Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные формы политической власти

 

Вопрос о формах политической власти относится к разряду дискуссионных. Исследователи подходят к данной проблеме с разных сторон, используя при этом различные основания и применяя неоднородные методы анализа. В частности авторы учебника под редакцией В.И. Буренко и В.В. Журавлева, основными формами политической власти считают государственную власть, политическое влияние и фор­мирование политического сознания [92 -82].

Авторский коллектив под руководством А.Г. Грязновой, рассматривает две формы политической власти. Здесь в основу положен субъект политической власти: один человек или система институтов власти? В пер­вом случае речь идет об индивидуальной политической власти. Власть осуществляется одним человеком. Как пример можно перечислить все ныне существующие абсолютные монархии, упомянуть государства, которые формально имели республи­канскую форму правления, но реально ими управлял пожиз­ненно один человек (И.В. Сталин — в СССР, Мао Цзэдун — в Китае).

Во втором случае речь идет об институциализированной форме власти, которая основывается на разделении властей. Она значи­тельно моложе индивидуализированной. В ее современном виде она впервые возникла в США с принятием Конституции в 1778 г. При такой форме источником власти является народ, права ко­торого защищены конституцией страны [28].

Исследователи под руководством М.А. Василика, настаивают, что политическая власть существует в двух основных формах: офи­циальная, легальная власть с формализованной структурой и не­формальная, неофициальная, нелегализованная власть — власть влиятельных групп и лиц, групп давления, лидеров кланов. В этой форме власть может приобрести теневой, подпольный, ма­фиозный характер [93].

Очевидно, что эти авторы использовали концепцию итальянского ученого Н. Боббио [11], выделившего три формы политической власти, которые в той или иной степени присущи всем политическим режимам.

Власть в видевидимого, явного правления представляет со­бой форму деятельности структур и институтов, ориентированных на публичное взаимодействие с населением или другими политически­ми субъектами. Власть в этой форме осуществляется в виде действий государственных органов, которые вырабатывают и на виду у всего общества применяют определенные процедуры принятия и согласо­вания решений; политических лидеров, которые обсуждают с обще­ственностью принятые меры; оппозиционных партий и СМИ, кото­рые критикуют действия правительства, и т.д. Таким образом, поли­тическая власть публично демонстрирует свою заинтересованность в общественной поддержке собственных решений, она принципиально повертывается к обществу, демонстрируя, что политические реше­ния принимаются во имя интересов населения и под его контролем. Публичная форма властвования характеризует политику как взаимо­действие властвующих (управляющих) и подвластных (управляемых), наличие у них определенных взаимных обязательств, действие вза­имно выработанных норм и правил соучастия элит и неэлит в управ­лении государством и обществом.

Наряду с этим в политическом пространстве складываются и фор­мыполускрытого (теневого) правления. Они характеризуют или при­оритетное влияние на формирование политических целей каких-либо структур (отдельных органов государства, лобби), формально не об­ладающих такими правами и привилегиями, или доминирование в процессе принятия решений различных неформальных элитарных группировок. Наличие такого рода властных процессов показывает не только то, что толкование государственных задач или выработка пра­вительственных решений на деле является процессом значительно менее формализованным, чем это объявляется официально или ви­дится со стороны. Теневой характер данного профессионального про­цесса демонстрирует и то, что он открыт влиянию разнообразных центров силы (ресурсов) и зачастую в принципе ориентируется на отстранение общественности от обсуждения тонких и деликатных проблем, которые не нуждаются в широкой огласке.

Третья форма политической власти обозначается итальянским ученым Боббио какскрытое правление, или криптоправление. Оно демонстрирует те способы властвования, которые практикуются либо органами тайной политической полиции, либо армейскими группи­ровками и другими аналогичными структурами, которые де-факто доминируют в определении политических целей отдельных государств. К этому же типу властвования можно отнести и деятельность крими­нальных сообществ, поставивших себе на службу государственные институты и превративших их в разновидность мафиозных объедине­ний. Эти примеры показывают, что в структуру политической власти отдельных государств могут входить институты и центры влияния, которые действуют против самого государства [109 -627].

Как представляется автору, политическая власть, повсеместно существующая в социуме, представлена в разных ипостасях: и в форме государственных и общественных институтов, и в виде идеологических доктрин, и в политическом процессе, развивающемся в конкретный исторический момент в данном государстве и в соответствующим международных условиях.

 

Типология политической власти

 

Политическая власть неразрывно связана с экономической, семейной, военной, личной и другими видами власти, испытывает на себе их влияние, иногда сливается с ними (при тоталитарном режиме).

История и совре­менность знают следующие виды власти [91, с.27,92,248,370,373]:

Автократия — власть одного человека-вождя, дик­татора. Она была характерна для более ранних этапов человеческой истории, когда в большинстве стран су­ществовали абсолютные монархии. Но автократичес­кая форма правления существовала и в более поздние времена, а кое-где имеет место и сегодня. Ныне на динамику автократии влияют два противоположные процесса: с одной стороны, повышается роль парла­ментов, других демократических структур в принятии политических решений; а с другой — возрастает ответ­ственность всенародно избранных президентов, обла­дающих широкими полномочиями, а в «ядерных» дер­жавах имеющих в своих руках чемодан с «ядерной кнопкой».

Аристократия — власть привилегированной знати (элиты). Имела широкое распространение в античности и считалась лучшим, наиболее бескорыстным и компетентным способом управления государством. По мере перехода к реcпубликанским формам правления утратила свое зна­чение.

Демократия — буквально — «власть народа», на­родовластие. В современном мире это одна из основ­ных форм правления, политической и социальной организации общества, политического режима. Демократия известна с античных времен, раньше, чем другие (в т.ч. и монархическая) формы государственного правления. Более полное развитие демократия как вид власти получила с переходом к республиканской форме государства, когда были лик­видированы сословные привилегии, а высшие государ­ственные органы стали избираться народом.

Плутократия — в дословном переводе с гречес­кого «власть богатых». Она была характерна для всех периодов исторического развития (кроме периодов ре­волюционных). При этом виде власти совсем не обя­зательно, чтобы богатые люди входили в органы вла­сти. Они властвуют как бы «со стороны», диктуют свою волю органам власти через подкуп чиновников, взятки и т. д. Богатство незримо управляет государ­ственными делами.

Теократия — форма государственного правления, при которой власть сосредоточена у духовенства или главы церкви. Теократические государства существо­вали в древности, а также в средние века. В наше вре­мя теократическое правление по сути имеет место в «исламских» государствах. Теократическим государ­ством является Ватикан, где папа — высший руково­дитель Римско-католической церкви — выступает и как глава государства.

Технократия — власть технических специалистов. Это явление — следствие научно-технической и тех­нологической революции, развернувшейся во второй половине XX века. Специалисты в области освоения космоса, изобретения и производства новейших видов оружия, создания систем связи нередко ставят усло­вия для направления государственной политики на решение тех или иных технических, особенно военно-технических проблем. Техницистская идеология обо­сновывает необходимость перенесения методов управления высокотехнологическим производством в госу­дарственно-политическую сферу.

Политическая власть проявляется в разнообразных видах. Содержательная типология политической власти может быть построена по различным признакам:

· по степени институализации – правительственная, городская, школьная и т.п.;

· по субъекту власти – классовая, партийная, народная, президентская, парламентская и пр.;

· по количественному признаку – единоличная (монократическая), олигархическая (власть сплоченной группы), полиархическая (множественная власть ряда институтов или лиц);

· по социальному типу правления – монархическая, республиканская; по режиму правления – демократическая, авторитарная, деспотическая, тоталитарная, бюрократическая и т.п.;

· по социальному типу – социалистическая, буржуазная, капиталистическая и т.п.»

 

И.И.Кравченко выделяет четыре уровня политической власти: макроуровень (центральные институты власти), мезоуровень (органы и аппараты власти, подчиненные политические инсти­туты), микроуровень (уровень отношений волеизъявле­ния в личных отношениях между людьми и малыми группами) и мегауровень [51].

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...