Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мусульманская правовая семья: исторические корни, основные черты. Роль в современном мире.

Мусульманское право - шариат означает закрепленный священным писанием Кораном и другими религиозными текстами путь следования правоверного мусульманина. Мусульманское право закрепляет по преимуществу обязанности верующего по отношению к богу, правительству, членам семьи, иным лицам, в том числе и социально незащищенным лицам. Во-первых, мусульманское право является архаичным правом, окончательно сложившимся в X в. и не претерпевшим сколько-нибудь значительных изменений по настоящее время. Истоки мусульманского права связываются с пророком Мухаммедом (571—632 гг. нашей эры), который в своих публичных проповедях изложил систему религиозных и правовых взглядов, полученных им якобы непосредственно от аллаха. Система этих взглядов закреплена в священной книге мусульман — Коране. К концу X в. исламскими правоведами и судьями путем толкования Корана была сформулирована система конкретных правоположений, существенно восполнивших пробелы Корана и создавших завершенную систему права, которая была канонизирована и не подлежала никакому пересмотру. Во-вторых, если право стран Европы действует в отношении всех лиц, находящихся на территории соответствующего государства, как его граждан, так и иностранцев и лиц без гражданства, то мусульманское право регулирует отношения только между мусульманами. Отношения между мусульманами и представителями иных религиозных концессий регулируются светскими законами либо соглашениями сторон. В-третьих, мусульманское право своим основанием имеет не кон-ституцию страны, иной закон государства, а религиозные тексты. Основным источником мусульманскою права является священная для мусульман книга - Коран, который состоит из 114 сур (глав), содержащих более 4000 коротких стихотворных фрагментов Незначительный объем правоположений и их бессистемное расположение в Коране препятствует превращению этого священного источника в юридический документ, способный играть роль конституционного или иного кодификационного акта для мусульман. Положения Корана органически дополняются другим правовым источником - Сунной, которая представляет собой свод правил поведения, записанный соратниками Мухаммеда, с учетом его высказываний, действий и поступков. Этот источник права складывался с VII по IX вв., хотя и в нем далеко не все адаты являются правовыми. Значительная их часть носит нравственно-религиозный характер. Обязательное значение придается только аутентичным адатам, которые образуют основу мусульманского права и конкретизированы в его третьем источнике - иджме. Иджма содержит систему правовых норм, которые были, выведем на авторитетными богословами и юристами путем толкования и разъяснения правовых строф Корана и адатов Сунны. Положения иджмы не исходят от Аллаха и его пророка. Но правомерность использования этого источника в качестве источника мусульманского права основывается на положении Мухаммеда о том, что мусульманская община не может ошибаться. При подготовке иджмы участниками общины выступали авторитетные теологи и юристы. И в данный источник права включались лишь те положения, которые были единогласно признаны его составителями. Иджма признается основным источником права, который применяется при разрешении конкретных дел Четвертым источником мусульманского права признается кияс, т.е. способы толкования и применения по аналогии норм мусульманского права, закрепленных вышеназванными источниками. В мусульманском праве отсутствует деление норм на частное и публичное право. В числе его основных отраслей выделяются уголовное, гражданское, судебное и семейное право, отрасль так называемых властных норм по вопросам государственного и административного право. Мусульманский суд состоит из одного судьи (кади). При этом отсутствуют какие-либо кассационные и надзорные инстанции. Однако в современный период в ряде государств предпринимаются попытки реформировать систему мусульманских судов либо сократить их компетенцию. Так, от них отказались полностью Египет, Тунис, Пакистан, Алжир, Турция. В XX в. в ряде мусульманских государств проводится интенсивная законотворческая деятельность и создается система светского, права, ориентированная на нормы европейского права. При этом используется как правотворческий опыт семьи романо-германского права, так и общего права.

 

 

47. Понятие, сущность и социальная роль права.

В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях.

На основе признания общесоциальной сущности права можно сформулировать следующее определение.

Право -это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Раскрывая понятие права, следует обратиться к его признакам. Так, к наиболее существенным признакам права относятся: 1) государственно-волевой характер, который состоит в том, что право выражает государственную волю общества, обусловленную экономическими и духовными, а также национальными, религиозными, демографическими, природными и другими условиями его жизни. Право немыслимо вне осознанной, волевой деятельности людей. Право всегда есть воля, но не всякая воля - право. Так, не является правом воля отдельного индивида, социальных групп, слоев, классов. Сущность и содержание права определяются не только экономическим строем общества на данном этапе его развития, но и политикой, моралью, правосознанием, наукой, культурой и всеми другими реалиями социальной жизни, достигнутым уровнем цивилизации. Особо следует выделить такой духовный общечеловеческий фактор, как учение о естественных, прирожденных, неотъемлемых правах человека, которые должны лежать в основе позитивного, официально действующего в пределах того или иного государства права. Лишь в этом случае последнее (с позиций естественно-правовой теории) оценивается как соответствующее человеческому разуму, природе человека, а потому гуманное и справедливое; 2) нормативность. Право как государственная воля общества проявляется вовне, выступает в реальной жизни как система официально признаваемых и действующих в данном государстве юридических норм в их материалистическом понимании. Если сущность права в том, что оно выражает обусловленную всей реальной жизнью государственную волю общества, то его содержание составляет нормативное выражение этой воли. Право отличается от других социальных норм (обычаев, морали, норм общественных объединений) рядом присущих только ему специфических особенностей, характерных черт: а) связью с государством. Составляющие право нормы, воплощающие государственную волю общества, в отличие от иных социальных норм, издаются или санкционируются государством и охраняются. б) общеобязательностью. Все иные разновидности социальных норм обязательны лишь для той или иной части населения. И только право - система норм, обязательных для всех. Тем самым праву отводится роль нормативной основы законности и правопорядка. в) формальной определенностью, т.е. точностью, четкостью, стабильностью, которые получают выражение в предоставительно-обязывающем характере и специфической структуре правовых норм; г) институционностью. Составляющие право нормы издаются или санкционируются государством в строго определенных формах, д) качеством официального регулятора общественных отношений; з) властно-регулятивной природой, в которой раскрывается специфика социального назначения права как особого государственного регулятора общественных отношений. Право — это система общеобязательных, формально определенных норм, которые выражают обусловленную экономическими, духовными и другими условиями жизни государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются или санкционируются государством в определенных формах и охраняются от нарушений.

48. Принципы права: определение, виды, значение.

Принципы права представляют собой основные идеи, исходные положения, ведущие начала, выражающие сущность права как специфического социального регулятора.

Принципы права играют роль ориентиров, определяющих пути совершенствования как правовых норм, так и правового регулирования общественных отношений. Они выражают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой общие правила поведения, которые прямо сформулированы в законе или выводятся из его смысла. Отражаясь, прежде всего, в нормах права, принципы пронизывают всю правовую жизнь общества, правовую систему государства. Они характеризуют не только сущность, но и содержание права, отражают его внутреннее строение и процесс правоприменения. Принципы права оказывают огромное влияние на весь процесс подготовки и принятия нормативно-правовых актов, играют определенную роль при разрешении коллизий в праве, при использовании аналогии права.

Виды принципов права. Принципы права подразделяются на виды в зависимости от того, на какую область правовых норм они распространяются. Существует три основные группы принципов права:

1. Общие принципы—это основные начала, которые определяют наиболее существенные черты права в целом, его содержание и особенности как регулятора всей совокупности общественных отношений. Они распространяются на все правовые нормы и с одинаковой силой действуют во всех отраслях права в независимости от характера и специфики регулируемых ими общественных отношений.

К числу общих принципов права относятся: принцип социальной свободы; принцип социальной справедливости; принцип демократизма; принцип гуманизма; принцип равноправия ; единство юридических прав и обязанностей; принцип ответственности за вину; принцип законности.

2. Межотраслевые правовые принципы. Это такие руководящие начала, которые выражают особенности нескольких родственных отраслей права (например, уголовно-процессуального и гражданско-процессуального). Общими принципами указанных отраслей права являются, например, коллегиальность в рассмотрении уголовных и гражданских дел, гласность судебного разбирательства. В то же время на родственные (смежные) отрасли права в полной мере распространяются и общие правовые принципы. Они проявляются отдельно в каждой отрасли и интегрируются в межотраслевые принципы.

3.Отраслевые правовые принципы. Они характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права (например, административного или гражданского). Принципами гражданского права являются равенство сторон в имущественных отношениях, обеспечение договорной дисциплины и другие.

Для теории государства и права наибольшее значение имеют основные (общие) принципы права: принцип социальной справедливости. Так, правовое регулирование - это регулирование общественных отношений на основе справедливости. Особенность юридической справедливости заключается том, что она в правовой сфере носит наиболее четкий, формально определенный характер, часто связана с государственным принуждением. Вся правовая система стоит на страже справедливости, служит средством ее выражения и закрепления, охраны и защиты. Принцип справедливости имеет нормативно-оценочный характер, заложен в самом содержании права и находит свое воплощение в правах и обязанностях, мерах поощрения и наказания и т.п. равноправие граждан является развитием принципа справедливости и одной из характерных черт демократии. Равноправие как политико-правовой принцип и юридическую категорию необходимо отличать от понятия равенства. Последнее является материальной основой равноправия.

 

49. Право и закон: их понятие и соотношение.

Право - это совокупность исторически возникших правил поведения, установленных государством в целях торжества принципов справедливости, равенства, гуманизма, а так же регулирования общественных отношений.

Закон - это нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке органами законодательной власти, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

Актуальность проблемы соотношения права и закона сводится к следующему. Существуют законы, соответствующие правовым критериям, которые и необходимо считать правовыми законами. Здесь право и закон совпадают. Но есть и такие законы, которые не отвечают правовым критериям и, значит, с правом не совпадают. Нетрудно заметить, что в данном случае в разрешении проблемы соотношения права и закона, как и в решении вопроса о соотношении государства и права, сталкиваются два различных взгляда, или подхода. Один из них ориентирован на то, что государство является единственным и, исключительным источником права, что все то, о чем говорит государство через свои законы, - это и есть право. Другой же взгляд, или подход, к разрешению проблемы соотношения права и закона основывается на том, что право как регулятор общественных отношений считается по меньшей мере, относительно независимым от государства и закона или даже предшествующим закону, В данном случае, государство и право признаются не только относительно самостоятельными по отношению друг к другу институтами, но и в равной мере производными от объективных отношений и условий, складывающихся в пределах гражданского общества. Право при этом в развернутом виде представляется как претендующий на всеобщность и общеобязательность социальный институт нормативного регулирования общественных отношений в целях разумного устройства человеческого общежития путем определения меры свободы, прав и обязанностей. Что же касается государства, то оно при таком правопонимании не только не рассматривается в качестве творца или источника права, но, наоборот, само объявляется повсеместно связанным или, по крайней мере, значительно ограниченным в своих действиях правом. Государство - исключительный творец и источник законов, но отнюдь не права. Государство монополизирует законотворческую, а вовсе не правотворческую деятельность.

50. Норма права: определение, виды, структура, характеристика ее элементов.

Норма права — это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование общественных отношений,

К признакам нормы права относят:

1) общеобязательность (она представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей);

2) формальную определенность (выражается в письмен форме в официальных документах, определяет рамки деяний субъектов);

3) связь с государством (она устанавливается государственным органами и обеспечивается мерами государственного воздействия - принуждением и стимулированием);

4) представительно-обязывающий характер (она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права);

5) микросистемность (она выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из взаимоупорядоченных элементов гипотеза, диспозиция и санкция).

Нормы права могут подразделяться на несколько видов по различным основаниям, такими основаниями являются отрасли права, функции, выполняемые юридическими нормами, характер содержащихся в них правил поведения и степень определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов.

Структура юридической нормы — это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Данная структура показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимосвязаны. Таких частей три:

1) гипотеза — элемент нормы права, указывающий на условия* действия (время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путем закрепления юридических фактов;

2) диспозиция — элемент нормы права, определяющий модель ведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов; диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, ядром;

3) санкция — элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными — меры наказания, так и позитив ми — меры поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей работником).

Каждый из названных элементов имеет в структуре правое нормы свое место и играет особую роль, без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции сильна.

51. Способы изложения норм права в нормативно-правовых актах.

Теории права известны следующие способы изложения норм в нормативных актах: Абстрактный - когда правоотношения охватываются обобщенными родовыми понятиями, например - существенный вред, аренда, договор. Казуистический (казус - случай) - когда законодатель излагает конкретное действие, бездействие, например - убийство, кража. Логический – в это способе изложения учитываются логические связи между словами, предложениями, пропущенные слова. При подготовке, а затем принятии и издании нормативно-правового акта законодатель излагает структуру нормы права таким образом, что все ее составные части - гипотеза, диспозиция и санкция - полностью совпадают со структурой статьи или даже всего нормативно-правового акта. Этот способ изложения правовых норм в статьях нормативно-правовых актов в юридической литературе называют прямым. В действующем законодательстве России (и других стран) полное совпадение структуры нормы права и статьи имеет место далеко не всегда. При этом возможны самые различные варианты-комбинации. Например, в одной статье нормативно-правового акта может содержаться несколько полных правовых норм или в одной статье может быть только одна или две составные части нормы или норм. Для конституционного права довольно типична ситуация, когда в статье содержатся только гипотеза и диспозиция нормы права, а санкция находится в актах, развивающих то или иное конституционное положение. Для уголовных и некоторых других отраслей права довольно распространен способ изложения правового материала, при котором одни составные части нормы права формулируются в полном объеме, другие же — лишь в общем виде или вообще не раскрываются в данной статье, а содержат отсылку к другой или к другим, родственным статьям. Такой способ изложения нормы права именуется отсылочным. Отсылочный способ изложения нормы права следует отличать от бланкетного. Особенность последнего заключается в том, что в статье может содержаться лишь один из элементов структуры нормы права, а другой или другие могут только подразумеваться. Бланкетный способ изложения предполагает получение сведений об остальных элементах нормы права в других нормативно-правовых актах.

52. Действие нормативно-правовых актов во времени.

Действие закона - это свойство нормативных актов и всей системы законодательства той или иной страны, выражающееся в состоянии реального функционирования предписаний закона в определенном отрезке времени, на определенной территории, в отношении определенного круга лиц (граждан, организаций, государственных органов).

Действие во времени определяется моментами вступления нормативного акта в силу и утраты им юридической силы.

Нормативно-правовые акты могут вступать в силу.

а) с момента принятия;

б) со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие (таким временем может быть момент опубликования);

в) по истечении нормативно установленного срока со дня их опубликования.

Утрата юридической силы происходит вследствие:

а) истечения срока, заранее установленного в самом нормативном акте;

б) прямой официальной отмены действующего нормативно-правового акта;

в) замены одного нормативно-правового акта другим актом, устанавливающим новые правила регулирования той же социальной сферы.
По общему правилу закон обратной силы не имеет, то есть он не распространяется на правоотношения, возникшие до его вступления в силу. На практике это означает, например, что суд даже во время действия нового закона будет решать дело в соответствии с прежним законом, если имущественный спор возник до вступления в силу нового закона. В порядке исключения нормативно-правовой акт обретает обратную силу:

а) если указание на это имеется в самом акте;

б) если он устраняет или смягчает уголовную и административную ответственность.

53. Действие нормативно-правовых актов в пространстве.

Действие закона - это свойство нормативных актов и всей системы законодательства той или иной страны, выражающееся в состоянии реального функционирования предписаний закона в определенном отрезке времени, на определенной территории, в отношении определенного круга лиц (граждан, организаций, государственных органов).

В пространстве нормативно-правовые акты в зависимости от своего вида могут действовать трояким образом:

а) распространяться на всю территорию государства;

б) действовать лишь на какой-то точно определенной части страны;

в) предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действуют лишь на его территории.
При этом под государственной территорией понимается часть земного шара (включающая в себя сушу, недра, воздушное и водное пространство), которая находится под суверенитетом данного государства и на которую государство распространяет свою власть. Суверенитет государства распространяется на территорию своих посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море и других объектов, принадлежащих государству и находящихся в открытом море или космосе.
Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью. Принцип экстерриториальности означает, что в пределах границ любого государства в соответствии с нормами международного права могут находиться участки территории и лица, на которых не распространяется юрисдикция данного государства.

54. Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц.

Действие закона - это свойство нормативных актов и всей системы законодательства той или иной страны, выражающееся в состоянии реального функционирования предписаний закона в определенном отрезке времени, на определенной территории, в отношении определенного круга лиц (граждан, организаций, государственных органов).

Действие нормативно-правового акта по кругу лиц подчиняется общему правилу: он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами. Однако из этого правила имеются исключения:
а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Вооруженных Силах России);

б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и административной ответственности по российскому законодательству;

в) некоторые нормативно-правовые акты Российской Федерации распространяют свое действие и на тех граждан России, которые находятся за ее пределами (например, Закон о гражданстве, Уголовный кодекс).

Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной нормативно-правовой акт, может определяться также по признаку пола, по возрасту (несовершеннолетние), по профессиональной принадлежности (например, военнослужащие), по состоянию здоровья (инвалиды) и др.

55. Толкование норм права: виды, способы.

Толкование норм права - это деятельность компетентных государственных органов, общественных организаций и отдельных граждан, направленная на установление содержания правовых норм.

Способы толкования - это относительно обособленные совокупности приемов анализа правовых актов. Выделяют:

Грамматическое толкование выражается в толковании с помощью языковых (филологических) средств, с помощью правил грамматики, орфографии и др. При таком толковании необходимо выяснить, в каких словах, предложениях сформулированы гипотеза, диспозиция и санкция правовой нормы.

Систематическое толкование состоит в уяснении смысла нормы путем ее сопоставления с другими нормами и установлении связей между ними. Это толкование осуществляется с помощью анализа системных связей юридической нормы с другими нормами, путем выявления места и роли конкретной нормы права в системе права.

Историко-политическое толкование норм права представляет собой уяснение их целей и задач на основе анализа исторической обстановки, в которых они были приняты. Историко-политическое (историко-целевое) толкование помогает выявить нормы, формально не отмененные, но фактически утратившие свое.

Логический способ толкования состоит в использовании законов и правил логики для понимания действительного смысла правовой нормы. Логическое толкование позволяет конкретизировать смысл нормы в процессе правоприменительной деятельности. Сопоставление признаков понятия, его объема, структурных и отсылочных связей позволяет уяснить содержание нормы. Логический анализ понятия является самым распространенным в толковании норм права.

Функциональный способ толкования основан на факторах и условиях реализации права. Функциональный способ зависит от применяемых подходов (статика или динамика) толкования. Большое значение данный способ приобретает в периоды становления систем права, приспособления права к новым условиям жизни. Он заключается в применении различных оценочных терминов и суждений.

Специально-юридический способ означает толкование с помощью раскрытия содержания юридических терминов, используемых в законодательстве. Данный способ строится на использовании правил юридической техники и технико-юридических средств. Он преимущественно совпадает с правилами формально-юридического анализа текста акта.

Телеологический способ толкования означает толкование с помощью установления целей принятия нормативно-правового акта. Обычно эти цели формулируются в преамбулах, общих частях кодексов и в общих положениях законов. Такое толкование основано на приоритетных задачах правового урегулирования конкретных ситуаций, нацеленное на определенный результат, например, на защиту прав человека и гражданина.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...