Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анкета для родителей школьников I класса

Уважаемые родители!

Для того чтобы более успешно организовать внеклассную рабо­ту, нам необходимо узнать, чем интересуется Ваш(а) сын (дочь), как он (она) относится к школе.

Большая просьба внимательно прочитать анкету и ответить на все поставленные вопросы.

Заранее благодарим Вас!

 

Фамилия, имя ребенка __________________________________

Год, месяц рождения ____________________________________

Мать: Ф.И.О.______________________________________________

Образование, специальность ________________________________

_________________________________________________________

Отец: Ф.И.О. ____________________________________________

Специальность, образование________________________________

__________________________________________________________Состав семьи _______________________________________________

1. Где воспитывался ребенок: дома, в детсаде (нужное подчерк­нуть), если дома, с кем оставался?_________________________ _______________________________________________________

2. Каковы любимые занятия ребенка? ________________________

________________________________________________________

3. В какие игры и с кем любит играть ребенок:

а)дома___________________________________________________

б)во дворе _______________________________________________

5. Чем интересуется ребенок?________________________________

_________________________________________________________

6. К кому ребенок больше всего привязан в семье, с кем он
общается?________________________________________________

7. С кем он дружит? Характер отношений с друзьями __________

_________________________________________________________

8. Выполняет ли ребенок Ваши указания сразу или приходится на него дополнительно воздействовать? Каким образом?__________

________________________________________________________

9. Хотел ли Ваш ребенок пойти в школу? ____________________

10. Отношение Вашего ребенка к школе:

а) положительное;

б) нейтральное;

в) отрицательное (нужное подчеркнуть).

11. Изменилось ли отношение Вашего ребенка к школе за время учебы? Когда именно?_____________________________________

________________________________________________________

12.Какими школьными предметами Ваш ребенок интересуется больше всего?_____________________________________________

13.По каким предметам домашние задания он делает быстро?_________________________________________________

________________________________________________________

14.По каким предметам домашние задания он делает медленно?_________________________________________________

__________________________________________________________

15.Любит ли Ваш ребенок рисовать? Да. Нет. Не знаю (нужное подчеркнуть).

16.Хорошо ли рисует он? Да. Нет. Не очень хорошо (нужное
подчеркнуть).

17.Что ребенок обычно рисует?______________________________

_________________________________________________________

18.Что Вам не нравится в Вашем ребенке?____________________

_________________________________________________________

19.Проверяете ли Вы домашние задания у ребенка? Всегда. Иног­да. Не нахожу нужным это делать (нужное подчеркнуть).

20.Идет ли утром Ваш ребенок в школу:

а) с желанием;

б) неохотно;

в) без выраженного отношения (нужное подчеркнуть).

21.Какие жалобы высказывает Ваш ребенок по отношению к
учению?___________________________________________________

__________________________________________________________

22.Как, по Вашему мнению, устранить причины этих жалоб?__________________________________________________

________________________________________________________

23.Что Вам не нравится в учебной деятельности Вашего ребен­ка в школе?_________________________________________________

________________________________________________________

 

Дата заполнения анкеты______________________

 

 

Беседа-интервью (для I класса)

1. Знакомство с испытуемым (Меня зовут ... А тебя?)

2. Сколько тебе лет?

3. Где ты живешь? Ты ходил в детсад?

4. С кем ты живешь (члены семьи)? Где работают родители?

5. Какие времена года ты знаешь?

6. Кого ты любишь? (Кто тебе нравится?)

7. Кто тебя любит? (Кому ты нравишься?)

8. Чем ты любишь заниматься?

9. Во что любишь играть? Назови любимые игрушки.

10.Любишь ли ты ходить в школу? Почему?

11.Кто твои товарищи? С кем ты дружишь?

12.Где ты готовишь уроки? Кто помогает тебе готовить уроки?

13.Ходишь ли ты в группу продленного дня? Проверяют ли
дома домашние задания, которые ты сам сделал?

