Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные формы политической власти
Вопрос о формах политической власти относится к разряду дискуссионных. Исследователи подходят к данной проблеме с разных сторон, используя при этом различные основания и применяя неоднородные методы анализа. В частности авторы учебника под редакцией В.И. Буренко и В.В. Журавлева, основными формами политической власти считают государственную власть, политическое влияние и формирование политического сознания [92 -82]. Авторский коллектив под руководством А.Г. Грязновой, рассматривает две формы политической власти. Здесь в основу положен субъект политической власти: один человек или система институтов власти? В первом случае речь идет об индивидуальной политической власти. Власть осуществляется одним человеком. Как пример можно перечислить все ныне существующие абсолютные монархии, упомянуть государства, которые формально имели республиканскую форму правления, но реально ими управлял пожизненно один человек (И.В. Сталин — в СССР, Мао Цзэдун — в Китае). Во втором случае речь идет об институциализированной форме власти, которая основывается на разделении властей. Она значительно моложе индивидуализированной. В ее современном виде она впервые возникла в США с принятием Конституции в 1778 г. При такой форме источником власти является народ, права которого защищены конституцией страны [28]. Исследователи под руководством М.А. Василика, настаивают, что политическая власть существует в двух основных формах: официальная, легальная власть с формализованной структурой и неформальная, неофициальная, нелегализованная власть — власть влиятельных групп и лиц, групп давления, лидеров кланов. В этой форме власть может приобрести теневой, подпольный, мафиозный характер [93]. Очевидно, что эти авторы использовали концепцию итальянского ученого Н. Боббио [11], выделившего три формы политической власти, которые в той или иной степени присущи всем политическим режимам. Власть в видевидимого, явного правления представляет собой форму деятельности структур и институтов, ориентированных на публичное взаимодействие с населением или другими политическими субъектами. Власть в этой форме осуществляется в виде действий государственных органов, которые вырабатывают и на виду у всего общества применяют определенные процедуры принятия и согласования решений; политических лидеров, которые обсуждают с общественностью принятые меры; оппозиционных партий и СМИ, которые критикуют действия правительства, и т.д. Таким образом, политическая власть публично демонстрирует свою заинтересованность в общественной поддержке собственных решений, она принципиально повертывается к обществу, демонстрируя, что политические решения принимаются во имя интересов населения и под его контролем. Публичная форма властвования характеризует политику как взаимодействие властвующих (управляющих) и подвластных (управляемых), наличие у них определенных взаимных обязательств, действие взаимно выработанных норм и правил соучастия элит и неэлит в управлении государством и обществом. Наряду с этим в политическом пространстве складываются и формыполускрытого (теневого) правления. Они характеризуют или приоритетное влияние на формирование политических целей каких-либо структур (отдельных органов государства, лобби), формально не обладающих такими правами и привилегиями, или доминирование в процессе принятия решений различных неформальных элитарных группировок. Наличие такого рода властных процессов показывает не только то, что толкование государственных задач или выработка правительственных решений на деле является процессом значительно менее формализованным, чем это объявляется официально или видится со стороны. Теневой характер данного профессионального процесса демонстрирует и то, что он открыт влиянию разнообразных центров силы (ресурсов) и зачастую в принципе ориентируется на отстранение общественности от обсуждения тонких и деликатных проблем, которые не нуждаются в широкой огласке. Третья форма политической власти обозначается итальянским ученым Боббио какскрытое правление, или криптоправление. Оно демонстрирует те способы властвования, которые практикуются либо органами тайной политической полиции, либо армейскими группировками и другими аналогичными структурами, которые де-факто доминируют в определении политических целей отдельных государств. К этому же типу властвования можно отнести и деятельность криминальных сообществ, поставивших себе на службу государственные институты и превративших их в разновидность мафиозных объединений. Эти примеры показывают, что в структуру политической власти отдельных государств могут входить институты и центры влияния, которые действуют против самого государства [109 -627]. Как представляется автору, политическая власть, повсеместно существующая в социуме, представлена в разных ипостасях: и в форме государственных и общественных институтов, и в виде идеологических доктрин, и в политическом процессе, развивающемся в конкретный исторический момент в данном государстве и в соответствующим международных условиях.
Типология политической власти
Политическая власть неразрывно связана с экономической, семейной, военной, личной и другими видами власти, испытывает на себе их влияние, иногда сливается с ними (при тоталитарном режиме). История и современность знают следующие виды власти [91, с.27,92,248,370,373]: Автократия — власть одного человека-вождя, диктатора. Она была характерна для более ранних этапов человеческой истории, когда в большинстве стран существовали абсолютные монархии. Но автократическая форма правления существовала и в более поздние времена, а кое-где имеет место и сегодня. Ныне на динамику автократии влияют два противоположные процесса: с одной стороны, повышается роль парламентов, других демократических структур в принятии политических решений; а с другой — возрастает ответственность всенародно избранных президентов, обладающих широкими полномочиями, а в «ядерных» державах имеющих в своих руках чемодан с «ядерной кнопкой». Аристократия — власть привилегированной знати (элиты). Имела широкое распространение в античности и считалась лучшим, наиболее бескорыстным и компетентным способом управления государством. По мере перехода к реcпубликанским формам правления утратила свое значение. Демократия — буквально — «власть народа», народовластие. В современном мире это одна из основных форм правления, политической и социальной организации общества, политического режима. Демократия известна с античных времен, раньше, чем другие (в т.ч. и монархическая) формы государственного правления. Более полное развитие демократия как вид власти получила с переходом к республиканской форме государства, когда были ликвидированы сословные привилегии, а высшие государственные органы стали избираться народом. Плутократия — в дословном переводе с греческого «власть богатых». Она была характерна для всех периодов исторического развития (кроме периодов революционных). При этом виде власти совсем не обязательно, чтобы богатые люди входили в органы власти. Они властвуют как бы «со стороны», диктуют свою волю органам власти через подкуп чиновников, взятки и т. д. Богатство незримо управляет государственными делами. Теократия — форма государственного правления, при которой власть сосредоточена у духовенства или главы церкви. Теократические государства существовали в древности, а также в средние века. В наше время теократическое правление по сути имеет место в «исламских» государствах. Теократическим государством является Ватикан, где папа — высший руководитель Римско-католической церкви — выступает и как глава государства. Технократия — власть технических специалистов. Это явление — следствие научно-технической и технологической революции, развернувшейся во второй половине XX века. Специалисты в области освоения космоса, изобретения и производства новейших видов оружия, создания систем связи нередко ставят условия для направления государственной политики на решение тех или иных технических, особенно военно-технических проблем. Техницистская идеология обосновывает необходимость перенесения методов управления высокотехнологическим производством в государственно-политическую сферу. Политическая власть проявляется в разнообразных видах. Содержательная типология политической власти может быть построена по различным признакам: · по степени институализации – правительственная, городская, школьная и т.п.; · по субъекту власти – классовая, партийная, народная, президентская, парламентская и пр.; · по количественному признаку – единоличная (монократическая), олигархическая (власть сплоченной группы), полиархическая (множественная власть ряда институтов или лиц); · по социальному типу правления – монархическая, республиканская; по режиму правления – демократическая, авторитарная, деспотическая, тоталитарная, бюрократическая и т.п.; · по социальному типу – социалистическая, буржуазная, капиталистическая и т.п.»
И.И.Кравченко выделяет четыре уровня политической власти: макроуровень (центральные институты власти), мезоуровень (органы и аппараты власти, подчиненные политические институты), микроуровень (уровень отношений волеизъявления в личных отношениях между людьми и малыми группами) и мегауровень [51].
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |