Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика 16. Тест на объективностьС помощью представленного далее опросника оценивается способность человека объективно характеризовать других людей, их положительные, отрицательные стороны и достижения. Это качество особенно важно для учителя, которому постоянно приходится оценивать своих учеников, и одно из главных педагогических требований в этой связи заключается в том, чтобы ко всем своим ученикам учитель относился одинаково непредвзято и объективно. Конечно, абсолютной объективности в межличностных отношениях добиться невозможно, так как люди всегда действуют под властью эмоций, причем часто это происходит неосознанно. Тем не менее степень своей объективности хотя бы частично оценить можно, и для этого предлагается следующий опросник. Часть I. Психологическая диагностика В нем имеются 12 разных жизненных ситуаций, связанных с восприятием и оценкой людей, и на каждую такую ситуацию можно отреагировать несколькими способами. Три возможных варианта таких реакций, из которых испытуемый должен выбрать наиболее подходящий для него, приписаны каждой ситуации. Каждый из выборов оценивается определенным количеством баллов, и на основе суммы полученных баллов судят о том, насколько данный человек в своих межличностных оценках объективен. 1. Как по-вашему — те, кто всегда особенно тщательно при а) вежливы и приятны в общении; б) строго воспитаны; в) по существу, неискренни и за всем этим старательно 2. Вы знаете супружескую пару, которая никогда не ссорит а) счастливы; б) равнодушны друг к другу; в) скрывают свои отношения от посторонних людей, не 3. Допустим, что вы впервые видите некоторого человека, и он а) шутник, остряк; б) чувствует себя неуверенно в вашей компании и таким в) просто хочет произвести хорошее впечатление. 4. Вы разговариваете с кем-то на тему, которая по существу а) о его внутреннем волнении; б) о том, что он слишком устал, переутомлен; в) о том, что он неискренен. Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей 5. Вы решили получше узнать кого-либо из ваших знакомых. а) пригласив его в какую-то компанию; б) понаблюдав за ним в каком-либо деле; в) посмотрев, как он ведет себя в конфликтной, эмоцио 6. Вы оказались в ресторане с человеком, который, по ваше а) хочет произвести впечатление на окружающих; б) хочет завоевать доверие официанта; в) он — просто добрый и щедрый человек по натуре. 7. Вы знаете людей, которые сами никогда не начинают раз а) скрытны и не разговаривают, чтобы не выдать себя; б) слишком робкие; в) мнительны и боятся, что скажут что-то не так и их обидят. 8. Некоторых людей, не разговаривая с ними, можно оценить а) глуповатость; б) упрямство; в) не могу сказать ничего конкретного. 9. Что вы думаете о человеке, который, разговаривая, не смот а) у него — комплекс неполноценности; б) он недостаточно искренен в том, что говорит; в) он просто слишком рассеян. 10. Вы, наверное, знаете таких людей, которые, случись что- а) люди с волевым характером, выдержанные; б) люди, у которых попросту ничего нет за душой; в) хвастуны. Часть I. Психологическая диагностика 11. Представьте себе человека, имеющего хорошее материаль а) он скромен, непритязателен; б) он бережлив; в) он скряга. 12. Вам наверняка когда-либо приходилось оценивать людей а) симпатичнее других, так как они всегда общительны, б) не очень симпатичны, так как обычно апатичны и ле в) они — такие же, как и все, среди них есть и хорошие, и Ключ к методике В таблице 28 представлен ключ к количественной оценке в баллах каждого ответа, выбранного испытуемым. Слева даны выбираемые альтернативы, а сверху — номера оцениваемых ситуаций. В самой же таблице указано количество баллов, даваемых за каждый из ответов. Таблица 28
Оценка результатови выводы* Для каждого испытуемого определяется набранная имсумма баллов. Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей 40 и более балловозначает, что этот человек легко составляет мнение о людях и столь же легко говорит об этом тому, к кому это мнение относится. Однако в его суждениях о людях немало субъективности и излишней самоуверенности. Сумма баллов от31 до39 свидетельствует о том, что данный человек умеет объективно оценивать других и не боится признавать свои ошибки в этом деле. Сумма баллов от 21 до30 говорит о том, что человек не всегда бывает уверен в правильности своего мнения и иногда бывает необъективен из-за того, что легко меняет свое мнение, поддаваясь влиянию других. При количестве набранных балов 20 и меньшеобычно делают вывод о том, что соответствующий человек слишком доверчив и способен судить о людях необъективно, довольно поверхностно, часто ошибаясь при этом. Методика 17. Тест на силу воли Эта методика по Процедуре своего применения похожа на предыдущую: в ней также из нескольких альтернативных ответов к каждому из следующих суждений испытуемому необходимо выбрать наиболее подходящий. 1. Часто ли вы задумываетесь над тем, какое влияние ваши а) очень редко; б)редко; в) достаточно часто; г) очень часто. 2. Случается ли вам говорить людям что-либо такое, во что а) да, б) нет. 3. Какие из перечисленных ниже качеств вы более всего це а) настойчивость, б) широту мышления, в) умение показать себя. Часть I. Психологическая диагностика 4. Имеете ли вы склонность к педантизму: а) да, б) нет. 5. Быстро ли вы забываете о неприятностях, которые случа а) да, б) нет. 6. Любите ли вы анализировать свои поступки: а) да, б) нет. 7. Находясь среди людей, хорошо вам известных, вы: а) стараетесь придерживаться правил поведения, приня б) стремитесь оставаться самим собой. 8. Приступая к выполнению трудного задания, стараетесь ли а) да, б) нет. 9. Какая из перечисленных ниже характеристик вам более а) мечтатель, б) «рубаха-парень», в) усерден в работе, г) пунктуален и аккуратен, д) любит философствовать, е) суетлив. 10. При обсуждении того или иного вопроса вы: а) всегда высказываете свою точку зрения, даже если она б) считаете, что в данной ситуации лучше всего промол в) внешне поддерживаете большинство, внутренне оста г) принимаете точку зрения других, отказываясь от пра 11. Какое чувство у вас обычно вызывает неожиданный вы а) раздражение, * б) тревогу, в) озабоченность, г) никакого чувства не вызывает. Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей 12. Если в пылу полемики ваш оппонент срывается и допу а) отвечаете ему тем же, б) не обращаете на это внимание, в) демонстративно оскорбляетесь, г) прерываете с ним разговор, чтобы успокоиться. 13. Если вашу работу забраковали, то вы: а) испытываете досаду, б) испытываете чувство стыда, в) гневаетесь. 14. Если вы вдруг попадаете впросак, то кого вините в этом в а) себя самого; б) судьбу, невезение, в) объективные обстоятельства. 15. Не кажется ли вам, что окружающие вас люди недооце а) да, б) нет. 16. Если друзья или коллеги начинают над вами подтруни а) злитесь на них; б) стараетесь уйти от них и держаться подальше; в) сами включаетесь в игру и начинаете подыгрывать им, г) делаете безразличный вид, но в душе негодуете. 17. Если вы очень спешите и вдруг не находите на привыч а) будете молча продолжать ее поиск; б) будете искать, обвиняя других в беспорядке; в) уйдете, оставив нужную вещь дома. 18. Что скорее всего выведет вас из равновесия: а) длинная очередь в приемной у какого-нибудь чинов б) толчея в общественном транспорте; в) необходимость приходить в одно и то же место несколь Часть I. Психологическая диагностика 19. Закончив с кем-то спор, продолжаете ли вы его вести мыс а) да, б) нет. 20. Если для выполнения срочной работы вам представится а) исполнительного, но безынициативного человека; б) человека, знающего дело, но спорщика и несговорчи в) человека одаренного, но с ленцой. Оценка результатов В таблице 29 указано, какое количество баллов в этой методике может получить испытуемый за тот или иной избранный ответ. Таблица 29
Если сумма набранных баллов 14 и меньше,то данный человек считается человеком со слабой волей. Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей При сумме баллов от15 до 25 характер и воля человека считаются достаточно твердыми, а поступки в основном реалистичными и взвешенными. При общей сумме баллов от26 до 38 характер человека и его воля считаются очень твердыми, а его поведение в большинстве случаев — достаточно ответственным. Имеется, правда, опасность увлечения силой воли с целью самолюбования. При сумме баллов выше 38воля и характер человека считаются близкими к идеальным, но иногда возникают сомнения в том, достаточно ли правильно и объективно человек себя оценил. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |