Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственное регулирование экономики

 

Государственное регулирование экономики представляет собой систему опосредованного воздействия на поведение хозяйственных субъектов и тем самым на экономику в целом путем изменения за­конодательства, системы налогообложения, таможенных пошлин, валютных курсов, применения других инструментов ограничения или, наоборот, мотивации той или иной деятельности.

По мере развития рыночного хозяйства возникали и обостря­лись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе свободной конкуренции. Воз­никла необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необхо­димых для продолжения воспроизводства в национальных масшта­бах. Отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безрабо­тица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкурен­ция на мировых рынках требовали активного участия государства в экономической жизни.

Государственное экономическое регулирование решает различ­ные задачи, выступающие на передний план в тот или иной период. Это, например, стимулирование экономического роста, регулирова­ние занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержание внешнеэкономического рав­новесия путем активизации или сдерживания экспорта, либо им­порта разных товаров или капитала.

Государство регулирует экономику во всех национальных моде­лях общественно-экономических систем. Естественно, регулиро­вание в современной рыночной экономике осуществляется в на­много меньших масштабах, чем в централизованно планируемой системе. Однако экономическая роль государства и здесь несопо­ставимо выше, чем на ранней стадии капитализма. Колоссальных масштабов достигло межгосударственное регули­рование мировой экономики, осуществляемое международными организациями, особенно Международным валютным фондом, Все­мирным банком, Большой восьмеркой, Парижским и Лондонским клубами и др.

Представление о масштабах государственного регулирования дает доля ВВП, перераспределяемая через совокупный бюджет во внебюджетные фонды. Эта доля в середине 1990-х гг. в Японии и США составляла от 35 до 40%, в Германии, Франции, Италии и Канаде — свыше 50%, а в Швеции — более 60%. Несмотря на за­метные различия в доле перераспределяемого государством внут­реннего продукта рынок в каждой из этих стран играет первосте­пенную роль, а государство лишь дополняет рыночное регули­рование.

Регулирование экономики направлено одновременно на дости­жение всех целей общественного развития в экономической проек­ции. В разные периоды и тем более в разных странах структура пер­воочередных целей может быть различна. Идеальная модель эконо­мического устройства общества предполагает использование меха­низма государственного регулирования для решения различных проблем. В частности:

Правовое обеспечение функционирования рыночного механиз­ма. На государство возлагается серьезная задача - защита прав производителей и потребителей, действующих на рынке. К. Поппер отмечает: «...промышленное общество, основанное на рыночных от­ношениях и предлагающее значительную свободу выбора, немысли­мо без правовой системы, без власти закона» [95, с.8]. Для нормального осуществления экономической деятельности субъекты должны быть защищены законодательно.

Прежде всего, должно быть обеспечено право собственности. Собственник, неуверенный в неприкосновенности своей собствен­ности, будет опасаться ее отчуждения и ограничения своего права на нее и не сможет использовать в полную силу творческий и мате­риальный потенциал. В целях государственного противодействия неограниченной власти монополий в экономически развитых странах разработано антимонопольное законодательство, ограничивающее элемент не­здорового и недобросовестного соперничества. В рамках законода­тельства о защите прав потребителей принимаются серьезные сан­кции против продажи некачественных товаров, ложной информа­ции о деятельности фирм и т.п. Разработаны законы относительно защиты интеллектуальной собственности, деятельности банковской сферы и других областей экономики. Наконец, уголовное законодательство, направленное про­тив краж, насилий, убийств, создает более стабильную ситуацию в стране и, таким образом, также улучшает функционирование рынка.

Производство общественных товаров. Подобных товаров и услуг, относимых к категории общественных, достаточно много. К ним относятся товары оборонного назначения, содержание правоохранительных органов, дороги, дорожная размет­ка, дорожные знаки и целый ряд аналогичных товаров. Все эти блага служат интересам общества в целом. Предельные издержки на производство не зависят от количества потребителей, и государству целесообразнее взять на себя заботу об их содержании.

Государство финансирует подобные сферы из бюджетных средств. Расходы на оборону являются значительной статьей расходной части бюджета. Другую большую статью составляют средства, выделяемые на социальные нужды и на содержание государственного аппарата. Ис­точник финансирования — налоги. Причем в данном случае отсут­ствует непосредственная связь между величиной уплачиваемого на­лога и реальным участием в процессе потребления данного общест­венного товара. Из-за незначительного размера или вообще отсутст­вия предельных издержек, которые вызывает каждый дополнитель­ный потребитель, не имеет смысла строить сложную систему опла­ты общественных благ, поэтому они и финансируются из государст­венного бюджета.

Минимизация трансакционнных издержек (экстерналий). Прини­мая на себя содержание общественного блага, государство решает и задачу минимизации трансакционных издержек: весьма сложно было бы, например, заключать сделку с каждым участником движе­ния по шоссейным дорогам, заставляя каждого, кто пользуется ус­лугами скоростной трассы, платить определенную сумму при въезде или выезде. Ясно, что такая система создавала бы «пробки» на до­рогах, затрудняла бы проезд и в конечном счете уничтожила бы все те плюсы, ради которых такая скоростная трасса была создана.

Есть товары, которые по определению не относятся к общест­венным, но из-за высоких трансакци­онных издержек государству все же бывает выгодно взять на себя их финансирование. Классический пример — неко­торые виды страхования, связанные в основном с производствен­ной деятельностью: страхование на случай безработицы, по старос­ти. Частные страховые компании нуждаются в дорогостоящей рек­ламе, содержании административного аппарата и страховых аген­тов, что не нужно государству. Поэтому затраты государства в дан­ной области значительно ниже, и подобные товары, как и общест­венные товары, целесообразнее производить государству.

Компенсация внешних издержек. Существуют два основных способа минимизации отрицательных издержек госу­дарством. Первый способ - принятие административных мер по отношению к тем, кто вызывает отрицательные экстерналии. На­пример, в США виновникам ухудшения или загрязнения окружаю­щей среды предъявляются обвинения на основании Закона о граж­данских правонарушениях, Закона о нарушении прав собственнос­ти, а также принятых в 1970-е гг. Закона о чистом воздухе, Закона о чистой воде, Закона об ограничении шума, Закона о национальной экологической политике. На государство возлагается осуществление контроля за отрицательными внешними эффектами с применением административно-командных мер, гражданского кодекса, штрафных санкций, рыночных лицензий на выброс отходов до определенного Уровня загрязнения окружающей среды.

Помимо установления норм и применения запретов, т.е. поми­мо прямого административного вмешательства с целью минимиза­ции отрицательных экстерналий, государство использует и косвен­ный метод борьбы с отрицательными издержками через налого­вую сферу. Суть его заключается в том, что производители, являю­щиеся основными виновниками возникновения отрицательных внешних эффектов, облагаются налогами, что заставляет их в опре­деленном смысле менять свое поведение.

Кроме отрицательных экстерналий существуют и положитель­ные экстерналии, когда выгоду получает не только непосредствен­ный потребитель данного блага, но и «третьи лица». Под «третьими лицами» здесь, как правило, понимается общество в целом. Государство поощряет и субсидирует возникновение положительных экстерна­лий. Предоставляется субсидия потребителю (он сможет платить более высокую цену) или производителю (снижаются его издержки), в любом случае это ведет к увеличению потребления блага. Как правило, государство стремится предоставить субсидию тому, у кого большая эластич­ность спроса по доходам, степень реакции после субсидии на по­требление блага будет выше. Государство субсидирует здравоохране­ние, образование, различные благотворительные программы, по­скольку от реализации мероприятий в этих сферах выигрывают не только непосредственные получатели блага, но и общество в целом: ведь чем больше здоровых, образованных и культурных людей будет в обществе, тем больше предпосылок имеет такое общество.

Стабилизация макроэкономических колебаний. Госу­дарству также принадлежит важная роль в сглаживании макроэкономичес­ких колебаний, которым подвержена экономика.

Таким образом, государственное регулирование необходимо осу­ществлять в определенных пределах. Эти пределы установлены масштабами «фиаско» рынка в целом и конкретной экономической си­туацией. Умелое государственное регулирование позволяет ликвидиро­вать те «провалы», которые невозможно восполнить, используя ис­ключительно рыночный механизм. Здесь уместна сентенция Авраама Линкольна: «Разумная цель государства состоит в том, чтобы делать для людей то, что им требуется, но, что они сами своими силами делать не могут вообще или не могут делать должным образом» [39, с.73].

 

Методы экономической политики

В тесной связи с типами экономических систем и, соответствен­но, со степенью «вторжения» государства в экономику находятся методы, используемые государством в экономической политике. Здесь подразумевается не только управление принадлежащим государ­ству сектором экономики, но и регулирование деятельности частно­го бизнеса. В экономической литературе эти методы подразделяют­ся на директивные (предписывающие, обязательные к исполнению) и индикативные (рекомендательные). Чаще их называют админи­стративными и экономическими. К первым относятся пра­вовые нормы (законы) прямого действия, а также адресные зада­ния, лимиты, ставки и виды налогов, обязательные экологические нормативы и т.п., ко вторым методам — влияние на цены, совокуп­ный спрос и предложение, использование бюджетных инвестиций, налоговые льготы и т.д. Следовательно, в первом случае упор делается на принудительное подчинение государственным ре­шениям, а во втором - государство привлекает различных субъектов экономики к выполнению своих программ и решений на основе их интереса.

Нужно заметить, что наряду с административными и экономи­ческими методами в числе атрибутов государственной политики ис­пользуются и морально-этические стимулы. К ним относятся:

· призывы и предложения бизнесменам от авторитетных по­литиков к участию в общественно-полезных делах — к созданию благотворительных фондов, финансовой поддержке образования, культуры, спорта и т.д.;

· «джентльменские соглашения» с банками, торговыми фирмами, профсоюзами о ценах, процентных ставках, заработной плате и т.д.

· Патриотические призывы к населению, к молодежи.

 

Моральные стимулы широко ис­пользовались в СССР. Советское время отмечено не только «казен­ным патриотизмом», но и реальным бескорыстным энтузиазмом людей, позволившим осуществить немало свершений как в мирное время, так и в период Отечественной войны. Ныне «роман­тика» далеких строек, поездки «за туманом и за запахом тайги», а не за деньгами, в публицистике, да и в некоторых «научных» трак­татах подаются в иронически-пренебрежительном тоне как признак скудоумия «совков». Между тем «преодоление романтики» в связи с всесторонней меркантилизацией - одна из серьез­ных утрат в духовном арсенале российского общества [25].

Каким методам экономической политики должно быть отдано предпочтение? Очевидно, государство должно использовать такие методы воздействия на экономику, которые эффективны, т.е. лучше всего обеспечивают достижение целей и задач этой политики.

Выделяют главные формы и методы вмешательства государства в экономику. Важно различать две основные формы: прямое вмешательство через расширение государственной собствен­ности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями; и косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики.

Прямое вмешательство. Во всех промышленно развитых странах существует более или менее значительный по своим масштабам го­сударственный сектор экономики. Его размеры могут служить кри­терием экономической роли государства, хотя он не абсолютен. Го­сударство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собст­венником предприятий. Это делает государство владельцем части общественного капитала. В государственном секторе западных стран занята довольно большая группа людей: от 11% общей чис­ленности лиц наемного труда во Франции и Италии, до 8—9% в ФРГ, Бельгии и Голландии [25].

Во всех промышленно развитых странах становление и развитие госсектора происходило практически в одних и тех же отраслях (угольная промышленность, электроэнергетика, мор­ской, железнодорожный и воздушный транспорт, авиация и космо­навтика, атомная энергетика и т.п.). Речь идет, как правило, об отраслях, где инвестиционные ресурсы, т.е. совокупность оборудова­ния и машин, необходимых для производства, имеют большие объем и стоимость. Эти отрасли весьма чувствительны к конкурен­ции и периодическим кризисам.

Прямое вмешательство государства — это и принятие законода­тельных актов, призванных упорядочивать и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы. Примеры государст­венного регулирования экономики путем издания законодательных актов необычайно разнообразны. К ним можно отнести, помимо упомянутого антитрестовского законодательства в США, положение о кооперации во Франции и т.п.

Косвенное вмешательство.В зависимости от цели вмешательства меры экономической политики могут быть направлены на:

· стимулирование капиталовложений и восстановление (если это возможно) равновесия между сбережениями и инвести­циями;

· обеспечение полной занятости;

· стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и ра­бочей силы;

· воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации и цены на некоторые специфические товары;

· поддержку устойчивого экономического роста;

· перераспределение доходов и некоторые другие цели.

 

Для проведения этих разнообразных мер государство прибегает главным образом к фискальной и кредитно-денежной политике. Фискальная политика — это бюджетная политика. Ее можно определять как политику, проводимую путем манипулирования государственными доходами (прежде всего налогами) и расходами. Кредит­но-денежная политика — это политика, проводимая путем регули­рования денежной массы в обращении и совершенствования кре­дитной сферы. Оба эти направления государственной политики тесно связаны друг с другом, хотя по-разному воплощены в рыноч­ной и централизованной экономике. Страны с рыночной экономи­кой, начавшей формироваться несколько столетий назад, постоянно ищут оптимальное сочетание государственного регулирования и функци­онирования естественно сложившегося рыночного механизма. Страны со сложившейся централизованной экономической систе­мой пытаются в ходе разгосударствления возродить с помощью го­сударства (как это ни парадоксально звучит) тот самый мощный, животворящий частный интерес, без которого не может быть рынка. Главная проблема при этом — не убить в объятиях государ­ства этот хрупкий интерес.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...