Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Диагностика мотивации учения младших школьниковН. В. Елфимова Для диагностики мотивации учения мы рекомендуем комплекс методик, собранный и использованный Н.В.Елфимовой*. Предлагаемые ею методики сравнительно просты и могут быть использованы учителем в повседневной работе со школьниками. Н. В. Елфимова выделяет три группы методик: косвенные, прямые и проективные. В целом предложено 14 методик, которые полезно знать учителю. Косвенные методики диагностики мотивации учения Метод наблюдения Одним из наиболее простых по форме, но сложных для анализа методов, используемых для диагностики мотивации учения, является наблюдение. Показатели наблюдения, выявляющие отношение школьника к учению: стремление учащихся посещать занятия или желание уклониться от них; общая активность на занятиях (задают вопросы по существу дела и т.п.); наличие и характер отвлечений; отношение к средствам действия; наличие и содержание замечаний, комментариев, выражающих положительное, безразличное или отрицательное отношение к занятию; поведение детей по окончании занятия (радуются или хотят заниматься еще, задерживаются после занятия и обсуждают с учителем содержание урока). Для фиксации отношения школьника к учению по данным показателям удобно завести карточку наблюдения (см. таблицу 1). Для фиксации отношения школьника к учению в ходе формирующего эксперимента желательно использовать магнитофон. Приведенные в таблице показатели наблюдения отражают отношение школьника к осуществляемой им деятельности учения: исходную (№ 1), процессуальную (№ 2 —5) и результирующую мотивацию (№ 6). Метод наблюдения применяется как при констатирующей диагностике — для определения исходной мотивации учения школьника, так и в ходе формирующего эксперимента.
* См.: Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция учения у младших школьников. — М., 1991. Карточка наблюдения
Испытуемый: фамилия, имя, возраст, класс _________________ ______________________________________________________
Таблица 1
Беседа с учителем Как правило, учитель практически с начала учебного года выделяет «неблагополучных» первоклассников с отрицательным либо безразличным отношением к учению, которое требует адекватной коррекции. В беседе с учителем путем прямых либо косвенных вопросов необходимо выявить отношение конкретного школьника к учению по выделенным показателям. Так, для определения того, является ли учитель личностно значимым субъектом для конкретного ученика, следует путем косвенных вопросов выяснить, насколько ученик выполняет указания учителя, внимателен ли он на уроке. Также важно мнение учителя по поводу взаимоотношения ученика с родителями и товарищами.
Беседа с родителями Является чрезвычайно важной для диагностики мотивации учения школьника, поскольку дает более полные данные о видах значимой деятельности школьников и значимых для него субъектах, т. е. дополняет данные, собранные в беседе с учителем. В случае если непосредственную беседу с родителями трудно осуществить, для сбора данных можно воспользоваться анкетой для родителей.
Анкета для родителей Анкета для родителей также служит для определения показателей мотивации учения младших школьников. Если родители искренне отвечают на вопросы анкеты, то это позволяет уточнить, например, происхождение ведущих мотивов учения. Родители помогают выявить такие моменты повседневной жизни школьника, которые скрыты от учителя и психолога и непосредственно отражают отношение школьника к учению. Анкета для родителей применяется в каждом классе с необходимыми изменениями при переходе из одного класса в другой. Более целесообразной является передача анкеты ученику в запечатанном конверте с просьбой передать своим родителям. В таком же виде анкета возвращается к психологу. В анкете для родителей указывается косвенная мотивировка заполнения анкеты — улучшение внеклассной работы. Такая «секретная» передача анкеты делает ответы родителей более откровенными: в случае если у родителей конфликт с учителем, они прямо пишут о своем недовольстве ситуацией в школе и называют причины такого положения.
Кривая текущей успеваемости Начиная со 2-го полугодия 1 класса, когда первоклассникам начинают ставить оценки, для диагностики мотивации учения можно пользоваться данными школьной успеваемости. Однако при этом нельзя забывать, что отметка не всегда является значимой для младших школьников, поэтому необходимо выявить тот психологический смысл, который имеет отметка для школьника. Для определения отношения школьника к учению может быть продуктивным, как указывают Л.И.Божович, Н.Г.Морозова, Л.С.Славина (1951)*, анализ кривой текущей успеваемости. В начале школьного обучения она носит, как правило, ровный характер. Однако с третьего класса может появляться «скачущая» кривая успеваемости, которая свидетельствует о доминировании у школьника не познавательных, а социальных мотивов учения (завоевать уважение в классе, авторитет у родителей и т.д.).
Свободная беседа с учеником После осуществления процедуры обследования и получения предварительных данных о мотивациях учения школьника по выделенным показателям необходимо провести дополнительную беседу с учеником, уточняющую содержание этих показателей. Свободная беседа с учеником позволит экспериментатору проверить правильность своих выводов, а в случае неоднозначно выраженного отношения ученика к учению направит экспериментатора на дополнительную диагностику, включающую повторное проведение методики, результаты которой вызывают сомнения. Однако здесь не следует забывать о том, что результаты свободной беседы учитываются наряду с другими методиками, а не как окончательный диагноз мотивации учения школьника.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |