Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные направления экологической политики

Сохранение природы и улучшение качества окружающей среды являются приори­тетными направлениями деятельности большинства современных государств. Основными направлениями российской экологической полити­ки являются:

· регулирование природопользования;

· снижение загряз­нения окружающей природной среды;

· обеспечение экологической безопаснос­ти;

· сохранение и восстановление природной среды.

Достичь устойчивого природопользованиявозможно лишь при «неистощимом» использовании возобновляемых и рациональном использовании невозобновляемых природных ресурсов. Природные ресурсы России (земельные, водные, минеральные, лесные, биологические, а также рекреационные и климатические) вносят существенный вклад в сохранение стратегической безопас­ности страны. Они позволяют обеспечить потребности экономики, в т.ч. поддерживать высокий уровень экспорта сырьевой продукции. Со­стояние природно-ресурсного потенциала страны, охрана и восстановление его сегодня в России определяет темпы экономического поста и благосостояние граждан. Природно-ресурсный потенциал нашей страны превышает потенциал США в 2-2,5 раза, Германии – в 6, Японии — в 18-20.

Однако использование природных ресурсов в нашей стране из-за отсутствия долгосроч­ной продуманной концепции и должного контроля со стороны го­сударства ха­рактеризуется слабой эффективностью. Оно, ввиду сы­рьевой ориентации экономики, ведет к негативным экологическим последствиям:

· истощению невозобновимых природных ресурсов;

· нарушению водного баланса;

· деградации почв;

· сокращению био­логического разнообразия;

· исчезновению лесов.

Уменьшение загрязнения окружающей средывыбросами, сбросами и отходами, а также снижение энергоемкости и мате­риалоемкости продукции и услуг невозможно без стимулирования и внедрения ресурсосбере­гающих и безотходных технологий в промышленности, использова­ния вторичных ресурсов, в т.ч. переработки накопившихся отходов.

Оценки, полученные в результате исследований, про­веденных Массачусетским технологическим институтом, по словам его президента П. Грея, доказывают, что с помощью внедрения современных технологий эффективность использования природных ресурсов повышается в 4 раза. Можно жить в два раза лучше, потребляя в два раза меньший объем природных ресурсов. Это направление является сегодня приоритет­ным в экологической политике США [25].

Политическое руководство России в основу своей государствен­ной стратегии положило принцип «сначала стабилизация, потом экологизация». Государство стремится стабилизировать экологичес­кую ситуацию, т.е. сохранить ресурсоемкую и экологически опасную организацию хозяйства за счет усиления эксплуатации не­возобновимых ресурсов. В России на каждый рубль ВВП приходится примерно в пятьраз больше выбросов окислов серы и в три раза — окислов азота и углерода, чем в ФРГ [97, с.14]. Реализация этой стратегии выражается в усилении ресурсоэксплуатирующей функции над природоохранной.

Новым направлением современной российской экологической политики, как и в большинстве индустриально развитых стран, стало определение обеспече­ния экологической безопасности в качестве компоненты национальной без­опасности страны (Концепция национальной безопасности).

В Федеральном законе «Об охране окружающей среды», всту­пившем в действие в 2002 г. экологическая безопасность рассматри­вается как состояние «защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций при­родного и техногенного характера, их последствий» [114, с.7].

В современном индустриальном обществе идет производство, накопление и распространение рисков как реальных и потенциаль­ных опасностей для нормального существования человека и приро­ды. У. Бек, исследующий влияние рисков на жизнь общества, считает, что «риски являются сопутствующим продуктом модерни­зации и производятся в таком изобилии, что их желательно предот­вратить» [8, с.30].

Экологические проблемы это не проблемы природной среды, а проблемы общественной среды: и по своему генезису, и по своим последствиям. Общество породило риски, оно и должно придумать, как ими управлять. Главным условием обеспечения экологически безопасного развития является признание приоритетности интере­сов охраны окружающей среды при осуществлении экономической модернизации.

Политика государства по сохранению и восстановлению природной средынацелена в первую очередь на сохранение и восстановление биологического и ландшафтного разнообразия, достаточного для поддержания способности природных систем к саморегуляции и компенсации последствий антропогенной деятельности. Однако она не является для государства приоритетным направлением на сегод­няшний день [25].

В результате непродуманной политики произошло, например, разрушение заповедной системы России, одной из лучших систем охраняемых территорий в мире. Она до недавнего времени была не только государствен­ной структурой с федеральным центром и почти 140 отделениями в регионах (заповедниками, национальными парками, федеральными заказниками и памятниками природы); но и основой общественно­го союза, объединяющего региональные центры общественных при­родоохранных движений, центры экологического образования и воспитания, издающего свои газеты и бюллетени. Управление особо охраняемых природных территорий и объектов в статусе структур­ного подразделения сквозного действия центрального аппарата Ми­нистерства природных ресурсов численностью 10-15 человек заме­нило собой Управление, имевшее восемь тысяч сотрудников федеральных охраняемых территорий и 500 ученых, занимавшихся организацией научных исследований по отечественным и зарубежным грантам и программам, разработкой и реализацией федеральных целевых про­грамм «заповедной отрасли».

Эти и многие другие решения правительства, принятые, на пер­вый взгляд, вопреки интересам граждан, имеющих по Конституции право на благоприятную окружающую природную среду, при более глубоком рассмотрении мотивации правительственного решения от­ражают интересы большей части населения страны. К сожалению, понижение ранга экологических ценностей в России и изменение приоритетов в программах российских партий, движений и наибо­лее известных политиков оправдано объективной необходимостью. 75% россиян не довольны состоянием окружающей среды в стране, но при этом 40% против 32% считают, что обеспечение экономического роста важнее защиты окружающей среды [88, с.11].

Правительство последовательно реализует свою концепцию го­сударственной политики, провозгласившую приоритетным на бли­жайшие годы принцип выживания и стабилизации за счет эксплуа­тации сырьевых ресурсов, поскольку именно они — «основное бо­гатство России», а «наш стратегический приоритет» — это «рацио­нальное, справедливое» их налогообложение, которое должно обес­печить поступление в государственную казну средств [96].

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...