Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






В ЛИНЕЙНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Разработка плана по труду начинается с обоснования уровня производительности и численности работников.

 

Производительность труда

 

Производительность труда (ПТ) измеряется либо количеством продукции, произведенной работником в единицу времени, т.е. выработкой, либо затратами труда на производство единицы продукции (работы), т.е. трудоемкостью.

При определении производительности труда должна быть учтена вся сумма затрат труда как живого (труд работника), так и овеществленного, воплощенного в средствах и предметах труда. Из-за отсутствия методики учета затрат овеществленного труда в показатель ПТ включают только затраты живого труда, т.е. устанавливают выработку работника.

В зависимости от способа измерения продукции различают три метода определения (измерения) производительности труда, т.е. выработки:

1) натуральный;

2) стоимостной;

3) трудовой (нормативный).

1. Натуральный метод лучше всего раскрывает экономическую сущность производительности труда, он прост и нагляден, но применим только при производстве однородной продукции. На железнодорожном транспорте он получил наибольшее распространение наряду с условно-натуральным, который позволяет разные виды продукции (работы) с помощью переводных коэффициентов приводить к одному условному виду (приведенные тонно-км, приведенный вагон, техническая единица).

При использовании натурального метода важно правильно выбрать единицу измерения продукции (работы) для разных структурных подразделений железнодорожного транспорта:

отделение дороги НОД:

, прив. т-км/чел.;

локомотивное депо:

, т-км брутто/чел.;

вагонное депо:

, прив. ваг./чел.,

где – приведенная работа вагонного депо, прив. ваг.;

дистанция сигнализации, централизации и блокировки:

, техн. ед./чел.,

где – общая техническая оснащенность, техн. ед.

 

Разновидностью натурального метода является индексный метод определения ПТ, который, как и условно-натуральный, применяется при производстве разной продукции (работы), но в отличие от него характеризует относительный уровень производительности труда.

Суть метода состоит в том, что по каждому виду продукции (работы) рассчитывают производительность труда в соответствующих единицах измерения, затем по предприятию в целом определяют средневзвешенный индекс производительности труда по формуле

,

где – доля работников, занятых на производстве i-го вида продукции (работы), определяемая по формуле ; (здесь – общая численность эксплуатационного штата предприятия, чел.);

, – отчетная и плановая производительность труда на производстве i-го вида продукции в натуральных или условно-натуральных показателях.

2. Стоимостной метод определения ПТ – основной в промышленности; на железнодорожном транспорте используется на работах, для которых характерна большая номенклатура выпускаемой продукции (работы), что делает невозможным применение натурального метода (строительные работы, капитальный ремонт подвижного состава и т.п.).

При использовании стоимостного метода произведенная продукция (работа) оценивается в денежном выражении, а производительность труда – в рублях на человека.

3. Трудовой (нормативный) метод предусматривает учет продукции (работы) в затратах рабочего времени (чел.-часах и нормо-часах); применяется, если нельзя оценить продукцию (работу) в натуральном или денежном выражении (на рабочих местах, в бригадах, в начале производственного процесса или на отдельных его стадиях).

Как и индексный метод, трудовой позволяет исчислить относительные показатели ПТ в процентах, т.е. определить степень выполнения задания по производительности труда:

,

где , – соответственно нормативные и фактические затраты труда на производство единицы продукции (выполнение единицы работы).

Для общества важнее не сам показатель производительности труда, а его рост. Поэтому ПТ планируют на основе ее уровня в предплановом периоде и с учетом влияющих на ее рост факторов:

– увеличения объема производства;

– снижения численности работников;

– улучшения использования годового фонда времени одного работника;

– снижения трудоемкости единицы продукции (работы) и др.

Факторы роста производительности труда:

I – производственные (рост производства, НТП, НОТ и др.);

II – природные;

III – личностные (квалификационный, профессиональный и культурный уровень работников).

Резервы роста ПТ (неиспользованные возможности):

1) рациональное использование рабочего времени (освоение смежных профессий, расширение зон обслуживания и др.);

2) повышение квалификации работников, трудовой и производственной дисциплины;

3) улучшение использования машин, оборудования, производственных площадей (рост коэффициента загрузки, сменности, использования производственных площадей).

 

Планирование численности работников

Планирование численности осуществляется исходя из планового объема работы (перевозок), работы подвижного состава, количества обслуживаемых технических устройств, рабочих мест, оборудования и с учетом обеспечения в плане роста производительности труда.

Эксплуатационный штат работников железнодорожного транспорта ( ) подразделяется на следующие группы.

1. Работники, связанные с движением поездов и деповским ремонтом подвижного состава (зависящий контингент).

2. Работники, обслуживающие технические устройства, объекты, рабочие места.

3. Оперативно-производственный персонал и аппарат управления предприятия.

В плане по труду определяется списочная и явочная численность работников:

,

где – дополнительный штат работников на замещение отсутствующих, чел.;

– явочный состав работников предприятия, чел.;

– коэффициент замещения работников, отсутствующих на работе по причине болезни, выполнения общественных и государственных обязанностей, отпусков:

.

, определяются на основе анализа статистических данных за несколько лет, предшествующих плановому периоду. В среднем по транспорту = 2–4%, = 0,5–1% от .

, в процентах, рассчитывается по группам работников в зависимости от продолжительности их отпуска:

,

где – продолжительность основного и дополнительного отпуска, календарные дни;

– количество рабочих дней в плановом периоде:

,

где – количество праздничных дней.

Если дополнительный штат ( ) на замещение отсутствующих не является производственной необходимостью, то .

 

Способы планирования явочной численности работников

I. По плановому объему продукции (работы) N в натуральных или условно-натуральных единицах и нормам выработки одного работника:

илипо плановой трудоемкости продукции (работы) и нормам времени:

,

где – годовой фонд рабочего времени одного работника, ч;

t – трудоемкость единицы продукции (работы), чел×ч.

II. По количеству технических устройств, оборудования, рабочих мест и нормам обслуживания:

,

где – количество обслуживаемых технических устройств, единиц оборудования, рабочих мест;

– количество смен работы;

– норма обслуживания или количество обслуживаемых одним рабочим технических устройств, единиц оборудования, рабочих мест.

III. По количеству технических устройств, оборудования и рабочих мест и нормам численности (когда одно техническое устройство, оборудование, рабочее место обслуживается несколькими рабочими):

.

IV. По типовым штатным расписаниям и числу подразделений.

Способом I планируется численность эксплуатационного штата группы 1; способами II и III – группы 2; способом IV – группы 3.

 

Планирование фонда оплаты труда (ФОТ)

Планирование ФОТ осуществляется поквартально на основе достигнутой в последнем месяце предпланового периода среднемесячной заработной платы ( ) и с учетом индекса роста средней зарплаты (принимается на основе коллективного договора ОАО «РЖД») по формуле

.

ФОТ работников предприятия (рис. 1) включает основную (ОЗП) и дополнительную заработную плату (ДЗП):

 


Рис. 1. Структура фонда оплаты труда

 

Оплата труда работников ОАО "РЖД" осуществляется на основе единой тарифной сетки (ЕТС), состоящей из 18 разрядов с диапазоном тарифных коэффициентов 1:10,07. Для оплаты труда рабочих установлена 8-разрядная сетка с двумя уровнями оплаты: первый уровень – это рабочие, связанные с движением поездов, ремонтом подвижного состава и обслуживанием технических средств; второй уровень – остальные рабочие с соотношением в оплате труда 1,2:1. Для оплаты труда специалистов и руководителей предусмотрено 3 уровня оплаты труда в зависимости от структуры управления (структурные подразделения – отделения – управления филиалов). Для оплаты труда служащих – один уровень.

По отдельным группам работников ФОТ за год определяется по формуле

.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...