Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные составляющие системы международных отношений

Государство — субъект политики и носитель власти внутри страны и государственного суверенитета на международной арене, участник системы международных отношений. Система международных отношений - это совокупность составляющих ее элементов, между которыми существуют устойчивые связи и зависимости. Главными субъектами международных отношений выступают, суверенные национальные государства. Только государство имеет реальные властные полномочия осуществлять внешнюю политику, вступать в межгосударственные договоры и соглашения, объявлять войну и заключать мир.

Характер, основные направления, масштабы, диапазон, степень эффективности внешней политики зависят от многих факторов. Важно учесть, что она теснейшим образом связана с внутренней политикой. И та и другая опираются на экономический, демографический, научно-технический, военный и другие потенциалы государства. Немаловажное значение с данной точки зрения имеют величина государства, его статус, вес и влияние в мировом сообществе стран и народов. В этом смысле выделяются карликовые, малые, средние государства и великие державы [22, с.82] .

В послевоенный период великими державами было принято называть пять государств: СССР (Россию), США, Китай, Великобританию и Францию. По Уставу ООН они являются постоянными членами Совета Безопасности. Однако в последние два десятилетия по своему экономическому весу на место и роль великих держав также претендуют Япония, Германия и Индия. В послевоенный период также получило распространение понятие сверхдержавы, которое применялось в отношении СССР и США на том основании, что они обладали значительно большим, чем все остальные государства, в т.ч. и великие, экономическим и военно-политическим потенциалом.

В настоящее время считается, что в мире существует одна единственная супердержава — США, которым на мировой арене якобы нет достойного соперника. Все же нельзя вывести за скобки тот факт, что в мире есть еще одна держава, которая одна единственная способна противостоять этой супердержаве в военном плане. Это - Россия.

Ведущую роль в системе международных отношений играют великие державы, несущие особую ответственность за поддержание мира и международной безопасности. Их особая роль на мировой арене признана практически всем мировым сообществом, несмотря на утвердившийся в международном праве принцип равноправия всех без исключения государств независимо от размера их территории, экономической и военной мощи, политического влияния.

Важное место в мировой политике занимают также межгосударственные союзы, всемирные и региональные организации: Организация Объединенных Наций, Европейский союз (ЕС), Организация Американских Государств (ОАГ), Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК), Организация Африканского единства (ОАЕ), Организация «Исламская конференция» (ОИК) и др. Число таких организаций постоянно растет, а функции существующих организаций расширяются. В 1948 г. была сформирована специальная организация ООН ЮНЕСКО, занимающаяся проблемами развития культуры и науки; а в 1972 г. — ЮНЕП, назначение которой состоит в том, чтобы обеспечивать руководство и поощрять партнерство в бережном отношении к окружающей среде путем создания возможностей для улучшения качества жизни стран и народов без ущерба для будущих поколений.

Заметную роль играют международные организации в решении проблем сырья и энергетики (например, ОПЕК). Особо важные функции возложены на Международное агентство ООН по атомной энергии (МАГАТЭ), призванное предотвратить распространение ядерного оружия и обеспечить развитие атомной энергии в мирных целях.

Существенным фактором мировой политики стали ежегодные совещания по важнейшим экономическим и внешнеполитическим вопросам так называемой «Большой семерки», а теперь, после того как Россия стала членом этой организации, — «Большой восьмерки», в которую вошли семь наиболее индустриально развитых стран: США, ФРГ, Франция, Великобритания, Япония, Италия и Канада, а также Россия. Главное внимание на совещаниях «восьмерки», как правило, уделяется решению таких вопросов, как обеспечение экономического роста, сглаживание несбалансированности внешнеэкономических связей, инфляция, безработица. Вместе с тем рассматриваются также и военно-стратегические, внешнеполитические и иные вопросы.

Помимо суверенных национальных государств активными субъектами или агентами международных отношений в последнее время стали многонациональные и транснациональные корпорации, оказывающие все возрастающее влияние не только на характер функционирования и тенденции развития мировой экономики, но и на политические, социальные, культурные и иные процессы во всемирном масштабе. Сегодня решения, принимаемые в их штабах, порой могут сказаться на жизни граждан отдельных, особенно малых и средних стран в большей степени, чем решения, принимаемые их правительствами.

Любая международная система базируется на органическом сочетании военной, экономической, политической и идеологической власти различных стран и народов, поэтому она охватывает множество сфер: экономические, дипломатические, политические, военные, культурные и другие отношения. Вместе с тем очевидно и то, что на международные экономические и политические отношения определенное влияние могут оказать национальные общности или же те или иные национальные диаспоры, обосновавшиеся за пределами своих исторических родин.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации (2000) современное положение в мире характеризуется как динамичная трансформация системы международных отношений. После окончания эры биполярной конфронтации возобладали две взаимоисключающие тенденции. Первая тенденция проявляется в укреплении экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционных объединений, в совершенствовании механизмов многостороннего управления международными процессами. При этом все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы.

Вторая тенденция проявляется через попытки создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права.

Формирование международных отношений сопровождается конкуренцией, а также стремлением ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, в том числе путем создания оружия массового уничтожения. Значение военно-силовых аспектов в международных отношениях продолжает оставаться существенным.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...