Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шкала ситуативной тревожности (СТ)

Инструкция.Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

  № п/п   Суждение   ОТВЕТЫ
Нет, это Не так Пожалуй, так Верно Совершенно верно
1. Я спокоен
2. Мне ничто не угрожает
3. Я нахожусь в напряжении
4. Я внутренне скован
5. Я чувствую себя свободно
6. Я расстроен
7. Меня волнуют воз- можные неудачи
8. Я ощущаю душевный покой
9. Я встревожен
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворение
11. Я уверен в себе
12. Я нервничаю
13. Я не нахожу себе места
14. Я взвинчен
15. Я не чувствую скованности, напряжения
16. Я доволен
17. Я озабочен
18. Я слишком возбужден и мне не по себе
19. Мне радостно
20. Мне приятно
Шкала личностной тревожности (ЛТ)   Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
  № п/п   Суждение ОТВЕТЫ
Никогда Почти никогда Часто Почти всегда
21. У меня бывает приподнятое настроение
22. Я бываю раздражительным
23. Я легко расстраиваюсь
24. Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие
25. Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть
26. Я чувствую прилив сил и желание работать
27. Я спокоен, хладнокровен и собран
28. Меня тревожат возможные трудности
29. Я слишком переживаю из-за пустяков
30. Я бываю вполне счастлив
31. Я все принимаю близко к сердцу
32. Мне не хватает уверенности в себе
33. Я чувствую себя беззащитным
34. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей
35. У меня бывает хандра
36. Я бываю доволен
37. Всякие пустяки отвлекают меня
38. Бывает, что я чувствую себя неудачником
39. Я уравновешенный человек
40. Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах        
                   

КЛЮЧ (СТ)

  ОТВЕТЫ
Номер cуждения Никогда Почти Никогда Часто Почти всегда
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
17.
18.
19.
20.
СТ =

КЛЮЧ (ЛТ)

  ОТВЕТЫ
Номер суждения Никогда Почти никогда Часто Почти всегда
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
37.
38.
39.
ЛТ =

Обработка результатов

1) Определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа.

2) На основе оценки уровня тревожности составление рекомендаций для коррекции поведения испытуемого.

3) Вычисление среднегруппового показателя СТ и ЛТ и их сравнительный анализ в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемого.

При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждому из подшкал может находиться в диапазоне от20 до 80 баллов.При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной и личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до30 баллов –низкая,31 – 44 балла –умеренная; 45 и болеевысокая.

По каждому испытуемому следует написать заключение, которое должно включать оценку уровня тревожности и при необходимости рекомендации по его коррекции. Так, лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам. Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

По результатам обследования группы также пишется заключение, оценивающее группу в целом по уровню ситуативной и личностной тревожности, кроме того, выделяются лица, высоко и низкотревожные.

 

Тест руки

Э. Вагнер

Текст методики Э. Вагнера и соавторов «Тест руки» был опуб­ликован в 1962 г. и предназначен для прогноза открытого агрессив­ного поведения. В 1978 г. Э. Вагнер на основании результатов приме­нения этого теста сделал вывод о его высокой надежности, вот поче­му было бы полезно накопить определенный опыт применения теста руки в отечественной практической психологии. По нашему опыту, на основании которого в интерпретацию методики введен коэффициент агрессивности—зависимости, она может быть использована как одна из наиболее простых и информативных для диагностики нарушений по­ведения. Д. А. Леонтьев в специальной работе, посвященной ТАТ, упоминает несколько методик, «...сохраняющих элементы сходства с ТАТ, однако сходства здесь меньше, чем различия. В их числе... рису­ночный тест фрустрации Розенцвейга и тест руки», особенно часто применяемый в семейной консультации родителей одновременно с детьми (по Б. Бриклен, 3. Пиотровски, Э. Вагнеру) (США). По это­му поводу Д. А. Леонтьев замечает, что названные две методики яв­ляются «наиболее известными» и «обычно рассматриваются вне связи с ТАТ».

Проективный тест руки содержит девять изображений руки. Деся­тая карточка пустая (подобно пустой карточке в Тематическом тесте апперцепции). Что касается этой десятой карточки, то испытуемому предлагают сначала представить себе руку, а потом описать, что эта воображаемая рука может делать. Десять карточек, одна за другой, последовательно предлагают испытуемому, причем последовательность и положение, в котором они даются, стандартны. При этом испытуе­мому задается вопрос: «Что, по вашему мнению, эта рука делает?» Если испытуемый затрудняется с ответом, ему предлагается следующий во­прос: «Как вы думаете, что делает человек, которому принадлежат эти руки? Назовите все варианты, которые вы себе можете представить». Для достижения действительного понимания цели инструкции могут варьировать при условии, что испытуемый не запугивается и не провоцируется на нужный ответ. При нечетком и недвусмысленном отве­те просят пояснения, но не навязывают никакие специфические ответы. Но по желанию испытуемый может присоединиться к ним. Держать рисунок-карточку можно в любом положении; число вариантов отве­тов по карточке не ограничивается и не стимулируется так, чтобы вы­звать сопротивление испытуемого. Желательно получить 4 варианта ответов. Если число ответов меньше, уточняется, нет ли желания еще что-либо сказать по данному изображению руки, а в протоколе, напри­мер, при единственном варианте ответа проставляется его обозначение со знаком х4, то есть этот единственный безальтернативный ответ оце­нивается фактически в 4 балла вместо одного, и это еще не самая боль­шая оценка проявленной безапелляционности.

Первая цель теста заключается в прогнозировании явного агрес­сивного поведения. Термин «проявление» определен как такое пове­дение субъекта, которое обращает на себя внимание администрации, психиатров клиник и т. п., т. е. явное агрессивное поведение. Термин «количество баллов проявления» изобретен не для того, чтобы пред­сказать специфические реакции, а скорее для того, чтобы предсказы­вать тенденцию к действиям агрессивного характера. Таким образом, концепция «проявления» включает такие действия, как: провоциру­ющие легальные действия против других лиц, вызванные маниакаль­ными параноидными тенденциями: обман и ограбление других лиц; бросание предметов в целях нанесения удара (муж и жена во время супружеских ссор); драки школьников со своими товарищами или учи­телями; разрушение постельных принадлежностей и мебели пациен­тами психиатрических клиник и т. д.

Подсчет баллов по таким «проявлениям» основан на том принципе, что вероятность явного агрессивного поведения возрастает в тех слу­чаях, когда доминантные и агрессивные аттитюды преобладают над аттитюдами, означающими социальное сотрудничество или зависимость.

 

Примеры подсчета баллов по категориям:

1. Агрессия (Аг). Это ответы, в которых рука представляется как нападающая, ранящая, приносящая ущерб, агрессивно доминирующая или активно хватающая другое лицо или предмет.

Например: рука, «дающая пощечину», «ударяющая», «толкающая», «хватающая за нос», «ловящая мух», «захватывающая», «сжимающая», «выбивающая кому-то глаз», «дающая шлепок ребенку», «щипающая кого-то», «готовая нанести удар», «находящаяся в драке», «готовая к захвату», «хватающая ужа», «ловящая насекомое», «крадущая фрукты» и пр. Все эти тенденции к действию предполагают довольно высо­кую степень принятия идеи «проявления».

2. Директивность(Дир). Эта категория включает ответы, в которых рука представляется как ведущая, разрушающая или иным обра­зом оказывающая влияние на другое лицо. Она может включать такие ответы, в которых рука представляется как общающаяся, однако это общение является вторичным по отношению к намерению оказать активное влияние на ход действий другого лица, т. е. проповедь, чте­ние лекций, обучение, дача указаний. Примером директивное является следующий ответ: «дирижирование оркестром», «человек, гово­рящий: "Стоп!"», «предупреждение», «дача указаний». Ответы этой
категории отражают чувство превосходства по отношению к другим людям. Отношение к людям заключается в том, что другие должны согласиться с намерением руки, а не наоборот; отношение, отражаю­щее готовность извлечь выгоду из других.

3. Страх(С). Ответы этой категории отражают страх перед возмез­дием. Они уменьшают вероятность явного агрессивного поведения. Можно предположить, что наличие слишком большого количества этих ответов увеличивает вероятность явного агрессивного поведения (в от­крытом акте, названном воображаемым нападением).

Категория страха включает ответы, в которых рука представляется в виде жертвы собственной агрессии. Рука представляется как пытаю­щаяся предотвратить физическое насилие, направленное на ее вла­дельца. Это могут быть ответы, в которых рука представляется нанося­щей ущерб самому испытуемому, т. е. «рука, душащая меня». Другие примеры: рука, «поднятая в страхе, чтобы защитить себя», «отража­ющая удар», «царапающая ногтями», «выражающая просьбу: "Пожа­луйста, не бей меня"». Отказ от агрессии означает страх перед возмез­дием. Такие ответы, как «это отдыхающая рука, а не злая» или «это не драка» подсчитываются по шкале П-б.

4.Аффектация(Аф). Эта категория включает ответы, в которых рука представляется делающей аффективный жест или аффективно благожелательный жест. Руки представляются предлагающими (не просящими и не получающими) дружбу или помощь другим.

