Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система государственной политики как совокупность элементов

 

Государственное управление — это организующая, исполнительно-распорядительная деятельность органов государства, осуществляемая на основе действующих в стране законов и правовых норм. Оно оказывает упорядочивающее, целенаправленное воздействие на социальные, экономические и иные процессы. Его главная цель состоит в оптимальной организации деятельности объектов управления путем планирования, организации, регулирования и контролирования. В результате обеспечивается согласованность действий работников конкретного структурного подразделения, министерства, государства в целом в интересах всего общества.

Система государственной политики представляет собой не про­стую сумму тех или иных элементов, а целостную их совокупность, диалектическое взаимодействие которых с необходимостью создает новые интегральные качества. Эту мысль необходимо подчеркнуть специально для того, чтобы увидеть, что базовым признаком рас­сматриваемой системы является интегральная целостность, или ин­тегральное единство, а специальными признаками — интегральные свойства и закономерности [54, с.257]. Следователь­но, под системой государственной политики подразумевается не простая сумма компонентов ее содержания, но интегральное и це­лостное их единство в рамках данной системы, наличие которого превращает ее в самостоятельный объект изучения. Для освещения названного свойства системы государственной политики уместно сначала рассмотреть ее структуру.

В отечественной политико-социологической литературе одной из принятых научных позиций является выделение во всякой систе­ме вещных, процессуальных, человеческих и духовных компонентов [4, с.7]. С учетом такой классификации учеными высказывается предложение вычленять в содержании системы госу­дарственной политики субординированную «пирамиду влияния», включающую в себя четыре разновидности структур:

· властную подсистему;

· околовластную подсистему;

· средний класс эле­ментов управления;

· управляемый объект [54, с.79].

 

Обобщая имеющиеся в современных работах положения, можно выделить следующие основные виды компонентов системы государственной политики:

· социальные;

· субстанциональные;

· ин­ституциональные;

· процессуальные;

· духовные.

Что же касается объектов управления, то, по мнению ряда исследователей, нет оснований причислять их к внутрен­ним компонентам системы политики, ибо они являются внешними объектами воздействия со стороны названной системы политики, на которые направлено ее управленческое влияние [25]. При этом общим правилом здесь является то, что «все параметры субъекта управления определяются в конечном счете объектом, ориентирова­ны на то, чтобы обеспечить эффективное воздействие на объект, достижение определенной цели» [4, с.77]. Отсутствие корреляции между реальными свойствами объекта управления и ха­рактеристиками того или иного вида политики обрекает последнюю на субъективизм и неисполнение заявленных целей.

 

15.1.2.3. Компоненты системы государственной политики

 

В качестве социальныхкомпонентов системы государственной по­литики обычно называют народ той или иной страны как источник государственной власти. В демократическом обществе народ осуществляет свою власть как непосредственно (ре­ферендумы, выборы, прямые каналы влияния), так и опосредован­но через многообразные группы избираемых на выборах депутатов всех уровней, руководителей (президента, губернаторов и др.) и на­значаемых ими профессиональных управленцев-чиновников, име­нуемых по терминологии М. Вебера классом бюрократии. В свете сказанного человеческие компоненты (социальные субъекты) системы государственной представлены руководителями государства и его основных институтов, а также классом профессиональных уп­равленцев, который обычно называют государственными служащи­ми, или бюрократией. Бюрократия функционирует в разных инсти­тутах и на разных этажах законодательной, исполнительной и су­дебной власти, как по вертикали, так и по горизонтали. Хотя глав­ным местом ее деятельности выступают органы исполнительной власти всех уровней. Вместе с тем к социальным субъектам государ­ственной политики правомерно относить различные виды полити­ческих элит: от высшей государственной, до региональных и мест­ных, в которые входят наделенные полномочиями государственной власти выборные руководители, а также различные партийные фракции в законодательных институтах всех уровней. Опосредован­но на государственную политику в современном обществе влияют также экономическая, финансово-банковская элиты и разнообраз­ные группы влияния и интересов.

По сложившемуся мнению, субстанциональным элементом системы государственной политики выступает власть, или «властная подструктура». Власть государства имеет императивный характер, из чего следует, что ее предписания обязательны для исполнения всеми социальными субъектами и ин­ститутами, находящимися под юрисдикцией государства. Благодаря этому она находится как бы в центре системы политики. А вокруг нее на властных и околовластных орбитах располагаются остальные компоненты ее содержания. Императивный характер государствен­ной власти предполагает применение широкого круга мер и спосо­бов правового принуждения и, где необходимо даже организованно­го насилия для осуществления предусмотренных законом процессов управленческого воздействия на общество и его подсистемы по во­просам размещения ресурсов, распределения, перераспределения общественных благ и т.д. Институциональным измерением государственного принужде­ния выступают силовые органы (МВД, спецслужбы, прокуратура и др.) и специальные учреждения (например, тюрьмы, исправительные учреждения и др.)

