Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика самооценки коллектива через эмоционально-символическую аналогию

Большинство методов социально-психологического исследова­ния коллектива, позволяющих получить картину существующих в нем отношений, основаны на индивидуальных ответах учащихся и последующей обработке полученных данных. В практике работы у классного руководителя, воспитателя и психолога зачастую возникает необходимость выяснить только общий уровень психоло­гического развития ученического коллектива. Кроме того, иногда важно определить перспективы развития класса, выработать конкретные планы их реализации. Эти задачи мoгут быть решены с помощью методики самооценки коллектива через эмоционально-символическую аналогию (СКЭСА). Основным средством получения необходимой информации о коллекти­ве здесь также выступают суждения самих учащихся, образцами для оценки уровня социально-психологического развития, на котором нахо­дится исследуемый коллектив, здесь выступают условные эмоциональные образцы-символы, отражающие особенности взаимодействий и взаимоотношений людей в коллективе, их переживания, нормы и ценностные ориентации.

Эмоциональные образы-символы в методике СКЭСА подо­браны с учетом особенностей детей подросткового и юноше­ского возрастов, их стремления к романтике, к эмоциональ­ному восприятию действительности. Они соответствуют разным ступеням развития ученического коллектива. Для обозначения этих ступеней в методике используются сле­дующие образные названия: «Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий фа­кел». Описываются они следующим образом:

«Песчаная россыпь»

Присмотритесь к песчаной россыпи — сколько песчинок собра­но вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет его по площадке. Дунет ветер посильнее — и не станет россыпи.

Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, что «сцепляло» бы, соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, «рассыпчатости» группы.

Группа эта существует формально, не принося радости и удов­летворения всем, кто в нее входит.

«Мягкая глина»

Известно, что мягкая глина — материал, который сравни­тельно легко поддается воздействию, и из него можно лепить раз­личные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в группе, классе, ученическом коллективе может быть бюро, комсорг, коман­дир, организатор дела, этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Когда мягкая глина ока­зывается в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы.

В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робки. Не все полу­чается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы.

Скрепляющим звеном здесь еще являются формальная дис­циплина и требования старших. Отношения разные — доброжела­тельные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские груп­пировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера — хорошего организатора пока нет или ему трудно себя проявить, так как по-настоящему его некому под­держать.

«Мерцающий маяк»

В штормовом море маяк и опытному и начинающему мореходу приносит уверенность: курс выбран правильно, «так держать!». Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь. Я готов прийти на помощь.

Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел вер­ным путем. В таком ученическом коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но же­лание — это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрите­ли» маяка, те, кто не дает погаснуть огню,— организаторы, актив.

Группа заметно отличается среди других групп своей индиви­дуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодо­лении трудностей, не всегда хватает сил подчиниться коллектив­ным требованиям у некоторых членов группы. Недостаточно прояв­ляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улуч­шению дел не только в своем коллективе, но и в том, более значи­тельном коллективе, в который он, как часть, входит. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.

«Алый парус»

Алый парус — это символ устремленности вперед, неуспокоен­ности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь дейст­вуют по принципу «Один — за всех, все — за одного».

Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника — знающие и надежные организа­торы, авторитетные товарищи. К ним обращаются за советом, по­мощью, и они бескорыстно оказывают ее.

У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Коллектив живо интересуется, как обстоят дела в других коллективах, например, в соседних. Бывает, что приходят на по­мощь, когда их об этом просят.

Хотя коллектив и сплочен, но бывают моменты, когда он не готов идти наперекор бурям и нечшетьим. Не всегда хватает мужест­ва признать свои ошибки сразу, по постепенно положение может быть исправлено.

«Горящий факел»

Горящий факел — это живое пламя, горючим материалом ко­торого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимо­понимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив.

Да, здесь хорошо проявля­ются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это не все.

Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, поды­маясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя коллективы, группы, которым нужна помощь и твоя крепкая рука. Настоящий коллектив — тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром сво­его сердца дорогу другим.

Своеобразное видение коллектива через представленные образцы-символы, умение соотнести реальную жизнь уче­нического коллектива с эталонной «картинкой» — это важ­ная часть диагностики коллектива при помощи методики СКЭСА.

Самоаттестация коллектива обычно превращается в за­интересованный разговор, во время которого учащиеся об­суждают состояние дел в классе и определяют, на какой ступени развития коллектив находится. Далее они решают, как далеко их коллектив может продвинуться, и намечают, что и как нужно сделать, чтобы цель была достигнута.

Самоаттестация коллектива при помощи методики СКЭСА проводится по следующему плану:

1. Вступительное слово ведущего.

