Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Концепция национальной безопасностиОсновные направления и принципы защиты суверенитета и независимости государства определяются концепцией национальной безопасности. Она представляет собой производное от концепции национальных интересов, а в более широком смысле - от общего видения лидерами государства, ведущими политическими силами места и роли своей страны в мировом сообществе. Концепция национальной безопасности строится с учетом всех геополитических факторов, так или иначе оказывающих влияние на пути, формы и средства реализации национальных целей. Она разрабатывается с учетом, как внешнеполитического фактора, так и внутренних угроз, связанных с состоянием самого общества, экономики страны-, уровня развития социальной и информационной инфраструктуры. Понятие национальной безопасности, по определению К.С. Гаджиева [22, с.86], включает следующие параметры: · способность обеспечить физическое существование населения; · территориальную неприкосновенность и целостность государства перед лицом внешних и внутренних угроз; · гарантии невмешательства во внутренние дела; · возможность своевременно предотвращать потенциальные и непредвиденные угрозы; · опасность разрушения самого образа жизни страны и народа.
Концепция национальной безопасности имеет, прежде всего, внешнюю направленность и в этом смысле главными ее несущими конструкциями остаются внешнеполитическая стратегия, дипломатическая практика, военно-политическая платформа и ее военно-силовое обеспечение. Что касается внутриполитического аспекта — борьбы с подрывными элементами, разведки, — то он обычно занимает подчиненное к внешним задачам положение. К главным целям государства в системе мирового сообщества, в контексте его национальных интересов, относится безопасность страны, стабильность политической системы, благополучие общества. Каждое государство по-своему оценивает относительную важность преследуемых им целей. Значимость для государства каждой из них и его способность реализовывать их зависят от многих факторов: его геополитического положения, историй, культуры, типа политической системы, стиля руководства, характера взаимоотношений с другими государствами. Национальная безопасность тесно связана с защитой общественно-политической системы страны. В этом случае речь идет о способности государства защищать и отстаивать свои внутренние интересы, принимая меры по сохранению единства сообщества, целостности национального государства как носителя общих ценностей, характеризующих образ жизни данного парода. Очевидно, что область исследования национальной безопасности охватывает средства, формы и методы, с помощью которых то или иное государство планирует и разрабатывает внешнеполитическую стратегию, обеспечивает свою безопасность. Государство располагает разными средствами защиты своих интересов. Одним из самых радикальных является применение или угроза применения насилия. Нация не может жертвовать своими законными интересами и способна, в случае если эти интересы подвергаются опасности, отстаивать их с помощью войны. Главная ответственность за реализацию этой функции возлагается на вооруженные силы. В начале XIX в. известный немецкий военный теоретик Клаузевиц [46] (1780-1831) сформулировал свой знаменитый афоризм: «Война есть продолжение политики иными средствами». Но и задолго до Клаузевица государственные деятели действовали в духе данного афоризма. Это вполне естественно, если учесть, что отношения между государствами характеризуются взаимными противоречиями, конкуренцией и конфликтами. В своих крайних проявлениях конкуренция может перерасти в войну между соперничающими сторонами. Агрессия, война одного государства против другого столетиями воспринимались политиками как законное и приемлемое средство разрешения возникающих конфликтов. Концепция национальной безопасности Российской Федерации утверждена Указом Президента 10 января 2000 г. Она представляет собой систему взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. В условиях ядерного века главные цели мирового сообщества — сохранение и обеспечение международной безопасности; создание условий, исключающих нарушение всеобщего мира и возникновение глобального конфликта. Основные принципы поддержания мира и международной безопасности сформулированы в Уставе и других документах ООН. Эти принципы предусматривают, в частности, принятие коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру подавления актов агрессии, неприменения насилия при разрешении международных споров.
15.3.4. Современные политологические концепции внешней политики
В политической науке существует ряд теоретических концепций, стремящихся объяснить природу международных отношений и проанализировать механизмы осуществления внешней политики отдельных государств.
15.3.4.1. Школа политического реализма На протяжении длительного времени наиболее известным и авторитетным научным сообществом в изучении международной политики была школа политического реализма. Ее основоположником и наиболее видным представителем в США считается Г. Моргентау [73]. С его точки зрения, международная политика, как и всякая другая, является борьбой за власть. В сфере международных отношений под борьбой за власть Г. Моргентау подразумевал борьбу государств за утверждение своего силового превосходства и влияния в мире. С позиций политического реализма международные отношения - это прежде всего отношения межгосударственные, где единственными реальными акторами являются суверенные государства. Последние стараются реализовать собственные интересы, используя весь имеющийся в их распоряжении силовой потенциал. По мнению Г. Моргентау, цели внешней политики должны определяться в терминах национального интереса и поддерживаться соответствующей силой. В англоязычной литературе понятие «нация» тождественно понятию «государство», что соответствует западным традициям и реалиям, где давно уже сформировались и национальное государство, и гражданское общество. Поэтому речь фактически идет о национально-государственных интересах. Представители школы политического реализма подразделяют их на постоянные, основополагающие и преходящие, промежуточные интересы. К числу постоянных интересов относят: · «интересы национальной безопасности», под которыми подразумевается защита территории, населения и государственных институтов от внешней опасности; · «национальные экономические интересы», а именно развитие внешней торговли и рост инвестиций, защита интересов частного капитала за границей; · «интересы поддержания мирового порядка», включающие в себя взаимоотношения с союзниками, выбор внешнеполитического курса.
Промежуточные интересы по степени значимости выстраивают в следующем порядке: · «интересы выживания», т.е. предотвращение угрозы самому существованию государства; · «жизненные интересы», т.е. создание условий, препятствующих нанесению серьезного ущерба безопасности и благосостоянию всей нации; · «важные интересы» — предотвращение нанесения «потенциально серьезного ущерба» для страны; · «периферийные, или мелкие, интересы», связанные с проблемами преимущественно локального характера [25].
В зависимости от конкретной ситуации, складывающейся в мировой политике, на первое место выдвигаются те или иные основополагающие или промежуточные интересы в различных сочетаниях между собой. Термин «национальная сила», применяющийся в англоязычной литературе, не имеет точного эквивалента в отечественной. Наиболее близок он таким понятиям, как «государственная мощь», «внешнеполитический потенциал государства». Речь идет о ресурсах, которые государство может задействовать для достижения целей своей внешней политики. По мнению Г. Моргентау [73], в структуру «национальной силы» входят следующие элементы: · географическое положение; · природные ресурсы; · производственные мощности; · военный потенциал; · численность населения; · национальный характер; · моральный дух нации; · качество дипломатии.
Г. Моргентау не отвергал роли права и морали в политике. Он утверждал, что политический реализм признает моральное значение политического действия. Однако американский политолог указывал на существование неизбежного противоречия между моральным императивом и требованием успешного политического действия. Государство не может, по его мнению, действовать по принципу: «Пусть мир погибнет, но справедливость должна восторжествовать!» Поэтому моральные критерии по отношению к действиям людей, определяющих государственную политику, должны рассматриваться в конкретных обстоятельствах места и времени, а высшей моральной добродетелью в международных отношениях должна быть умеренность и осторожность. Г. Моргентау фактически выступил против навязывания каким-либо одним государством своих принципов всем остальным, утверждая, что политический реализм отказывается отождествлять моральные стремления какой-либо нации с универсальными моральными нормами.
Школа политического модернизма
Противоположную позицию по отношению к международной политике занимали представители другой школы — модернизма. Для модернистов большое значение имел системный анализ международных отношений. Внимание модернистов привлекал также вопрос о связи международной системы с внутренними политическими системами. Проблема взаимодействия системы и среды рассматривалась ими как проблема воздействия внутренней политической ситуации на международные отношения и наоборот. Один из самых известных представителей модернизма 1960-х гг. Дж. Розенау [102] выделил пять основных факторов, влияющих на внешнюю политику: · индивидуальные факторы, под которыми понимаются личные качества, таланты, предшествующий опыт политических деятелей, определяющие особенности принятия внешнеполитических решений данными лидерами по сравнению с другими; · ролевые факторы т.е. обстоятельства, имеющие отношение к поведению государственных деятелей, обусловленные ролью, вытекающей из занимаемого ими официального положения, а не из личных качеств; · правительственные факторы, касающиеся тех аспектов правительственной структуры, которые определяют границы внешнеполитического выбора политических лидеров; · «общественные переменные» — основные ценности общества, степень его национального единства, уровень экономического развития и т.д.; · «системные переменные», т.е. факторы, определяемые воздействием внешней среды и международной системы на внешнеполитический выбор государственных лидеров (географические реальности, идеологические вызовы со стороны других государств, стабильность правительств в странах, с которыми данное государство взаимодействует и т.д.).
Естественно, что при таком подходе к пониманию сути внешней политики и детерминирующих ее факторов внимание модернистов было сосредоточено на субъективной стороне международных отношений, на изучении роли отдельных личностей и групп в принятии внешнеполитических решений. Большую известность получила концепция Р. Снайдера [25, с.222]. По его мнению, механизм принятия внешнеполитического решения можно объяснить взаимодействием трех переменных величин: · ролью и взаимоотношением различных органов; · поступлением в них информационных потоков; · действиями отдельных лиц.
Большое значение Р. Снайдер придавал изучению мотивации. В соответствии с его концепцией, мотивы, которыми руководствуются государственные чиновники при принятии внешнеполитических решений, можно разделить на два вида. К первому виду относятся мотивы, выработанные под воздействием профессионального опыта чиновника. Второй вид мотивов детерминирован всем жизненным опытом данного государственного чиновника как частного человека. В большей степени, считал Р. Снайдер, следует учитывать мотивы первого вида. Но бывают обстоятельства, когда именно индивидуальные особенности политических лидеров и государственных чиновников оказывают влияние на принятие решений по вопросам внешней политики. Специалисты, исследующие механизмы принятия решений, учитывают наличие групп давления, стремящихся влиять на формирование внешнеполитического курса. Среди этих групп давления чаще всего называют: экономическую элиту, политическую и правительственную элиту, СМИ, лидеров, формирующих общественное мнение, политически активную часть населения. Представляет интерес модель принятия решений, предложенная в начале 1970-х гг. английским политологом Н. Форвардом [25, с.223]. Он выделил шесть критериев, на основе которых государственные лидеры принимают внешнеполитические решения: · сохранение национального единства, т.е. учет факторов, обеспечивающих существование данной страны в качестве независимого государства; · обеспечение национальной безопасности; · сохранение национальной роли, т.е. учет факторов, позволяющих государству сохранять свое место в системе международных отношений; · создание прецедентов; · сохранение репутации, смысл которого в том, что каждое государство, выполняющее свои обещания и угрозы, поднимает свой международный авторитет, а государство, поступающее иначе, напротив, его теряет; · сохранение международного стандарта, т.е. необходимость соблюдения норм морали и международного права.
Н. Форвард назвал три идеальных типа лиц, принимающих внешнеполитические решения. В основе этого деления лежит различие в принципах отбора и учета критериев. Это: · торопливые. К нему относятся политические лидеры, быстро реагирующие на любые действия, угрожающие национальным интересам, не учитывающие долгосрочные последствия принимаемых в данный момент решений. Этот тип принимает во внимание первые три критерия, одновременно игнорируя три последних. · беспокойные. Это политические деятели, ориентированные на долгосрочные последствия принимаемого решения и учитывающие пятый и шестой критерии. · мечтатели. Это люди, опирающиеся только на международные стандарты и считающие, что при принятии внешнеполитических решений следует руководствоваться нормами морали и международного права.
15.3.4.3. Концепция транснационализма
В последние десятилетия позиции политического реализма и модернизма подверглись критике. Основным противовесом традиционным представлениям о мировой политике и международных отношениях, начиная с 1970-х гг., стала концепция транснационализма. Новое направление в изучении мировой политики и международных отношений оформилось в 1971 г. с выходом в свет под редакцией Дж. Ная и Р. Кохэна книги «Транснациональные отношения и мировая политика» [77]. В ней на основе анализа сдвигов в мировом общественном развитии, Най и Кохэн констатировали резкий рост уровня взаимозависимости между отдельными странами, а также усиление взаимообмена в экономической, политической и социальной сферах. Государство больше не способно полностью контролировать такой обмен, оно утрачивает свою прежнюю монопольную роль главного субъекта международных отношений, С точки зрения сторонников транснационализма, полноправными субъектами международных отношений могут выступать транснациональные компании, неправительственные организации, отдельные города или иные территориальные общности, различные промышленные, торговые и иные предприятия, наконец, отдельные индивиды. К традиционным политическим, экономическим, военным отношениям между государствами добавляются разнообразные связи между религиозными, профессиональными, профсоюзными, деловыми кругами этих государств, причем роль последних может иногда равняться роли первых. Утрата государством прежнего места и роли в международном общении нашла выражение и в терминологии — замене термина «интернациональный» (межгосударственный, исходя из западного понимания единства нации и государства) термином «транснациональный» (т.е. осуществляемый помимо государства, без его непосредственного участия). Последователи транснационализма пришли к выводу, что на смену традиционным международным (межгосударственным) отношениям должна прийти новая мировая политика как механизм демократической самоорганизации качественно обновленного международного сообщества. Главные тенденции этой политики будут определяться уже не столько индивидуальными действиями отдельных государств, сколько логикой развития международных политических институтов: глобальных и региональных международных организаций, системой официальных договоров и неофициальных договоренностей, институтами международного права и мирового общественного мнения.
15.3.4.4. Концепция неореализма
С конца 1970-х гг. политический реализм постепенно трансформировался в неореализм.Утверждение неореализма в качестве самостоятельного направления исследований международной политики связывают с выходом в свет в 1979 г. книги К. Уолтца «Теория международной политики». Сохраняя приверженность традиционным постулатам классического политического реализма о естественном характере международных отношений, о национальном интересе как главной детерминанте внешней политики государств и о силе как средстве достижения цели такой политики, неореализм одновременно существенно обновил его воззрения [81, с.220]. В первую очередь это касается отказа от чисто этатистского подхода к мировой политике лишь как к сфере борьбы отдельных государств за могущество и влияние между собой. Новое в неореализме выразилось в признании того факта, что действия государств зависят от структуры самой системы международных отношений, в которой все большую роль начинают играть международные организации и негосударственные акторы. «Естественное состояние» международных отношений сохраняется только для великих держав, взаимодействующих между собой и определяющих структурные свойства международной системы. Действия же мелких и средних государств зависят прежде всего от их места и роли в этой системе, следовательно, для них уже не подходит прежнее представление политического реализма о целях и детерминантах внешней политики. Неореалисты вслед за неолибералами признают снижение роли чисто военных и, соответственно, возрастание роли экономических и социальных факторов в международных отношениях. По их своеобразному мнению, увеличивается экономическая составляющая совокупной мощи государства и относительно падает доля военной составляющей, но стремление к большей безопасности путем наращивания силы, как глубинный мотив внешнеполитического поведения самого государства, по-прежнему сохраняется. При всех изменениях, которые произошли в теории и практике международных отношений, нельзя не признать, что рассмотренные выше концептуальные подходы к анализу внешней политики государства в значительной степени сохраняют свою актуальность и могут применяться для оценки и характеристики международной политики любой страны мира, включая Россию.
Вопросы для самоконтроля по Пятнадцатой главе
1. Охарактеризуйте сущность, принципы и методы государственной политики. 2. Определите сущность и классификация государственной политики. 3. Обоснуйте понятие управления. 4. Что понимается под системы государственного управления? 5. Основные научные подходы к определению государственной политики. 6. Приведите примеры классификации основных видов государственной политики. 7. Охарактеризуйте структуру системы государственной политики. 8. Назовите субъект и объект государственной политики. 9. Почему система государственной политики представляет собой совокупность элементов? 10. Назовите компоненты системы государственной политики. 11. Что понимается под иерархической структурой государственной политики? 12. Почему бюрократия - важнейшая составляющая системы управления? 13. Назовите особенности системы государственного управления в России. 14. Охарактеризуйте функции государственной политики. 15. Назовите принципы и методы государственной политики. 16. Охарактеризуйте политико-управленческие принципы госполитики. 17. Назовите методы управления государственной политикой. 18. Охарактеризуйте понятие «внутренняя государственная политика». 19. Перечислите основные характеристики внутренней политики. 20. Определите термин «государственная экономическая политика». 21. В чем сущность административной предпринимательской монополии? 22. Что понимается под термином «государственная программа»? 23. Что означает термин «государственно-монополистический комплекс». 24. Охарактеризуйте свободную экономическую зону. 25. Что означает термин государственная социальная политика? 26. Охарактеризуйте государственную национальную политику? 27. Определите государственную экологическую политику? 28. Почему существует зависимость внутренней политики от условий среды? 29. Охарактеризуйте термин «внешняя политика государства». 30. Назовите основные составляющие системы международных отношений. 31. Охарактеризуйте основу, предназначение и субъекты внешней политики? 32. Назовите важнейшие компоненты внешней политики. 33. Назовите современные политологические концепции внешней политики. 34. Назовите основные идеи школы политического реализма. 35. Назовите основные идеи школы политического модернизма. 36. В чем суть концепция транснационализма? 37. Охарактеризуйте концепцию неореализма. 38. Определите роль дипломатии в реализации внешней политики. 39. В чем значение международных договоров? 40. Что определяет природу национального интереса?
Литература пятого раздела
1. Акаева М.Х. Взаимодействие культур как фактор политической консолидации общества // Духовно-культурные процессы в современной России. -М., 1998. 2. Арендт Х. Истоки тоталитаризма: Пер. с англ. - М.,1996. 3. Аристотель. Политика // Сочинения в 4 т. - М., 1972. 4. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. - М., 1981. 5. Бакунин М.А. Государственность и анархия // Антология мировой политической мысли. Т.4 / Отв. ред. Б.Н. Бессонов. - М., 1997. 6. Беджанов М.Б. Россия и Северный Кавказ: межнациональные отношения на пороге XXI века. - Майкоп: Изд-во «Адыгея», 2002. 7. Безвербный А.А. Социальная справедливость: состояние и перспективы в России. - Ростов-на-Дону, 1996. 8. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / Пер. с нем. - М., 2000. 9. Белов Г.А. Политология: Курс лекций. - М., 1996. 10. Берк Э. Размышления о революции во Франции и заседаниях некоторых обществ в Лондоне, относящихся к этому событию / Пред. Коннора К. О`Брайена. - М., 1993. 11. Боббио Н. Интеллектуалы и власть // Вопросы философии. - 1992. - № 8. 12. Богданов А.А. Вопросы социализма: Работы разных лет. М., 1990. 13. Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть// Бурдье П. Начала. - М., 1994. 14. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник — М.: Гардарики, 2005. 15. Василик М.А., Вершинин М.С. Политология: Элементарный курс: Уч. пособие для студ. ВУЗов. – М.: Гардарики, 2001. 16. Васильчиков А.И. О самоуправлении. Сравнительный обзор русских и иностранных земских общественных учреждений: В 3-х тт. Спб., 1870. Т.2. (Репринтное издание). 17. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. - М.,1992. 18. Вебер М. Основные социологические понятия. // Избранные произведения. - М., 1990. - С.602-643. 19. Вебер М. Харизматическое господство // Социолог. исслед. - 1988. - №5,6. 20. Вильсон В. Государство. Прошлое и настоящее конституционных учреждений. - М., 1905 (Репринтное издание). 21. Воробьев К.А. Политология: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический проект, 2003. 22. Гаджиев К.С. Политология (основной курс): Учебник / — М: Высшее образование, 2005. 23. Гоббс Т. Левиафан // Гоббс Т. Соч.: В 2 т. - Т.2. - М.,1990. 24. Горелов АЛ. Политология: Учебник. — М.: Эксмо, 2006. 25. Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы государственной политики и управления / Под ред. Л.В. Сморгунова. — М.: «Российская полит. энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. 26. Грамши А. Тюремные тетради. В 3 ч. М., 1991. 27. Градовский А.Д. Сочинения. СПб., 2001. 28. Грязнова А.Г. Под ред. Курс политологии: Учебник. - 2-е изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2003. 29. Гуднау Ф. Дж. Политика и государственное управление // Классики теории государственного управления /Под ред. Дж. Шафритца, Т. Хайда. – М.: Изд-во МГУ, 2003. 30. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество: Пер. с англ. - М.,1969. 31. Даль Р. Демократия и ее критики. — М., 2003. 32. Дойч К. Разрешение конфликта (Конструктивные и деструктивные процессы) // Хрестоматия. Политология. Под ред. М.А. Василика. М.: Гардарики, 1999. - С. 713-721. 33. Дюверже М. Идея политики. Применение силы (власти) в обществе. - М., 1991. 34. Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства. - М., 1908 (репринтная копия). 35. Елисеев СМ. Легитимность власти. Концепции и проблемы развития в посткоммунистическом обществе. - СПб., 1996 36. Желтов В.В. Основы политологии. — Ростов н/Д: «Феникс», 2004. 37. Завьялов В.Т. Политическая власть // Курс политологии: Учебник. - 2-е изд., испр. и доп. — Под ред. Грязновой А.Г. - М.: ИНФРА-М, 2003. 38. Иванов И.С. Внешняя политика России в эпоху глобализации. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 39. Иванов Р.Ф. Авраам Линкольн и Гражданская война в США. - М.: Эксмо: Алгоритм-кн., 2004. 40. Иеринг Р. Борьба за право.- М.,1991. 41. Ирхин Ю.В. Политология: учебник. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006. 42. Истон Д. Новая революция в политической науке // Социально-политический журнал. - 1993. - №2. 43. Истон Д. Категории системного анализа политики// Антология мировой политической мысли. Т.2 / Отв. ред. Т.А. Алексеева. М., 1997. С. 630-642. 44. Кант И. Всеобщая история с космополитической точки зрения // Кант И. Сочинения: В 6 т.- Т.6.- М.,1966. 45. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег // Антология экономической классики. М., 1993. 46. Клаузевиц К. О войне: [Пер. с нем.]. - М.: ЭКСМО; СПб.: Terra Fantastica, 2003. 47. Конституция СССР. – М., 1977. 48. Конституция Российской Федерации. - М., 1996. 49. Конституции зарубежных государств. М., 1996. 50. Коптюг В. Спасти человечество может наука //Аргументы и факты. - 1997. -№ 4. 51. Кравченко И.И. Введение в исследование политики. - М., 1998. 52. Крозье М. Современное государство – скромное государство: другая стратегия изменения. Т.2 // Антология мировой политической мысли/ Отв. ред. Т.А. Алексеева. - М., 1997 . 53. Кропоткин П.А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. — М., 1990. 54. Кузьмин С.А. Социальные системы: Опыт структурного анализа. М., 1996. 55. Лакан Ж. Семинары. - Кн. 7. Этика психоанализа (1959-1960). - М.: Типография "Наука" РАН, 2006. 