Перечисленные социальные субъекты функционируют в составе определенных государственных институ­тов и органов, которые относятся к институциональным компонен­там системы государственной политики. Особый статус здесь имеет институт главы государства, осуществляющий общегосударственные политические функции-задачи во всех сферах социально-экономи­ческой и духовной жизни общества. Среди таких функций-задач приоритетное значение имеет выработка общенациональной поли­тической стратегии социально-экономического и политического развития страны. Также по функциональным характеристикам вы­деляются государственные институты общей компетенции, которые действуют в системе исполнительной власти в регионах и на местах. Такие институты, как, например, правительство страны, админи­страции краев, городов, областей и другие решают в единой увязке многочисленные экономические, социальные и другие задачи. На­конец, отдельное место занимают государственные институты, имеющие узкую специализацию. На высшем государственном уровне в правительствах выделяются, например, институты сугубо эко­номического блока, к которым относятся министерства экономики, финансов, налогов и др. К социальному блоку относятся министер­ства здравоохранения, социальной защиты, образования и т.д. Ана­логичным образом обстоит дело в системе законодательной власти, так как во всяком парламенте, в том числе и в российском, имеют­ся комитеты, комиссии и подкомитеты сугубо экономического, со­циального, военного, международного и иного профиля. Предло­женную классификацию институциональных компонентов можно с определенной оговоркой дополнить такими политическими инсти­тутами, как партии, которые непосредственно в систему государст­венной политики не входят, но оказывают весомое влияние на ее выработку и осуществление через свои фракции в парламенте или посредством групп влияния в правительстве.

Говоря об институциональных компонентах системы государст­венной политики, следует также упомянуть многочисленные юри­дические и административные нормы, воплощенные в конституци­ях стран, конституционных законах, кодексах, других нормативных документах, включая приказы по министерствам и др. Такие норма­тивно-правовые компоненты играют значимую регулятивную роль в политическом руководстве экономическими, социальными и други­ми видами общественных процессов. В современной России циви­лизованные нормативно-правовые институты только начали скла­дываться. Импульс этому процессу дала Конституция, при­нятая 12 декабря 1993 г. В дальнейшем были изданы Гражданский, Семейный, Трудовой и другие кодексы, а также ряд законо­дательных актов, заложивших правовую основу нормативного регу­лирования государственной политики в основных сферах общества.

Пока сделаны только первые шаги в деле фор­мирования системы правовых юридических и административных норм, необходимых для проведения эффективной государственной политики. Для сравнения, например, в Германии уже давно сущест­вует специальный свод законов, именуемый «Социальный кодекс», в который сведены и кодифицированы законы и другие норматив­ные акты, необходимые для проведения активной социальной по­литики государства. В России такая работа пока только планируется комитетом по социальной политике Совета Федерации. Своего часа ожидают также и другие необходимые обществу кодексы и консти­туционные законы, которые уже давно разрабатываются в парла­ментских комитетах.

Существенную роль в разработке и реализации государственной политики имеют процессуальные компоненты, которые отражают структурные связи социальных субъектов и институтов государст­венной власти по поводу политико-управленческого воздействия на общество. Совокупность многообразных взаимоотношений между ними, связанных с регулированием экономических, социальных и других процессов, осуществляется упорядочение и охватывается полным управленческим циклом. Последний включает в себя ряд стадий и соответствующих им операции:

· ста­дию выработки и принятия того или иного политического решения в управленческом воздействии, главным элементом которого вы­ступает целеполагание;

· стадию организации выполнения политического решения, регулирование и корригирование объекта политического управления, учет и контроль за исполнением поли­тического решения;

· обобщение итогов реализации той или иной политики.

Первосте­пенное место в названном управленческом цикле занимает процесс выработки и принятия политиками управленческого реше­ния. Он включает в себя не только изучение объекта политического управления, но и целеполагание — разработку «дерева целей» поли­тики, а также определение основных принципов, методов, техноло­гий и средств реализации поставленных целей.

По мнению исследователей [25], с политико-социологической точки зрения госу­дарственная политика представляет собой целостную систему, в со­держание которой с необходимостью входят субстанциональные (государственная власть), человеческие (социальные субъекты), ин­ституциональные (правительство) и процессуальные компоненты. Они активно взаимодействуют по поводу регулирующего влияния на экономику, социальную сферу и другие объекты.

Еще одной разновидностью элементов содержания системы го­сударственной политики, оказывающих весьма существенное воз­действие на ее целевую стадию, принципы и методы, являются ду­ховные компоненты. Речь идет в первую очередь об экономических, социальных и иных интересах, потребностях, ценностях и других компонентах. Названные духовные компоненты находят воплоще­ние в целевых установках, программах и иных аспектах государст­венной политики. Такое воплощение осуществляется как посредст­вом артикулирования интересов, т.е. их преобразования в ясные и четкие политические положения, так и через их агрегирование, представляющее собой согласование частных, групповых и общих интересов на основе общезначимых. В равной степени сказанное относится и к другим видам духовных компонентов государствен­ной политики. Они дополняют перечисленные выше элементы со­держания системы государственной политики и как бы достраивают ее доверху, создавая тем самым законченный ансамбль.

Итак, целостная совокупность всех социальных, субстанциональных, институциональных, процессуальных и духовных компонентов (со­циальные субъекты, институты, цели, принципы, методы, интересы, потребности и др.), консолидированных на основе императивной госу­дарственной власти для политического управления экономикой, соци­альной и иными сферами общества, представляет собой систему госу­дарственной политики. Данная система, опираясь на познанные за­коны, тенденции и закономерности функционирования и развития управляемых объектов, осуществляет в обществе конкретные виды политики, упорядочивает и гармонизирует общественные отноше­ния и процессы, придает им динамическое равновесие и устойчи­вость.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...