Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные права и гарантии граждан

 

Для того чтобы государство было в состоянии управлять соци­альной сферой в рамках своей социально-политической деятельнос­ти, оно рассматривает социальную сферу в категориях политики. Это означает, что государство выделяет из всей совокупности отно­шений социальной сферы жизни общества отношения, имеющие всеобщий характер и поэтому подлежащие политической защите. Обязанность защиты со стороны государст­ва своих граждан вытекает из социальной сути государства, которая заключается в установлении политически детерминирован­ной социальной связи между людьми. Социальная защита есть особая политическая форма включения индивидов в социаль­ную жизнь с целью снятия экономических препятствий для каждого гражданина, не позволяющих ему без посторонней помощи их пре­одолеть. Этим актом государство определяет «социальную зону» своего политического влияния, и объявляет о своей готовности защищать ее всеми средствами и способами, находящимися в его распоря­жении.

Социальные права граждан — это та область социальной сферы жизни людей, которая не доступна никаким силам общества кроме государства, это тот объект деятельности государства, где его полно­мочия абсолютны. Социальные права — это отноше­ния, реализуемые под эгидой государства, отношения, в которые вступает ин­дивид свободно, по праву, без каких-либо ограничений и предвари­тельных условий со стороны кого бы то ни было. Социальные права — это особая форма регулирования отношений в обществе со стороны государства и особая институциональная форма разреше­ния социального конфликта.

Социальные гарантии — это обязательные для государства соци­альные права, т.е. такие отношения, которые не могут не состоять­ся. Социальные гарантии — это обеспеченные существующими го­сударственными ресурсами декларированные социальные права. Социальные гарантии — это социальные права в действии, реализо­ванные социальные права. Потому социальные гарантии и права, например X. Ламперт [56], включает в понятие собственности, которой как бы изначально наделяются представители наемного труда. Со­циальные гарантии в связи с этим можно рассматривать так же, как возможное право граждан распоряжаться теми ресурсами, которые находятся в распоряжении государства. Поэтому для государства пробле­ма определения круга лиц, которые имеют право на часть дохода от бюджета, а тем самым на некоторые льготы, является важной и сложной.

 

Принцип нуждаемости граждан

 

Социальная льгота — это такое отношение в обществе, при кото­ром индивид или группа индивидов наделяется продуктом из общест­венных фондов в силу их нуждаемости. В основании получения граж­данами социальных льгот лежит принцип нуждаемости. Нуждаемость — это временное или постоянное недопотребление человеком продовольствия, предметов длительного пользования и услуг, имеющих в обществе распространенный характер. Однако недопотребление не станет нуждаемостью до тех пор, пока недопо­требление не приобретет для государства значимый характер. Зна­чимое для государства недопотребление и называется нуждаемос­тью. С этого момента недопотребление индивида как его ограни­ченная связь с обществом становится политической категорией и полностью определяется государством, а ее установление зависит от определения верхнего и нижнего пределов нуждаемости. В различных странах пределы нуждаемости различны, но они не могут быть ниже предельно допустимых физиологических норм и выше средне­го дохода, принятого в обществе.

Нуждаемость индиви­дов возникает на ряде ограничений биологического, экономического, политического и социального характера. Биологические ограничения подразделяются на физиологичес­кие и психологические ограничения, не позволяющие индивиду либо по малолетству и старости, либо по причине инвалидности и болезни трудиться, а значит вступать в отношения, носящий всеоб­щий характер.

Экономические ограничения подразделяются на материальные и моральные. К первым из них относятся уровень разви­тия производительных сил, ко вторым — устанавливаемые эконо­мические отношения или элементы этих отношений. К последним относятся принципы, на которых не только выстраиваются отноше­ния, но и которыми они же укрепляются. Установленный принцип, согласно которому удовлетворения потребностей обществом осу­ществляется через обмен стоимостями, накладывает свой отпечаток на человека, на его потребности, в связи с чем рынок выступает одной из причин нуждаемости. Он создает трудности на пути нормального удовлетворения потребностей людей.

Политические причины покоятся в недрах государственного уст­ройства, которое укрепляет принцип обмена, делает его господству­ющим, а тем самым выступает политической причиной появлению нуждаемости у индивидов. Государство - одна из политических причин появления нуждаемости и установления пределов нуждае­мости, носителями которой являются индивиды, имеющие способ­ность к труду, но из-за острой конкуренции на рынке труда не реа­лизующие ее.

Социальной причиной нуждаемости является социальная диф­ференциация в обществе, превосходящая некоторые пороговые зна­чения. Такими пороговыми значениями являются по одним оцен­кам восьмикратное, по другим — десятикратное превышение дохо­дов 10% высокодоходной группы над 10% низкодоходной группы [25].

15.2.2.6.Социальная защита

Социальная защита — это такие отношения, которые позволяют индивидам, находящихся под их покровительством, сохранять свои позиции в обществе. Социальная защита - это охранительная функция либо политического, либо социального характера. Поэтому социальная защита есть свойство любого объединения людей. Наи­более значительными объединениями в данном случае являются го­сударство и профессиональные союзы. Социальная защита со сто­роны государства пользуется преимуществом только в том моменте, что социальная защита, находящаяся в руках государства, обладает всеобщим характером. В силу того, что социальную защиту могут осуществлять и другие объединения кроме государства, социальная политика реализуется через государственную, либо через негосударственную систему социальной защиты. Во втором случае обычно эта функция находится в руках профессио­нальных союзов, однако за государством сохраняется функция пра­вового обеспечения их деятельности. Тем самым создается публич­но-правовая система социальной политики

В основе системы социальной защиты лежит классическая сис­тема социального обеспечения. Социальное обеспечение является ядром современной социальной политики. Показателем развитости системы социального обеспечения, а также признаком моделей социальной политики являются социальные расходы. Под социальными расходами понимают объем финансирования соци­ально-политической деятельности государства. Обычно в статистике фигурирует такой показатель в виде доли расходов на социальные нужды от внутреннего валового продукта страны. Сегодня имеются страны, где доля социальных расходов превышает 40% от ВВП и есть страны, где социально-политическая деятельность государства не существует вообще. И структура социальных расходов различна, но в целом наибольшие расхо­ды приходятся на обеспечение по старости и семьям, потерявшим кормильца, или семьям умершего.

Государство, опираясь на свое понимание социальной защиты, использует систему социального обеспечения, состоящую из совокупности административных норм и учреждений, реализующих эти нормы в административном порядке. Содержательной стороной системы социального обеспечения, который поддерживается госу­дарством, является принцип обязательного государственного стра­хования. Обязательность страхования не всегда предполагает обяза­тельность взносов со стороны застрахованного. Страховой фонд по некоторым видам государственного страхования может пополняться за счет государства или за счет работодателя, а также наемных ра­ботников.

Существенным в определении социальной политики того или иного государства являются источники финансирования социаль­ных расходов. Источники финансирования бывают бюджетные и внебюджетные. Первые пополняют­ся за счет налогов, деятельности государства в экономической сфере, а также за счет иных средств, поступающих в бюджет государства. Внебюджетные фонды пополняются за счет страховых взносов работодателей и наемных работников. В последнем слу­чае пополнение может происходить как равными, так и неравны­ми долями со стороны работодателей и наемных работников, а некоторые внебюджетные фонды пополняются только за счет рабо­тодателей.

 

Функции социальной политики

 

Социальная политика обладает рядом функций, которые и определяют гуманистический характер государства, стремящегося через политически создаваемые общественные фонды поддержать состояние индивидов в том социальном статусе, кото­рый не был бы обременительным для него и общества. Ряд исследователей [25] относит к ним следующие функции:

· компенсаторную, направленную на ликвидацию внешних сдерживающих усло­вий, не дающих возможность индивиду быть деятельным участни­ком существующих в обществе отношений;

· элективную, направленную на определение обстоятельств и свойств самого индиви­да, позволяющих отнести его в разряд нуждающихся;

· кумулятивную, накапливающую социальный потенциал государства, выражающийся в зависимости индивидов от социально-политической деятельности государства.

Все эти функции тем в большей степени представлены в социальной политике государства, чем в большей степени соци­альная политика находится в тесной зависимости от политики госу­дарства вообще.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...