56. Ламперт Х. "Социальная рыночная экономика Германский путь. - М.: 57. Лассуэлл Г. Психопатология и политика. – М.: РАГС, 2005. 58. Лебедева М.М. Мировая политика. Учебник. М., 2003. 59. Легитимность и легитимация власти в России / Под ред. С.А. Ланцова. СПб., 1995. 60. Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2001. 61. Ленин В.И. Государство и революция // Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 33. 62. Ленин В.И. О государстве; О диктатуре пролетариата // Полн. собр. соч.- Т.39. 63. Линд Р. Процессы преобразований в общественном секторе Швеции. - СПб., 1998. 64. Липсет С. Политическая социология // Американская социология: Перспективы. Проблемы. Методы. / Ред. Смелзер Н. М., 1972. С. 203-219. 65. Локк Дж. Два трактата о правлении // Антология мировой политической мысли: В 5 т. М., 1997. Т. 1. 66. Луман Н. Власть. - М., 2002. 67. Мау В. Конституционное регулирование социально-экономических отношений // Вопросы экономики. - 1999. - № 4. 68. Маркс К. Гражданская война во Франции // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 17. 69. Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд.2-е. Т. 23. 70. Марсель Г. Опыт конкретной философии (пер. с фр. Большакова В.П., Визгина В.П.). - М: Республика, 2004. 71. Мишелетти М. Государственное управление в демократическом обществе. - СПб., 1998. 72. Монтескье Ш.Л. О духе законов / Сост., пер. и комментирование примеч. авт. А.В. Матешук. - М.: Мысль, 1999. 73. Моргентау Г. Международная политика// Антология мировой политической мысли. Т.2 / Отв. ред. Т.А. Алексеева. М., 1997. 74. Московичи С. Машина, творящая богов: [Пер. с фр.]. - [Вступ. ст. А.В. Брушлинского, П.Н. Шихирева]. - М.: Центр психологии и психотерапии: КСП+, 1998. 75. Мосс М. Общества. Обмен. Личность [микроформа]: Тр. по соц. антропологии [Пер. с фр., послесл. и коммент. А. Б. Гофмана; Рос. акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая]. - М.: РГБ , 2004. 76. Мухаев Р.Т. Политология: учеб. для студентов вузов / Р.Т. Мухаев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 77. Най Дж. С. (мл.), Кохэн Р. О. Транснациональные отношения и мировая политика // Теория международных отношений. Хрестоматия / Под ред. П. А. Цыганкова. - М.: Гардарики, 2002. 78. Наше общее будущее. Доклад Международной Комиссии по окружающей среде и развитию. - М., 1989. 79. Ницше Ф. Воля к власти. - М., 1994. 80. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. - М.,1990. 81. Новиков Г.Н. Теории международных отношений: Учебное пособие. - Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1996. 82. Общая и прикладная политология / Под общ. ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. - М., 1997. 83. Парето В. Трансформация демократии // Тексты по истории социологии XIX-XX вв. Хрестоматия / Сост. и отв. ред. В.И. Добреньков, Л.П. Беленкова. М., 1994. С.169-177. 84. Парсонс Т. О понятии «политическая власть»//Антология мировой политической мысли./ Отв. ред. Т.А. Алексеева. Т.2 М., 1997. С.479-487. 85. План Путина. Краткий справочник-путеводитель / под ред. Г.О. Павловского. – М.: Изд-во «Европа», 2007. – 64 с. 86. Плешаков А.П. Основы политологии. Курс лекций для студентов юридических специальностей. – М., 2004. 87. Плеханов Г.В. Сочинения: В 24 т. М.; Пг., 1923–1927. 88. Позиции и состояние ОПОД «Российское движение "зеленых" в 2000 г. и задачи РДЗ на 2001—2002 гг.» Доклад Политсовета РДЗ // Зеленый мир. 2002. № 7-8. 89. Политология. Курс лекций: Уч. пос. для вузов / А.Д. Бырышев, О.Г. Овчинников, Е.Ю. Титов, А.С. Торгашев, Н.К. Стрельцов. — М.: Издательство «Экзамен», 2005. 90. Политология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Под ред. В.И. Власова. Серия «Учебный курс». - Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2002. 91. Политология. Энциклопедический словарь. — М., 1993. 