С помощью данной методики определяются акцентуации характерачеловека и по ним устанавливаются те типы акцентуаций характера, которые доминируют у данного человека. Ниже приведены краткие описания типов акцентуированных характеров, определяемых при помощи данной методики. . Гипертимный тип.Отличается почти всегда хорошим, слегка повышенным настроением. Имеет высокий тонус, энергичен, активен. Проявляет стремление быть лидером. Общителен и неустойчив по интересам, недостаточно разборчив в знакомствах. Плохо переносит одиночество. Легко адаптируется в незнакомой обстановке. Не любит однообразие, дисциплину, вынужденное безделье, монотонную работу. Оптимистичен и несколько переоценивает свои возможности. Нередко бурно реагирует на события, раздражителен.
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
Циклоидный тип.Часто меняет настроение, падает работоспособность, утрачивается интерес к работе и к окружающим людям, причем это происходит периодически. Тяжело переживает неудачи, часто думает о собственных недостатках, ненужности, испытывает чувство одиночества. Периоды депрессии время от времени перемежаются активностью, свойственной гипертимно-му типу. Самооценка нередко бывает неточной.
Лабильный тип.Характеризуется крайней, непредсказуемой изменчивостью настроения. Сон, аппетит, работоспособность и общительность зависят от настроения. Испытывает глубокое чувство личной привязанности к тем людям, которые к нему относятся с симпатией и любовью. Высоко чувствителен к отношениям людей. Избегает лидерства. Имеет адекватную самооценку.
Астеноневротический тип.Характеризуется повышенной утомляемостью, раздражительностью, склонностью к ипохондрии — преувеличенному вниманию к состоянию своего здоровья. Тревожно мнителен. Боится ситуаций соревнования и экзаменационных испытаний. Имеются частые аффективные вспышки в состоянии утомления.
Сенситивный тип.Характеризуется повышенной впечатлительностью и обостренным чувством собственной неполноценности, особенно в самооценках качеств морального и волевого характера. Замкнутость, робость и застенчивость — типичные черты, проявляемые в незнакомой обстановке и среди незнакомых людей. Открытость, общительность и откровенность появляются только в кругу достаточно близких людей.
Психастенический тип.Нерешителен, склонен к пространным рассуждениям, испытывает повышенную боязнь за будущее и судьбу своих близких и себя самого. Склонен к углубленному самоанализу и появлению навязчивых состояний (мыслей, переживаний и т.п.). Неспособен отвечать за себя, за свои поступки.
Шизоидный тип.Характеризуется замкнутостью и неумением понимать состояния других людей. Испытывает трудности в установлении нормальных отношений с людьми. Частый уход в себя, в свой замкнутый, недоступный окружающим людям внутренний мир, в сферу фантазий и грез. Имеет сильные, устойчивые увлечения чем-либо.
_______________ Часть I. Психологическая диагностика_____________
Эпилептоидный тип.Склонен впадать в злобно-тоскливое состояние с постепенным возрастанием раздражения и поиском объекта, на котором можно было бы разрядиться. Имеет аффективно-взрывной характер. Повышенно ревнив, агрессивен, проявляет стремление к лидерству со строгой дисциплиной и наказаниями подчиненных. Инертен в мышлении, педантично аккуратен, чрезмерно исполнителен, беспрекословно подчиняется приказам.
Истероидный тип.Проявляет повышенную любовь к самому себе, жажду внимания со стороны, потребность в почитании, восхищении, сочувствии со стороны окружающих людей. Склонен к приукрашиванию своей особы, стремится показать себя в лучшем свете. Отсутствуют глубокие чувства, имеется театральность в поведении, тенденция к позерству. Неспособен к упорному труду и высоким достижениям, но обладает неумеренно высокими притязаниями на успех. Склонен к выдумкам и пустому фантазированию. Претендует на исключительное положение среди сверстников. Непостоянен и ненадежен в человеческих отношениях.
Неустойчивый тип.Обнаруживает повышенное нежелание добросовестно трудиться. Склонен к развлечениям, к получению удовольствий, к праздности. Не желает подчиняться другим и находиться под контролем. Безволен, склонен к подчинению сильным лидерам. Равнодушен к будущему, живет интересами настоящего дня. Избегает трудностей. Имеет неадекватную самооценку.
Конформный тип.Чрезмерно податлив внешним воздействиям. Характеризуется повышенным стремлением быть как все и тем самым, с одной стороны, избегать ненужных проблем, а с другой стороны, извлекать для себя выгоду из сложившейся обстановки. Некритичен к своему поведению и некритично принимает то, что говорят окружающие люди. Консервативен, не любит новое, испытывает неприязнь к «чужакам».
Кроме описанных типов, в реальной жизни нередко встречаются смешанные, соединяющие в себе разные акцентуации характеров.
Методика состоит из множества суждений, объединенных в 25 подшкал. В ходе проведения исследования при помощи дан-
______ Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей____
ной методики испытуемые получают соответствующие 25 списков суждений. Из каждого из них они должны выбрать такие три, которые к ним относятся в наибольшей степени и три такие, которые относятся в наименьшей степени. По характеру выборов судят о том типе акцентуированного характера, к которому относится испытуемый,
Выборы, которые производятся испытуемыми, заносятся ими в специальный регистрационный лист (табл. 18), где слева перечислены названия 25 подшкал, а справа отмечаются номера выбираемых испытуемым суждений.
Таблица 18 Регистрационный лист к методике «Акцентуации характера»
Название списка суждений
Номера выбираемых суждений
наиболее характерные
наименее характерные
Самочувствие
Настроение
Сон и сновидения
Пробуждение от сна
Аппетит и отношение к еде
Отношение к спиртным напиткам
Сексуальные проблемы
Отношение к одежде
Отношение к родителям
Отношение к друзьям
Отношение к окружающим
Отношение к незнакомым людям
Отношение к одиночеству
Отношение к будущему
Отношение к новому
Отношение к неудачам
Отношение к приключениям и риску
Отношение к критике и возражениям
Отношение к лидерству
Отношение к опеке и наставлениям
Отношение к правилам и законам
Оценка себя в детстве
Отношение к школе
Оценка себя в данный момент
Отношение к деньгам
Часть I. Психологическая диагностика
Процедура работы с методикой такова. Читая каждый из следующих списков суждений, испытуемый должен сначала выбрать три наиболее характерные для него и записать соответствующие номера во второй графе регистрационного листа, а затем то же самое сделать для наименее характерных для него, отметив соответствующие номера в третьей графе регистрационного листа. Если он не может выбрать ничего подходящего или же выбирает меньше трех суждений, то может ограничиться в своих выборах меньшим числом и, соответственно, вписывает во вторую и третью графы регистрационного листа меньшее количество цифр. При повторном чтении списка испытуемому предлагается выбрать не менее трех суждений, наименее характерных для него, и записать их номера в третью графу регистрационного листа.
В приводимых далее списках суждений справа имеется их расшифровка, т.е. указано на то, к какому типу относится выбор данного суждения. Буквенные символы расшифровки соответствуют следующим типам: Г — гипертимный, Л — лабильный, Ц — циклоидный, А — астеноневротический, С — сенситивный, П — психастенический, Ш — шизоидный, Э — эпилептоидный, И — истероидный, Н — неустойчивый, К— конформный.
Оценка результатов
За каждый выбор, соответствующий указанному символу, испытуемый получает по одному баллу. Если символов несколько, то число баллов увеличивается по количеству символов. Например, за выбор с символом А испытуемый получает 1 балл, который приписывается развитости у него астеноневротического характера, а за выбор символов ГШК — три балла, причем в данном случае по данному баллу получают показатели развитости у него сразу трех типов акцентуаций характера: гипертимного, шизоидного и конформного.
Выводы об уровне развития
Доминирующий тип акцентуированного характера определяется по максимальному числу баллов, набранных испытуемым.
_______ Глава 5, Методы психодиагностики подростков и юношей_____
Ниже приводится таблица 19, в соответствии с которой по количеству набранных баллов можно судить о степени развитости у испытуемого различных акцентуаций характера. Слева в этой таблице перечислены оцениваемые акцентуации, а справа указано количество баллов, соответствующее трем уровням развитости этих акцентуаций: низкому, среднему и высокому. Например, если по гипертимности (Г) испытуемый набрал 17 баллов,то по уровню развития у него соответствующей акцентуации характера он считается находящимся на среднем уровне; если по конформности(К) у него оказалось 10 баллов,то делается вывод о том, что он находится на высоком уровне развития.
Таблица 19 Ключ к оценке степени развитости акцентуаций характера
Акцентуации характера
Уровень развития акцентуаций характера
низкий
средний
высокий
Гипертимность (Г)
1-8
9-18
19-26
Циклоидность(Ц)
1-8
9-18
19-26
Лабильность (Л)
1-10
11-20
21-32
Лстеноневротичиость (Л)
1-6
7-13
11-19
Сеиситинность (С)
1-9
10-19
20-21
Психастсиичиость (II)
1-8
9-16
17-21
Шизоидность (111)
1-7
8-15
16-22
Эиилентоидность (Э)
1-10
11-20
21-32
Истсроидность (И)
1-10
11-22
23-33
Неустойчивость (II)
1-5
6-12
13-17
Конформность (К)
i-:$
1-7
8-10
В карту индивидуального психологического развития подростка и старшего школьника вносятся словесные оценки уровня развития каждой акцентуированной черты .характера.
Подшкалы методики оценки акцентуаций характера сих названиями
Самочувствие
№
Суждение
Шифр
Наиболее характерные
Наименее характерные
1.
У меня почти всегда плохое самочувствие
А
Часть I. Психологическая диагностика
2.
Я всегда себя чувствую бодрым и полным сил
Г
3.
Дни и недели хорошего самочувствия у меня чередуются с днями, когда я себя чувствую плохо
Ц
4.
Моё самочувствие иногда меняется по нескольку раз в день
Ц
5.
У меня почти всегда что-нибудь болит
АА
6.
Плохое самочувствие возникает у меня только после огорчений и неудач
7.
Плохое самочувствие появляется у меня от волнений и ожидания неприятностей
8.
Я легко переношу боль и физические страдания
Ц
9.
Моё самочувствие вполне удовлетворительное
НН
10.
У меня встречаются приступы плохого самочувствия, сопровождаемые раздражением и чувством тоски
С
11.
Моё самочувствие очень зависит от того, как относятся ко мне окружающие люди
12.
Я очень плохо переношу боль и физические страдания
Настроение
1.
Настроение у меня, как правило, хорошее
ГН
2.
Моё настроение легко меняется по незначительному поводу
п
Г
3.
У меня настроение не очень зависит от людей, среди которых я нахожусь
4.
У меня почти всегда плохое настроение
5.
Моё настроение зависит от самочувствия
ЦА
6.
Когда меня оставляют одного, то моё настроение улучшается
Ш
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
7.
У меня бывают приступы мрачной раздражительности, во время
8.
которых достаётся окружающим У меня не бывает уныния и грусти, но нередко возникают
9.
раздражённость и гнев Малейшие неприятности сильно
10.
меня огорчают
Периоды хорошего настроения
сменяются у меня периодами
СЛ
11.
плохого настроения
Моё настроение обычно такое же,
как у окружающих людей
Сон и сновидения
1.
Обычно я сплю хорошо, а сновидениям не придаю значения
Я сплю мало, редко вижу сновидения и обычно встаю бодрым У меня плохой и беспокойный сон, часто бывают мучительные,
ц
7.
тоскливые сновидения Бессонница бывает у меня периодически, без видимых на то причин
А
8.
Я не могу спокойно спать, если утром надо встать в строго оп-
9.
ределённое время
Если меня что-то расстроило, то я
10.
