Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Российская государственная национальная политика

 

Исследуя концепции зарубежной национальной политики, учи­тывая опыт решения национальных проблем и разработку норм межнациональных отношений на Западе, Россия должна основы­ваться на своей специфике, на своих исторических ус­ловиях. В «Концепции государственной национальной политики Российской Федерации», утвержденной указом президен­та России (15 июня 1996 г.), выделены следующие направления деятельности:

· развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармо­ничное сочетание субъектов РФ и целостности Российского госу­дарства;

· развитие национальных культур и языков народов России, ук­репление духовной общности россиян;

· обеспечение политической и правовой защищенности мало­численных народов и национальных меньшинств;

· достижение и поддержка стабильного, прочного межнацио­нального мира и согласия на Северном Кавказе;

· поддержка соотечественников, проживающих в странах СНГ и Балтии, содействие развитию связей с нашими соотечественника­ми из стран ближнего зарубежья.

 

В 1990-х гг. в целом государственная национальная политика носила, с одной стороны, реактивный характер, отвечая на уже про­явившиеся проблемы и конфликты; с другой стороны, была фраг­ментарной, направленной на решение отдельных задач, вы­рванных из общеполитического контекста. Поэтому современная государственная национальная политика России должна быть превентивной, предусматривающей опасные этнополитические проблемы; и целостной, предполагающей решение данных проблем в рамках единой программы.

В принимаемых документах говорится о равенстве прав и свобод граж­дан, независимо от пола, расы, национальности, языка, отношения к религии. Государство должно создавать равные социальные и по­литические условия для народов, позволяющие сохранять и разви­вать свою культуру. Но в жизни осуществление равенства народов нереально.

Демократична позиция и в отношении этнической иден­тификации: право каждого гражданина «определять и указывать свою национальную принадлежность без принуждения извне». Но как показали последующие события, в некоторых регионах России многие граждане хотят сохранить привычное «принуждение», то есть оставить пятую графу в документе личности.

В целом концепция государственной национальной политики имеет прогрессивный ха­рактер, но отличается половинчатостью, неопределенностью, что сужает ее возможности в плане урегулирования и решения много­образных этнических проблем, а в некоторых ситуациях даже усу­губляет их. Существует тенденция подмены национальной полити­ки решением конфликтных проблем на межнациональной почве. Но национальная политика не может в принципе быть направлен­ной на решение проблем сегодняшнего дня мерами временного ха­рактера, пусть и актуальными для страны [25].

Основной принцип государственной национальной политики — равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлеж­ности к социальным группам и общественным движениям. Можно выделить и другие принципы, которые могут быть положены в ос­нову государственной национальной политики:

· национального паритета и межнационального парт­нерства — состоит в признании всех народов России государствообразующими и в утверждении того, что ни один народ не может об­ладать преимущественным правом на контроль над территорией, институтами власти и природными ресурсами;

· национальной самоорганизации означает создание государством условий, позволяющих представителям разных наро­дов самостоятельно определять и реализовывать свои национально-культурные потребности;

· национального патернализма состоит в обязанности властей всех уровней в защите прав человека в национальной сфере и оказании поддержки наименее защищенным этническим груп­пам, этническим категориям беженцев, переселенцев.

 

Исследователями выделяются такие аспекты национальной политики, как тер­риториальный, демографический, экономический, социальный, культурный, социолингвистический, конфессиональный, психоло­гический.

Теоретически равноправие народов означает отказ от определе­ния: титульный, нетитульный народ, национальное меньшинство или национальное большинство и другие противопоставления. В строго терминологическом смысле равенство народов означает отказ от практики закрепления в той или иной, в том числе и в чисто символической, форме разного статуса национальных субъек­тов РФ.

Национальная политика только в том случае станет консолиди­рующим фактором, если будет отражать все многообразие интере­сов народов России, в том числе и самые главные, может быть, эт­нокультурные. При реализации национальной политики в духовной сфере необходимо реализовать следующие задачи обществом и го­сударством:

· формирование и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия, культивирования чувства российского патриотизма;

· распространение знаний об истории и культуре народов, насе­ляющих Российскую Федерацию;

· сохранение исторического наследия и развитие национальной самобытности и традиций взаимодействия славянских, тюркских, кавказских, финно-угорских и других народов России в российском евразийско-национально-культурном пространстве, создание в об­ществе атмосферы уважения к культурным ценностям;

· обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков всех народов России, использование русского языка как об­щегосударственного;

· укрепление и совершенствование национальной общеобразо­вательной школы как инструмента сохранения и развития культуры и языка каждого народа наряду с воспитанием уважения к культуре, истории, языку других народов России, мировым культурным цен­ностям;

· учет взаимовлияния национальных обычаев, традиций и об­рядов религии, поддержка усилий религиозных организаций в ми­ротворческой деятельности [1, с.25].

 

Межнациональные отношения в стране во многом опре­деляются национальным самочувствием русского народа, являюще­гося опорой российской государственности. Все более актуальны­ми становятся проблемы национально-культурного развития рус­ского народа. На первом месте у русских стоят задачи улуч­шения своего положения, т.е. качества жизни по всему спектру существующих проблем национального бытия — от соци­ально-экономических до духовно-нравственных. Но доминиру­ющими являются потребности повышения национальной солидар­ности и уровня государственной защищенности русских. Русский народ, составляя большинство населения страны, является в России системообразующей нацией. От положения и национального само­чувствия русских во многом зависит национальная безопасность го­сударства в целом.

Проведение парламентских слушаний по вопросу «О концепции государственной программы националь­но-культурного развития русского народа» говорит о том, что рус­ская проблематика перестала быть предметом полити­ческих спекуляций и все более становится, с одной стороны, пред­метом серьезного изучения, а с другой — существенным фактором национальной политики. От благополучия русского народа, состав­ляющего более 4/5 населения страны, зависит в огромной мере общее состояние межнациональных отношений в России. Русской проблеме почти не уделялось внимания в практике управления. В государственной концепции она упоминается только в связи с задачей использования русского языка как общегосударственного. До сих пор проблемы русских вы­зывают у управленцев неоправданную стыдливость и опасения, что любые проявления интереса к ней могут стать поводом для обви­нения в шовинизме. Между тем от разрешения этой проблемы во многом зависит возможность предотвращения и периферийного эт­нического сепаратизма и межнациональных конфликтов. Русская проблема имеет несколько основных проявлений. Это продолжаю­щийся отток русского населения из большинства республик России, нарушающий сложившийся баланс этнополитических сил и интере­сов. Недостаточное участие русских в политической жизни ряда ре­гионов, включая и те, где они являются численно наибольшей эт­нической общностью, как по причине существующих в некоторых республиках политико-правовых проблем, так и в силу собственной слабой политической активности и самоорганизации. Это и пробле­ма адаптации вынужденных переселенцев из других стран к новым условиям проживания в регионах России.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...