Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Субъекты горизонтального распределения государственной власти

Разделение власти по горизонтали представляет собой распреде­ление властных полномочий между тремя властными органами («ветвями» власти) — законодательным, исполнительным и судеб­ным

Законодательная власть основывается на принципах конституционности и верховенства закона и формируется путем свободных выборов. Она представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а также систему государствен­ных органов, осуществляющих эти полномочия. В различных странах функции законодательной власти различны и по объему, и по содержанию. Но, как правило, законодательная власть вно­сит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает государственный бюджет, обсуждает и принимает законы, обязательные для ис­полнительных органов и граждан, контролирует их исполнение. В подавляющем большинстве стран носителем законодательной власти выступает представительный орган — парламент, который бывает двух- или однопалатным. В ряде стран существует двухпа­латная парламентская система, при которой одна палата форми­руется в результате прямых выборов, а другая — на основе терри­ториальной пропорциональности. В некоторых странах (Бельгии, Италии, Швейцарии) обе палаты равноправны, принимают одинаковое участие в формировании правительства и в законотвор­ческом процессе. Верховен­ство законодательной власти ограничено действующей в стране конституцией и системой права. В нашей стране высшим законодательным органом является Фе­деральное Собрание – парламент Российской Федерации (ст. 94 Конституции РФ). Этот орган состоит из двух палат — Совета Фе­дерации и Государственной Думы.

Исполнительная власть представляет собой совокупность пол­номочий по управлению государственными делами, полномочия внешнеполитического представительства, административного конт­роля, иногда и законодательные полномочия (в порядке делегиро­ванного или чрезвычайного законодательствования), а также систе­му государственных органов, осуществляющих вышеперечисленные полномочия.

Современные конституции формально наделяют исполнитель­ной властью главу государства (в парламентских монархиях и республиках, в президентских республиках) или правительство (в республиках смешанного типа). Однако фактически в парламен­тарных монархиях и республиках вся исполнительная власть це­ликом принадлежит правительству, в дуалистических монархиях — монарху совместно с правительством, а в республиках смешан­ного типа осуществление исполнительной власти правительством, как правило, происходит под непосредственным руководством и контролем главы государства (президента). Исполнительную власть в нашей стране осуществляет Правительство Рос­сийской Федерации, состоящее из Председателя, его заместителей и федераль­ных министров

На региональном и местном уровне исполнительная власть осуществляется различны­ми органами местного управления и самоуправления (губернато­рами, мэрами, префектами, старостами и подчиненным им аппа­ратом).

Исполнительно-распорядительная власть отличается динамизмом, повышен­ной восприимчивостью к общественной жизни, осуществляется правительством. Особенность исполнительной власти в том, что она не только исполняет законы, но и сама издает нормативные акты или выступает с законодательной инициати­вой. Эта власть осуществляет свою деятельность преимущественно за «закрыты­ми» дверями и при отсутствии механизма сдержек неизбежно подминает под себя и законодательную, и судебную власть.

Исполнительно-распорядительная дея­тельность должна быть основана на законе и существовать в рамках закона. Она не имеет права присваивать себе полномочия и требовать от граждан выполнения каких-либо обязанностей, если это не предусмотрено законом. Ее сдерживание достигается посредством регулярной отчетности и ответственности перед народ­ным представительством, которое имеет право контроля за деятельностью испол­нительной власти.

Судебная власть стоит на страже конституционного устройства государства, законности и порядка, прав и свобод граждан. Она как самостоятельная структура государственной организации в своих действиях неза­висима от законодательной и исполнительной власти. Судебная властьосуществляет надзор за действиями первых двух ветвей власти, за соблюдением их работниками зако­нов государства и прав человека. Она представляет собой совокупность полномо­чий по осуществлению правосудия, а также систему государственных органов, их осуществляющих.

Судебная власть получает полномочия:

· в порядке, установленном процессуальным законом;

· а иногда дополнительных полномочий по обяза­тельному толкованию норм права (например, Конституционный Суд РФ, Верховный суд США);

· на основе нормотворческих полномочий (со­здание судебных прецедентов судами в англосаксонских странах);

· через предоставление контрольных полномочий (например, проверка законности арес­та или задержания);

· как дополнительные второстепенные полно­мочия (установление фактов, регистрация корпораций в некото­рых странах и т.п.)[93, с.46].