14.Кто тебе обычно помогает? Кто твой помощник?

15.С кем тебе интереснее заниматься: с мамой или папой?

16.Что ты обычно делаешь на перемене? Некоторые ребята боль­ше любят перемены, а некоторые — уроки. А тебе что больше нравится?

17.Зачем ты ходишь в школу?

18.Какие уроки у тебя в школе?

19.Какой урок тебе больше всего нравится? Какой урок тебе не нравится?

20.Какой урок тебе нравится больше: письмо или математика? (Письмо или чтение?) (Математика или чтение?)

21.Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

22.Любишь ли ты слушать, как рассказывает учитель? Разгова­риваешь ли ты с учителями на перемене? О чем? Что ты делаешь, чтобы учитель был тобой доволен?

23.Я знаю мальчика, который говорил, что он больше любил ходить в детский сад, чем в школу. А где тебе больше нравится: в детском саду или в школе?

24.Тебе больше нравится решать задачи или (назвать личностно значимую деятельность ребенка)?

25.Тебе больше нравится писать буквы или (назвать личностно значимую деятельность ребенка)?

26.Тебе больше нравится читать или (назвать личностно значи­мую деятельность ребенка)?

27.Кто тебя отводит в школу и забирает после нее?

28.Ты хорошо решаешь задачи?

29.Хорошо ли ты пишешь?

30.Где ты лучше решаешь задачи и пишешь: дома или в школе? Почему?

31. Что ты мог бы рассказать о школе мальчику (или девочке), который (которая) ходит в детский сад?

 

Инструкция

К методике «Неоконченные предложения»

Ж. Нюттена в модификации А. Б. Орлова

Сейчас я буду зачитывать тебе начало предложения, а ты как можно быстрее придумай к нему продолжение.

 

1. Я думаю, что хороший ученик — это тот, кто...

2. Я думаю, что плохой ученик — это тот, кто...

3. Больше всего я люблю, когда учитель...

4. Больше всего я не люблю, когда учитель...

5. Больше всего мне школа нравится за то, что...

6. Я не люблю школу за то, что...

7. Мне радостно, когда в школе...

8. Я боюсь, когда в школе...

9. Я хотел бы, чтобы в школе...

10. Я не хотел бы, чтобы в школе...

12. Когда я был маленьким, я думал, что в школе... Если я невнимателен на уроке, я...

13. Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я...

14. Если мне что-то непонятно при выполнении домашнего за­дания, я...

15. Я всегда могу проверить, правильно ли я...

16. Я никогда не могу определить, правильно ли я...

17. Если мне нужно что-нибудь запомнить, я...

18. Когда мне что-нибудь интересно на уроке, я...

19. Мне всегда интересно, когда на уроках...

20. Мне всегда неинтересно, когда на уроках...

21. Если нам не задают домашнего задания, я...

22. Если я не знаю, как решить задачу, я...

23. Если я не знаю, как написать слово, я...

24. Я лучше понимаю, когда на уроке...

25. Я хотел бы, чтобы в школе всегда...

 

Обобщающая таблица результатов диагностики

Мотивации учения младших школьников

По выделенным показателям

  Тип методик     Название методик Показатели мотивации учения школьников
Виды личностно значимой деятельности Личностно значимые субъекты Отношение к учению: (+), (-), нейтральное; соотношение мотивов учения в иерархии Отношение к отдельным учебным предметам (основным и неосновным)
  Косвен-ные   Прямые     Проек-тивные   1. Наблюдение 2. Беседа с учителем 3. Беседа с родителями 4. Анкета для родителей 5. Кривая текущей успеваемости 6. Беседа (свободная) с учеником Вывод 2 7. Беседа – интервью 8.«Лесенка уроков» 9. «Лесенка подуждений» 10. Сочинение Вывод 2 11. Рисуночная 12. «Составь расписание» 13. «Закончи рассказ» 14. ЦТО 15. Неоконченные предложения Вывод 2 Вывод 3 Вывод 1 Х Х   Х   Х   Х   Х Х     Х Х   Х   Вывод 1 Х Х   Х   Х   Х     Х Х Х   Х   Х Вывод 1 Х Х   Х   Х   Х   Х     Х Х Х   Х   Х   Х Вывод 1 Х Х   Х   Х   Х   Х Х   Х Х Х   Х   Х   Х

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

К III РАЗДЕЛУ ПРАКТИКИ

Методика экспресс-диагностики
характерологических особенностей личности

Г. Айзенк

Цель методики: выявление характерологических проявлений типов личности подростка и старшеклассника.

Возрастной диапазон применения. Данная методика рассчитана на контингент испытуемых в возрасте от 12 до 17 лет.

Области применения методики. В целом, методика, как средство получения диагностических данных, может использоваться:

1. В психолого-педагогической практике в целях коррекции взаимоотношений в систе­мах: «ученик – учитель» и «ученик – класс».

2. При формировании классных коллективов.

3. При знакомстве педагога с вновь поступившим в класс подростком.

4. В деятельности работников «службы занятости» и отделов кадров при приеме на работу подростков.

5. В профессиональном отборе молодежи на различные типы профессий (в частности на профессии типа «человек – человек»).

6. В профподборе производственных групп в целях достижения оптимального делового и социального сотрудничества.

7. В спортивной практике при подборе команд.

8. В профориентационной работе со старшеклассниками.

Концептуальная основа методики. В разнообразных теориях личности постулируется разное количество конкретных её характеристик, имеющих индивидуальную выраженность. Для их обозначения часто используется понятие «черта». Большим по объёму и более гетерогенным по сравнению с чертой является понятие «тип». Тип личности рассматривается как целостное образование, не сводимое к набору черт. Понятие «тип» отличается более высоким уровнем обобщения и выполняет функцию категоризации свойств личности в более объёмные единицы, имеющие непосредственное отношение к наблюдаемым моделям поведения человека (М.К. Акимова, К.М. Гуревич, 2007).

В основе разработки данной методики лежит факт повторения набора сходных общепсихологических типов личности в различных авторских классификациях (Р.Кеттелл, К.Леонгард, Г.Айзенк, А. Е. Личко и др.).

Предлагаемая методика содержит опросник Г.Айзенка (подростковый вариант), классификацию типов личности в зависимости от соотношения результатов шкалы нейротизма и шкалы экстроверсии, вербальное описание особенностей каждого типа и основное направление тактики взаимоотношений с подростками каждого типа.

В качестве основного диагностического средства используется текст опросника Г.Айзенка (подростковый вариант), шкала градации результатов, характерологические проявления типа личности и рекомендации по коррекции.

Стимульный материал: инструкция, текст опросника, бланк ответов, ключ к опроснику, направления интерпретации и коррекции.

 

Этапы работы.

1. Знакомство психолога с содержанием методики.

2. Работа психолога по мотивации испытуемых на обследование.

3. Проведение диагностической процедуры в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данной методике.

4. Обработка и анализ полученных результатов; начинается со «шкалы лжи».

5. Соотнесение полученных индивидуальных данных со шкалой градации результатов.

6. Интерпретация диагностических данных по таблице типов личности по Г.Айзенку.

7. Определение направления коррекционной работы с каждым испытуемым в отдельности и по группе испытуемых.

Ход работы.

Инструкция(для психолога): «На предлагаемые вопросы испытуемый дол­жен отвечать «да» или «нет», не раздумывая. Ответ заносится в бланк ответов под соответствующим номером».

Инструкция (для испытуемого): «Вам предлагается ряд вопросов об особенностях Вашего характера и поведения. Если Вы отвечаете на вопрос утвердительно («да»), то в бланке ответов рядом с соответствующим номером вопроса поставьте знак «+»; если отрицательно («нет»), то знак «-». Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая долго, так как важна первая реакция».

Текст опросника Айзенка

1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?

2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?

3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь просят?

4. Бывает ли так, что ты раздражен чем-нибудь?

