Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы и методы государственной политики

Политико-управленческие принципы государственной политики

В осуществлении научно обоснованной государственной поли­тики заметное место занимают политико-управленческие принципы. Если целеполагание имеет отношение к стадии выработки и принятия управленческих решений, то принци­пы, методы, технологии связаны с практической фазой полного уп­равленческого цикла, в рамках которой осуществляются поставлен­ные цели и происходит организующее и регулирующее воздействие на экономику, социальную сферу и другие объекты государственной политики.

Под управленческими принципами в политико-социоло­гической литературе понимают базирующиеся на знании законов функционирования и развития общества основополагающие правила деятельности органов, институтов и людей по управлению общест­венными процессами. Принципы государственной политики под­разделяются на общие (универсальные) и отраслевые (специфичес­кие). Первые применяются во всех видах политики государства и имеют общезначимый и универсальный характер. В научной лите­ратуре к ним относят принципы объективности, конкретности, ос­новного звена, оптимальности, обратной связи, соответствия юри­дическим нормам и др. Ко вторым принято причислять принципы, применяемые в управлении отдельными сферами общества, либо используемые только в государственной политике, политике поли­тических партий и общественно-политических организаций [108, с.97].

В совокупности специфических принципов отдельного внима­ния заслуживают те из них, которые применяются главным образом в экономической или социальной политике государства. Эти виды политики относятся к числу приоритет­ных в любом обществе. Их последовательное осуществление в раз­витых странах современного мира привело к формированию соци­ального рыночного хозяйства (экономика благосостояния) и соци­ального государства (государство благосостояния).

В научной лите­ратуре в этой связи высказывается мнение о том, что в политичес­ком процессе воздействия государства на различные сферы общест­венной системы жизненно важен принцип «демократической ответ­ственности, основанной на обратной связи» [63, с.11]. По другому утверждению, в условиях рыночной демократии государст­во обязано руководствоваться такими принципами, как: неприкос­новенность личности и собственности, социальная справедливость, федерализм, стабильность общества [67, с.32]. Инте­рес в рассматриваемом случае представляют также десять признаков административного (государственного) управления, по своему со­держанию мало отличающихся от принципов политики [107, с.6]. Среди них обращает на себя внимание такой, на­пример, принцип, как разделение задач административного управ­ления на функционально определенные сферы, который правомер­но рассматривать в качестве основополагающего правила деятель­ности институтов государственной политики.

Ряд исследователей выделяет восемь главных принципов государственного уп­равления и политики, следование которым отвечает ценностям де­мократии:

· конституционности правительства;

· народовластия;

· подотчетности;

· эффективности;

· открытости;

· адекватной ре­акции на внешнюю среду или восприимчивости;

· со­ответствия процессуальным нормам;

· разделения влас­тей [71, с.8].

 

Привержен­ность названным принципам позволяет решать важные теоретичес­кие и практические вопросы, касающиеся доступа к принятию ре­шений, способов принятия решений, а также обеспечения общественными благами и качества демократии. Особое значение здесь придается принципам:

· народовластия, который означает, что правительство служит интересам народа и привлекает его к участию в управлении;

· конституционности, предполагающий, что правительство в своей деятельности должно руководствоваться ин­тересами всего народа. При этом власть должна разделять ответст­венность за благосостояние общества со всем гражданским общест­вом;

· восприимчивости государ­ственной политики к реакции на нее со стороны общества, соглас­но которому не только государственная администрация обладает полученным от народа политическим мандатом на управление об­ществом. Сами граждане тоже располагают широкими возможностями для легитимного участия в управленческом процессе и ре­ния вопросов функционирования правительственных институтов. При этом персональный состав государственных органов управления должен отражать структуру населения страны [71, с.9].

 

Следует специально ска­зать относительно принципов, применяемых в отдельных видах го­сударственной политики. Например, принципы социаль­ной политики. Эти принципы являются основополагающими пра­вилами деятельности институтов и органов государственной власти по регулированию социальных процессов на основе знания требо­ваний закономерностей их функционирования и развития. В науч­ной литературе к базовым принципам социальной политики госу­дарства одни авторы относят:

· приоритет прав человека и его свобод;

· солидарность;

· социальную под­держку [103, с.9].

 

Другие ученые добавляют к названным еще принципы:

· социальной справедливости;

· социального партне­рства;

· солидаризма [112, с.258; 7, с.15].

 

По мнению Е.И. Холостовой, к их числу следует также отнести принципы:

· социальной ответственности;

· социальной компенсации;

· социальных гарантий;

· субсидиарности [122, с.25].

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...