Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






IV РАЗДЕЛ. РАБОТА ПСИХОЛОГА СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ

Цель:овладеть навыками психологической диагностики учащихся старших классов.

Задачи:

· Познакомиться с особенностями работы с учащимися старших классов.

· Разработать алгоритм изучения личности учащегося старших классов.

· Реализовать психодиагностическое обследование, составить аналитическую справку с рекомендациями по его результатам.

Практика в старшей школе (для студентов дневного отделения) предусматривает работу по двум темам (выбор методики по второй теме осуществляется совместно с педагогом-психологом школы и согласуется с методистом практики):

1. Диагностика личности и межличностных отношений старшеклассников.

2. Изучение профессиональной направленности личности старшеклассника (одна методика на выбор).

Этапы практики:

1 этап. Педагог-психолог учреждения образования знакомит студентов со спецификой работы психолога системы образования со старшеклассниками. Студенты знакомятся с основным диагностическим инструментарием для старшеклассников по изучению личностных особенностей учащихся, их профессиональной направленности.

Каждый из студентов определяется с выбором темы раздела.

2 этап. Подготовка к диагностике старшеклассников. Изготовление необходимого раздаточного материала. Студенты получают информацию по процедуре диагностического обследования школьника и ведению протокола.

3 этап. Проведение психологической диагностики одного класса.

4 этап. Практиканты с помощью педагога-психолога школы и методиста практики от факультета проводят обработку и анализ результатов диагностики, а также составляют аналитическую справку и разрабатывают рекомендации для педагогов, родителей и учащихся.

Работа с отчетной документацией по разделу психологической практики.

 

Отчетные документы по IV разделу практики:

  1. Психодиагностический инструментарий.
  2. Протоколы (копии) обследования старшеклассников.
  3. Аналитическая справка (копия) с рекомендациями участникам процесса (в зависимости от индивидуального задания) (приложение 5).

 

Перечень рекомендуемых методик

№ п/п Цель Название методики Автор методики Возрастной период клиента
Диагностика личности и межличностных отношений старшеклассников
1. Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения Опросник интерперсона-льного диагноза Т. Лири, Р.Л. Лафорже, Р.Ф. Сучек с подростко-вого возраста
Изучение профессиональной направленности личности старшеклассника
2. Отбор на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова, а также профориентация подростков и взрослых Дифференциа-льно-диагнос-тический опросник (ДДО) Е.А. Климов Подростко-вый возраст, взрослые
3. Выявление индивидуальных особенностей профессиональных интересов Методика «Карта интересов» А. Е. Голомшток, модификация С.Я. Карпиловской Подростко-вый и юношеский возраст
4. Выявление склонностей учащихся к различным сферам профессиональной деятельности Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши Л. Йовайши, модификация Г.В. Резапкиной Подростко-вый и юношеский возраст

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

К I РАЗДЕЛУ ПРАКТИКИ

 

Методика «Полянка»

Л.А. Венгер

Цель:диагностика развития наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста.

Методический материал:изображение полянок с разветвленными дорожками и домиками на их концах, а также «писем», условно указывающих путь к одному из домиков, помещенных под полянкой (см. иллюстрацию ниже). Вводные задачи состоят из двух задач — задачи «А» и задачи «Б». Решение каждой из задач проверяется экспериментатором.Далее следуют основные задачи. На рисунках к за дачам 1-2 изображены только разветвленные дорожки и домики в конце них; на всех остальных каждый участок дорожки помечен ориентиром, причем в задачах 3-4 одинаковые по содержанию ори­ентиры даны в разной последовательности; в задачах 5-6 каждое разветвление помечено двумя одинаковыми ориентирами. В задачах 7-10 два одинаковых ориентира даны в разных последовательно­стях и расставлены не на отрезках пути, а в точках разветвления. На «письмах» к задачам 1-2 изображена ломаная линия, показывающая направление пути, по которому должен вестись поиск. В «письмах» к задачам 3-6 в определенной последовательности снизу вверх даны изображения тex предметов, мимо которых надо идти. В «письмах» к задачам 7-10 изображены одновременно и повороты пути (лома­ная линия), и необходимые ориентиры.

Чтобы найти нужный путь, ребенок должен учитывать в задачах 12 направления поворотов, в задачах 3-4 — характер ориентиров и их последовательность, в задачах 5-6 — сочетания ориентиров в опре­деленной последовательности, в задачах 7-10 — одновременно ори­ентиры и направлении поворотов.

 

Порядок выполнения и инструкция: детям вначале дают две вводные задачи, затем по порядку задачи 1-10. Инструкция дается после того, как дети открыли первый листок с вводной задачей.

«Перед нами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики в конце каж­дой из них. Нужно правильно найти один домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, надо посмотреть на письмо. (Экспериментатор указы­вает на нижнюю часть страницы, где оно помещено.) В письме нарисова­но, что надо идти мимо травки, мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдете правильный домик. Найдите этот домик, а я посмотрю, не ошиб­лись ли вы».

Проверяющий смотрит, как решил задачу ребенок, и, если нужно, объясняет и исправляет ошибки.

Переходя ко второй задаче, проверяющий предлагает детям пере­вернуть листок и говорит:

«Здесь тоже два домика, и опять нужно найти домик. По письмо тут дру­гое: в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, а потом повернуть в сторону».

Проверяющий при этих словах проводит рукой по чертежу в «пись­ме». Решение задачи снова проверяется, ошибки объясняются и ис­правляются.

Затем идет решение основных задач. К каждой из них дается краткая дополнительная инструкция.

К задачам 1-2:

«В письме нарисовано, как надо идти, в какую сторону поворачивать. На­чинайте двигаться от травки. Найдите нужный домик и зачеркните его».

К задаче 3:

«Смотрите на письмо. Надо идти от травки, мимо цветочка, потом мимо грибка, потом мимо березки, йотом елочки. Найдите нужный домик и за­черкните его».

К задаче 4:

«Смотрите па письмо. Надо пройти от травки, сначала мимо березки, по­том мимо грибка, мимо елочки, йогом — стульчика. Отметьте дома».

К задачам 5-6:

«Будьте очень внимательны. Смотрите па письмо, отыскивайте нужный домик и зачеркните его».

К задачам 7-10:

«Смотрите на письмо, в нем нарисовано, как нужно идти, около какого предмета поворачивать и в какую сторону. Будьте внимательны, отыщите нужный домик и зачеркните его».

Оценка и интерпретация результатов: при оценке результатов необходимо учитывать номер выбранного домика и номер задачи (см. шкалу оценок в табл. 1).

В месте пересечения их координат указана оценка (в баллах). Все оценки суммируются. Максимальное количество очков — 44.

Протокол к методике «Полянка»

Ф.И.ребенка_____________________________________________

Класс/Группа___________________Дата_____________________

Проверяющий___________________________________________

 

№ п/п Ф.И. ребенка Задача № Сумма Примечания
     
     
     
     
                           

38-44 балла— дети с детальным соотнесением одновременно двух параметров. Имеют достаточно полное и расчлененное про­странственное представление.

31-38— дети с незавершенной ориентировкой на два параметра (обычно правильно решают первые 6 задач). При учете одновременно двух параметров постоянно соскальзывают к одному. Это обусловле­но недостаточной стойкостью и подвижностью в развитии простран­ственных представлений.

24-31— дети с четкой завершенностью ориентировки только на один признак. Им доступно построение и применение пространст­венных представлений простейшей структуры.

18-24— для этих детей характерна незавершенная ориентировка даже на один признак. Они членят задачу на этапы, но к концу рабо­ты теряют ориентир. У них только начинает формироваться способ наглядно-образной ориентировки в пространстве.

Менее 18 баллов — дети с неадекватными формами ориентиров­ки. Они предпринимают попытку найти нужный домик, но их выбор случаен. Это обусловлено несформированностью умения соотносить схему с реальной ситуацией, т. е. неразвитостью наглядно-образного мышления.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...