия происхождения государства.

Теории происхождения государства — теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства. Входят в предмет исследования науки — теория государства и права

Теория насилия утверждает, что государство - это результат завоевания. Она состоит как бы из двух теорий - теории внешнего насилия и теории внутреннего насилия.

Авторы теории внешнего насилия немецкий ученый К. Каутский и австрийский мыслитель Л. Гумплович. Эти философы утверждали, что государство возникает в результате завоевания одного племени (или народа) другим, навязывается обществу извне. Государство трактуется ими как организация властвования завоевателей в целях поддержки и упрочения своего господства над побежденными. Оценивая теорию внешнего насилия, следует заметить, что она основана на ряде исторических фактов. Действительно, в истории человечества были государства, возникновение которых представляло собой результат завоевания одного народа другим. Именно с помощью насилия образовались государства лангобардов, вестготов и др. Однако так процесс классообразования происходил далеко не во всех регионах мира (в частности, в Египте и Китае государство появилось “мирным” путем). К тому же насилие часто являлось не причиной, а лишь ускоряющим образование государства фактором. Завоевания одного народа другим происходили в условиях уже сложившихся раннегосударственных структур.

Авторство теории внутреннего насилия принадлежит Е.Дюрингу. По мнению Дюринга, государство возникает как результат насилия одной части общества над другой, большинства над меньшинством. Действительно, подобное явление в реальной жизни весьма распространено. Однако далеко не всегда государственная власть выражает интересы большинства населения.

37. Договорная теория происхождения государства.

Теории происхождения государства — теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства. Входят в предмет исследования науки — теория государства и права

Некоторые идеи о договорном происхождении власти возникли еще в древности, имели место в античной философии. Но все-таки авторами договорной теории возникновения государства принято считать голландского философа Г. Гроция, английских мыслителей Т. Гоббса и Д. Локка, французских ученых Ж.-Ж. Руссо и П. Гольбаха. В России договорную теорию создания государства поддерживал А. Н. Радищев.

Согласно данной теории, государство возникло в результате общественного договора, по которому люди, находившиеся до этого в “естественном”, первобытном состоянии, отказались от части своих прав и свобод в пользу государства в обмен на гарантии личной безопасности. Но это был не договор-сделка с монархом, а основополагающее соглашение, создававшее гражданское общество и государство. Общественный договор представлял собой не конкретный документ, а определенное состояние общества. В случае нарушения условий общественного договора одной из сторон, другая имела право на ответные действия: народ - на восстание против деспота, монарх - на наказание виновных.

Основной недостаток теории общественного договора заключается в том, что ее сторонники рассматривали государство исключительно как искусственный продукт сознательной деятельности людей, не принимая во внимание объективные процессы, приводящие к его образованию. Представляется достаточно сомнительным тот факт, что различные группы людей со специфическими интересами могли договориться в условиях отсутствия государственно-властных структур. К тому же, не имея опыта государственно-правовой жизни, люди вряд ли могли создать такой сложный механизм, как государство. В реальной действительности общественный договор никогда не заключался. Однако теория общественного договора во многом способствовала развитию демократической традиции на практике: под ее влиянием сформировалась государственность США.

38. Теологическая теория происхождения государства.

Теории происхождения государства — теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства. Входят в предмет исследования науки — теория государства и права.

И в прошлом, и в настоящем различные авторы - ученые и политики - пытались объяснить причины возникновения такого важнейшего института человеческого общества, как государство. Из всех существующих на сегодняшний день теорий происхождения государства самой старой и традиционной является теологическая, или религиозная теория. Суть этой теории достаточно проста. Она сводится к тому, что государство, как и все земное, имеет божественное происхождение. Принято считать, что наиболее авторитетным представителем религиозной теории является средневековый мыслитель Фома Аквинский, бывший в свое время как бы “официальным идеологом” Ватикана, т. е. католической церкви. По Фоме Аквинскому, процедура возникновения государства аналогична процессу сотворения мира Богом. Прежде чем приступить к руководству миром. Бог решил привнести в него стройность и организованность. Для этого он и учредил государство. С помощью государства Бог управляет миром. Его активность на Земле олицетворяют монархи, поскольку их власть “от Бога”. Монархи наделяются Богом правом повелевать людьми, но сами являются лишь слугами церкви.