Примерами могут служить следующие: «привет» — рука дружески похлопывает кого-то по спине, «пожатие рук», «добро пожаловать», рука, похлопывающая собачку, бросающая деньги в ящик для пожерт­вований, протянутая для оказания помощи ребенку, предлагающая цветы кому-либо. И хотя большинство этих ответов включает прямое и непосредственное общение (и могут по этой причине быть смешаны с ответами категорий Коммуникация), все они характеризуются преж­де всего благожелательным отношением и связаны с аффектацией. Для ответов категории (Ком) такие качества нехарактерны. Сравните спи­сок примеров, данных по категории (Аф) с ответами, подсчитывающимися по категории (Ком), например «стремление договориться», «жестикуляция при разговоре». Такие ответы не связаны с установ­кой на аффектацию. Ответы, подсчитанные по категории (Аф), отра­жают повышенную способность к активной социальной жизни. Они отражают желание субъекта сотрудничать с другими в целях разде­ления аффектации.

5.Коммуникация(общение, Ком). Это такие ответы, где рука об­щается или делает попытку общаться с лицом, которое представляет­ся равным или превосходящим коммуникатора. Предполагается, что коммуникатор нуждается в аудитории больше, чем аудитория нужда­ется в нем, или что между коммуникаторами и аудиторией существу­ет взаимная симметричная связь. В этих ответах совершенно очевид­но то, что коммуникатор желает обратной связи и принятия, что он хочет быть понятым своей аудиторией. В этих ответах подразумева­ется необходимость в «желании разделить трудности», «желании быть
понятым и принятым» и т. п. Примеры: «жестикуляция при разговоре», «отчаянная попытка быть понятым», «передача информации», «раз­говор руками», «жест рукой, обозначающий прощание», и т. п. Послед­ний ответ хотя и обозначает эмоциональную амбивалентность (двой­ственность), может рассматриваться по категории «Ком».

Очень важно, чтобы ответы категории (Дир) четко дифференци­ровались от ответов категории (Ком). Коммуникация, имеющая место в ответах (Дир), является вторичной по отношению к желанию ока­зать активное воздействие на аудиторию. Четкое представление об этом различии может дать сравнение психологического различия между «про­поведованием», которое является примером (Дир), и «попыткой до­говориться», которое относится к (Ком).

6. Зависимость(Зв). Эта категория включает ответы, в которых, рука активно или пассивно ищет поддержки или помощи со стороны другого лица. Успешное осуществление тенденции к этому действию зависит от явной или подразумеваемой необходимости в доброжелательном отношении со стороны других лиц. В категорию включены такие ответы, в которых рука подчиняет себя другим лицам, что мо­жет быть отражено в таком ответе: «приветствующая рука». Психологическое значение этого ответа, пожалуй, лучше всего понять следу­ющим образом: чем больше количество таких ответов, тем больше субъект чувствует, что другие должны ему время, внимание, ответ­ственность. Зависимость в этом контексте не нуждается в равном бес­силии и неспособности. Те люди, которые дают такие ответы, актив­но ищут поддержки со стороны других, ожидая, что эти другие «долж­ны им» свое время и внимание. Такие ответы дают не только бедные люди и алкоголики, хотя в процентном отношении они у них прева­лируют. «Нормальные» люди также дают такие ответы. Эта катего­рия включает все ответы, в которых кто-то активно взывает о помощи любого рода или в которых подчиненное лицо склоняется перед си­лой или властью превосходящего лица. Примеры: «просьба», «просьба подать руку», «путешествие на попутных машинах», «отдавание чести офицеру», «принятие клятвы», «рука ребенка, хватающегося за кого-нибудь, чтобы не потерять равновесия», «просьба: дайте, пожалуйста...», «клятва говорить только правду», «просьба о помощи», «кто-то ожи­дает получить что-либо».

7. Эксгибиционизм(Экс, от латинского «выставление»). Эта ка­тегория включает ответы, в которых рука проявляет себя тем или иным способом. Рука участвует в каком-то эксгибиционистском акте или нарочито проявляет себя. Примеры: «показывает кому-нибудь руку», «любуется ногтями», «играет на пианино», «танцует», «показывает лак на ногтях», «женщина протягивает руку, чтобы привлечь к себе вни­мание», «показывает кому-нибудь», «держит руку прямо, чтобы по­казать кольцо». Эти тенденции к действию являются эксгибиционист­скими по своему характеру.

8. Калечность(Кл). Эта категория включает руки, которые пред­ставляются как деформированные, поврежденные, ущербные ит. д. Примеры: «рука, пораженная артритом», «сломанный большой палец», «сломанное запястье», «деформированные пальцы», «рука больного и умирающего человека», «согнутая рука», «один из пальцев выглядит как сломанный», «физически искалеченная рука». Эти ответы от­ражают чувство физической неадекватности.

9.Активный безличный(А-б) — моторная активность. Эта кате­гория включает ответы, отражающие тенденции к действию, в кото­рых рука изменяет свое физическое положение или сопротивляется силе тяжести. Примеры: «махать» (не в знак прощания, что означает категорию «коммуникация»), «продевать нитку в иголку», «тащить», «подбирать маленький предмет», «писать», «доставать что-нибудь», «вя­зать», «шить», «плавать», «бросать что-нибудь», «собирать что-нибудь».

10.Пассивный безличный(П-б) — пассивность. Эта категория вклю­чает ответы, отражающие безличные тенденции к действию, в кото­рых рука не изменяет физическое положение или пассивно подчиня­ется силе тяжести. Примеры: «лежит, отдыхая», «спокойно вытяну­тая», «сушит ногти», «роняет что-то», «ждет».

11.Описание(О). Эта категория включает ответы, которые явля­ются скорее физическим описанием руки. У пациента могут быть опре­деленные «настроения», связанные с рукой, однако никаких ассоциаций с тенденцией к действию или кинестетических ассоциаций не наблю­дается. Примеры: «это красивая рука», «некрасивая рука».

Ниже приводятся полные записи для иллюстрации процедуры под­счета в том виде, в каком она применяется в действительности. В первой колонке указывают номер карточки. Во второй колонке дается время первой реакции на карточку в секундах. В третьей колонке приводят­ся все ответы — арабскими цифрами. В четвертой колонке приведен ответ пациента. Если приходится обращаться к испытуемому субъек­ту с просьбой объяснить его замечание — это обозначается (Об). В по­следней колонке ставится количество очков за каждый ответ. За каж­дой записью может следовать детальное описание процедуры подсчета.

Пример:Мужчина, 34 года. Непсихотическая нереактивная депрессия.

Карта Время первой реакции   Ответы   Оценка
1. 1. Объясняет что-то жестом, которым стремится подчеркнуть что-то Ком х 4
2. 1. Женщина или мужчина, в страхе поднявшие руки вверх в целях защиты. 2. Дает приказ: Садитесь! Бросьте курить! 3. Дача ультиматума. 4. Большой палец жесткий.   С Дир Дир П-б
3. 1.Высмеивание – показывание пальцем. 2.Дача указаний. 3.Подчеркивание чего-то, что только что было сказано. 4.Внушение своего желания кому-то – возьми это или оставь это. 5.Направляет кран (с помощью ручного сигнала). Аг Дир   Ком   Бир Дир
4. 1. Просит милостыню. 2. Готов к дружескому рукопожатию (схватить именно руку, а не что-то другое). Зв   Аср х 3
5. 1. Выглядит уставшим – оперся на ограду, отдыхает. 2. 3. 4. Может быть злым, ударить кого-то.   П-б Аг х 3
6. 1, 2, 3, 4. Подчеркивает какой-то факт или момент. Ком х 4
7. 10с 1. Пожимает руку? Но ведь вы не протягиваете для рукопожатия левую руку. 2. Возможно, ударит кого-либо в лицо или другое место, если это касается ребенка. 3. Просто вытянутая вперед рука – большой палец жесткий. 4. Спонтанный удар ребенка в запястье.   Аф   Аст   О Аг
8. 10с 1.Милостыня, даваемая ребенку. 2.Держит карандаш. 3.Пишет ручкой. 4.Отдыхает – не в гневе, спокойно. Аф О А-б А-б
9. 1.Подчеркивает момент, который обсуждал. 2.Стоп. 3.Попытка ударить (меня). 4.Это рука угрожающая. Ком Дир С С
10. 1.Испытуемый прикасается большим пальцем к носу. Я дурачусь, не пишите это. 2.Попытка остановить машину.   Зв Дир х З

Подсчет баллов:

Агрессивность 5 Страх 3

Директивность 10 Аффектация 5

Коммуникативность 10 Зависимость 2

Активность (моторная) 2 Пассивность 2

Описательность 2

Итого 41 (>40 баллов)

 

Итоговые значения (ИЗ) агрессивности/директивности (АД) или коммуникативности/зависимости (КЗ) подсчитывается по формулам:

ИЗАд = 20 + 1,5(АД)/ИЗАд = 20 + 1,5(15) = 43,

ИЗкз = 20 + 1,5(КЗ)/ИЗкз = 20 + 1,5(20) = 55.

Коэффициент коммуникативности—агрессивности:

Если Каз > 1, то человек, какие бы акцентуации или нарушения по­ведения ни имелись у него, во всяком случае не является агрессивно устремленным. Его агрессивность может существовать лишь потен­циально — в формах страха или зависимости, в форме самоагрессии.

Если Каз < 1, то агрессивность явно обнаруживается как тенден­ция или реальность поведения.

 

 

 

 

 

 

 


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...