долго не могу уснуть
Я часто вижу разные сны, то
ЛА
И.
радостные, то неприятные
По ночам у меня иногда возника-
12.
ют приступы страха Мне часто снится, что меня обижают
13.
Я могу свободно регулировать свой сон
Часть I. Психологическая диагностика
Пробуждение от сна
1.
Мне трудно проснуться в назначенный час
Э
Л
2.
Обычно я просыпаюсь с неприятной мыслью о том, что нужно идти в школу или на работу
К
3.
В одни дни я встаю весёлым и жизнерадостным, а в другие — угнетённым и унылым без всякой на то причины
4.
Когда мне нужно, я легко просыпаюсь
ц
5.
Для меня утро — самое тяжёлое время суток
6.
Мне часто не хочется просыпаться
7.
Проснувшись, я нередко ещё долго переживаю то, что видел во сне
л
8.
Периодами по утрам я чувствую себя бодрым, периодами — разбитым
А
9.
Утром я встаю бодрым и энергичным
нн
10.
С утра я более активен и мне легче работать, чем вечером
11.
Нередко бывает, что, проснувшись, я сразу не могу сообразить, где я нахожусь и что происходит со мной
12.
Я обычно просыпаюсь с мыслью о том, что предстоит сделать в течение дня
ц
13.
Проснувшись, я люблю полежать в постели и помечтать
Аппетити отношение к еде
1.
Неподходящая обстановка, грязь и разговоры о неаппетитных вещах не мешают мне есть
ш
2.
Периодами у меня бывает волчий аппетит, периодами мне ничего не хочется есть
3.
Я ем мало, иногда долго вообще ничего не ем
А
цэ
4.
Мой аппетит зависит от настроения
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
5.
Я люблю лакомства и деликатесы
ЛЛП
6.
Нередко я стесняюсь есть при посторонних людях
С
7.
У меня хороший аппетит, но я не обжора
8.
Есть такие кушания, которые вызывают у меня отвращение
9.
Я предпочитаю есть немного, но очень вкусно
10.
У меня плохой аппетит
11.
Я люблю сытно поесть
н
12.
Я ем с удовольствием и не люблю ограничивать себя в еде
13.
Я боюсь испорченной пищи и всегда тщательно проверяю её качество
14.
Мне легко можно испортить аппетит
15.
Еда меня интересует прежде всего как средство для поддержания здоровья
16.
Я стараюсь придерживаться диеты, которую разработал сам
И
17.
Я плохо переношу голод и быстро слабею от него
ц
18.
Еда не доставляет мне большого удовольствия
Отношение к спиртным напиткам1
1.
Моё желание выпить зависит от настроения
ц
2.
Я избегаю пить спиртное, чтобы не проболтаться
3.
Периодами я выпиваю охотно, периодами меня не тянет к спиртному
4.
Я люблю выпить в весёлой, хорошей компании
гг
с
5.
Я боюсь пить спиртное, потому что, опьянев, могу вызвать насмешки и презрение со стороны
1 Данный, как и следующий по порядку, список суждений включается в методику по желанию отвечающего, если соответствующие проблемы (отношение к спиртным напиткам и сексуальные проблемы) для него актуальны.
Часть I. Психологическая диагностика
6.
Спиртное не вызывает у меня весёлого настроения
7.
Я испытываю отвращение к спиртному
С
ЦЛ
8.
Спиртным я стараюсь заглушить приступы плохого настроения, тоски или тревоги
9.
Я избегаю пить спиртное из-за плохого самочувствия и сильной головной боли впоследствии
П
10.
Я не пью спиртного, так как это противоречит моим принципам
СШП
11.
Спиртные напитки меня пугают
И
12.
Выпив немного, я особенно ярко
13.
воспринимаю окружающий мир Я выпиваю со всеми, чтобы не нарушать компанию
Ц
А
л
Сексуальные проблемы
1.
Сексуальные проблемы мало меня беспокоят
НН
2.
Малейшая неприятность подавляет у меня влечение к другому че-
3.
ловеку
Я предпочитаю жить мечтами о подлинном счастье, чем разочаровываться в жизни
ц
4.
Периоды сильного влечения чередуются у меня с периодами без-
,
5.
различия и холодности
Я быстро возбуждаюсь, но и
быстро остываю, успокаиваюсь
НН
6.
При нормальной семейной жизни не должно существовать никаких половых проблем
7.
У меня сильное влечение, которое трудно сдерживать
к
8.
Моя застенчивость мне очень сильно мешает
ИИ
9.
Измены я бы никогда не простил
10.
Я считаю, что половое влечение нельзя сдерживать, иначе оно будет мешать нормально жить и работать
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
11.
Наибольшее удовольствие мне доставляют ухаживание и флирт
ЛС
12.
Я люблю анализировать своё отношение к проблемам пола, свои собственные ощущения и желания, связанные с этим
13.
Своё половое влечение я считаю ненормальным и стараюсь с ним бороться
гл
14.
Считаю, что половым проблемам не следует придавать большое значение
ЛИ
Отношение к одежде
1.
Я люблю яркие и броские костюмы
А
2.
Считаю, что надо всегда быть прилично одетым
3.
Для меня главное, чтобы одежда была удобной, аккуратной и чистой
4.
Я люблю модную, необычную одежду, которая привлекает к себе внимание
ИИ
К
5.
Я никогда не следую общей моде, а ношу то, что мне нравится
АС
6.
Я люблю одеваться так, чтобы было к лицу
К
7.
Я не люблю слишком модничать и считаю, что надо одеваться так, как все
8.
Я часто беспокоюсь о том, что мой костюм не в порядке
9.
Я мало думаю об одежде
10.
Мне часто кажется, что окружающие осуждают меня за мой костюм
11.
Я предпочитаю тёмные и серые тона
12.
Временами мне хочется одеться ярко и модно, а временами я вообще не интересуюсь своей одеждой
Отношение к родителям
1.
Я очень боюсь остаться без родителей
П
2.
Я считаю, что родителей надо уважать, даже если в сердце хранишь обиду на них
Часть 1. Психологическая диагностика
3.
Я люблю и привязан к своим родителям, но бывает, что сильно обижаюсь на них и спорю с ними
ЛЛ
4.
В одни моменты времени мне кажется, что родители меня слишком опекают, а в другие — что я непослушен и причиняю родным огорчения
5.
Мои родители не дали мне того, что необходимо для жизни
К
6.
Я упрекаю родителей в том, что в детстве они уделяли недостаточно внимания моему здоровью
7.
Я очень люблю (любил) одного из родителей
8.
Я люблю родителей, но не переношу, когда мною командуют и распоряжаются
9.
Я очень люблю маму и боюсь, что с ней что-нибудь случится
пп
10.
Я упрекаю себя за то, что недостаточно сильно люблю (любил) сво-
11.
их родителей
Родители меня слишком притесняли и во всём навязывали свою волю
глпэ
12.
Мои родные меня не понимают и кажутся мне чужими
ш
13.
Я считаю себя виноватым перед родителями
э
Отношение к друзьям
1.
Мне не раз приходилось убеждаться в том, что дружат из-за выгоды
2.
Я хорошо чувствую себя с теми, кто мне сочувствует
3.
Для меня важен не один друг, а целый дружный коллектив
ГЦ
4.
Я ценю такого друга, который умеет выслушать, приободрить, вселить уверенность, успокоить
к
5.
По друзьям, с которыми пришлось расстаться, я долго не скучаю и быстро нахожу себе новых друзей
Глава 5, Методы психодиагностики подростков и юношей
6.
Я чувствую себя таким больным, что мне не до друзей
И
7.
Моя застенчивость мешает мне подружиться с теми, с кем хотелось бы
СС
8.
Я легко завязываю дружбу, но часто разочаровываюсь и охладеваю к людям
9.