Возникшая в русле христианской религии теологическая теория происхождения государства сегодня сохраняет большое значение не в христианских, а в мусульманских странах (в частности, странах Арабского Востока), где понятие государства неразрывно связано с идеей халифата - идеальной формы организации мусульманской общины. Согласно мусульманским догмам, идея о создании такого государства была внушена пророку Мухаммеду самим Аллахом. Пророк осуществил ее, сосредоточив в своих руках всю власть в государстве.

Теологическая теория весьма уязвима в научном отношении. Исторические факты доказывают, что государство создается не Богом, а людьми. Но в то же время особенность теологической теории происхождения государства именно в том и состоит, что ее сторонники аппелируют не к знаниям, не к доказательствам, а к вере. Они утверждают, что люди все равно не способны постичь всей глубины божественного замысла, и поэтому они должны просто верить, что все на Земле создано Богом - в том числе и государство.

39. Патриархальная теория происхождения государства.

Теории происхождения государства — теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства. Входят в предмет исследования науки — теория государства и права.

Родоначальниками патриархальной теории возникновения государства являются греческие философы Платон и Аристотель. В XVII в. эту теорию развивал англичанин Фильмер. В XIX-XX вв. схожие идеи высказывали Г. Мэн на Западе и Н. К. Михайловский в России.

Суть патриархальной теории состоит в том, что государство, по мнению ее авторов, является продуктом естественного развития семьи. В процессе своего развития семья разрастается в племя, а племя эволюционирует в государство. Соответственно власть главы семьи -патриарха, отца - превращается во власть монархическую, власть главы государства, которой следует подчиняться как отеческой.

Данная теория отражает одну из сторон общественной жизни -реально существовавшую в период родового строя - концентрацию власти в руках старейшин и вождей. Однако она имеет и ряд существенных пробелов. Так, исторической наукой установлено, что патриархальная семья появляется вместе с государством как результат разложения родового строя. К тому же государство и семья выполняют в обществе различные функции: если главной функцией семьи являются воспроизводство рода и совместное потребление, то государственная власть призвана решать иные задачи (обеспечивать безопасность населения, сглаживать возникающие в обществе конфликты и др.).

 

40. Теория естественного права: происхождение, содержание

В основе этого правопонимания тезис о постоянном существовании неких высших и не зависящих от государства норм, выражающих справедливость, разум. Последние действуют и обладают ценностью вне зависимости от воли и усмотрения государственного законодателя. Кстати, есть направление в естественно-правовой теории, исходящее из того, что это справедливое и разумное начало исходит от бога и в этом смысле оно перекликается с теологической концепцией права. Но большинство авторов естественно-правового направления ориентированы на светский вариант ответа на вопрос о сущности права и видят его в природе человека, вечных законах природы и т.д. Именно сторонники естественно-правовой теории наиболее последовательно проводят разницу права и закона. Многие интересные идеи этой теории возникли еще в древности (Сократ, Платон и т.д.), но окончательно она оформилась в эпоху Возрождения и буржуазных революций и представлена в работах Г. Гроция, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье и других. Уже в конце 18 - начале 19 веков естественно-правовые идеи нашли отражение в ряде официальных документов, оказавших громадное воздействие на политико-правовое развитие не только тех стран, в которых они были приняты, но и других. Речь идет о таких документах как Декларация независимости США (1776), французская Декларация прав и свобод гражданина (1789) и ряд других. Естественные, неотчуждаемые права человека на жизнь, свободу, собственность, сопротивление незаконной власти, счастье предстали в них не просто в виде неких притязаний, основанных на справедливости и разуме, а как норма права, с которой нельзя не считаться даже всесильным монархам великих империй. Вообще характерно, что естественно-правовая концепция получает каждый раз второе дыхание там и тогда, где и когда в обществе вызревает мысль, что так жить нельзя. Что существующая государственно-правовая система не соответствует идеям разума и справедливости, тормозит прогрессивное и даже просто нормальное развитие страны и т.д. Не случайно и в отечественной юриспруденции она получила заметное распространение в 80-90-е годы 20 столетия. Но заслугой этой теории является и различение права и закона, ибо действительно далеко не каждый закон, как результат государственной законодательной деятельности, можно признать правовым, ибо нередко они посягают на естественные права человека на собственность, свободу и т.д. В этом смысле приоритет права перед законом – великое благо, ибо но позволяет сохранять критерии разумности и справедливости законодательства. Но при этом всегда следует помнить, что оценка икона, с точки зрения естественного права, и культивирование нигилизма к законам – вещи разные. Грань между правовым нигилизмом и нигилизмом по отношению к законам достаточно тонка, а опасности, называемые не различением этой грани, серьезны (анархия и т.д.).

