Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Опосредованная реализация права

Реализация права – это деятельность субъектов права по осуществлению субъективных прав и юридических обязанностей.
Непосредственная реализация – когда субъекты реализуют права самостоятельно.
Соблюдение права – воздержание от совершения запрещенных действий; это пассивная форма реализации, с ее помощью осуществляются запрещающие нормы.
Исполнение права – это совершение действий, предусмотренных законом; это активная форма реализации, с ее помощью осуществляются обязывающие нормы.
Использование права – это осуществление субъектами своих прав; это активная форма реализации, с ее помощью осуществляется управомочивающие нормы.
Опосредованная реализация – это когда за осуществлением прав и обязанностей субъекты обращаются в органы государственной власти. У опосредованной реализации существует одна форма – применение.

применение (это властная деятельность компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела, в результате чего выносится соответствующий индивидуальный акт). Применение - особая форма реализации права, характеризующаяся следующими признаками: 1) применяют право только уполномоченные на то компетентные субъекты (государственные, муниципальные органы и т.п.); 2) носит властный характер; 3) имеет ряд стадий (установление фактической и юридической основы дела, принятие решения); 4) осуществляется в процессуальной форме (в целях усиления гарантий законного и справедливого разрешения дела данная деятельность жестко регламентирована нормами права); 5) связано с применением соответствующего индивидуального, властного (правоприменительного) акта. Правоприменение необходимо тогда, когда субъекты не могут сами без помощи властных органов реализовать свои права и обязанности, когда возникает потребность в государственном принуждении, когда имеется спор по поводу юридического факта

 

73. Непосредственная реализация права (саморегуляция) в форме соблюдения, исполнения и использования характеризуется следующими свойствами:

реализация гражданами своих прав осуществляется в данном случае непосредственно без участия и помощи со стороны властных органов. Субъект сам определяет объем реализации своего права и в любой момент может отказаться от реализации;

процесс такой реализации не нуждается в сложных процедурах. Усложнение процедуры усложняет возможность пользоваться правами; как правило, нет необходимости принятия каких-либо дополнительных решений. Личность берет на себя ответственность за правомерность своего поведения. Таким образом, непосредственная реализация права основана на убеждении людей в справедливости, полезности и необходимости правового способа бытия, осознании своей ответственности перед государством и другими людьми.

Наиболее распространенной является классификация форм реализации, построенная в зависимости отхарактера действийсубъектов права.

В соответствии с этим признаком-критерием выделяют три непосредственные формы реализации: соблюдение, исполнение и использование. Этим трем непосредственным формам реализации права соответствуют три способа правового регулирования — запрет, обязывание и дозволение. Непосредственными эти формы реализации называют потому, что субъекты права сами реализуют требования правовых норм в правомерном поведении, не прибегая к помощи органов государства.

В тех случаях, когда реализация права на основе взаимного согласия граждан, организаций невозможна, возникает необходимость государственного вмешательства, без которого претворение предписаний норм права в жизнь невозможно. В этом случае речь идет об особой форме реализации — применении права.

Относительно названных непосредственных форм реализации права следует отмстить следующее.

Соблюдение норм права связано только с реализацией запрещающих норм. Социальная роль и назначение данной формы реализации права заключается в том, чтобы не допустить совершения действий, которые причинили бы вред не только обществу и государству, но и личности. Соблюдение обязанностей всегда имеет не активный, а пассивный характер. Реализация данной формы достигается не в силу совершения активных действий субъектов права, а благодаря воздержанию от совершения запрещенных законом действий.

Исполнение как форма реализации права представляет собой не что иное, как реализацию обязывающих норм, выполнение субъектом права возложенных на него обязательств. Исполнение обязательств выражается в совершении физическим или юридическим лицом действий, предусмотренных нормой права.

Наконец,использование прав или правомочий выражается в активной реализации возможностей, предоставляемых субъектам различных общественных отношений нормами права. В пределах данной формы реализации права происходит осуществление субъективных прав участниками общественных отношений.

Примером может служить право собственника владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, право родителей дать ребенку имя и др.

74. Применение права: понятие, стадии, их характеристики.

Применение права- одна из форм реализации норм права, осуществляемая уполномоченными на то государственными органами и должностными, лицами.

Применение права, как определенный процесс, распадается на ряд стадий. Вообще стадия - это отрезок какого-либо процесса, имеющий свою, промежуточную задачу, и в силу этого приобретающий относительную самостоятельность и завершенность.
В качестве основных можно выделить три стадии:
1) установление фактических обстоятельств дела;
2) формирование юридической основы дела;
3) решение дела.
В качестве дополнительной стадии может выступить государственно-принудительная реализация правоприменительного акта.
Первые две стадии имеют подготовительный характер и разделение их достаточно условное. В реальной жизни они протекают практически параллельно, и правоприменителю приходится обращаться то к фактической стороне дела, то к юридической, постепенно формируя и ту и другую. В гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном кодексах как раз такие "реальные" стадии и указаны.
Стадия формирования фактической основы протекает как процесс доказывания наличия или отсутствия юридически значимых обстоятельств (составляющих предмет доказывания) с помощью фактов-доказательств. Поэтому все, с чем имеет дело теория доказательств, прямо относится к этой стадии правоприменения.
Вторая стадия (формирование юридической основы дела) включает в себя следующие правоприменительные действия:
а) выбор юридической нормы, подлежащей применению;
6) проверка подлинности нормы и ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц ("высшая" критика);
в) проверка правильности текста нормативно-правового акта ("низшая" критика);
г) уяснение содержания нормы права (путем толкования).
Третья стадия (решение юридического дела) представляет собой не одномоментный акт, а тоже определенный процесс, который может быть рассмотрен и как формально-логический, и как творческий, и как государственно-властный.
По результатам правоприменения выносится акт применения права -официальный акт-документ компетентного органа, содержащий индивидуальное государственно-властное веление по применению права.

75. Правоприменительный акт: виды, структура, требования, предъявляемые к их оформлению.

Правоприменительный акт - один из видов правовых актов. Он определяется в юридической науке как известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.

Назначение актов применения права вытекает из их названия - они призваны применять юридические нормы к соответствующим лицам, но ни в коем случае не создавать новые нормы и не изменять или дополнять старые; это не их функция.
Наиболее характерные признаки (специфика) правоприменительных актов заключаются в следующем:

1) они имеют индивидуально-определенный характер, т.е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно;

2) являются властными и обязательными для исполнения, поскольку исходят от государства либо с его согласия от других структур и образований; за неисполнение таких актов могут последовать санкции;

3) не содержат в себе правовой нормы, не являются источником и формой права; их назначение - не создавать, а применять нормы права;

4) выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют;

5) исчерпываются однократным ,после разового применения прекращают свое действие;

6) обеспечиваются государственным принуждением, так как речь идет о претворении воли законодателя в жизнь, Классический правоприменительный акт (например, приговор суда) должен обладать необходимыми внешними атрибутами (реквизитами), т.е. отвечать установленным правилам и требованиям (место и время вынесения, дата, подпись, печать, ссылка на закон, кем издан и т.д.). Он должен также иметь определенную внутреннюю структуру: описательную часть, мотивировочную и резолютивную, в которой излагается само решение. Без некоторых элементов такой атрибутики самый важный акт может утратить свою юридическую силу.

Виды правоприменительных актов. Акты применения норм права отличаются большим разнообразием, поэтому они классифицируются по различным основаниям.

По отраслевому признаку они подразделяются: на уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые, финансовые и др.

По субъектам их издания - на акты судебных органов, арбитражных, прокурорских, следственных, местного самоуправления; акты президента, правительства, федеральных министерств и ведомств.

По юридической природе - на правоохранительные, правоисполнительные, правовосстановительные, правообеспечительные.
По последствиям - на правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие (например, приказ ректора о зачислении в вуз, об отчислении из вуза, о переводе с одной формы обучения на другую в том же вузе).
По форме выражения - на письменные и устные; акты-документы и акты-действия. Акты-действия, в свою очередь, могут быть подразделены на словесные (распоряжение или резолюция руководителя подчиненному совершить определенное действие) и конклюдентные, или молчаливые: разного рода указатели, сигналы, жесты, команды, символы, ясно показывающие намерения применить норму права (остановить автомашину, затормозить, свернуть в сторону), если требования будут нарушены. Отказ от выполнения всех этих знаков, указателей и сигналов влечет за собой юридическую ответственность
По названию акты применения права могут иметь форму указа, постановления, приказа, распоряжения, протокола, резолюции, разрешения, приговора, акта о наложении штрафа, указания и т.д. Нередко они совпадают с названиями нормативных актов. Важно, чтобы правоприменительный акт не содержал общего правила поведения.

76. Правонарушение: определение, признаки, виды.

Правонарушение - это противоправное, виновное, волевое деяние лица, противоречащее предписаниям норм права, причиняющее вред интересам общества и личности, влекущее за собой юридическую ответственность (общественно-опасное, противоправное, виновное деяние). Правонарушением является деяние дееспособного лица, достигшего установленного законом возраста ответственности. Любое правонарушение является деянием (действием или бездействием), характеризуется противоправностью, виной, совершается деликтоспособными лицами, характеризуется определенной степенью вреда (юридического или фактического), выражается в наличии причинной связи между противоправным деянием и причиненным вредом, имеет состав (объект, субъект, объективная и субъективная стороны).

Существуют ряд признаков, которыми характеризуется правонарушение:

1) поведение человека, выраженное в деянии (действии или бездействии);

2) общественная вредность (вредный результат) противоправного деяния;

3) противоправность поведения (противоречие деяния образцу поведения, установленному правовой нормой). Противоправность выражается в превышении должностн. полномочий, в неисполнении возложенных обязанностей, в прямом нарушении запретов;

4) виновность поведения субъектов права означает, что правонарушением считается только виновное деяние. Содержание вины заключается в отрицательном отношении субъекта к охраняемым законодательством интересам общества;

5) наказуемость противоправного деяния означает необходимость применения к правонарушителю мер государственно-властного воздействия, которое выражается в неблагоприятных последствиях для правонарушителя. Наказуемость деяния предусмотрена в санкции правовой нормы.

В зависимости от социальной опасности все правонарушения подразделяются на преступления и проступки. Основными критериями разграничения преступлений и проступков являются: характер и степень общественной вредности, субъективный фактор и др. Меры ответственности определены санкциями правовых норм, которые содержат итоговую правовую оценку деяния. Санкции бывают правовосстановительными и штрафными (карательными).

Преступления (уголовные правонарушения) - это общественно опасные, запрещенные законом, виновные, наказуемые деяния, посягающие на наиболее значимые интересы и подпадающие под запрет уголовного законодательства. Преступления отличаются от проступков повышенной степенью общественной опасности, причиняют более тяжелый вред охраняемым в законодательстве интересам. Уголовное наказание применяется не только за совершение преступления, но и за приготовление, покушение на него. В отличие от других видов правонарушений перечень преступных деяний, предусмотренных уголовным законом, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Основным критерием классификации преступлений является степень общественной опасности (преступления небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления).

Проступки - это такие правонарушения, которые характеризуются меньшей степенью социальной опасности (вредности), совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объекты посягательства и юридические последствия. Проступки классифицируются применительно к отраслям права, по видам отношений, по видам взысканий и др. Эта классификация имеет следующий вид.

Гражданские проступки (деликты) - это правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и личных неимущественных отношений. Гражданские проступки связаны с причинением имущественного или морального вреда. Гражданские правонарушения влекут применение таких санкций, как возмещение вреда, принудительное восстановление нарушенного права, исполнение неисполненной обязанности и др.

Административные проступки - это правонарушения, посягающие на установленный законом общественный порядок, на отношения в сфере исполнительной и распорядительной деятельности государства, не связанные с осуществлением служебных обязанностей. Виды административных взысканий (штраф, лишение специального права, дисквалификация, административный арест и др.) детально определены Кодексом об административных правонарушениях.

Дисциплинарные проступки - это правонарушения, совершаемые в сфере служебных отношений, нарушающие в основном порядок отношений подчиненности по службе. Дисциплинарные проступки нарушают трудовую, служебную, учебную дисциплину и влекут за собой дисциплинарную ответственность (замечание, выговор, увольнение и др.). Дисциплинарное взыскание налагается администрацией предприятия, учреждения или организации.

77. Состав правонарушения: понятие, структура, характеристика его элементов.

Состав правонарушения - это совокупность признаков, характеризующих по российскому законодательству определенное общественно вредное деяние как правонарушение.

Состав каждого правонарушения включает в себя характеристику объекта правонарушения, объективной стороны, субъективной стороны и субъекта правонарушения. Обязательным признаком состава правонарушения является объект правонарушения. Понятие объекта правонарушения является одним из важных понятий теории правонарушений. Каждое преступление, выражается ли оно в действии или бездействии, всегда есть посягательство на определенный объект. В правовой литературе наиболее распространено мнение, что объектом правонарушения являются общественные отношения, урегулированные нормами права. Правонарушение как определенное социальное явление воздействует на систему общественных отношений. Субъект правонарушений также является необходимым элементом состава правонарушения. Именно субъект осуществляет все действия, воздействует на объект и своими действиями вносит изменения во внешний мир. Субъект - это носитель действия, а объект - это внешнее явление, которое существует независимо от субъекта. Субъект и объект всегда находятся в таком соотношении, где на одном полюсе находится субъект, а на другом — объект. Субъект и объект определяют наличие или отсутствие правонарушения, т.к. в правонарушении объект не существует без носителя действия, т.е. субъекта, как и субъект не будет субъектом пока не воздействует своими действиями на объект правонарушения. Следовательно, субъектом правонарушения могут быть только вменяемые физические лица. Еще одним необходимым признаком состава правонарушения является субъективная сторона правонарушения, в которой проявляется общественная вредность противоправного деяния. Именно характер субъективной стороны правонарушений отличает правонарушения от объективно противоправных проступков. Субъективную сторону правонарушения образуют элементы, которые характеризуют правонарушение с точки зрения внутреннего, психического состояния лица при совершении им этого деяния. Каждое действие человека психология делит на два этапа: первый этап - это принятие решения, т.е. деятельность человеческого мозга; и второй этап - это поведение человека, выраженное вовне, т.е. осуществление решения под руководством сознания. Следовательно, внешняя и внутренняя стороны поведения человека тесно взаимосвязаны и поэтому отрывать или же противопоставлять одну сторону другой нельзя. Вина - это конкретное психическое отношение лица к своему конкретному внешнему поведению и его последствию, а не состояние психики данного лица вообще. Право выделяет две основные формы вины: 1) умысел; 2) неосторожность. Объективную сторону правонарушения образуют все те элементы деяния, которые характеризуют правонарушение как определенный акт внешнего поведения лица. К элементам, образующим объективную сторону правонарушения относятся действие лица, вред для общества и отдельных его членов, причинная связь между поведением нарушителя и наступившим вредом, а также обстановка, место, время совершения правонарушения. Данные элементы объективной стороны имеют универсальное значение для всех видов правонарушений, а именно преступлений, административных, гражданско-правовых и дисциплинарных проступков.

78. Юридическая ответственность: определение, значение для обеспечения законности и правопорядка.

Юридическая ответственность - это психологические, имущественные и иные лишения, которые по решению компетентного государственного органа претерпевает гражданин или иное лицо за совершенное им правонарушение. Юридическая ответственность является сложным социально-правовым явлением. В нем наличествуют не менее двух сторон: государство и правонарушитель. Между ними складываются правоохранительные отношения, в котором государство управомоченная сторона, а правонарушитель как обязанная. Как самостоятельный элемент механизма регулирования юридическая ответственность характеризуется следующими признаками: Представляет собой вид государственного принуждения. Наступает только за совершенное правонарушение, т.е. нарушение правил поведения. В данном случае ответственность наступает по вине правонарушителя за противоправное поведение. Выражается в обязанности правонарушителя претерпевать определенные лишения личного, имущественного и организационного характера. Утверждается а определенных материальных нормах, а применяется в соответствии с процессуальными нормами. Связана с государственным осуждением.

Функции юридической ответственности:

Штрафная (карательная) – заключается в том, что с одной стороны она является средством наказания правонарушителя, а с другой средством предупреждающим новое правонарушение.

Воспитательная: - способствует формированию у субъектов права уважительного отношения к праву.

Компенсационная – выражаются в возмещении имущественных прав потерпевшей стороны.

Юридическая ответственность имеет большое значение для обеспечения законности и правопорядка. Это заключается в том, что: Одним из главных принципов законности является принцип неотвратимости наказания за нарушение законности, суть которого состоит в том, что любое правонарушение должно быть раскрыто, а виновное лицо наказано. Это означает, что законность не может существовать без юридической ответственности. Гарантом законности является эффективность мер юридической ответственности и защиты, ведущих к восстановлению нарушенных прав. Учитывая, что законность и правопорядок два взаимообусловленных, взаимозависимых понятий, то тоже значение юридической ответственности характерно и для правопорядка.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...