2. Общий заинтересованный разговор членов коллектива на тему «Кто мы? Какие мы?».

3. Коллективное обсуждение на тему «Наша программа роста».

Для проведения самоаттестации необходимо выбрать подходящее, соответственным образом оформленное место. Тон и стиль разговора должен быть доверительным, откро­венным и принципиальным. Во вступительном слове веду­щий говорит о месте и значении коллектива в жизни каж­дого человека, об особенностях его становления, выделяет задачи самоаттестации, знакомит с описанием ступеней роста коллектива, объявляет порядок проведения разгово­ра.

Задача общего разговора на тему «Кто мы? Какие мы?» состоит в том, чтобы на основе детального анализа вдумчиво разобраться в особенностях своего коллектива, в результа­тах его деятельности, оценить участие каждого в обще­школьных делах. Ориентирами в таком разговоре могут стать специальные вопросы, подготовленные для самоатте­стации.

Выполняем ли мы всем классом полезное, нужное дело? По своей инициативе делаем это или по принуждению? Все ли достаточно внимательны друг к другу? Переживаем ли мы все вместе, если кому-либо из нас плохо? Радуемся ли мы успехам товарищей? Принимаем ли близко к сердцу их неудачи? Можно ли сказать, что наш класс отлично организован, что мы работаем, трудимся и учимся по принципу «Один — за всех, все — за одного»? Если да, то и чем это проявляется? Если нет, то почему это так? Достаточно ли хорошо мы понимаем друг друга? Умеем ли мы находить общий подход, вырабатывать общее мнение по важным для коллектива вопросам? Можем ли мы, готовы ли собрать свою волю, проявить настойчивость, принципиальность в трудные минуты?

Подобного рода «опросы помогают сосредоточить внима­ние ребят на жизни класса, сделать общий разговор о кол­лективе заинтересованным, содержательным, конкретным. Ведущий внимательно следит за высказываниями ребят, выделяет главное, отвечает на спорные высказывания, за­дает при необходимости дополнительные вопросы, направ­ляет разговор в нужное русло.

Обсуждение предложенных вопросов в конечном счете приходит к оценке состояния коллектива, делается общий вывод о том, на каком уровне развития он находится. При этом, естественно, возникают споры, высказываются раз­личные мнения. Сторонникам разных точек зрения дается возможность обсудить их. Окончательное решение о ступе­ни развития, на которой находится коллектив, принимается простым большинством голосов, обычно без формального голосования, хотя такое, вообще говоря, не исключается.

Определяя ступень развития коллектива, участники самоаттестации обсуждают его перспективу. Наиболее ценные предложения становятся программой развития коллектива. Сюда входят предложения, касающиеся эмо­ционального климата, стиля взаимоотношений, самоуправ­ления, а также различные дела, проведение которых долж­но сплотить коллектив. Обсуждение поступивших предло­жении, их ценности, реальности и целесообразности повышает активность школьников.

Здесь можно прибегнуть к специальному способу активизировать мысль учащихся, поиск оптимальных решений. Он заимствован из практики управления деятельностью творческих коллективов взрослых и получил название «брейнсторминг». Суть его в следующем. Ведущий разбива­ет группу, обсуждающую проблему, на две подгруппы. Одна из них должна быть более многочисленной. Это так начинаемые генераторы идей. Их задача состоит в том, что­бы, стимулируя творческую активность друг друга, выдви­нуть как можно больше различных идей и предложений, касающихся программы роста коллектива. На этом этапе работы принимаются любые предложения: обычные и странные, реальные и фантастичные, разумные и на первый взгляд абсурдные. Главное состоит в том, чтобы предложе­ний в начале дискуссии было как можно больше.

На следующем этапе в дело включается вторая часть группы, так называемые критики. Они начинают работать после того, как завершили свое дело генераторы идей. Критики подробно рассматривают предложенные идеи: отсеивают непригодные, намечают спорные, принимают наи­более интересные, ценные и практически реализуемые. Затем настает очередь обсуждения спорных.

В итоге составляется набор интересных коллективу начинаний, осуществление которых поможет ребятам сде­лать свой коллектив более зрелым.

Методика самооценки ученического коллектива через эмоционально-символическую аналогию (СКЭСА) позволяет наметить вполне реальные и достижимые перспективы его роста. Это очень важно для практической психолого-педагогической работы с коллек­тивом. Не менее существенно и то, что перспективы роста коллектива намечают и принимают сами учащиеся. Поэтому они лично заинтересованы в том, чтобы реализовать наме­ченное. Методика СКЭСА доступна детям разных возрастов, от младших до старших школьников, что также относится к числу ее достоинств.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...