Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Представление иллюстративного материала

Иллюстративный материал играет важную роль в научных и методических изданиях, он должен быть органически связан с текстом и помогать читателю лучше воспринимать суть содержа­ния книги [1, 5, 6, 9, 16].

Иллюстрации должны быть пронумерованы, нумерация может быть сквозной для всех видов (поглавной, постатейной и т. д.) в соответствии с системой нумерации рубрик в издании. В тексте на иллюстрации делаются ссылки с указанием номера, под которым иллюстрации помещены в тексте, например: «(рис. 5)», «...как это видно на рис. 5 (из рис. 5)». Каждая иллюстрация должна иметь подрисуночную подпись, содержащую следующие основные эле­менты: 1 — «Рис.»; 2 — порядковый номер иллюстрации без знака «№», арабскими цифрами; 3 — тематический заголовок, содержа­щий текст с характеристикой изображения в краткой форме; 4 — объяснение: детали обозначают цифрами (буквами), которые вы­носят в подпись, сопровождая их текстом. Разновидностей иллюс­тративного материала много, наиболее часто применяются следу­ющие: рисунки, графики, схемы, чертежи, диаграммы, фотогра­фии. Характер иллюстраций зависит от характера книги и катего­рии читателя (текст популярной брошюры или монография).

Рисунок как нарисованное изображение, воспроизведение чего-нибудь служит обобщающим термином в издании для представле­ния многих видов иллюстраций. Технический рисунок использу­ется тогда, когда нужно изобразить предметы такими, какими мы


их зрительно воспринимаем, только без лишних подробностей. Это позволяет лучше понять содержание, выделить основные части изображения. Например, отдельные положения выполнения спорт­сменом соревновательного действия с выделением основных эле­ментов техники; при описании тренажеров, используемых в физ-культурно-спортивных занятиях.

График (от греч. graphikos — начертанный) — чертеж, приме­няемый для наглядного геометрического изображения количествен­ной зависимости различного рода явлений, например зависимос­ти между силой и скоростью: по абсциссе — сила (кг), по ордина­те — скорость (раз/с); скоростью и дистанцией бега: по абсциссе — величина дистанции (м), по ординате — скорость (м/с). Графики используются для анализа и повышения наглядности иллюстри­руемого материала.

Оси абсцисс (горизонтальную) и ординат (вертикальную) вычерчивают сплошными толстыми ординарными линиями, стрел­ки на концах не ставят. Если необходимо показать числовые зна­чения для отдельных точек кривой (кривых), то на осях строят шкалы, масштаб которых по осям следует выбирать из условия максимального использования всей площади графика. Цифры шкал наносят слева от оси ординат и под осью абсцисс. Вторую (и дру­гие дополнительные) шкалу по оси ординат располагают: справа от первой (внутри графика); слева от графика; слева от графика с построением дополнительной оси (осей) со штрихами на ней. Вторую (и другие дополнительные) шкалу по оси абсцисс распо­лагают: над первой (внутри графика); над первой с построением дополнительной оси (осей) со штрихами под ней. По возможнос­ти надо стремиться, чтобы штрихи дополнительных шкал совпа­дали с координатной сеткой первой шкалы.

При наличии на осях графика шкал должна быть построена координатная сетка, расстояние между соседними линиями сетки в книге — не менее 5 мм. Вся сетка должна быть занята кривой (кривыми), в сетке и осях, в шкалах допускается разрыв с целью уменьшения площади графика.

Кривую (кривые) на графике следует вычерчивать только при помощи инструментов (линейки, циркуля, лекала и т. п.); при небольшом числе кривых (2 — 3) их вычерчивают разными лини­ями (сплошной, штриховой, штрих-пунктирной и т. п.), при боль­шем числе кривые нумеруют с расшифровкой в подрисуночной подписи.

