Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика 18. «Умение считать в уме»

С помощью данной методики проверяется способность ре­бенка производить умственные арифметические действия с чис­лами и дробями разного типа: простыми и десятичными, а так­же со сложными, дробно-целыми числами. Если ребенка научи­ли считать еще до поступления в школу, то данную методику можно применять, начиная с дошкольного возраста. В норме же она служит для оценки соответствующей способности у детей, уже обучающихся в школе.

Примеры на счет (табл. 6) предлагаются ребенку на слух в порядке их усложнения. Он должен как можно быстрее сосчи­тать в уме и дать устный ответ.

В таблице справа и слева приведены баллы, которыми оце­нивается правильное решение того или иного арифметического примера. Все примеры в таблице разделены на группы. Если из данной группы, включающей три примера, ребенок решил не ме­нее двух примеров, то ему приписывается определенный балл. Группы примеров, оцениваемых соответствующим количеством баллов, отделены в таблице друг от друга отрезками горизонталь­ных линий. Между ними находятся те оценки, которые получа­ет ребенок за правильное решение данных примеров.

Общее время, отводимое на выполнение всего задания (ре­шение 48 примеров), равно 5 минутам. Задание заключается в том, чтобы за это время решить как можно больше примеров.


Глава 4. Методы психодиагностики младших школьников

Таблица 6 Примеры для устного счёта к методике «Умение считать в уме»-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка в баллах Примеры (с порядковыми номерами и решениями) Оценка в баллах
0,8 0,1 1.5 + 2 = 7 25.0,83 + 0,12=0,95 2.4 +5 = 9 26.0,47 + 0,35 = 0,82 3.6-2 = 4 27.0,22-0,13 = 0,09 0,7 3,2
0,2 4. 9 - 6 = 3 28.0,87 - 0,43 = 0,44 5.3 ( 2 = 6 29.0,22 ( 0,1 = 0,022 6.2( 4 = 8 30.0,15 ( 0,2 = 0,03 0,8
0,2 7.9:3 = 3 31.0,21:0,1 = 2,1 8. 6:2 = 3 32.0,48:0,24 = 2,0 9.10 + 6 = 16 33.1/4 + 1/4 = 1/2 0,8
0,3 10.12 + 4=16 34.1/4 + 2/4 = 3/4 11.16-4=12 35.3/5+1/8 = 29/40 12.19 -7 = 12 36. 9/16 - 5/16 = 1/4 0,9
1,6 0,3 13. 4 ( 3=12 37.1/3 ( 1/3=1/9 14.6 ( 3 = 18 38. 2/8 ( 3/8 = 3/32 15.18:3 = 6 39.4/5 :2/5 = 2,0 0,9 2,0 2,4
0,4 16.15: 5 = 3 40.5/16: 3/16 = 5/3 17.25 + 32 = 57 41.1/2 + 2/4=1,0 18.41+23 = 64 42.8/32 + 3/4=1,0 1,1
0,4 19.43 - 17 = 26 43. 9/10 - 2/5 = 1/2 20.67-21 = 46 44. 9/16 - 3/4 = -3/16 21.16( 5 = 80 45.2/6( 1/2=1/6
0,5 22.22( 4 = 88 46.3/16 ( 3/4 = 9/64 23.48:12 = 4 47.4/12:2/3=1/2 24.84:14 = 6 48.8/32:4/16=1 1,3

Правильные решения, данные в самих примерах, должны быть известны только экспериментатору и служат для него сред­ством контроля решения, предложенного ребенком.

Сумма баллов, полученных ребенком за правильно решен­ные в течение 5 минут примеры, является тем показателем, ко­торый затем переводится в баллы по стандартизированной 10-балльной шкале.

Выводы об уровне развития

7,7 балла и выше— очень высокий.


Часть 1. Психологическая диагностика

от 5,7 до 7,6 балла— высокий. от 2,5 до 5,6 балла— средний. от 0,9 до 2, 4 балла— низкий. меньше 0,8 балла— очень низкий.

Интерпретация полученных результатов производится сле­дующим образом (приводимый пример касается учащихся IV классов средней школы; способы оценки умения считать в уме у детей других возрастов еще предстоит уточнить с учетом про­граммы по математике, по которой они обучаются в школе).

Сумма баллов, находящаяся в пределах от 7,7 до 10,0,счита­ется очень хорошим результатом и свидетельствует о наличии у ребенка способностей к математике.

Сумма баллов в пределах от 5,7 до 7,6 рассматривается как хороший результат и говорит о средних способностях данного ребенка.

Сумма баллов, оказавшаяся в интервале от 2,5 до 5,6 балла,свидетельствует о наличии у данного ребенка слабых способнос­тей к математике.

Сумма баллов, расположенная в пределах интервала от 0,9 до 2,4, является признаком том, что способности к усвоению ма­тематики у данного ребенка полностью отсутствуют.

Результат, меньший 0,8 баллов,является признаком серьез­ного отставания развития математического мышления у ребенка.

Методика 19. «Кубик Рубика»

Эта методика предназначена для диагностики уровня разви­тия наглядно-действенного мышления.

Пользуясь известным кубиком Рубика, ребенку задают раз­ные по степени сложности практические задачи на работу с ним и предлагают их решить в условиях дефицита времени.

Ниже приведены описания девяти таких заданий, вслед за ко­торыми в скобках указано количество баллов, которое получает ребенок, решив данную задачу за 1 мин. Всего на эксперимент отводится 9 мин (по минуте на задачу).

Замечание.Переходя от решения одной задачи к другой, каж­дый раз необходимо изменять цвета собираемых гра­ней кубика Рубика.


Глава 4. Методы психодиагностики младших школьников

Задание 1.На любой грани кубика собрать столбец или стро­ку из трех квадратов одного цвета (0,3 балла).

Задание 2.На любой из граней кубика собрать-два столбца или две строки из квадратов одного и того же цвета (0,5 балла).

Задание 3.Собрать полностью одну грань кубика из квадра­тов одного и того же цвета, т.е. полный одноцветный квадрат, включающий в себя 9 малых квадратиков (0,7 балла).

Задание 4.Собрать полностью одну грань определенного цве­та и к ней еще одну строку или один столбец из трех малых квад­ратиков на другой грани кубика (0,9 балла).

Задание 5.Собрать полностью одну грань кубика и в допол­нение к ней еще два столбца или две строки того же самого цвета на какой-либо другой грани кубика (1,1 балла).

Задание 6.Собрать полностью две грани кубика одного и то­го же цвета (1,3 балла).

Задание 7.Собрать полностью две грани кубика одного и то­го же цвета и, кроме того, один столбец или одну строку того же самого цвета на третьей грани кубика (1,5 балла).

Задание 8.Собрать полностью две грани кубика и к ним еще две строки или два столбца такого же цвета на третьей грани ку­бика (1,7 балла).

Задание 9.Собрать полностью все три грани кубика одного и того же цвета (2,0 балла).

Оценка результатов

Оценка результатов работы с этой методикой производится следующим способом. Если число баллов, набранных ребенком, равно 10,то его наглядно-действенное мышление считается очень высоко развитым.

Если в процессе решения всех задач ребенок за отведенное время в сумме набрал от 4,8 до 8,0 баллов,то его мышление счи­тается высокоразвитым.

Если общая сумма баллов, набранных ребенком, оказалась в пределах от 1,5 до 3,5 баллов,то его наглядно-действенное мыш­ление рассматривается как среднеразвитое, а сам он — подготов­ленным к обучению в школе.


Часть 1. Психологическая диагностика

Если общая сумма баллов, набранных ребенком, не превыси­ла 0,8 балла, то его наглядно-действенное мышление считается слаборазвитым, а сам он по данному параметру не готов к обуче­нию в школе.

Методика 20. «Матрица Равена»

Эта методика предназначается для оценивания наглядно-об­разного мышления у младшего школьника. Здесь под наглядно-образным мышлением понимается такое, которое связано с оперированием различными образами и наглядными представ­лениями при решении задач.

Конкретные задания, используемые для проверки уровня раз­вития наглядно-образного мышления, в данной методике взяты из известного теста Равена. Они представляют собой специаль­ным образом подобранную выборку из 10 постепенно усложняю­щихся матриц Равена (см. рис. 54 А, Б, В, Г, Д).

Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняю­щихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в рас­положении деталей на матрице (представлена в верхней части указанных рисунков в виде большого четырехугольника) и под­бор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостаю­щей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку (дан­ная часть матрицы представлена внизу в виде флажков с разны­ми рисунками на них). Изучив структуру большой матрицы, ре­бенок должен указать ту из деталей (тот из восьми имеющихся внизу флажков), которая лучше всего подходит к этой матрице, т.е. соответствует ее рисунку или логике расположения его дета­лей по вертикали и по горизонтали.

На выполнение всех десяти заданий ребенку отводится 10 ми­нут. По истечении этого времени эксперимент прекращается и определяется количество правильно решенных матриц, а также общая сумма баллов, набранных ребенком за их решения. Каж­дая правильно, решенная матрица оценивается в 1 балл1.

1 Правильные, решения всех десяти матриц следующие (первая из приво­димых ниже пар цифруказывает на номер матрицы, а вторая — на правильный ответ [номер выбираемого флажка]): 1 — 7,2 — 6,3 — 6,4 — 1,5 — 2,6 — 5,7 — 6, 8-1,9-3,10-5.




 


Рис. 54 А. Задания к методике «Матрицы Равена».




 


Рис. 54 Б. Продолжение.




 


Рис. 54 В. Продолжение.




 


Рис.54 Г. Продолжение.




 


Рис. 54 Д. Продолжение.


Часть 1. Психологическая диагностика

Выводы об уровне развития

10 баллов— очень высокий.

8-9 баллов— высокий.

4-7 баллов— средний.

2-3 балла— низкий.

0-1 балл— очень низкий.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...