Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностика мотивации учения младших школьников

Н. В. Елфимова

Для диагностики мотивации учения мы рекомендуем комплекс методик, собранный и использованный Н.В.Елфимовой*. Пред­лагаемые ею методики сравнительно просты и могут быть исполь­зованы учителем в повседневной работе со школьниками.

Н. В. Елфимова выделяет три группы методик: косвенные, пря­мые и проективные. В целом предложено 14 методик, которые по­лезно знать учителю.

Косвенные методики диагностики мотивации учения

Метод наблюдения

Одним из наиболее простых по форме, но сложных для анализа методов, используемых для диагностики мотивации учения, явля­ется наблюдение. Показатели наблюдения, выявляющие отношение школьника к учению: стремление учащихся посещать занятия или желание уклониться от них; общая активность на занятиях (задают вопросы по существу дела и т.п.); наличие и характер отвлечений; отношение к средствам действия; наличие и содержание замеча­ний, комментариев, выражающих положительное, безразличное или отрицательное отношение к занятию; поведение детей по оконча­нии занятия (радуются или хотят заниматься еще, задерживаются после занятия и обсуждают с учителем содержание урока).

Для фиксации отношения школьника к учению по данным пока­зателям удобно завести карточку наблюдения (см. таблицу 1). Для фиксации отношения школьника к учению в ходе формирую­щего эксперимента желательно использовать магнитофон.

Приведенные в таблице показатели наблюдения отражают от­ношение школьника к осуществляемой им деятельности учения: исходную (№ 1), процессуальную (№ 2 —5) и результирующую мотивацию (№ 6).

Метод наблюдения применяется как при констатирующей ди­агностике — для определения исходной мотивации учения школь­ника, так и в ходе формирующего эксперимента.

 

* См.: Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция учения у младших школь­ников. — М., 1991.

Карточка наблюдения

 

Испытуемый: фамилия, имя, возраст, класс _________________

______________________________________________________

 

Таблица 1

  № заня-тия   Показатели наблюдения  
  1.Желание посещать занятия(+) или отсутствие такого желания (-) («исходная мотива-ция»)   2.Отношение к средствам действия: положитель-ное (+) или отрицатель-ное (-)   3.Наличие отвлече-ний во время занятий, их коли-чество за занятие   4.Наличие высказыва-ний, выра-жающих положи-тельное (+), отрицатель-ное (-) либо безразлич-ное (0) отношение к занятиям   5.Общая активность на заня-тиях: увле-ченность содержа-нием занятия (+), отсут-ствие увле-ченности (-)   6.Желание позани-маться еще после окончания занятия (+) или отсутствие такого желания (-) («результи-рующая мотива-ция»)

 

 

Беседа с учителем

Как правило, учитель практически с начала учебного года вы­деляет «неблагополучных» первоклассников с отрицательным либо безразличным отношением к учению, которое требует адекватной коррекции.

В беседе с учителем путем прямых либо косвенных вопросов необходимо выявить отношение конкретного школьника к уче­нию по выделенным показателям. Так, для определения того, яв­ляется ли учитель личностно значимым субъектом для конкретно­го ученика, следует путем косвенных вопросов выяснить, насколько ученик выполняет указания учителя, внимателен ли он на уроке. Также важно мнение учителя по поводу взаимоотношения учени­ка с родителями и товарищами.

 

Беседа с родителями

Является чрезвычайно важной для диагностики мотивации уче­ния школьника, поскольку дает более полные данные о видах зна­чимой деятельности школьников и значимых для него субъектах, т. е. дополняет данные, собранные в беседе с учителем. В случае если непосредственную беседу с родителями трудно осуществить, для сбора данных можно воспользоваться анкетой для родителей.

 

Анкета для родителей

Анкета для родителей также служит для определения показате­лей мотивации учения младших школьников. Если родители ис­кренне отвечают на вопросы анкеты, то это позволяет уточнить, например, происхождение ведущих мотивов учения. Родители помогают выявить такие моменты повседневной жизни школьника, которые скрыты от учителя и психолога и непосредственно отра­жают отношение школьника к учению.

Анкета для родителей применяется в каждом классе с необхо­димыми изменениями при переходе из одного класса в другой. Более целесообразной является передача анкеты ученику в запечатанном конверте с просьбой передать своим родителям. В таком же виде анкета возвращается к психологу. В анкете для родителей указыва­ется косвенная мотивировка заполнения анкеты — улучшение вне­классной работы. Такая «секретная» передача анкеты делает отве­ты родителей более откровенными: в случае если у родителей кон­фликт с учителем, они прямо пишут о своем недовольстве ситуа­цией в школе и называют причины такого положения.

 

Кривая текущей успеваемости

Начиная со 2-го полугодия 1 класса, когда первоклассникам начинают ставить оценки, для диагностики мотивации учения можно пользоваться данными школьной успеваемости. Однако при этом нельзя забывать, что отметка не всегда является значимой для младших школьников, поэтому необходимо выявить тот пси­хологический смысл, который имеет отметка для школьника. Для определения отношения школьника к учению может быть продук­тивным, как указывают Л.И.Божович, Н.Г.Морозова, Л.С.Сла­вина (1951)*, анализ кривой текущей успеваемости. В начале школь­ного обучения она носит, как правило, ровный характер. Однако с третьего класса может появляться «скачущая» кривая успеваемо­сти, которая свидетельствует о доминировании у школьника не познавательных, а социальных мотивов учения (завоевать уваже­ние в классе, авторитет у родителей и т.д.).

 

Свободная беседа с учеником

После осуществления процедуры обследования и получения предварительных данных о мотивациях учения школьника по выделенным показателям необходимо провести дополнительную бе­седу с учеником, уточняющую содержание этих показателей. Сво­бодная беседа с учеником позволит экспериментатору проверить правильность своих выводов, а в случае неоднозначно выраженно­го отношения ученика к учению направит экспериментатора на дополнительную диагностику, включающую повторное проведе­ние методики, результаты которой вызывают сомнения. Однако здесь не следует забывать о том, что результаты свободной беседы учитываются наряду с другими методиками, а не как окончатель­ный диагноз мотивации учения школьника.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...