Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Опросник профессиональных склонностей

Л.Йовайши (модификация Г.В. Резапкиной)

 

Методика направлена на выявление склонностей учащихся к различным сферам профессиональной деятельности: работе с людьми, практической, интеллектуальной, эстетической, планово-экономической или экстремальной. Достоинство методики заключается в применении вопросов, выявляющие скрытую мотивацию, в отличие от большинства методик, в которых задаются «лобовые», прямолинейные вопросы.

Опросник профессиональных склонностей

 

Пожалуйста, закончите высказывания, выбрав один из вариантов –«А», «Б» или «В» - и обведя соответствующую букву в бланке напротив номера вопроса.

 

1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности:

А) общаться с самыми разными людьми;

Б) что-нибудь делать своими руками — мебель, машины, одежду и т.д.;

В) снимать фильмы, рисовать, писать книги, выступать на сцене и т.д.;

2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает:

А) художественная форма, мастерство писателя или ре­жиссера;

Б) сюжет, действия героев;

В) информация, которая может пригодиться в жизни.

3. Меня больше обрадует Нобелевская премия:

А) в области науки;

Б) за общественную деятельность;

В) в области искусства.

4. Я скорее соглашусь стать:

А) управляющим банка;

Б) главным инженером на производстве;

В) начальником экспедиции.

5. Будущее людей определяет:

А) достижение науки;

Б) развитие производства;

В) взаимопонимание между людьми.

6. На месте директора школы я прежде всего займусь:

А) ее благоустройством (столовая, спортзал, компьютеры);

Б) созданием дружного, сплоченного коллектива;

В) разработкой новых технологий обучения.

7. На технической выставке меня больше привлечет:

А) внешний вид экспонатов (цвет, форма);

Б) внутреннее устройство экспонатов;

В) их практическое применение.

8. В людях я ценю прежде всего:

А) мужество, смелость, выносливость;

Б) дружелюбие, чуткость, отзывчивость;

В) ответственность, честность, аккуратность.

9. В свободное от работы время я буду:

А) писать стихи или рисовать;

Б) ставить различные опыты;

В) тренироваться.

10. В заграничных поездках меня больше привлечет:

А) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, гор­ные лыжи);

Б) деловое общение;

В) возможность знакомства с историей и культурой дру­гой страны.

11. Мне интереснее беседовать:

А) о машине нового типа;

Б) о новой научной теории;

В) о человеческих взаимоотношениях.

12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал:

А) технический;

Б) музыкальный;

В) спортивный.

13. В школе больше внимания следует уделять:

А) улучшению взаимопонимания между учителями и уче­никами;

Б) поддержанию здоровья учащихся, занятиям спортом;

В) укреплению дисциплины.

14. Я с большим интересом смотрю:

А) научно-популярные фильмы;

Б) программы о культуре и искусстве;

В) спортивные программы.

15. Мне было бы интереснее работать:

А) с машинами, механизмами;

Б) с объектами природы;

В) с детьми или сверстниками.

16. Школа в первую очередь должна:

А) давать знания и умения;

Б) учить общению с другими людьми;

В) обучать навыкам работы.

17. Каждый человек должен:

А) вести здоровый образ жизни;

Б) иметь возможность заниматься творчеством;

В) иметь удобные бытовые условия.....

18. Для благополучия общества в первую очередь необходима:

А) защита интересов и прав граждан;

Б) забота о материальном благополучия людей;

В) наука и технический прогресс.

19. Мне больше всего нравятся уроки:

А) физкультуры;

Б) математики;

В) труда.

20. Мне интереснее было бы?

А) планировать производство продукции;

Б) изготавливать изделия;

В) заниматься сбытом продукции.

21. Я предпочитаю читать статьи:

А) о выдающихся ученых и их открытиях;

Б) о творчестве художников и музыкантов;

В) об интересных изобретениях.

22. Свободное время я охотнее провожу:

А) делая что-нибудь по хозяйству;

Б) с книгой;

В) на выставках и концертах.

23. Больший интерес у меня вызовет сообщение:

А) о художественной выставке;

Б) о ситуации на фондовых биржах;

В) о научном открытии.

24. Я предпочитаю работать:

А) в помещении, где много людей;

Б) в необычных условиях;

В) в обычном кабинете.

 

Обработка и анализ результатов

После заполнения бланка ребята должны подсчитать число обведенных букв в каждой из шести колонок бланка и записать эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.

10-12 баллов— ярко выраженная профессиональная склон­ность.

7-9 баллов — средне выраженная профессиональная склон­ность.

4-6 баллов - слабо выраженная профессиональная склонность.

0-3 балла — профессиональная склонность не выражена,

В каждой из шести колонок представлена сумма баллов. Она отражает склонность к определенному виду деятельности:

1 - склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным), управлением, воспитанием и обучением. Люди, ус­пешные в профессиях этой группы, должны уметь и любить общаться, находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения и особенности:

2 - склонность к исследовательской деятельности. Профес­сии, связанные с научной работой. Кроме хорошей теоретичес­кой подготовки в определенных областях науки, людям, зани­мающимся исследовательской деятельностью, необходимы такие качества, как рациональность, независимость и оригинальность суждений, аналитический склад ума. Как правило, им больше нравится размышлять о проблеме, чем заниматься ее реали­зацией.

3. - склонность к работе на производстве. Круг этих профес­сий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслужива­ние электронного и механического оборудования; монтаж, ре­монт зданий, конструкций; обработка и использование различ­ных материалов; управление транспортом. Профессии этой группы предъявляют повышенные требования к здоровью чело­века координации движений, вниманию.

4 - склонность к эстетическим видам деятельности. Профес­сии творческого характера, связанные с изобразительной, музы­кальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий, кроме наличия специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских), отличает оригинальность мышления и независимость ха­рактера, стремление к совершенству.

5 — склонность к экстремальным видам деятельности. Про­фессии, связанные с занятиями спортом; путешествиями, экс­педиционной работой, охранной и оперативно-розыскной дея­тельностью, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью и морально-во­левым качествам.

б — склонность к планово-экономическим видам деятельно­сти. Профессии. связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом и преобразованием текстов (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.

Рекомендации для психологови учителей

Ребята должны чувствовать интерес взрослого к себе, поэто­му важно прямо на уроке поинтересоваться результатами диаг­ностики, попросив поднять руки тех, кто определил свои про-фессиональные склонности. В конце урока важно спросить у ребят, насколько результаты теста соответствуют их собственным представлениям о себе. В качестве обратной связи можно попро­сить подростков написать на бланке, насколько полученные результаты совпадают с их собственным представлением осебе.

Завершающая беседа

Вы ознакомились с разными видами профессиональной де­ятельности и сферами применения своих знаний и умений, ко­торыми вы уже владеете и которым еще научитесь.

Интересно, что еще в восемнадцатом веке известный исто­рик и государственный деятель В.Н. Татищев предложил свою классификацию видов профессиональной деятельности: нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право), по­лезные науки (сельское хозяйство, физика, биология, матема­тика), щегольские или увеселяющие науки (литература и искус­ство), тщетные науки (алхимия, астрология),; вредительские науки (колдовство).

Кроме того, вы познакомились с понятиями «интерес» и «склонность». Между интересами и склонностями много обще­го, но есть и различия. Интересы выражаются формулой «хочу знать», а склонности — формулой «хочу делать». Можно инте­ресоваться кинематографом: с удовольствием смотреть фильмы, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов и коллекционировать их автографы, но самому совершенно не стремиться к профессиональной деятельности в области кино. Профессию надо выбирать в соответствии со своими интересами и склонностями.

БЛАНК ОТВЕТОВ

 

Фамилия, имя____________________________класс___________

Профиль________________________

Твоя предполагаемая будущая профессия 1)________________________________________________________

2)________________________________________________________

 

№ ответа
А)     В)   Б)
  В)   А) Б)  
Б) А)   В)    
    Б)   В) А)
В) А) Б)      
Б) В)       А)
  Б) В) А)    
Б)       А) В)
  Б)   А) В)  
      В) А) Б)
В) Б) А)      
    А) Б) В)  
А)       Б) В)
  А)   Б) В)  
В)   А)   Б)  
Б)   В)     А)
      Б) А) В)
А) В) Б)      
    В)   А) Б)
В)   Б)     А)
  А) В) Б)    
  Б) А) В)    
  В)   А)   Б)
А)       Б) В)
Всего            

Список использованной литературы

 

Битянова М. Р. и др. Работа психолога в начальной школе.— М.: Изд-во «Совершенство», 1998.— 352 с.

Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе.— М.: Изд-во «Совершенство», 1997.— 298 с.

Маркова А. К. Психология труда учителя.— М., 1993.

Методические материалы по психолого-педагогическому обеспечению процесса адаптации учащихся 5-х классов в средней школе: (По материалам работы сотрудников лаборатории прикладной педагогической психологии) / М-во образования Респ. Беларусь. Акад. последиплом. образования / Авт.-сост. Е. А. Осипова.— Мн., 1998.—28 с.

Невский И. А., Колесова Л. С. Подростки группы риска в школе.— М., 1997.

Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования: Учеб. пособие для студентов вузов и практ. работников.— М.: ТЦ «Сфера», 2000.— 448 с.

Осипова А. А. Введение в теорию психокоррекции.— М.; Воронеж: Изд-во «МОДЭК», 2000.— 320 с.

Особенности обучения и психического развития школьников 13—17 лет / Под ред. И. В. Дубровиной.— М., 1988.

Педагогическая практика студентов факультетов дошкольного образования: Учеб. пособие / Л. М. Волобуева, В. И. Ядэшко, Л. И. Павлова и др.— М.: Академия, 1999.— 224 с.

Практикум по психодиагностике: Психодиагност. материалы / Под ред. К. М. Гуревича.— М.,1988.

Практическая психология образования: Учеб. / Под ред И. В. Дубровиной.— М.: Сфера, 1997.— 528 с.

Специализированный кабинет детского психолога: Метод. рекомендации к организации: Перечень методик / Науч.-практ. центр «Коррекция», Ин-т психологии и педагогики. — М., 1995.— 37 с.

Щуркова Н. Н. Новые технологии в воспитательном процессе.— М., 1997.

 


Приложение 1

Оформление титульного листа дневника

 

 

ДНЕВНИК

 

Студента ____ курса, группы №____

факультета______________________

отделения ______________обучения

(дневного/заочного)

ФИО____________________________

проходящего практику в ____________________________

в период с «__»_________ 20__г. по «__»_________ 20__г.

 

 

Методист практики ___________________________________

Ф.И.О.

 

 

В дневнике: на второй странице студент даёт сведения об учреждении:

  • полное название учреждения;
  • адрес учреждения;
  • Ф.И. О. директора, руководителя;
  • Ф.И. О. заместителя директора по воспитательной работе;
  • Ф.И. О. педагога-психолога;
  • Ф.И. О. социального педагога.

 

 


Приложение 2

Примерная форма индивидуального плана

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

__________ методист практики

 

 

Дата Содержание работы Отметка о выполнении Примечание
       

 

Примечание: Данный план имеет перспективный характер, т.е. составляется в первые дни прохождения практики на весь последующий период работы в качестве психолога-практиканта. Основная задача психолога-практиканта при составлении индивидуального перспективного плана – структурировать и упорядочить последовательность выполнения заданий таким образом, чтобы каждый рабочий день имел оптимальную нагрузку, учитывая при этом график работы школьного педагога-психолога.

В графе «Содержание деятельности» отмечается задание программы с конкретным указанием вида работы: диагностика, обработка результатов, подготовка к проведению занятия и т.д. Графа «Отметка о выполнении» заполняется студентом-практикантом после выполнения запланированного задания. В случае невыполнения в графе «Примечание» указывается причина не выполнения, и отмечается перенос выполнения задания на определенную последующую дату.

Дневник и индивидуальный план практики студент обязан иметь ежедневно и регулярно предъявлять его групповому руководителю, для внесения отметки о выполнении работы, а также факультетскому руководителю практики по требованию.


Приложение 3

Примерная схема отчёта о практике

1. Организация собственной деятельности на практике, наличие умений самоорганизации.

2. Установление контактов с психологом, участниками педагогического процесса.

3. Полнота и качество выполнения заданий.

4. Трудности, с которыми вы встретились в ходе практики.

5. Степень удовлетворённости содержанием и организацией практики, реализация вами своих планов и потенциалов.

6. Достаточность теоретических знаний в области психологии.

7. Ваши предложения для совершенствования практической подготовки студентов.


Приложение 4

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...