Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные характеристики внутренней политики

 

Внутренняя политика, по определению К.С. Гаджиева, представляет собой совокупность направлений деятельности государства в экономической, социальной, научной, образовательной, демографической, правоохранительной, военной и других важнейших сферах общественной жизни. Она имеет главной своей целью сохранение и обеспечение жизнеспособности и функционирования существующей общественно-политической системы [22, с.76]. Ключевое значение имеет деятельность государства, направленная на создание государства, направленная на создание и поддержание условий для производства и воспроизводства основополагающих инфраструктур, институтов, отношений, ценностей, определяющих существенные характеристики и облик данного общества.

Государственное управление призвано организовывать и регулировать совместную деятельность людей, их отношения во всех сферах общественной жизни. Государство определяет и изыскивает средства, методы и основные направления выполнения своих целей и задач. С этих позиций на систему государственного управления возлагается широкий круг основополагающих задач, среди которых можно назвать планирование и разработку стратегических направлений экономического, социального, научного и технологического развития страны, а также определение форм, ресурсов, методов и средств их реализации. Немаловажное значение имеют организация и создание благоприятных условий взаимодействия органов и институтов государственной власти, кадров работников общественных организаций и т.д., в задачу которых входит реализация политики правительства в соответствующих областях и направлениях.

Одно из центральных мест в деятельности государства занимают проблемы кадрового обеспечения всех важнейших сфер жизни общества: экономики, науки, системы образования, здравоохранения, социальной политики и т.д.

Выделяются стратегическое, среднесрочное и краткосрочное направления государственной политики. В более узком смысле различаются политическая стратегия и политическая тактика.

Стратегия представляет собой теорию и программу обеспечения условий реализации миссии государства. Политическая стратегия в целом охватывает так называемые универсальные, или постоянные, для любого государства на всех этапах его существования задачи. Создание и существование государства вызваны необходимостью решения некоторых из этих задач. Они, как правило, выполняются всеми основными органами власти и институтами государства.

Ключевую роль в определении перспективных векторов и приоритетов социального, экономического и политического развития страны играют характер, и качество принимаемых государством стратегических решений. В этом плане стратегия — это комплекс широкомасштабных решений и мер, призванных определить основные направления социального и экономического развития страны на тот или иной длительный отрезок времени. Государство обеспечивает защиту и реализацию национально-государственных интересов, гарантию как национальной безопасности в целом, так и отдельных ее составляющих - экономической, финансовой, продовольственной, информационной, экологической и иных форм безопасности в частности.

Внутренняя политика призвана обеспечить общие условия функционирования и развития основных сфер жизнедеятельности общества. Государство отвечает за создание основополагающих социальной, экономической, научно-технологической, образовательной и иных инфраструктур, которые обеспечивают единство и эффективное функционирование всех сфер общественной жизни, всех институтов общества как единого целого. Главные стратегические задачи государственной политики - поддержание естественных условий существования, обеспечение целостности, стабильности общества и государства. Решение всего комплекса стоящих перед государством стратегических задач требует мобилизации всех имеющихся у общества ресурсных потенциалов. Их носителем является не только государство, но также множество других составляющих общество подсистем, институтов, организаций, союзов и т.д.

Политическая тактика призвана решать оперативные задачи, возникающие перед обществом в конкретных социальных, экономических, политических и иных условиях. Они решаются соответствующими государственными органами, специально созданными для этой цели, либо их решение поручается постоянно действующим государственным органам. Для реализации целей внутренней политики государство использует спектр средств: государственный бюджет, налоги, система социального обеспечения, финансирование науки, образования, здравоохранения, судебные и правоохранительные органы.

Политика государства в различных сферах общественной жизни не ограничивается уровнем центральных властей, осуществляющих свою деятельность с помощью бюджетно-финансовых и иных рычагов. В действительности масштабы и роль государства, пронизывающего все уровни жизнедеятельности страны, значительно шире. Управление в государстве осуществляется на трех уровнях: общегосударственном, региональном и местном. Соответственно политика тоже осуществляется на всех этих трех уровнях.

К примеру, в США существенный вклад в инвестиции в социально-экономическую сферу вносят местные органы власти, на которые приходится 46% всех государственных капиталовложений. Штаты и местные органы власти финансируют более 90% всех расходов на систему высшего среднего образования, 80% — на строительство шоссейных дорог и т.д.

В Германии власти федеральных земель регулируют множество сфер, таких как социальная, образовательная, научная, культурная и т.д. В их ведении находятся вопросы социального и экономического развития соответствующих земель. Они, в частности, разрабатывают и осуществляют меры, дополняющие федеральные программы содействия созданию новых предприятий и новых рабочих мест. Ими создаются разного рода фонды, предоставляющие финансовые и иные средства начинающим малым и средним предприятиям. Тоже наблюдается и в других индустриально развитых демократических государствах. В этом отношении не является исключением и Российская Федерация.

Регионы, области, края, республики в Российской Федерации, штаты в США, Индии, Мексике, земли в ФРГ и т.д. имеют свои интересы и преследуют собственные цели, не всегда совпадающие с общегосударственными. Они вправе принимать политические решения по вопросам, имеющим жизненное значение для населения данного региона или муниципалитета. Действия по их реализации при определенных условиях могут негативно отразиться на политике центральных властей, направленной на достижение единых общегосударственных стандартов уровня жизни, социального обеспечения, систем образования, здравоохранения, трудовых отношений, ценообразования и т.д.

Роль и значение политики государства в ключевых сферах общественной жизни особенно возрастают в периоды кризисов или глубоких социально-экономических и политических преобразований. Ибо подобные трансформации влекут за собой неожиданные, непредсказуемые последствия. В такие периоды заметно ухудшается положение большинства населения: растет безработица, уменьшаются его доходы, увеличивается социальная нестабильность.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...