Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура психологического заключения и его особенности(Семаго Н.Я., Семаго М.М. Материалы курса «Психологические особенности проблемных детей». — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008. — 60 с.)
В психологическом заключении резюмируются данные об особенностях развития ребенка, полученные при обследовании. Обосновываются пути адекватной помощи ребенку, в том числе последовательность коррекционно-развивающих мероприятий, а также подключения к работе с ним тех или иных специалистов. Оценивается уровень адаптации ребенка в социуме и образовательной среде и делается прогноз его дальнейшего развития как при благоприятных, так и при неблагоприятных условиях. Все это чрезвычайно важно для определения образовательного маршрута. Структура психологического заключения представляет собой взаимосвязь общей и итоговой частей. Общая часть заключения содержит: · основные данные ребенка (фамилия, имя, возраст на момент обследования); · жалобы родителей или педагогов; · наиболее важные анамнестические данные; · описание внешнего вида, поведения ребенка в процессе обследования, адекватность, критичность; · характер деятельности (целенаправленность, вид используемой помощи); · операциональные характеристики деятельности, в том числе сформированность регуляторной сферы; · особенности познавательной деятельности и ее компонентов (мнестической, речемыслительной); · результирующую оценку уровня интеллектуального развития; · характеристику аффективно-эмоциональной сферы, личностных особенностей, межличностных отношений ребенка; · краткое описание сформированности системы базовых составляющих (произвольной регуляции, пространственно-временных представлений и уровней аффективной организации) с определением уровней, которые дефицитарны. Итоговая часть заключения содержит: · вероятностный прогноз развития; · рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка. Общая часть заключения ориентирована не только на специалистов, но и на тех, кто контактирует с ребенком (педагоги, администрация, другой обслуживающий персонал), и должна давать представление о его трудностях и особенностях. Итоговая часть адресована профильным специалистам — психологу, логопеду, дефектологу, врачам, другим специалистам сопровождения. В начале общей части заключения необходимо описать отношение ребенка к обследованию, мотивацию его деятельности. Далее приводятся темповые характеристики деятельности, особенности работоспособности, их динамика (в процессе работы, при воздействии каких-либо помех и т.п.). Детализируются те результаты, которые выходят за рамки социально-психологического норматива (СПН) как в сторону снижения, так и в сторону повышения результативности. Отмечаются сильные качества ребенка, позволяющие компенсировать имеющиеся трудности (например, устойчивая работоспособность, высокая помехоустойчивость, отсутствие проблем мнестического характера, высокая мотивация). Отмечается уровень сформированности произвольной регуляции психической активности, в первую очередь функции контроля и программирования деятельности. Описание развития когнитивного звена традиционно включает характеристику особенностей мнестической деятельности, особенности переключения, распределения внимания, наличие инертности речи. Здесь же приводятся результаты выполнения заданий, вербального и невербального (перцептивно-логического) характера, их результативность по сравнению с условно нормативными показателями. Принципиально важно отметить особенности сформированности пространственно-временных представлений, а именно на каком их уровне возникают проблемы. Это дает возможность определить начальный уровень коррекционной работы, ориентированной на познавательную деятельность. Именно здесь необходимо отметить объем и характер необходимой помощи со стороны взрослого, обучаемость ребенка в целом. В плане оценки аффективно-эмоциональной сферы описываются общий эмоциональный фон, его изменения и адекватность ситуации на протяжении обследования, преимущественный тип эмоционального реагирования, в том числе на стрессогенные ситуации в процессе обследования. Если они имеются, отмечаются неадекватные ситуации реакции, фантазии и идеи, выраженность аффективных переживаний (по отношению к собственной деятельности, к зонам своих интересов, к реакциям окружающих). Делается вывод о зрелости эмоциональной сферы, сформированности самооценки и уровня притязаний, специфике отношений с детьми и взрослыми. Желательно объединить всю эту информацию в целостное представление о «профиле» аффективной организации (сформированности ее уровней). Вероятностный прогноз развитияопирается на понимание места выявленного типа психического дизонтогенеза в общей ситуации развития. Его следует рассматривать как в благоприятных, так и в неблагоприятных условиях. Здесь же можно оценить адаптационные возможности ребенка в образовательном пространстве. Врекомендацияхдолжна быть прописана структура предполагаемого образовательного маршрута ребенка: тип и вид обучения; форма и режим обучения; последовательность включения в работу с ребенком тех или иных специалистов; организация сопровождения ребенка специалистами «вспомогательного плана» (психологами, психотерапевтами, логопедами, специалистами медицинского профиля и пр.). Педагогу должны быть даны предложения по организации наиболее продуктивной работы с ребенком с учетом его темповых характеристик, особенностей процесса утомления и истощения, необходимого уровня индивидуализации процесса обучения с учетом регуляторной, мотивационной и эмоциональной зрелости ребенка. При необходимости кардинального изменения вида или даже типа образовательного учреждения психолог должен рекомендовать родителям обращение в центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации или психолого-медико-педагогическую комиссию. Родителям даются рекомендации в устной форме, в соответствии с уровнем их социокультурного развития и пониманием ими проблем ребенка. В случае несогласия родителей с предлагаемыми мероприятиями их отказ следует зафиксировать. При необходимости (по желанию родителей) дубликат заключения может быть выдан им в письменном виде. В этом случае заключение должно быть написано таким образом, чтобы, не ущемляя прав ребенка, дать достоверную информацию в понятной для родителей форме. Примерный алгоритм составления Психологического заключения (по результатам психодиагностики)
1. Основные данные о школьнике (имя, фамилия, возраст, класс). 2. Дата обследования, ______________ Ф.И. психолога. 3. Описание проблемы, жалобы индивида (например, на состояние умственной работоспособности, памяти, внимания, утомляемости). 4. Описание плана и программы диагностики. 5. Краткое описание специфики работы школьника с тестами (уровень сопротивления, защитные реакции, заинтересованность в исследовании, критичность в самооценке). 6. Ответ на конкретный вопрос заказчика. Эта часть заключения излагается в виде отдельных предложений, доказывающих или опровергающих данную гипотезу, и иллюстрируется данными тестирования. 7. В конце заключения резюмируются наиболее важные данные, полученные при тестировании. 8. Рекомендации. 9. Подпись психолога.
Приложение 5 Примерный план составления аналитической справки. 1. Цель психологического исследования. 2. Краткое описание применяемых методик. 3.Результаты исследования. 4. При необходимости — включение таблиц и графиков. 5. Интерпретация качественных и количественных данных. 6. Конкретные выводы и адресные рекомендации. 7. Подписи исполнителей. Приложение 6 Расчет оценочной шкалы по средним величинам Таблицы интерпретации обычно составляются на основании экспериментальных данных. Например, опрашивают порядка 100 человек, определяют среднее значение баллов и стандартное отклонение по двум шкалам (диагностируемого свойства и лжи), строят, допустим, 10-разрядную шкалу. 1—3 разряды такой шкалы относят к низким показателям, 4—7 — к средним, а 8—10-й разряды — к высоким показателям. В отсутствие данных предварительного опроса для нахождения низких, средних и высоких показателей следует: 1) найти максимально возможное значение баллов (по отдельной шкале) — Хтах; 2) определить среднее значение
; 3) оценить стандартное отклонение
4) построить границы интервалов (рис.):
Средние Низкие ///////////////////////////// Высокие о*--------- *----------------------------------- *------------- * Хтах Хтах / 4 Хтах-Хтах / 4 |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |