Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глобальные экономические проблемы

Они проистекают из взаимодействия человека и общества с природой.
Современная наука считает глобальными те проблемы, которые:
а) имеют общемировой характер и касаются интересов всех либо большинства стран;
б) создают угрозу человечеству, ведут к регрессу в условиях жизни людей, в развитии производительных сил;
в) требуют неотложных и решительных действий на основе коллективных и скоординированных усилий мирового сообщества.
По этим признакам глобальные проблемы делят на три сферы их действия:
К первой принадлежат проблемы, возникающие из взаимодействия природы и общества и связаны с использованием ограниченных ресурсов. Во второй половине уходящего столетия возникла ситуация, когда остро проявилось противоречие между потребностями общества в природных источниках и возможностями природы удовлетворять эти потребности.
Ко второй сфере относятся проблемы общественных взаимоотношений между государствами разных социально-экономических систем и разных уровней развития. Ныне на первый план среди этих проблем вышла проблема региональных конфликтов.
Третья сфера охватывает проблемы приспособления современного человека к условиям к постоянно изменяющейся под влиянием НТР природной среды. Проблему человека и его будущего ученые рассматривают в качестве всеобщей, в которой концентрируются и многократно усиливаются все другие проблемы человеческого общества.
В конце 60-х годов Римский Клуб, объединяющий на добровольной основе сто самых выдающихся ученых и политиков мира опубликовал очередной доклад, посвященный состоянию окружающей Среды. В этом докладе выдвинуты и обоснованы три вероятные катастрофы, которые могут обрушиться на мир уже в недалеком будущем.
Первой названа демографическая проблема, масштабы и последствия которой трудно переоценить. Вторая половина ХХ века началась демографическим взрывом, т.е. стремительным ростом населения. Если на начало этого столетия на Земле проживало около 1,6 млрд. человек, на середину - 2,5 млрд., то к концу века общая численность населения превысила 5,5 млрд. Восемьдесят процентов всего прироста приходится на Азию, Африку и Латинскую Америку. В этих странах сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны проникновение цивилизации позволило значительно сократить детскую смертность, ликвидировать очаги массовых эпидемий, удлинить среднюю продолжительность жизни.
С другой стороны, отсталость условий существования людей, беспрекословное следование вековым обычаям, традициям, религиозным воззрениям сохранили рождаемость на предельно-естественном уровне. Вероятно такой предельный уровень воспроизводства населения сохранится в большинстве развивающихся стран до середины ХХI века. К этому времени 90-95% всего населения будет приходится на Азию, Африку и Латинскую Америку, а общая численность населения Земли может приблизиться к 10 млрд. человек.
Быстрый рост населения в странах "третьего" мира вызывает озабоченность и сопровождается обострением социально-экономической напряженности в мире. При ежегодном возрастании населения на 2-2,5%, потребительские ресурсы во многих странах увеличиваются в пределах 1%. В национальных границах ряда государств уже обнаруживается абсолютное перенаселение. Глобальный характер продовольственной проблемы получает выражение не только в том, что значительная часть населения умирает от голода и недоедания, но и в возрастании социальных, военных конфликтов с применением самого современного оружия. Выходом из этой ситуации может быть с одной стороны, преодоление экономической отсталости, а с другой стороны, принятия неотложных мер к регулированию рождаемости. Увеличивающийся разрыв в уровнях жизни и уровнях воспроизводства населения между "Севером и Югом" создает реальную угрозу для жителей планеты: угрозу перенаселения, голода и массовых военных столкновений.
Вторая реальная угроза связывается с экологической платформой. Хозяйственная деятельность людей всегда наносила ущерб окружающей среде. Однако еще в недалеком прошлом природа справлялась с ее последствиями и восстанавливала экологическое равновесие. В наше время ущерб, наносимый хозяйственной деятельностью человека окружающей природной среде возрос настолько, что природа утратила способность к самовосстановлению. Возникла реальная угроза самоотравления людей. Близятся к концу многие невозобновляемые запасы полезных ископаемых, огромная опасность таится в глобальном потеплении климата на планете, расширяются "озоновые дыры", сокращаются потенциальные возможности Земли как уникальной Среды обитания человека. Будущие поколения могут получить в наследство безжизненное пространство. Решение этих проблем требует объединенных усилий мирового сообщества, концентрации огромных капиталов и их использовании на восстановление и поддержание экологического равновесия. Однако само мировое сообщество противоречиво. Многие государства не располагают средствами для поддержания жизнедеятельности людей даже на критическом минимальном уровне и поэтому будут и дальше не в состоянии перевести хозяйственную деятельность на замкнутые безотходные технологии, не говоря уже о возможности их высокого вклада в мировой фонд защиты природы. Какая-то часть этих проблем разрешима и разрешается на уровне отдельных государств, но решение многих требует объединенных усилий всех стран мира.
Третьей, наиболее опасной для человека является ядер-ная угроза. В мире скопилось огромное количество ядерного оружия и, что самое опасное, оно начинает быстро распространяться среди государств, в том числе и среди тех, чье поведение не всегда предсказуемо.
Разорительны для человечества сами приготовления к ядерной войне. Они наносят прямой ущерб экономике. В случае такой войны победителей не окажется.
По ком будут звонить колокола и будет ли кому вообще звонить, если не решить все острейшие глобальные проблемы, с которыми столкнулось человечество на пороге XXI столетия.

Вопросы для повторения:

1. Какие факторы лежат в основе объединения национальных хозяйств во всемирное хозяйство?
2. Чем отличается развитие внешних связей в эпоху промышленного переворота от первых попыток сближения народов?
3. Что вы понимаете под теорией сравнительных издержек: назови те ее автора.
4. Как вы понимаете теорию сравнительных преимуществ и определите ее место в мирохозяйственных связях.
5. В чем вы видите различия между всемирным хозяйством начала ХХ столетия и современным?
6. Как вы понимаете положительное и отрицательное сальдо внешнеторгового оборота?
7. Раскройте содержание и цели политики протекционизма и политики свободной торговли.
8. С чем связана международная миграция капитала и в каких формах она протекает?
9. Что лежит в основе миграции трудовых ресурсов? Для развитых стран приток мигрантов благо или зло?
10. Что такое экономическая интеграция и чем она отличается от традиционных форм экономических отношений?
11. Что вы понимаете под "плавающим" валютным курсом?
12. Гривна - конвертируемая валюта?
13. Перечислите Глобальные экономические проблемы и кратко охарактеризуйте одну из них.

 

Тематика семинарских занятий

Темы и их объем в часах Устный опрос Решение задач, проблемных вопросов Письменный опрос (тестовый опрос, контрольные работы, работа по карточкам, доклады, сообщения, рефераты, дом. задания и др.виды); Применение современных методов обучения, использование инновационных технологий в учебном процессе Изучение учебно-монографической литературы
  Устный опрос Заслушивание рефератов   Изучение рекомендуемой литературы
  Устный опрос Заслушивание рефератов   Изучение стандартов учета
  Устный опрос   Доклады Слайды Изучение учебно-монографической литературы
  Решение ситуационных задач Сообщения Слайды Изучение стандартов учета
  Устный опрос Решение задач Контрольная работа Слайды //-//
  Устный опрос Решение задач Заслушивание рефератов Слайды Изучение рекомендуемой литературы
  Устный опрос Решение задач Контрольная работа Слайды Изучение рекомендуемой литературы
  Устный опрос Решение задач Сообщения Слайды Изучение стандартов учета
  Устный опрос Решение задач Тестовый опрос Слайды Изучение стандартов учета
  Решение ситуационных задач Экспресс-опрос Слайды Изучение стандартов учета
  Решение ситуацион ных задач Экспресс-опрос Слайды Изучение стандартов учета
  Решение ситуацион ных задач Экспресс-опрос Слайды Изучение стандартов учета
  Решение ситуацион ных задач Экспресс-опрос Слайды Изучение стандартов учета
  Решение ситуацион ных задач Экспресс-опрос Слайды Изучение стандартов учета
Всего: 10 часов        

Планы занятий в рамках самостоятельной работы студента под руководством преподавателя (СРСП) с методическими указаниями

 

Тема №1.

Ответить на следующие вопросы:

1).

2)

3.

 

Планы занятий в рамках самостоятельной работы

студентов с методическими рекомендации

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...