Я предпочитаю тех друзей, которые внимательно относятся ко мне
10.
Я сам выбираю себе друзей, но бросаю их, если разочаровываюсь в них
11.
Я не могу найти себе друга по душе
12.
У меня нет никакого желания иметь друга
13.
Периодами я люблю большие дружеские компании, периодами избегаю их
14.
Жизнь научила меня не быть слишком откровенным даже с
15.
друзьями
Я люблю иметь много друзей и
тепло отношусь к ним
Л А
Отношение к окружающим
1.
Я окружён глупцами, невеждами и завистниками
2.
Окружающие мне завидуют и потому ненавидят меня
Э
3.
В одни периоды мне хорошо с людьми, в другие они меня тяготят
4.
Я считаю, что самому не следует особенно выделяться среди окружающих
5.
Я стараюсь жить так, чтобы окружающие не могли сказать обо мне ничем плохого
6.
Мне кажется, что окружающие меня люди презирают меня и смотрят на меня свысока
7.
Я легко схожусь с людьми в любой обстановке
Г
С
8.
Больше всего со стороны окружающих я ценю внимание к себе
Часть I. Психологическая диагностика
9.
Я чувствую хорощее или недоброе отношение к себе со стороны людей и так же отношусь к ним
10.
Я легко ссорюсь, но быстро мирюсь
С
11.
Я часто подолгу размышляю: правильно или неправильно я что-нибудь сказал или сделал в отношении окружающих
12.
Людское общество меня быстро утомляет и раздражает
13.
От окружающих я стараюсь держаться подальше
П
14.
Я не знаю своих соседей и не интересуюсь ими
15.
Мне часто кажется, что окружающие подозревают меня в чём-то плохом
16.
Мне приходилось от окружающих терпеть много обид и обманов, и это всегда настораживает меня
Отношение к незнакомым людям
1.
Я отношусь насторожённо к незнакомым людям и невольно опасаюсь зла
ЭЭ
Г
2.
Бывает, что совершенно незнакомый человек мне сразу внушает доверие и симпатию
ЭЭ
3.
Я избегаю новых знакомств
4.
Незнакомые люди внушают мне беспокойство и тревогу
5.
Прежде, чем познакомиться, я всегда хочу узнать, что это за человек, что говорят о нём люди
6.
Я никогда не доверяюсь незнакомым людям и не раз убеждался в том, что я прав в этом
7.
Если незнакомые проявляют интерес ко мне, то и я с интересом отношусь к ним
8.
Незнакомые люди меня раздражают, а к знакомым я уже как-то привык
Ц
пг
9.
Я охотно и легко завожу новые знакомства
ГЦ
с
Глава 5, Методы психодиагностики подростков и юношей
10.
Временами я охотно знакомлюсь с новыми людьми, временами ни с кем знакомиться не хочется
и.
В хорошем настроении я легко знакомлюсь, в плохом — избегаю знакомств
12.
Я стесняюсь незнакомых людей и боюсь заговорить первым
СС
Отношение к одиночеству
1.
Я считаю, что всякий человек не должен отрываться от коллектива
Н
ШШ
2.
В одиночестве я чувствую себя спокойнее
СШШ
3. 4.
Я не переношу одиночества и всегда стремлюсь быть среди людей Периодами мне лучше среди людей, периодами предпочитаю одиночество
ГЭН
ЛА
спшшш
5.
В одиночестве я размышляю или беседую с воображаемым собеседником
ЭИ
6. 7.
В одиночестве я скучаю по людям, а среди людей быстро устаю и ищу одиночества Большей частью я хочу быть на людях, но иногда хочется побыть одному
8.
Я не боюсь одиночества
Ш
9.
Я боюсь одиночества, и тем не менее так получается, что нередко я оказываюсь в одиночестве
10.
Я люблю одиночество
11.
Одиночество я переношу легко, если только оно не связано с неприятностями
Л
Отношение к будущему
1.
Я мечтаю о светлом будущем, но боюсь неприятностей и неудач
2.
Будущее кажется мне мрачным и бесперспективным
3.
Я стараюсь жить так, чтобы будущее было хорошим
4.
В будущем меня больше всего беспокоит состояние моего здоровья
Часть I. Психологическая диагностика
5.
Я убеждён, что в будущем исполнятся мои желания и планы
ГГ
6.
Я не люблю много думать о своём будущем
7.
Моё отношение к будущему часто и быстро меняется: то я строю радужные планы, то будущее кажется мне довольно мрачным
П
8.
Я утешаю себя тем, что в будущем исполнятся все мои желания
Э
9.
Я всегда невольно думаю о возможных неприятностях и бедах, которые могут случиться в будущем
10.
Мои планы на будущее я люблю прорабатывать в малейших деталях и во всех деталях стараюсь их осуществить
П
11.
Я уверен, что в будущем докажу всем свою правоту
12.
Я живу своими мыслями и меня мало волнует, каким в действительности окажется моё будущее
13.
Периодами моё будущее кажется мне светлым, периодами — мрачным
Отношение к новому
1.
Периодами я легко переношу перемены в своей жизни, но периодами начинаю их бояться и избегать
2.
Новое меня привлекает, но вместе с тем беспокоит и тревожит
3.
Я люблю перемены в жизни — новые впечатления, новых людей, новую обстановку вокруг
4.
У меня бывают моменты, когда я жадно ищу новые впечатления и новые знакомства, но бывает, что я избегаю их
5.
Я люблю сам придумывать новое, всё переиначивать и делать по-своему, не так, как все
Ш
6.
Новое меня привлекает, но часто быстро утомляет и надоедает
Э
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
•2
7.
Яне люблю всяких новшеств, предпочитаю раз и навсегда установленный порядок
И
8.
Я боюсь перемен в жизни, новая обстановка меня пугает
9.
Новое приятно, если только обещает для меня что-то хорошее
ЛЭ
10.
Меня привлекает лишь то новое, которое соответствует моим принципам и моим интересам
ПШШЭ
Отношение к неудачам
1.
Свои неудачи я переживаю сам и ни у кого не ищу сочувствия и помощи
Ш
ппэ
2.
Периоды, когда я активно борюсь с неудачами, чередуются у меня с периодами, когда у меня от малейших неудач опускаются руки
ЭЭ
3.
Неудачи приводят меня в отчаяние
Э
.4.
Неудачи вызывают у меня сильное раздражение, которое я изливаю на невинных людей
5.
Если случается неудача, то я всегда думаю, что же я сделал не так
И
6.
Неудачи вызывают у меня протест и негодование, желание их преодолевать
7.
Если в моих неудачах кто-то виноват, то я не оставляю его безнаказанным
ЭЭ
8.
При неудачах мне хочется убежать куда-нибудь подальше и не возвращаться
л
9.
Бывает, что малейшие неудачи приводят меня в уныние, но бывает, что серьёзные неприятности я переношу стойко
10.
Неудачи меня пугают, и в них я прежде всего виню самого себя
П
ц
11.
Неудачи меня не задевают, я не обращаю на них внимание
12.
При неудачах я ещё больше мечтаю о свершении своих желаний
13.
Я считаю, что при неудачах нельзя отчаиваться
К
Часть I. Психологическая диагностика
Отношение к приключениям и риску
1.
Я люблю всякие приключения, даже опасные, охотно иду на риск
Г
сс
2.
Я много раз взвешиваю все «за» и «против» и всё никак не решусь рискнуть
с
3.
Мне не до приключений, а рискую я только тогда, когда к этому принуждают обстоятельства
с
4.
Временами я люблю приключения и часто рискую, но временами приключения и риск становятся мне не по душе
5.
Приключения я люблю только весёлые и такие, которые хорошо кончаются, а рисковать я не люблю
6.
Я специально не ищу приключений и риска, но иду на них, когда этого требуют обстоятельства
7.
Приключения и риск меня привлекают, если в них мне достаётся первая роль