92. Политология: Учебник / Под ред. В.И. Буренко, В.В. Журавлева. — М.: Издательство «Экзамен», 2005. 93. Политология: Учебник / Под ред. М. А. Василика. М.: Гардарики, 2004. 94. Политология: Учебник для вузов / Отв. ред. д.ю.н., проф. В.Д. Перевалов. — М.: Издательство НОРМА, 2003. 95. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. - М.: Ника-Центр, 2005. 96. Послание Президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию от 3 апреля 2001 г. "Не будет ни революций, ни контрреволюций" // "Российская газета" от 4 апреля 2001 г. 97. Проект справки, подготовленной Госкомэкологией России к заседанию Правительства Российской Федерации 4 мая 2000 года по вопросу «О мерах по совершенствованию организации природоохранной деятельности» // Зеленый мир. 2001. № 3—4. 98. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2003. 99. Пугачёв В.П. Политология. Высшее образование / Пугачёв В.П. — М.: Филол. о-во «СЛОВО»; 000 «Изд-во «Эксмо», 2004. 100. Рассел Б. Власть: Очерки современной политической философии Запада // Зарубежная политическая мысль XX в. М., 1997. 101. Расы и народы. - Вып. 24. - М., 1981. 102. Розенау Дж. Мировая политика в движении. Теория изменений и преемственности. (Реферат). М.: ИНИОН, 1992. 103. Роик В. Социальное государство и гражданское общество // Человек и общество. 1996. № 11. 104. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. — М., 1998. 105. Селезнев Л.И. Политические системы современности: сравнительный анализ. СПб.: Изд-во Петрополис, 1995. 106. Сен-Симон А. Избранные сочинения. - В 2 т. - М.; Л., 1958. 107. Сморгунов Л.В. Сравнительная политология. Теория и методология измерения демократии. СПб., 1999. 108. Сморгунов Л.В. Современная сравнительная политология. М., 2002. 109. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2003. 110. Соловьев B.C. Избранное. - М., 1990. 111. Технология власти: (Филос. -полит. анализ) / [Р.И. Соколова, У. Матц, В.И. Спиридонова и др.]. - М.: ИФРАН, 1995. 112. Торлопов В.А. Социальное государство в России: идеалы, реалии, перспективы. - СПб., 1999. 113. Тоффлер О. Проблема власти на пороге XXI века // Свободная мысль. -1992. - № 2. 114. Федеральный Закон «Об охране окружающей среды». - М., 2002. 115. Франк С.Л. Из размышлений о русской революции // Новый мир. -1990. - № 4. 116. Фрейд З. Труды разных лет. - Тбилиси, 1991. 117. Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. М., 2002. 118. Хабермас Ю. Философский спор вокруг идеи демократии// Антология мировой политической мысли. Т.2 / Отв. ред. Т.А. Алексеева. М., 1997. 119. Хайек Ф. Индивидуализм и экономический порядок. М., 2000. 120. Халипов В.Ф. Кратология - наука о власти: Концепция. - Рос. муницип. акад. - М. : Экономика, 2002. 121. Хантингтон С. Третья волна: Демократия на исходе века. — М., 2003. 122. Холостова Е.И. Социальная политика. М., 2002. 123. Цицерон М.Т. О государстве. О законах. О старости. О дружбе. Об обязанностях. Речи. Письма. — М., 1999. 124. Чиркин В.Е. Государствоведение. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во: Юристъ, 2000. 125. Чичерин Б.Н. О народном представительстве// Антология мировой политической мысли. Т. 4/ Отв. ред. Б.И. Бессонов. М., 1997. 126. Шабо Ж.-Л. Основные типы легитимности// Полис. - 1993. - № 5. 127. Шаркански А. Что может сказать политолог разработчику стратегии о вероятности успеха или неудачи // Шафритц Д., Хайд А. Классики теории государственного управления: Американская школа. - Москва: Изд-во Московского университета, 2003 . С.691-694 128. Энгельс Ф. К "Крестьянской войне" // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: В 30 т.- 2-е изд.- Т.21.- М.,1961.- С.417-418. 129. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- 2-е изд. - Т.21. 130. Юнг К. Психология бессознательного. - М., 1994.
Раздел 6. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |