Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика 17. «Что здесь лишнее?»

Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет и дубли­рует предыдущую для детей этого возраста. Она призвана исс­ледовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок (рис. 19), на которых представле­ны разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:

«На каждой из этих картинок один из четырех изображен­ных на ней предметов является лишним. Внимательно посмот­ри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».

На решение задачи отводится 3 минуты.

Оценка результатов

10 баллов— ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 мин, назвав лишние предме­ты на всех картинках и правильно объяснив, по­чему они являются лишними.

8-9 баллов— ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин.

6-7 баллов— ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин.


Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста

Рис. 19. Картинки к методике «Что здесь лишнее?»


Часть I. Психологическая диагностика

4-5 баллов— ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин. 2-3 балла— ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин. 0-1 балл— ребенок за 3 мин не справился с заданием.

Выводы об уровне развития

10 баллов— очень высокий.

8-9 баллов— высокий.

4-7 баллов— средний.

2-3 балла— низкий.

0-1 балл— очень низкий.

Методика 18. «Кому него недостает?»

Эта методика предназначается для психодиагностики мыш­ления, детей в возрасте от 3 до 4 лет. Перед началом выполнения задания, включенного в данную методику, ребенку поясняют, что ему будет показан рисунок (рис. 20), на котором слева изобра­жены дети, каждому из которых чего-то не хватает. То, чего им недостает, изображено отдельно внизу на этом рисунке.

Задание, получаемое ребенком, заключается в том, чтобы как можно быстрее определить, кому и чего не хватает, назвать соот­ветствующих детей и указать те предметы, которых им недостает.

Оценка результатов

10 баллов— время выполнения задания оказалось меньше чем

30 сек. 8-9 баллов— время выполнения задания оказалось в пределах

от 31 сек до 49 сек. 6-7 баллов— время выполнения задания составило от 50 сек до

69 сек. 4-5 баллов— время выполнения задания заняло от 70сек до 89 сек. 2-3 балла— время выполнения задания оказалось в пределах

от 90 сек до 109 сек. 0-1 балл— время выполнения задания заняло до 110 сек и выше.


Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста

Рис. 20. Стимульный материал к методике «Кому чего недостаёт?»


Часть I. Психологическая диагностика

Выводы об уровне развития

10 баллов— очень высокий.

8-9 баллов— высокий.

4-7 баллов— средний.

2-3 балла— низкий.

0-1 балл— очень низкий.

Методика 19. «Раздели на группы»

Этот вариант методики, предназначенный для диагностики того же качества мышления, что и предыдущая методика, рас­считан на детей в возрасте от 4 до 5 лет. Цель данной методики — оценка образно-логического мышления ребенка. Ему показыва­ют картинку, изображенную на рис. 21, и предлагают следующее задание:

«Внимательно посмотри на картинку и раздели представлен­ные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каж­дую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по од­ному общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены».


Рис. 21. Стимульный материал к методике •«Раздели на группы».


На выполнение всего задания отводится 3 мин.


Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста

Оценка результатов

10 баллов— ребенок выделил все группы фигур за время мень­шее чем 2 мин. Эти группы фигур следующие: тре­угольники, круги, квадраты, ромбы, красные фи­гуры (на рис. они черного цвета), синие фигуры (заштрихованы в линейку), желтые фигуры (в кле­точку), большие фигуры, малые фигуры.

Замечание.Одна и та же фигура при классификации может вой­ти в несколько разных групп.

8-9 баллов— ребенок выделил все группы фигур за время от 2,0 до 2,5 мин.

6-7 баллов— ребенок выделил все группы фигур за время от 2,5 до 3,0 мин.

4-5 баллов— за время 3 мин ребенок сумел назвать только от 5-до 7 групп фигур.

2-3 балла— за время 3 мин ребенок сумел выделить только от 2 до 3 групп фигур.

0-1 балл— за время 3 мин ребенок сумел выделить не более одной группы фигур.

Выводы об уровне развития

10 баллов— очень высокий.

8-9 баллов— высокий.

4-7 баллов— средний.

2-3 балла— низкий.

0-1 балл— очень низкий.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...