Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика 16. Тест на объективность

С помощью представленного далее опросника оценивается способность человека объективно характеризовать других лю­дей, их положительные, отрицательные стороны и достижения. Это качество особенно важно для учителя, которому постоянно приходится оценивать своих учеников, и одно из главных педа­гогических требований в этой связи заключается в том, чтобы ко всем своим ученикам учитель относился одинаково непред­взято и объективно. Конечно, абсолютной объективности в меж­личностных отношениях добиться невозможно, так как люди всегда действуют под властью эмоций, причем часто это проис­ходит неосознанно. Тем не менее степень своей объективности хотя бы частично оценить можно, и для этого предлагается сле­дующий опросник.


Часть I. Психологическая диагностика

В нем имеются 12 разных жизненных ситуаций, связанных с восприятием и оценкой людей, и на каждую такую ситуацию можно отреагировать несколькими способами. Три возможных варианта таких реакций, из которых испытуемый должен вы­брать наиболее подходящий для него, приписаны каждой ситуа­ции. Каждый из выборов оценивается определенным количест­вом баллов, и на основе суммы полученных баллов судят о том, насколько данный человек в своих межличностных оценках объ­ективен.

1. Как по-вашему — те, кто всегда особенно тщательно при­
держиваются принятых правил поведения и никогда не отсту­
пают от хорошего тона:

а) вежливы и приятны в общении;

б) строго воспитаны;

в) по существу, неискренни и за всем этим старательно
скрывают свой истинный характер.

2. Вы знаете супружескую пару, которая никогда не ссорит­
ся. Как вы думаете, они:

а) счастливы;

б) равнодушны друг к другу;

в) скрывают свои отношения от посторонних людей, не
доверяют друг другу.

3. Допустим, что вы впервые видите некоторого человека, и он
тут же начинает рассказывать вам анекдоты, острить. Каков он:

а) шутник, остряк;

б) чувствует себя неуверенно в вашей компании и таким
образом пытается выйти из неприятного для себя по­
ложения;

в) просто хочет произвести хорошее впечатление.

4. Вы разговариваете с кем-то на тему, которая по существу
должна интересовать вас обоих. Ваш собеседник сопровождает
разговор жестикуляцией (движениями рук). О чем это, по-ва­
шему, свидетельствует:

а) о его внутреннем волнении;

б) о том, что он слишком устал, переутомлен;

в) о том, что он неискренен.


Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей

5. Вы решили получше узнать кого-либо из ваших знакомых.
Лучше всего это сделать:

а) пригласив его в какую-то компанию;

б) понаблюдав за ним в каком-либо деле;

в) посмотрев, как он ведет себя в конфликтной, эмоцио­
нально напряженной ситуации.

6. Вы оказались в ресторане с человеком, который, по ваше­
му мнению, дает официанту слишком большие чаевые. Как вы
думаете, почему он так поступает:

а) хочет произвести впечатление на окружающих;

б) хочет завоевать доверие официанта;

в) он — просто добрый и щедрый человек по натуре.

7. Вы знаете людей, которые сами никогда не начинают раз­
говор первыми. Каковы они на самом деле, по вашему мнению:

а) скрытны и не разговаривают, чтобы не выдать себя;

б) слишком робкие;

в) мнительны и боятся, что скажут что-то не так и их обидят.

8. Некоторых людей, не разговаривая с ними, можно оценить
по выражению лица. Что, по вашему мнению, означает низкий
лоб у человека:

а) глуповатость;

б) упрямство;

в) не могу сказать ничего конкретного.

9. Что вы думаете о человеке, который, разговаривая, не смот­
рит другому прямо в глаза:

а) у него — комплекс неполноценности;

б) он недостаточно искренен в том, что говорит;

в) он просто слишком рассеян.

10. Вы, наверное, знаете таких людей, которые, случись что-
либо неприятное, сразу заявляют о том, что они все давно знали
и предвидели, но ничего не предпринимали заранее потому, что
не хотели попадать в неприятную историю. Что это за люди:

а) люди с волевым характером, выдержанные;

б) люди, у которых попросту ничего нет за душой;

в) хвастуны.


Часть I. Психологическая диагностика

11. Представьте себе человека, имеющего хорошее материаль­
ное положение, но он всегда покупает очень дешевые вещи. По­
чему, по-вашему, он так делает:

а) он скромен, непритязателен;

б) он бережлив;

в) он скряга.

12. Вам наверняка когда-либо приходилось оценивать людей
по внешнему виду. Полные люди, по вашему мнению:

а) симпатичнее других, так как они всегда общительны,
добры и веселы;

б) не очень симпатичны, так как обычно апатичны и ле­
нивы;

в) они — такие же, как и все, среди них есть и хорошие, и
плохие.

Ключ к методике

В таблице 28 представлен ключ к количественной оценке в баллах каждого ответа, выбранного испытуемым. Слева даны вы­бираемые альтернативы, а сверху — номера оцениваемых ситуа­ций. В самой же таблице указано количество баллов, даваемых за каждый из ответов.

Таблица 28

 

 

Выбираемые альтернативы ответов Порядковые номера ситуаций
а б в 2 4 1, 2 1 4 1 2 4 4 2 1 1 2 4 4 2 1 2 4 1 1 2 1 4 2 1 4 2 4 1 2 1 4

Оценка результатови выводы*

Для каждого испытуемого определяется набранная имсум­ма баллов.


Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей

40 и более балловозначает, что этот человек легко составля­ет мнение о людях и столь же легко говорит об этом тому, к кому это мнение относится. Однако в его суждениях о людях немало субъективности и излишней самоуверенности.

Сумма баллов от31 до39 свидетельствует о том, что данный человек умеет объективно оценивать других и не боится призна­вать свои ошибки в этом деле.

Сумма баллов от 21 до30 говорит о том, что человек не всег­да бывает уверен в правильности своего мнения и иногда бывает необъективен из-за того, что легко меняет свое мнение, поддава­ясь влиянию других.

При количестве набранных балов 20 и меньшеобычно дела­ют вывод о том, что соответствующий человек слишком довер­чив и способен судить о людях необъективно, довольно поверх­ностно, часто ошибаясь при этом.

Методика 17. Тест на силу воли

Эта методика по Процедуре своего применения похожа на предыдущую: в ней также из нескольких альтернативных отве­тов к каждому из следующих суждений испытуемому необходи­мо выбрать наиболее подходящий.

1. Часто ли вы задумываетесь над тем, какое влияние ваши
поступки оказывают на окружающих людей:

а) очень редко; б)редко;

в) достаточно часто;

г) очень часто.

2. Случается ли вам говорить людям что-либо такое, во что
вы сами не верите, но утверждаете из упрямства, наперекор другим:

а) да, б) нет.

3. Какие из перечисленных ниже качеств вы более всего це­
ните в людях:

а) настойчивость,

б) широту мышления,

в) умение показать себя.


Часть I. Психологическая диагностика

4. Имеете ли вы склонность к педантизму:

а) да, б) нет.

5. Быстро ли вы забываете о неприятностях, которые случа­
ются с вами:

а) да, б) нет.

6. Любите ли вы анализировать свои поступки:

а) да, б) нет.

7. Находясь среди людей, хорошо вам известных, вы:

а) стараетесь придерживаться правил поведения, приня­
тых в этом кругу;

б) стремитесь оставаться самим собой.

8. Приступая к выполнению трудного задания, стараетесь ли
вы не думать об ожидающих вас проблемах:

а) да, б) нет.

9. Какая из перечисленных ниже характеристик вам более
всего подходит:

а) мечтатель,

б) «рубаха-парень»,

в) усерден в работе,

г) пунктуален и аккуратен,

д) любит философствовать,

е) суетлив.

10. При обсуждении того или иного вопроса вы:

а) всегда высказываете свою точку зрения, даже если она
отличается от мнения большинства;

б) считаете, что в данной ситуации лучше всего промол­
чать и не высказывать свою точку зрения;

в) внешне поддерживаете большинство, внутренне оста­
ваясь при своем мнении;

г) принимаете точку зрения других, отказываясь от пра­
ва иметь собственное мнение.

11. Какое чувство у вас обычно вызывает неожиданный вы­
зов к руководителю:

а) раздражение, *

б) тревогу,

в) озабоченность,

г) никакого чувства не вызывает.


Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей

12. Если в пылу полемики ваш оппонент срывается и допу­
скает личный выпад против вас, то вы:

а) отвечаете ему тем же,

б) не обращаете на это внимание,

в) демонстративно оскорбляетесь,

г) прерываете с ним разговор, чтобы успокоиться.

13. Если вашу работу забраковали, то вы:

а) испытываете досаду,

б) испытываете чувство стыда,

в) гневаетесь.

14. Если вы вдруг попадаете впросак, то кого вините в этом в
первую очередь:

а) себя самого;

б) судьбу, невезение,

в) объективные обстоятельства.

15. Не кажется ли вам, что окружающие вас люди недооце­
нивают ваши способности и знания:

а) да, б) нет.

16. Если друзья или коллеги начинают над вами подтруни­
вать, то вы:

а) злитесь на них;

б) стараетесь уйти от них и держаться подальше;

в) сами включаетесь в игру и начинаете подыгрывать им,
подшучивая над собой;

г) делаете безразличный вид, но в душе негодуете.

17. Если вы очень спешите и вдруг не находите на привыч­
ном месте свою вещь, куда вы ее обычно кладете, то:

а) будете молча продолжать ее поиск;

б) будете искать, обвиняя других в беспорядке;

в) уйдете, оставив нужную вещь дома.

18. Что скорее всего выведет вас из равновесия:

а) длинная очередь в приемной у какого-нибудь чинов­
ника, к которому вам необходимо срочно попасть;

б) толчея в общественном транспорте;

в) необходимость приходить в одно и то же место несколь­
ко раз подряд по одному и тому же вопросу.


Часть I. Психологическая диагностика

19. Закончив с кем-то спор, продолжаете ли вы его вести мыс­
ленно, приводя все новые аргументы в защиту своей точки зрения:

а) да, б) нет.

20. Если для выполнения срочной работы вам представится
возможность выбрать себе помощника, то кого из следующих воз­
можных кандидатов в помощники вы предпочтете:

а) исполнительного, но безынициативного человека;

б) человека, знающего дело, но спорщика и несговорчи­
вого;

в) человека одаренного, но с ленцой.

Оценка результатов

В таблице 29 указано, какое количество баллов в этой методике может получить испытуемый за тот или иной избранный ответ.

Таблица 29

 

 

 

 

Вариант ответа Порядковый номер суждения
а
б
в - - - - - - -
г - - -- - - - -
д - - - - - - - - -
е - - - - - - - -
Вариант ответа Порядковый номер суждения
а
в - -
г д ' 3 - - - - - - -
е - - - - - - - - -

Если сумма набранных баллов 14 и меньше,то данный чело­век считается человеком со слабой волей.


Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей

При сумме баллов от15 до 25 характер и воля человека счи­таются достаточно твердыми, а поступки в основном реалистич­ными и взвешенными.

При общей сумме баллов от26 до 38 характер человека и его воля считаются очень твердыми, а его поведение в большинстве случаев — достаточно ответственным. Имеется, правда, опасность увлечения силой воли с целью самолюбования.

При сумме баллов выше 38воля и характер человека счита­ются близкими к идеальным, но иногда возникают сомнения в том, достаточно ли правильно и объективно человек себя оценил.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...