41. Социологическая теория права.

Социологический подход к праву как средство обеспечения динамизма общественной жизни.

Социологический подход сформировался во второй половине XIX в., в рамках школы «свободного права». Авторами социологической теории права считаются Э. Эрлих, Г. Канторо­вич, Муромцев, Г.Ф.Шешеневич . Идеологи нового правового мышления призвали к открытому и свободному судейскому правотворчеству. Эта школа полагает, что нормы, записанные в законах и других актах государства, еще не есть само право. Гораздо важнее то право, которое складывается в жизни. Это «живое право» есть система правоотношений, поведения людей в сфере права. Отсюда на первое место выдвигается фигура судьи как творца права. Право — сосуд, который следует наполнить, и это делают судьи и администраторы. Право, по их мнению, следует искать не в нормах, а в самой жизни. Эта школа имеет широкое распространение в Англии.

Суть социологической теориисоставляют следую­щие положения:

1) право и закон нетождественны между собой;

2) закон - писаное право;

3) право - реализация закона (то есть правопорядок, юридическая практика, правоприменение).

Теория прогрессивнас точки зрения либерализма и широкого понимания правопорядка.

Недостаток теориисостоит:

1) в фактическом отождест­влении права и правопорядка.

2) скорее дестабилизирует правовой поря­док, нежели укрепляет его.

3) вносит неопределенность и сумятицу в отношения субъектов правового общения.

42. Нормативистская теория права.

Нормативный подход к праву как средству поддержания законности и стабильности. Нормативистская концепция праваполучила рас­пространение в первой трети XX в. Ее авторами считают­ся X. Кельзен - австрийский политик и правовед; Штаммер - немецкий юрист и социолог; Новгородцев – русский ученый правовед.

Суть нормативистской теориисоставляют следую­щие положения:

1) право является пирамидой норм;

2) во главе данной пирамиды стоит "суверенная норма", определяющая смысл остальных норм (конституция);

3) каждая норма в данной иерархии черпает юридиче­скую силу от вышестоящей и, в конечном итоге, от суве­ренной нормы;

4) сила права зависит от разумности построения всей ие­рархической правовой системы;

5) право "живет" только в кодифицированных юридиче­ских нормах, то есть не может быть права вне норм (естественного);

6) право необходимо изучать и воспринимать вне всякой связи с религией, философией, моралью, то есть "в чис­том виде".

К достоинствам теорииможно отнести следующие:

1) признание необходимости структурирования правовой системы, то есть построения ее в виде иерархии - от ин­дивидуальных актов до суверенной нормы высшей юри­дической силы;

2) идея о суверенной норме - об основном законе высшей юридической силы, который венчает всю правовую систему;

3) признание в качестве права только кодифицированных (писаных) юридических норм, отделение права от фило­софии, морали и т. д., следовательно, ликвидация дуа­лизма между "естественным" и "позитивным" правом.

4) такой подход позволяет создавать и совершенствовать систему законодательства, обеспечивает определенный режим законности, единообразное применение норм и др.

Недостатки теории:

1) главный-повышенное внима­ние к формальной стороне права.

2) игнорирование содержательной стороны права,

3) игнорирование есте­ственных и нравственных начал в праве, абсолютизации государственного влияния на правовую систему, угроза праву со стороны государства.

Нормативное понимание права хорошо служит в условиях стабильного общества. В насто­ящее время широкое признание получило требование соот­ветствия позитивных законов государства правам человека. Утверждается приоритет прав и свобод личности.

43. Психологическая теория права.

Психологическая теория права - право возникло в результате биологических и психологических факторов человека.

Логически завершенную форму получила в XX веке в трудах Л. И. Петражицкого, Г. Тарда, Рейснера, Росса и др.

По данной концепции психика человека - это фактор, который определяет развитие общества. Понятие и сущ­ность права определяются не через деятельность законо­дателя, а через правовые эмоции, переживания людей.

Эта теория подразделяет право на позитивное и интуитив­ное. Позитивное — право установленное государством, совокупность норм права. Интуитивное или неофициальное право — результат внутреннего, интуитивного самоопределения индивида, это чисто психологическое явление, особое состояние души человека, вырабатываемое путем взаимного психического общения людей.

Интуитивные переживания (интуитивное право) высту­пает регулятором поведения человека и потому рассмат­ривается как реальное, действительное право. Оно выс­тупает критерием оценки позитивного права.

В разладе между позитивным и интуитивным правом заключается главная причина социальных потрясений. Право здесь выступает как одно из явлений психической жизни общества и представляет собой императивно-атрибутивное (обязатель­но-притязательное) переживание людей. Оно включает в себя правовое сознание.

Суть данной теорииможно отнести следующие:

1) причины появления права коренятся в психике людей;

2) субъективные права возникли из чувства правомочия на что-либо;

3) юридические обязанности произошли от психологиче­ского чувства обязанности сделать что-либо;

4) право делится на интуитивное (исходящее из личных пе­реживаний) и позитивное (установленное государством);

5) истинным авторы теории считали именно интуитивное право, так как именно оно побуждает человека к само­стоятельным и волевым действиям.

Достоинствами данной теорииявляются следующие:

1) признание психологического элемента в возникновении и функционировании права;

2) учиты­вает психологические особенности людей, роль право­сознания в правовом регулировании общественных отно­шений.

3) интуитивное право имеет много общего с правосознанием.

Основные недостаткитеории:

1) односторон­ний характер, отрыв от объективной реальности, недостаточный учет других факторов (кроме психоло­гических);

2) объявление интуитивного права (фактически правосоз­нания) действительным правом, придается значение только интуитивному праву, как регу­лятору поведения человека.

44. Романо-Германская правовая семья: исторические корни, основные черты. Роль в современном мире.

В романо-германскую правовую семью входят национальные правовые системы Франции, Германии, Италии, Испании, Швеции и других стран континентальной Европы. Все члены этой семьи имеют общую историческую основу — древнее римское право, закрепленное Сводом законов Юстиниана. Рецепция римского права в странах континентальной Европы заняла длительный период и завершалась принятием гражданских кодексов этими странами в XIX в. Представители романо-германской правовой семьи право понимают как закон, иные установления, принятые компетентными органами государства. В процессе формирования права, принятия новых и совершенствования действующих норм права законодатель и иные правотворческие органы исходят не из потребностей решения конкретного дела, а руководствуются общими принципами права. Основным источником права признается нормативно-правовой акт. Нормативно-правовые акты принимают не только законодательные (представительные) органы государства, но и органы исполнительной власти, а также с санкции государства органы местного самоуправления. В условиях множественности органов и организаций, правомочных принимать нормативно-правовые акты, актуальной является задача создания единой и непротиворечивой системы норм права. В романо-германской правовой семье эта проблема решается путем закрепления и последовательного проведения принципа иерархической подчиненности нормативно-правовых актов. Актом высшей юридической силы признается конституция страны. Верховенство конституции в системе нормативно-правовых актов страны обеспечивается специальным органом государства. Второе место в иерархии нормативно-правовых актов занимают законы. В форме законов устанавливаются и закрепляются нормы, устанавливающие первичные, исходные нормы всех отраслей права: гражданского, уголовного, административного и др. Правительство и иные органы исполнительной власти наделяют правом осуществлять нормативно-правовое регулирование общественных отношений с целью развития и конкретизации действующих законов и обеспечения их реального действия. В большинстве стран, входящих в романо-германскую правовую семью, судебная практика не признается источником права. В соответствии с принципом разделения властей судебная власть должна применять действующий закон, а не создавать его. В романо-германской правовой семье признается деление права на публичное и частное, а также на такие традиционные отрасли права, как гражданское (торговое), уголовное, административное, авторское, семейное, гражданское процессуальное и уголовное процессуальное право.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...