Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема защиты национальных меньшинств

Проблема защиты национальных меньшинств возникла в XVIII в. Уже тогда национальные меньшинства не желали ассимилировать­ся, стремились сохранять и развивать свои национальные особен­ности и настоятельно требовали специальных правовых гарантий.

Права национальных меньшинств как совершенно самостоя­тельный вид права — неотъемлемая часть современной демократии. Они не сводятся ни к правам индивида, ни к правам большинства. Но и права индивида и права большинства, в свою очередь, не рас­творимы в правах национальных меньшинств. Только в 1990-е гг. в мировом сообществе появились: Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (1992), Европейская Хартия о региональ­ных языках и языках меньшинств (1992), Основные права лиц, при­надлежащих к народам (национальным группам и меньшинствам) в Европе, Проект Дополнительного протокола к Европейской кон­венции о защите прав человека и основных свобод (1994), Конвен­ция по защите национальных меньшинств, принятая по решению Совета Европы. Согласно Заключительному акту Хельсинкского со­вещания от 1973 г., в 1992 г. был учрежден пост Верховного комис­сара по делам национальных меньшинств в Хельсинки.

В современном мире принципиально возросла роль национальной политики, и происходят принципиальные изменения в практике ее проведения. В частности, Великобритания является многонациональной страной, но по территориальному устройству — это унитарное государство. Многие века в стране принимались меры по ассимиляции граждан в языковой, культурной сферах. Но в пос­ледние годы Шотландия и Уэльс получили значительную автономию. В 1967 г. принят закон об уравнении в правах валлийского языка с английским. А Шот­ландия получила судебную систему, отличную от англий­ской. Для Северной Ирландии британское правительство пытается выработать самостоятельный статус (например, Акт о Северной Ирландии 1973 г.), хотя с 1972 г. Ольстер (шесть северных графств в Северной Ирландии) периодически находится под прямым правле­нием Великобритании [49, с.68]. Государственным языком Великобритании является английский, однако на Нормандских островах и в Уэльсе употребляется два официальных языка, соответственно, английский и французский, и английский и валлийский.

В США решение национальных проблем также осуществляется в аспекте политики культурного плюрализма, который предполагает толерантность государства в отношении выходцев из разных этно­сов и обеспечение соответствующих условий для сохранения и раз­вития их этнокультурной среды, а также для оказания помощи эт­ническим группам в повышении их статуса в американском обще­стве. Удовлетворение социально-культурных запросов этнических групп ведет к снижению межнациональной напряженности. Американцы создают атмосферу, благоприятную для развития иноязыч­ной культуры.

Для представителей национальных меньшинств важны две сферы правовой защиты: 1) гражданские свободы, особенно свобода употребления языка, свободное выражение мыс­лей, мнения, свобода объединений, печати, религии; 2) недискри­минация, т.е. равенство, всех граждан перед законом.

Важнейшей сферой идентичности является язык и школа. Датское меньшинство в Германии имеет 53 учебных заведения (от школ до гимназий), 63 детских сада, одну школу-интернат. В школах преподают на датском языке. Фризы изучают свой язык в дарственных школах и детских садах. У лужан преподавание также ведется на родном языке. Второй важной областью для сохра­нения национального самосознания является культура. Создаются театральные группы, группы народного творчества, культурные центры, имеется театр, газеты, радио, телевидение. Все националь­ные меньшинства имеют возможность, исполняя свои религиозные обряды, нести службу и осуществлять всю церковную деятельность на родном языке.

Франция, как и Турция, в отличие от многих других стран, не признает национальные меньшинства, считая, что интересы боль­шинства важнее. По конституции Франции признание существова­ния единого народа в границах единой и неделимой республики ос­новано на исторической традиции конца XVIII в., когда была про­возглашена «Декларация прав и свобод человека и гражданина». До Великой французской революции некоторые меньшинства, напри­мер евреи и протестанты, имели особый статус, ставивший их в не­равноправное положение по отношению к большинству. Франция проводит политику ассимиляции, согласно которой представители этнических меньшинств должны принять общефранцузские ценнос­ти, быть, прежде всего, французами. При этом у каждого человека остается право проявлять свою индивидуальность (в т.ч. культурную, религиозную или этническую) на личном, а не группо­вом уровне. Непризнание прав меньшинств, в том числе прав на отделение, избавляет государство от сложной проблемы обяза­тельств по отношению к ним, от угрозы нарушения национальной целостности. Но с 1982 г. во Франции официально признаны языки и культуры этнических меньшинств. В 1985 г. образован Государст­венный совет по национальным делам и культуре. В законодатель­стве (но не в Конституции) страны есть пункты, которые дают меньшинствам свободу выражения. Существует определенный раз­рыв между правом и реальностью. В школах Франции изучают диа­лекты корсиканского, каталонского, бакского, бретонского, фламандского, эльзасского языков. Корсике предоставлен статус авто­номии в сфере культуры и радиовещания.

Права лиц, принадлежащих к меньшинствам, восполняют фун­даментальные права и свободы всех членов общества. Положение меньшинств — показатель зрелости демократии, поскольку взаим­ная терпимость к их различиям является существенной частью де­мократического мироощущения. Демократия не обеспечена, если жизненные интересы и права меньшинств не защищены наряду с интересами и правами большинства. Действительно, история пока­зывает, что неуважение прав меньшинств зачастую является прелю­дией к попранию прав большинства [101, с.5].

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...