Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прямые методики диагностики мотивации учения

Младших школьников

Беседа-интервью

Данная методика проводится индивидуально с каждым испы­туемым и представляет собой список вопросов, которые психолог последовательно задает школьнику. Вопросы, входящие в беседу-интервью, составлены таким образом, что направлены на диагно­стику всех четырех показателей мотивации учения младших школь­ников. Отношение школьника к учению определяется с помощью вопросов № 10, 16, 17, 23, 24, 25, 26, 31.

Отношение школьника к конкретным предметам определяется с помощью вопросов № 18, 19, 20, 24, 25, 26, 28, 29, 30.

Виды личностно значимой деятельности школьника определя­ются с помощью вопросов № 8, 9, 19, 23, 24, 25, 31.

Личностно значимые для школьника субъекты определяются с помощью вопросов № 4, 6, 11, 12, 13, 14, 15, 21, 22, 27, 30.

Кроме того, в беседе содержатся дополнительные, вводные во­просы, необходимые для сбора данных о школьнике и введения его в ситуацию обследования, — № 1, 2, 3, 5.

Следует учесть, что ответы на некоторые вопросы охватывают не один, а несколько показателей.

Список вопросов анкеты следует расположить таким образом, чтобы школьник его не видел, и фиксировать на отдельном листе бумаги номер вопроса и ответ на него. Также удобно использовать магнитофон, поскольку это дает возможность экспериментатору более точно фиксировать эмоциональные проявления, связанные с отношением школьника к содержанию вопроса.

Индивидуальное обследование позволяет уточнять содержание вопросов в соответствии с индивидуальными ответами школьника о виде его значимой деятельности. Так, в вопросах, в которых срав­нивается отношение школьника к отдельным учебным предметам и его личностно значимой деятельности, следует вставлять тот вид значимой деятельности, о котором рассказывал школьник.

 


* См.: Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. Развитие мотивов учения у советских школьников//Известия АПН РСФСР.— 1951. — Вып. 36. — С. 29-104.

«Лесенка уроков»

Проведение данной методики, так же как и следующей за ней методики «Лесенка побуждений», предполагает, что школьник в достаточной мере овладел навыками чтения, поэтому они могут применяться, начиная со 2-го полугодия 1 класса.

Методика предполагает определение того, какие предметы школь­ники считают для себя самыми интересными (так называемые ос­новные предметы — математика, чтение, русский — или остальные предметы). Методику можно проводить либо со всем классом одно­временно, либо индивидуально, с каждым учеником.

 

Описание методики

Экспериментальный материал состоит из карточек, на каждой из которых написано название одного из школьных предметов: математика, русский язык, чтение, ...

 

Например:

МАТЕМАТИКА

Далее школьник должен выразить свое отношение к каждому учебному предмету и построить «лесенку уроков».

Если основные школьные предметы стоят на верхних ступенях лесенки (I —IV), то отношение к ним определяется как положи­тельное, если они стоят на нижних ступенях лесенки (V—VIII) — как отрицательное.

Инструкция испытуемому

Имя испытуемого.

В школе есть самые разные уроки. Давай построим «лесенку уро­ков». Мы хотим знать, какие уроки тебе нравятся больше, а ка­кие — меньше.

Перед тобой карточки, на которых написаны названия уроков. Разложи их перед собой.

Теперь внимательно прочитай названия уроков и выбери один урок, который нравится тебе больше всего. Отложи эту карточку.

Посмотри на оставшиеся уроки. Какой из них тебе нравится боль­ше всего? Возьми карточку с названием урока и положи ее ниже первой карточки так, чтобы получилась лесенка из двух ступенек.

Снова посмотри на оставшиеся уроки и выбери тот, который больше всего тебе нравится. Положи эту карточку еще ниже. Теперь лесенка состоит из трех ступенек.

Понятно, как ее строить? Из оставшихся уроков надо всегда выбирать тот, который больше всего тебе нравится.

Продолжай строить «лесенку» дальше.

Мы кончили строить «лесенку уроков». Проверь, правильно ли ты ее построил?

Вверху на первой ступеньке должно быть название урока, кото­рый нравится тебе больше всего. Так ли это?

На нижней ступеньке лесенки должно быть название урока, который нравится тебе меньше всего. Так ли это?

 

«Лесенка побуждений»

Здесь ученик в доступной форме лесенки ранжирует два вида мотивов учения: социальные и познавательные. Мы придержива­емся, в основном, классификации мотивов учения, предложен­ных Л. И. Божович, А. К. Марковой, и выделяем следующие их виды:

Познавательные мотивы:

1) широкий познавательный — ориентация на овладение но­выми знаниями;

2) процессуальный — ориентация на процесс учения;

3) результативный — ориентация на результат учения (оценку);

4) учебно-познавательный — ориентация на усвоение способа получения знаний.

Социальные мотивы:

1) широкий социальный мотив — стремление приобрести зна­ния, чтобы быть полезным обществу;

2) «учительский мотив» — стремление заслужить похвалу и одоб­рение со стороны учителя;

3) «родительский мотив» — стремление заслужить похвалу и одобрение родителей;

4) «товарищеский мотив» — стремление заслужить уважение своих товарищей.

Ученикам предъявляются на отдельных карточках следующие восемь утверждений, соответствующие вышеуказанным четырем познавательным и четырем социальным мотивам:

I. 1. Я учусь, для того чтобы все знать.

2. Я учусь, потому что мне нравится процесс учения.

3. Я учусь, для того чтобы получать хорошие оценки.

4. Я учусь, для того чтобы научиться самому решать задачи.

II.1. Я учусь, для того чтобы быть полезным людям.

2. Я учусь, для того чтобы учитель был доволен моими успехами.

3. Я учусь, для того чтобы своими успехами радовать родителей.

4. Я учусь, для того чтобы за мои успехи меня уважали това­-
рищи.

Результаты, полученные с помощью данной методики, свиде­тельствуют о соотношении социальных и познавательных мотивов учения школьника, которые определяются по тому, какие мотивы занимают первые четыре места в иерархии. В случае если эти места занимают два социальных и два познавательных мотива, делается вывод об их гармоничном состоянии у школьника. Если эти места занимают три или четыре мотива одного типа, делается вывод о доминировании данного типа мотивов учения (например, соци­альных).

Инструкция испытуемому

Мы построили «лесенку уроков». Давай построим еще одну лесен­ку. Она будет называться «Зачем я учусь». Перед тобой карточки, на которых написано, зачем школьники учатся в школе. Разложи их пе­ред собой. Внимательно прочитай, что написано на каждой карточке.

Внимание! Нас интересует твое собственное мнение. Нас инте­ресует не то, для чего все учатся, а для чего учишься ты сам. Что для тебя самое главное, для чего ты учишься?

Выбери карточку, где написано самое главное про то, зачем ты учишься. Это будет первая ступенька нашей лесенки. Из оставших­ся карточек снова выбери ту, где написано самое главное про то, зачем ты учишься. Это будет вторая ступенька лесенки. Положи эту карточку ниже первой. Понятно, как строить лесенку? Продолжай строить ее самостоятельно.

Мы закончили лесенку «Зачем я учусь». Проверь, правильно ли ты ее построил. На первой ступеньке написано самое главное про то, зачем ты учишься. На ступеньке ниже — то, что ты считаешь менее главным, и т.д. На нижней ступеньке лесенки написано то, что ты не считаешь главным в твоей учебе в школе.

Сочинение

В III классе, когда младшие школьники достаточно овладели навыком письма, продуктивной прямой методикой диагностики мотивации учения является сочинение.

Мы предлагали школьникам сочинение на тему: «Моя жизнь в школе», которое они должны были написать в школе за один урок по фиксированному плану, каждый пункт которого раскрывал один из показателей мотивации учения школьников:

1. Чем я люблю заниматься?

2. Мои помощники и друзья.

3. Мои любимые и нелюбимые уроки.

4. Почему я учусь: кто заставляет меня учиться?

В первом пункте плана школьники описывают личностно значи­мые для них виды деятельности. Второй пункт направлен на диагно­стику личностно значимых для школьников субъектов, а третий — на выявление любимых и нелюбимых школьником учебных предме­тов. В четвертом пункте определяется общее отношение школьника к учению — выясняется, учится ли он по принуждению («Меня мама заставляет учиться») или по собственному желанию («Я учусь сам»).

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...