 

Полномочия судебной власти подразделяются на основные и вспомогательные. Основные (исключительные) - это полномочия по рассмот­рению и разрешению уголовных, гражданских, административ­ных и конституционных дел (споров) — по осуществлению правосудия. В современ­ных демократических государствах осуществление основных пол­номочий судебной власти возлагается на суды различных катего­рий (обычные (общей компетенции и специализированные), административные, конституционные), а также иногда на так называемые квазисудебные органы. В РФ основные полномочия су­дебной власти осуществляются только судами (в т.ч. едино­лично судьями).

Особая и чрезвычайно важная роль высшего арбитра в отношениях между властью и обществом, органами власти и гражданами принадлежит конституционному суду. Он призван определять отношение всех инстанций власти, обще­ства и его членов к праву, закону и его центральному звену — конституции. Отношения между разделенны­ми властями регулируются соответствующими закона­ми, положениями конституции (если они сформулиро­ваны в ней и существует сама конституционная форма правления), традициями политической культуры обще­ства, историческим опытом.

Состоя­ние судебной власти, отношение к ней в обществе, направление ее развития ока­зывают существенное воздействие на все стороны жизни общества: экономиче­скую, политическую, культурную, статус человека, обеспечение и защиту его прав и свобод. Суд призван быть защитником права, пресекая правонаруше­ния.

По Конституции Российской Федерации (ст. 118) судебная власть в стране «осуществляется посредством конституционного, граждан­ского, административного и уголовного судопроизводства». Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам является Верховный Суд РФ (ст. 126), а по разреше­нию экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитраж­ными судами, — Высший Арбитражный Суд РФ (ст. 127).

Горизонтальная структура власти существует между элементами государственного управления на одном и том же уровне. Она формируется из предста­вителей разных ведомств для решения конкретных уп­равленческих проблем, например, при реализации фе­деральных целевых программ, в системе мероприятий по борьбе с терроризмом (антитеррористические опе­рации) и т. д. Таким образом, горизонтальные структу­ры власти — явления временные, эпизодические. Эф­фективность их деятельности зависит от четкости до­говорной базы между входящими в такую структуру субъектами, преодоления каких-либо местнических или групповых интересов, иных противоречий между ру­ководителями созданного органа управления. Горизон­тальные структуры власти могут формироваться не только на федеральном, но и на региональном и мес­тном уровнях.

Кроме органов государственной власти, властные полномочия имеют и органы общественной власти. Здесь в первую очередь нужно назвать органы местного самоуправления, которые не входят в систему государственной власти, к примеру, в Российской Федерации (ст. 12 Конституции РФ). Они призваны самостоятельно уп­равлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, осуществлять охрану общественного порядка, а также решать иные вопросы местного значения (ст. 132).

В соответствии с Конституцией РФ Федеральный закон «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации от 28 августа 1995 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 22 апреля 1996 г. и 28 ноября 1996 г.)» определяет роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и фи­нансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления, устанавливает общие принципы ор­ганизации местного самоуправления. В соответствии с данным за­коном практически на всей территории страны организованы орга­ны местного самоуправления (муниципальные органы), основная задача которых (п. 1, ст. 2) — решение вопросов местного значе­ния, исходя из интересов населения, его исторических и иных мест­ных традиций [93].

 

Консолидация власти

Разделение властей и разграничение их компетенции в различных странах име­ют свою специфику. Полное разграничение функций законодательной, ис­полнительной и судебной властей не только практичес­ки невозможно, но и вряд ли целесообразно и эффек­тивно с точки зрения политической практики. Государ­ственная власть должна быть единой при своем многообразии.

Действительно, если, скажем, законодательная власть будет только издавать законы, но не иметь пра­ва проверять их выполнение, то такая власть потеряет всякую силу и авторитет. Это право она должна иметь. Так же и исполнительная власть должна не только выполнять законы, но иметь право издавать строго определенные ее компетенцией постановления, а президент — Указы, имеющие силу закона. Только такое единство законодательной и исполнительной властей, а не их противоборство, будет эффективно влиять на развитие общества. Известный русский философ В.С. Соловьев по этому вопросу писал: «Ясно, что эти три различные власти — законодательная, судебная и исполнительная — при всей необходимой раздельнос­ти (дифференциации) не могут быть разобщены, так как они имеют одну и ту же цель: правомерное служе­ние общему благу» [110].

Поэтому общим для всех демократических государств является правило, согласно которому три ветви власти не должны быть полностью разобщены, или, напротив, соединены под единым началом. В рамках единой целостно­сти власти государства необходимо разграничение властей, чтобы каждая из них эффективно осуществляла свои полномочия, и их единство, чтобы обеспечить инте­ресы личности, народа, а также социальный прогресс общества.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...