При составлении надписей на графике главным принципом должен быть минимум надписей. Все пояснения, указания и дру­гие надписи должны быть вынесены в подрисуночную подпись. Наименования величин, значения которых откладываются на шкалах осей, во всех случаях необходимо заменять буквенным обо­значением, объясняемым (в нужных случаях) в подписи. Единицу


этих величин следует указывать только при наличии шкалы. Бук­венные обозначения и единицу величины пишут над числами шкалы оси ординат и под осью абсцисс, справа, вместо после­днего числа шкалы; подписи, как правило, не должны выходить за пределы графика.

Диаграмма (от гр. diagramma — рисунок, чертеж) — чертеж, наглядно показывающий соотношение между различными вели­чинами, графическое изображение их зависимости. Различают ди­аграммы линейные, плоскостные и объемные.

Линейные диаграммы сходны с графиками, для их построения используется координатное поле. По оси абсцисс откладывается время или факториальные признаки (независимые), на оси орди­нат — показатели на определенный момент или период времени или размеры результативного независимого признака. Вершины ординат соединяются отрезками, в результате чего получается ломаная линия. Отличительная черта диаграммы — текстовые над­писи, особенно для массовых изданий; для подготовленного чи­тателя применяют цифровые обозначения с расшифровкой в под­писи.

Плоскостные диаграммы бывают столбиковые (ленточные) и секторные. На столбиковых и ленточных диаграммах данные изоб­ражаются в виде прямоугольников, расположенных вертикально (столбиков) или горизонтально (лент) одинаковой ширины, вы­сота (длина) их пропорциональна изображаемым значениям ве­личин.

Секторные диаграммы представляют собой круг, разделенный на секторы, площади которых пропорциональны изображаемым значениям величин. На поле секторов даются надписи, для повы­шения наглядности каждый сектор штрихуется по-своему либо окрашивается в определенный цвет.

Диаграммы должны отвечать определенным требованиям: мак­симальной наглядности, автономности по отношению к тексту (за счет надписей), краткости надписей.

Чертеж представляет графическое изображение на плоскости геометрических образов (точек, линий, поверхностей, тел) и их совокупностей, выполненных чертами (линиями, штрихами). На чертеже изображаются изделия (спортивные снаряды, тренаже­ры, приборы, аппараты и т. п.) и их детали; сооружения (стадио­ны, бассейны, дворцы спорта, площадки для игровых видов спорта И т. д.). Разновидностей чертежа много, в научных и методических работах чертеж применяется как иллюстрация к тексту, он помо­гает читателю уяснить суть вопроса; на чертеже необходима лишь та информация, которая непосредственно касается изложенного. Чертеж, как один из видов конструкторской документации, дол-Жен отвечать требованиям Единой системы конструкторской до­кументации и соответствующих стандартов и может быть поме-


 




щен в приложения (если это входит в задачи, например, диссер­тации или методического пособия).

Разновидностью чертежей является номограмма, с помощью которой можно, не производя вычислений, получать решения вычислительных задач (раздел математики — номография). Для применения номограмм следует пользоваться специальной лите­ратурой по номографии.

Схема это иллюстрация, с помощью условных графических средств и обозначений передающая устройство, взаимоотноше­ние (связи) частей, структуру какого-либо объекта. На схему как на иллюстрацию распространяются все требования к иллюстра­тивному материалу. В качестве иллюстраций в изданиях использу­ются схемы общего назначения и технические.

Схемы общего назначения (схема управления отраслью «Физи­ческая культура», управление в системе подготовки сборных команд страны и т. п.) представляют собой чертежи, на которых плоские фшуры (треугольники, прямоугольники, круги и т. п.) соединены линиями (связями). Внутри фигур помещаются надписи (обозначе­ние частей), цифры или буквы, которые расшифровываются в тек­сте или подписях к иллюстрациям (текст должен быть кратким).

Технические схемы показывают в виде условных изображений и обозначений составные части изделия и связи между ними. Эти схемы подразделяются на виды: электрические, кинематические, оптические и др. Требования к составлению схем такие же, как к чертежам. При составлении схем надо пользоваться соответствую­щими стандартами.

Подпись к иллюстрации:это текст под иллюстрацией, опреде­ляющий ее тему, поясняющий ее содержание и связывающий ее номером с текстом, к которому она относится. Подпись не нуж­на, если иллюстрация единственная или изображение понятно читателю без слов из расположенного рядом текста. Состав под­писи: условное название иллюстрации для ссылок <фис»; поряд­ковый номер арабскими цифрами без знака «№»; тема иллюстра­ции; пояснения к обозначениям частей (а, б) и деталей иллюст­рации; примечания (расшифровка условных обозначений на ил­люстрации). Сокращенный состав подписи может быть в тех слу­чаях, когда пояснения есть в тексте, ради экономии места и др.

Подпись должна отвечать требованиям точности и ясности, краткости, соответствовать тексту и изображению. Включение в состав подписи указания на вид изображения (график, диаграм­ма, схема, чертеж, фотография) требуется только в случаях, ког­да без указания этого подпись будет неточной.

Фотография используется в изданиях как средство нагляднос­ти, достоверно отражающее действительность, широко применя­ется в работах научного и методического характера в области фи­зической культуры и спорта, особенно в популярной литературе-


Нередко фотография служит не только иллюстрацией, но и науч­ным документом (зафиксированное положение в спортивных со­ревнованиях и т. п.).

Автор должен подготовить издательские оригиналы — позитив­ные изображения: отпечатки на фотобумаге и диапозитивы, кото­рые по характеру изображения делятся на черно-белые и много­цветные. Основные требования к издательским оригиналам: по со­держанию они должны отвечать назначению иллюстрации и зада­чам работы, а также быть композиционно уравновешенными, гар­моничными и т. д. При сдаче фотоматериалов в издательство надо соблюдать специальные требования к их техническому качеству.

Библиографическое описание

Важной составной частью научной и методической работы яв­ляется библиографическое описание — сведения о произведении печати или другом документе, которые дают возможность полу­чить представление о его содержании, читательском назначении, объеме и т. п. Библиографический аппарат отражает культуру на­учного труда автора. Большое значение имеет унификация мето­дов и правил составления библиографического описания. Суще­ствует международная система библиографического учета миро­вой печатной продукции. На основании международных правил составления библиографического описания в нашей стране суще­ствуют ГОСТ 7.1.84 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления» [17]. Эти правила обя­зательны для всех авторов, издательств и пр.

Для научных и методических работ основными видами биб­лиографического описания считаются прикнижные (пристатей-ные) библиографические списки, внутритекстовые и подстроч­ные библиографические ссылки. Библиографические описания составляют непосредственно по рассматриваемому изданию и пол­ностью, чтобы не делать повторных проверок. Если библиографи­ческое описание заимствовано из других изданий, в примечании следует указать источник (издание), из которого заимствовано описание: «Приводится по:». Для разграничения областей и эле­ментов библиографического описания применяют обязательную систему условных разделительных знаков, шрифтовые выделения и сокращения слов (в соответствии с существующим ГОСТом, приложение 20, п. 8).

Выделяют два способа библиографического описания. В заго­ловке (заглавии) или под ним приводят имена индивидуальных авторов (одного, двух или трех): фамилию, затем инициалы. Под заглавием указываются фамилии и инициалы четырех и более ав­торов. Под заглавием также составляют библиографическое опи-


 




сание официальных материалов. В библиографическое описание входят также сведения об авторстве и выходные данные (место из­дания, наименование издательства или издательской организа­ции, год издания). Указывается также количество страниц, сведе­ния об иллюстрациях и др. [5, 6, 16, 17].

Библиографический список содержит библиографическое описа­ние использованных и (или) рекомендованных источников и по­мещается в работе после заключения. Этот список выполняет две функции: справочно-поисковую и информационно-рекомендатель­ную. В диссертационных работах в библиографический список вклю­чаются только те источники, на которые имеются ссылки в ос­новном тексте. Библиографический список составляется по ос­новным признакам: алфавитному, тематическому, хронологиче­скому, по сочетанию различных признаков. В зависимости от ха­рактера издания основные источники могут быть отделены от до­полнительных (например, в учебнике, учебном пособии).

Обычно применяется типовое название «Библиографический список», в качестве заглавия библиографического списка не ре­комендуется применять слова «Библиография», «Литература».

Составление библиографического списка по алфавитному при­знаку. Этот способ — один из самых распространенных, записи располагают строго в алфавитном порядке по фамилии первого автора или первого слова заглавия произведения; фамилии соав­торов не учитываются, авторов-однофамильцев располагают по алфавиту их инициалов. Иностранные источники размещают по алфавиту после перечня всех источников на языке издания (дис­сертации, книги). При алфавитном расположении записей список не нумеруется, связь с основным текстом работы осуществляется включением в него фамилии автора и года издания (при необхо­димости указания на цитируемую страницу). Если алфавитный список пронумерован, то указывается только номер записи (и страница при цитировании).

Составление библиографического списка по тематическому при­знаку. Этот способ применяется при наличии списка большого объема, а также в тех случаях, когда записи целесообразно сгруп­пировать в соответствии со структурой книги (по разделам, гла­вам и т.д.). Это облегчает поиск публикации по одной из тем, затруднительный при алфавитном построении. Внутри каждой руб­рики обычно применяют алфавитное расположение записей, каж­дой записи присваивается порядковый номер для связи с основ­ным текстом и между отдельными рубриками.

Хронологический способ расположения записей применяется в основном в юбилейных списках трудов учреждений или отдель­ных ученых и т. п.; в пределах одного года издания применяется алфавитное расположение записей, каждой записи присваивает­ся порядковый номер.


Применяются различные способы сочетания видов построе­ния библиографических списков, в зависимости от целевых уста­новок и назначения того или иного издания.

Ниже приводятся примеры библиографического описания раз­личных видов изданий с соблюдением правил записи.

Книги.Книги могут быть одного, двух, трех, четырех и более авторов. . Книги одного, двух, трех авторов.

Башкиров В. Ф. Профилактика травм у спортсменов. — М., 1987. — 177 с. Плахтиенко В. А., Блудов Ю. М. Надежность в спорте. — М., 1983. — 176 с.

Зеличенок В. Б., Никитушкин В. Г., Губа В. П. Легкая атлетика: крите­рии отбора. — М., 2000. — 238 с.

Книги четырех авторов.

Психорегуляция в подготовке спортсменов / В. П. Некрасов, Н. А. Ху-дадов, Л. Пиккенхайн, Р. Фрестер. — М., 1985. — 177 с.

Книги более четырех авторов.

Тренажеры в оздоровительной физической тренировке / Л. С. Глузман, И. П. Чабан, Ю. Л. Клименко, С. И. Козлова, В. И.Вукста, Л. Н. Новак, Н. Д. Попов, С. И. Пронько. - Киев, 1990. — 158 с.

Депонированная рукопись.

Железняк Ю.Д., Рекутина Н. В. Концепция игрового и соревнователь­ного методов в физическом воспитании школьников: Рукопись деп. в Отраслевом ДНИ «Школа и педагогика» 29.08.88. № 243-88. Реферат опубликован в реф. сб. «Коммунистическое воспитание детей и подрост­ков». 1988. Вып. 6.

Автореферат диссертации.

Иванов В. В. Педагогические и метрологические основы теории и мето­дики измерений в спорте: Автореф. дис... докт. пед. наук. — М., 2000. — 58 с.

Чернов С. В. Организационно-методические аспекты подготовки уп­равления олимпийской подготовкой женской сборной команды Российс­кой Федерации по баскетболу: Автореф. дис... канд. пед. наук. — М., 2000. — 27 с.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...