5. Часто ли у тебя меняется настроение?

6. Верно ли, что тебе легче и приятнее с книгами, чем с ребятами?

7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?

8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?

9. Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь?

10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?

11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, живой человек?

12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?

13. Верно ли, что ты часто раздражен чем-нибудь?

14. Нравится ли тебе все делать в быстром темпе? (Если же, наоборот, склонен к неторопливости, ответь «нет».)

15. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо?

16. Тебе можно доверить любую тайну?

17. Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию сверстников?

18. Бывает ли так, что у тебя без всякой причины (физические нагрузки) сильно бьется сердце?

19. Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с кем-нибудь?

20. Ты когда-нибудь говорил неправду?

21. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?

22. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?

23. Ты часто чувствуешь себя усталым?

24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а все остальное потом?

25. Ты обычно весел и всем доволен?

26. Обидчив ли ты?

27. Ты очень любишь общаться с другими ребятами?

28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?

29. У тебя бывают головокружения?

30. Бывает ли так, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?

31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь надоело?

32. Любишь ли ты иногда похвастаться?

33. Ты чаще всего сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей?

34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?

35. Ты обычно быстро принимаешь решения?

36. Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?

37. Тебе часто снятся страшные сны?

38. Можешь ли ты дать волю чувствам и повеселиться в обществе друзей?

39. Тебя легко огорчить?

40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?

41. Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь особенно на обдумывание?

42. Если оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь?

43. Тебе очень нравятся шумные и веселые игры?

44. Ты всегда ешь то, что тебе подают?

45. Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем-нибудь просят?

46. Ты любишь часто ходить в гости?

47. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?

48. Был ли ты когда-нибудь груб с родителями?

49. Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?

50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие в общем веселье?

52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?

53. Бываешь ли ты совершенно уверен, что сможешь справиться с делом, которое должен выполнить?

54. Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?

55. Ты стесняешься заговорить первым с новыми людьми?

56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-нибудь исправить?

57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?

58. Бывает ли так, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без всякой причины?

59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании сверстников?

60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь не подумав?

Бланк ответов

Ф.И.О.:________________________________________________

Школа, класс: __________________________________________

Дата обследования: _____________________________________

Время обследования: ____________________________________

Инструкция: «Вам предлагается ряд вопросов об особенностях Вашего характера и поведения. Если Вы отвечаете на вопрос утвердительно («да»), то в бланке ответов рядом с соответствующим номером вопроса поставьте знак «+»; если отрицательно («нет»), то знак «-». Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая долго, так как важна первая реакция».

 

№ вопроса Вариант ответа № вопроса Вариант ответа № вопроса Вариант ответа № вопроса Вариант ответа
Да Нет Да Нет Да Нет Да Нет
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

Ключ

I. Экстраверсия (Э):

«Да»: 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57.

«Нет»: 6, 33, 51, 55, 59.

II. Нейротизм (Н):

«Да»: 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60.

III. «Ложь»:

«Да»: 8, 16, 24, 28, 36, 44.

«Нет»: 4, 12, 20, 32, 40, 48.

Нормативы для подростков 12-17 лет: экстраверсия (Э) — 11-14 баллов, «ложь» — 4-5 баллов, нейротизм (Н) — 10-15 баллов.

Шкала градации результатов

Данныe по тесту Айзенка
Э в баллах Н в баллах
1. 0-4 0-4
2. 20-24 0-4
3. 20-24 20-24
4. 0-4 20-24
5. 0-4 4-8
6. 0-4 16-20
7. 0-4 8-16
8. 4-8 0-4
9. 8-16 0-4
10. 16-20 0-4
11. 20-24 4-8
12. 20-24 8-16
13. 20-24 16-20
14. 16-20 20-24
15. 8-16 20-24
16. 4-8 20-24
17. 16-20 4-8
18. 4-8 16-20
19. 4-8 4-8
20. 16-20 16-20
21. 12-16 8-12
22. 8-12 8-12
23. 16-20 8-12
24. 12-16 4-8
25. 8-12 4-8
26. 4-8 8-12
27. 4-8 12-16
28. 8-12 16-20
29. 12-16 16-20
30. 16-20 12-16
31. 8-12 12-16
32. 12-16 12-16

Таблица типов личности по Г.Айзенку

Характерологические проявления Пути коррекции  
  Тип № 1 Э: 0-4; Н: 0-4.    
Безмятежный, мирный, невозмутимый. В груп­пе скромен. Дружбу не навязывает, но и не отвергает, если ему предложат. Склонен к упрямству, если ощущает свою правоту. Не смешлив. Речь спокойная. Терпелив. Хладно­кровен. Воспитателей беспокоят мало, а значит, всегда стра­дают от невнимания педагогов, тренеров, начальни­ков. Главное в подходе — повысить самооценку по­средством привлечения внимания группы к данному человеку. Желательно, чтобы у индивида была воз­можность выбора темпа работы. Подчеркивать цен­ность таких качеств, как скромность, хладнокровие.  
Тип № 2 Э: 20-24; Н: 0-4.  
Радостный, общительный, разговорчивый. Лю­бит быть на виду. Оптимист, верит в успех. Поверхностен. Легко прощает обиды, превра­щает конфликты в шутку. Впечатлителен, лю­бит новизну. Пользуется всеобщей любовью. Однако поверхностен, беспечен. Прихотлив. Артистичен. Не умеет добиваться результатов (увлекается, но быстро остывает). Поощрять трудолюбие, использовать природный ар­тистизм и склонность к новизне. Желательно испод­воль приучать к настойчивости, дисциплине, органи­зованности (например, предлагая оригинальные зада­ния). Рекомендуется помочь организовать время (кружковой работой, участием в экспедициях и т. д.).  
Тип № 3 Э: 20-24; Н: 20-24.    
Активный, имеет хорошо развитые бойцовские качества. Насмешлив. Стремится общаться со всеми «на равных». Очень честолюбив. В слу­чае несогласия с позицией более старшего при­нимает активно противоборствующую пози­цию. Не выносит безразличия в свой адрес. Основная тактика — подчеркнутое уважение. Взаимо­отношения следует строить на убеждении, спокойном, доброжелательном тоне общения. При аффективном поведении возможна ироническая реакция. Не следует «выяснять отношения» в момент конфликта. Лучше обсудить проблемы позже в спокойной ситуации. При этом желательно акцентировать внимание на пробле­ме и на возможности решить ее без особого эмоцио­нального напряжения. Подросткам данного типа необ­ходима возможность проявления организаторских способностей, а также реализация энергетического потенциала (спортивные достижения и т. п.).  
  Тип №4 Э: 0-4; Н: 20-24.  
  Тип неспокойный, настороженный, неуверенный в себе. Ищет опеки. Необщителен, поэтому имеет смещенные оценки и самооценки. Высокоранимый. Адаптация идет длительно, поэтому действия за­медленны. Не любит активный образ жизни. Созер­цатель. Часто склонен к философии. Легко драмати­зирует ситуацию. Стремиться поддержать. Оградить от насмешек. Выде­лять положительные стороны (вдумчивость, склонность к монотонной деятельности). Подобрать деятельность, не требующую активного общения, строгой временной регламентации, а также не включенную в жесткую систему субординации. Активизировать интерес к ок­ружающим. Исподволь сводить с людьми доброжела­тельно-энергичными.
  Тип № 5 Э: 0-4; Н: 4-8.  
  Созерцателен, спокоен. Имеет низкий уровень заин­тересованности в реальной жизни, а значит, и низ­кие достижения. Направлен на внутренние выду­манные или вычитанные коллизии. Послушно-безразличен. Остро нуждается в повышении самооценки, это разру­шает безразличие и повышает уровень притязаний, а, следовательно, качество работы или учебы. Желательно найти сильные стороны (способности, задатки), чтобы как-то увлечь работой.  
  Тип № 6 Э: 0-4; Н: 16-20.  
  Сдержанный, робкий, чувствительный, стесняется в незнакомой ситуации. Неуверенный, мечтательный. Любит философствовать, не любит многолюдья. Имеет склонность к сомнениям. Мало верит в свои силы. В целом уравновешен. Не склонен паниковать и драматизировать ситуацию. Тревожный. Часто пребывает в нерешительности, склонен к фантази­ям. Стараться поддерживать, опекать, подчеркивать перед группой положительные качества и проявления (серь­езность, воспитанность, чуткость). Можно увлечь идеей (например, помощи кому-то более слабому). Это повысит самооценку, даст повод к более оптимистическому ощущению жизни.
  Тип № 7 Э: 0-4; Н: 8-16  
  Человек скромный, активный, направленный на дело. Справедливый, преданный друг. Очень хороший умелый помощник, но плохой организатор. Застен­чив, предпочитает оставаться в тени. В компаниях, как правило, не состоит. Дружит вдвоем. Взаимоот­ношениям придает большое значение. Иногда скуч­новато-морализирующий. В деятельности желательно предоставить свободный режим; поощрять, это активизирует инициативу. По­стараться раскрепостить, чтобы действовал самостоя­тельно, а не по указке (по природе подчиняем). Избе­гать публичной критики. Внушать уверенность в своих силах и правах. Не допускать слепой веры в чей-либо авторитет.  
  Тип №8 Э: 4-8; Н: 0-4.  
  Человек спокойный, склонный к общению в компаниях. Эстетически одаренный. Скорее созерцатель, чем деятель. Уравновешенный. Безразличный к успехам. Любит жить «как все». Во взаимоотношениях ровен, но глубоко переживать не умеет. Легко избегает конфликтов. Главная задача — активизировать потребность в деятельности. Найти занятие, могущее заинтересовать (скорее это нечто, связанное с художественными проявлениями). Поощрять успехи. Желательно чаще общаться с подростком, обращая внимание на развитие социального интеллекта.  
Тип № 9 Э: 8-16; Н: 0-4.    
Активный, жизнерадостный. Общительный. В общении неразборчив. Легко попадает в асоциальные группировки вследствие плохой сопротивляемости дезорганизующим условиям. Склонный к новизне, любознательный. Социальный интеллект развит слабо. Нет умении строить адекватные оценки и самооценки. Часто нет твердых принципиальных установок. Энергичен. Доверчив. Режим желателен более жесткий, мобилизующий. Установить доброжелательные отношения, но подросток должен чувствовать, что за ним наблюдают. Стремиться направлять энергию на полезное дело (например, увлечь глобальной идеей достичь чего-то — поступить в престижный вуз и т. п.). Однако в этом случае необходимо вместе распланировать предстоящую работу, фиксировать сроки и объемы и жестко контролировать выполнение. Подростка данного типа желательно ввести в состав группы или бригады с сильным лидером и позитивными установками.  
Тип №10 Э: 16-20; К: 0-4.    
Артистичен. Любит развлекать. Недостаточно настойчив. Общителен. Неглубок. Уравновешен. Поддерживать усилия, направленные на достижение интересных целей (у самого хватает инициативы выбрать какое-то занятие или цель, но не хватает упорства). Поощрять артистизм, но не допускать до клоунства.  
Тип№11 Э: 20-24; Н: 4-8.    
Активный, общительный, благородный, честолюбивый. Легко соглашается на рискованные развлечения. Не всегда разборчив в друзьях, в средствах достижения цели. Благороден. Часто эгоистичен. Обаятелен. Имеет организаторские склонности. Поощрять и развивать организаторские склонности. Может быть лидером, но надо контролировать. Удерживать от зазнайства. Лидерское положение в коллективе легко выправляет разболтанность, лень. Любит быть «на коне». Можно допускать коллективную критику в случае необходимости.    
  Тип №12 Э:20-24; Н:8-16.    
Легко подчиняется дисциплине. Обладает чувством собственного достоинства. Организатор. Склонен к искусству, спорту. Активен. Влюбчив. Легко увле­кается людьми и событиями. Впечатлителен.   Лидер по натуре как эмоционального, так и делового плана. Надо поддерживать лидерские усилия, помогать, направлять в деловом и личностном плане.    
  Тип №13 Э: 20-24; Н: 16-20.    
Сложный тип. Тщеславен. Энергичен. Жизнерадо­стен. Не имеет, как правило, высокой духовной направленности. Погружен в житейские радости. Во главу угла жизни ставит бытовые потребности. Преклоняется перед престижностью. Всеми силами стремится достичь удачи, успеха, выгоды. Презира­ет неудачников. Общительный, демонстративный. Жестко выдвигает свои требования. Цель старшего - держать подростка «в рамках», так как тот склонен к зазнайству, подчинению себе окружаю­щих. Действовать лучше спокойно и твердо. Выделять других, подчеркивая положительные личностные каче­ства. Можно предложить роль организатора. При этом требовать выполнения обязанностей. Желательно эсте­тическое воспитание  
Тип №14 Э: 16-20; Н: 20-24.    
Властный, мнительный, подозрительный, педан­тичный. Всегда стремится к первенству. Мелочный. Наслаждается любым превосходством. Язвительно-желчен. Склонен к насмешке над более слабыми. Мстителен, пренебрежителен, деспотичен. Утомля­ем. Нельзя относиться равнодушно. Можно относиться дру­желюбно, можно - с иронией. Дать возможность занять лидерское положение, однако при этом следует выбрать пост, на котором он больше внимания уделял бы бума­гам, чем людям. Поощрять волю и упорство. При этом подростку желательно воспитывать в себе позитивное эмоциональное отношение к окружающим и позитивные установки.  
Тип №15 Э: 8-16; Н: 20-24.    
Вечно недовольный, ворчливый, склонный к при­диркам. Мелочно-требовательный. К язвительности не склонен. Легко обижается по пустякам. Часто хмурый, раздражителен. Завистлив. В делах неуве­ренный. В отношениях - подчиненный. Перед трудностями пасует. В группе, классе держится в стороне. Злопамятный. Друзей не имеет. Сверстни­ками командует. Голос тихий, резкий. Желательно наладить хотя бы минимальные взаимоот­ношения. Это легче сделать, основываясь на мнительность данного человека. Можно интересоваться его само­чувствием, успехами в доверительной беседе. В качестве какой-то общественной нагрузки, позволяющей иметь опору во взаимоотношениях, можно дать канцелярскую работу (педантические свойства позволят делать ее хо­рошо). Поощрять за исполнительность при всем коллек­тиве, что позволит как-то наладить отношения со свер­стниками. Подростки такого типа требуют постоянного внимания и индивидуального взаимодействия.  
Тип №16 Э: 4-8; Н: 20-24.    
Высокочувствительный тип, недоверчивый, затаен­но-страстный, молчаливый, замкнуто-обидчивый. Самолюбивый, независимый, имеет критический ум. Пессимист. Склонен к обобщенному мышле­нию. Часто — неуверенность в себе. В подходе желательны: оберегающий режим, поощре­ния при одноклассниках, доброжелательность, уважи­тельность. Следует поддерживать справедливые крити­ческие суждения, но избегать развития у подростка морализирования и критиканства.  
Тип № 17 Э: 16-20; Н: 4-8.    
Очень эмоционален. Восторженный, жизнерадост­ный, общительный, влюбчивый. В контактах - не­разборчив, дружески настроен ко всем. Непостоя­нен, наивен, ребячлив, нежен. Пользуется симпати­ей окружающих. Фантазер. Не стре-мится к лидерст­ву, предпочитая интимно- дружеские связи. Поддерживать положительный настрой. Желательно развивать эстетические склонности, поддерживать ув­лечения (поощрять, интересоваться, предлагать высту­пить перед классом, группой). Обратить внимание на выработку волевых качеств (настойчивости, уровня притязаний).  
Тип №18 Э: 4-8; Н: 16-20.    
Эмпатичный. Очень жалостливый, склонный под­держивать слабых, предпочитает интимно-дружеские контакты. Настроение чаще спокойно-пониженное. Скромный. Застенчивый. Не уверен в себе. Созерцатель. Легко становится насторожен­ным и подозрительным в неблагоприятных услови­ях. Рекомендуется наладить щадяще-развивающий режим. Контролировать исподволь, относиться спокойно-доброжелательно. Помогать в трудных ситуациях, ка­кими в данном случае являются достижение цели, фор­мирование активной позиции, налаживание контактов (со сверстниками и взрослыми). Исключить публичное обсуждение, если возможны негативные оценки.  
  Тип №19 Э: 4-8; Н: 4-8.    
  Спокойный тип. Молчаливый, рассудительный. Замедленно-деятельный, очень последовательный, самостоятельный, независимый, кропотливый. Бес­пристрастный, скромный, низко-эмоциональный. Иногда отвлечен от реальности. У подростков данного типа надо постараться повысить самооценку, развить систему притязаний, раскрыть склонности и способности подростка. Заинтересовать чем-то можно, дав какую-то paботу с высокой личной ответственностью (по типу деятельность должна быть больше связана с бумагами, чем с людьми). Подростки такого типа нуждаются в советах по разным вопросам, но выраженных в деликатной форме.  
  Тип №20 Э: 16-20; Н: 16-20.    
  Очень демонстративен, не умеет сопереживать. Эмоционально беден. Любит противопоставлять себя коллективу. Очень напорист в достижении значимых для себя ценностей. Престижен. Часто фальшив. Практичен. Режим взаимодействия мягкий, терпимый, чтобы не обострять негативные качества. Вовлечь в спортивные или технические занятия, чтобы подростки могли пере­вести энергетику в позитивное русло, а потребность в борьбе за первенство в приемлемую форму. Желатель­но эстетическое воспитание. Вовлекать в позитивные социальные группы с сильным влиятельным лидером.  
  Тип №21 Э.: 12-16; Н: 8-12.    
  Очень энергичен, жизнерадостен. «Любимец публи­ки». Считается, что подростки такого типа счастлив­цы. Действительно, они часто очень одаренны, легко учатся, артистичны, малоутомляемы. Однако наличие этих качеств часто имеет негативные результаты. Подростки (и молодые люди) с детства привыкают, что им все доступно. В результате чего не учатся серьезно работать над достижением цели. Легко все бросают, часто прерывают дружбу. Поверхностны. Имеют довольно низкий социальный интеллект. Требуют доброжелательно-строгого отношения. В кол­лективе не стоит выбирать на лидерские должности (лучше часто предлагать разовые поручения организа­торского типа). Строго требовать выполнения поручения. Желательно вместе с подростком найти какую-то значи­мую цель (например овладеть иностранным языком), разбить на периоды срок исполнения, расписать по вре­мени задачи и контролировать выполнение. Это, с одной стороны, поможет добиться поставленной цели, с другой стороны — приучит к упорядоченной работе.  
    Тип № 22 Э: 8-12;Н: 8-12.    
  Очень пассивно-безразличный. Уверен в себе. В отношении к окружающим жестко-требователен. Злопамятен. Часто проявляет пассивное упрямство. Очень педантичен, мелочен. Рассудителен, хладно­кровен. К чужому мнению относится безразлично. Ригиден, предпочитает привычные дела и монотон­ность быта. Интонации речи маловыразительные. Малоэстетичен. Создать у подростка ощущение, что он интересен воспи­тателю (тренеру и т. д.). Следует интересоваться мелоча­ми быта, самочувствия. Среди общественных поручений желательно выбрать что-то, требующее аккуратного исполнения (ведение журнала или табеля, учет чего-то и т. п.). Хвалить за исполнительность. Помог

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...