Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характерные черты политической культуры

Политическая культура представляет собой сложный и многогранный феномен, динамич­ный и одновременно устойчивый в историческом, пространствен­ном и временном измерении. Ряд отечественных исследователей выделяют несколько ее характерных черт, используемых при конструировании определения политической культуры.

Во-первых, это социальное явление, часть общечеловеческой культуры, характеризующая ин­теллектуально-духовный срез политической системы общества. Отношение к культуре всегда выражает суть по­литического режима, обнажает достоинства и пороки политичес­ких деятелей.

Во-вторых, она выступает как качество конкретного человека, определяющее его отношение к политике и участие в политической жизни. Носителями, субъектами полити­ческой культуры являются люди и их объединения. Уникальным творением человека в этом смысле выступает госу­дарство.

В-третьих, политическая культура может рассматриваться как нечто всеобщее, объективное по отношению к конкретным людям и организациям. Эффективность участия в политической деятель­ности прямо зависит от степени усвоения и использования дости­жений мировой цивилизации в целом.

В-четвертых, политическая культура отражает степень интел­лектуально-организованной деятельности социальных групп и об­щностей (коллектива, объединения, слоя, класса, нации). Любая созидательная или разрушительная деятельность людей отража­ется на политической культуре, но в свою очередь зависит от ее типа и уровня.

В-пятых, политическая культура вбирает в себя накопленный поколениями людей опыт, традиции, знания, умения и навыки, ко­торые закрепляются в документах, книгах, политико-правовых конструкциях и т. п. Этот процесс охватывает индивидуальный, групповой и общественный уровни политической культуры. Люди, используя аккумулированные достижения и неудачи, примеряя их к современным реалиям и совершенствуя последние, тем са­мым прокладывают дорогу к будущему в рамках той или иной политической культуры. В этом смысле политическая культура может рассматриваться как результат политического развития человека и общества.

В-шестых, политическая культура неразрывно связана с сущностным измерением всех политических явлений — поли­тической властью. Она выступает средством и способом дос­тижения и осуществления власти, в ее рамках происходит про­цесс легитимации политической власти или ее критики, отри­цания [193, с.188].

В-седьмых, это совокупность стереотипов политического сознания и поведения, присущих конкретной социальной общности или конкретной личности.

В-восьмых, это реализация политических знаний, ценностных ориентаций, образцов поведения социального субъекта (личности, класса, общества) в исторически определенной системе политических отношений [183, с.262].

В-девятых, политическая культура выражается в достигнутом уровне, качестве и направленности политического бытия человека, политической жизни общества и, соответственно, в характере политических процессов, полити­ческой деятельности людей, функционирования и развития политических инсти­тутов и режимов, доминирующих политических ценностей и образцов поведе­ния, теорий и идеологии, политической социализации граждан и коммуникационной системы модернизации общественных отношений. Результат и мера политиче­ской культуры — соответствующий ей «политический человек», человеческая субстанция политики, качество политической жизни общества [83, с.458].

В-десятых, политическая культура — одна из важнейших характеристик политической сис­темы общества [38]

 

Определения политической культуры

 

Все вышеизложенное показывает сложность однозначного определения такого уникального феномена как политическая культура. Иногда политическая культура трактуется предель­но широко: в нее включаются явления, которые по своему содержанию находятся, строго говоря, за пре­делами этого вида культуры, например, трудовая ак­тивность, нравственность и т.д. Встречается интерпре­тация политической культуры только как разновид­ности культуры духовной. Тем самым политическая культура сводится исключительно к сознанию челове­ка и недооценивается или даже игнорируется вовсе ее деятельный, поведенческий аспект.

Приоритет определения политической культуры принадлежит американскому политологу Г. Алмонду, который совместно с С. Вербой в работе «Гра­жданская культура» (1963) определил политическую культуру как сис­тему ценностей, глубоко укоренившихся в сознании мотиваций или ориентацией и установок, регулирующих поведение людей в ситуациях, имеющих отношение к политике [2].

В совокупности подходов современных российских политологов к определению понятия «политическая культура» прослеживается два основных направления: психо-мировозренческий и ментально-поведенческий. В частности, Е.Ю. Мелешкина и О.А. Толпыгина понимают под ней «систему ориентации и установок относительно политической системы и ее составляющих, а также относительно образцов по­литического поведения» [186].

Авторский коллектив под руководством профессора В.Д. Перевалова определяет политическую культуру как систему цен­ностей, знаний и убеждений, средств и способов, вырабатыва­емых человеком и его объединениями в процессе участия в политической деятельности и отражающих их отношение к по­литической власти [193, с.188].

Р.Т. Мухаев, также принадлежит к первому направлению и считает, что она представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентации и выражающих их символов; которые являются общепринятыми и служат упорядочению политиче­ского опыта и регулированию политического поведения всех членов общества. Она включает в себя не только политические идеалы, цен­ности и установки, но и действующие нормы политической жизни. Таким образом, политическая культура определяет наиболее ти­пичные образцы и правила политического поведения, взаимодейст­вия власти, индивида и общества [155, с.318]. К сторонникам первого подхода также относятся А.И.Соловьев [213, с.257]и В.В. Желтов [74, с.603].

Вместе с тем, практика и научные исследования убеждают в том, что политическая культура включает в себя не только состояние психики, сознания людей, уровень их гражданской зрелости, но и само движение масс по пути духовного и социального прогресса в данном обществе. К.А.Воробьев определяет полити­ческую культурукак единство политического сознания и политического поведения людей, степень их участия в государствен­ных и общественных делах. По его мнению, она не сама политика, не реальные политические процессы, происходящие в обществе, а совокупность представ­лении людей об этих процессах, их оценка на обыден­ном и теоретическом уровнях и определение отноше­ния к ним, а также степень участия в них [38].

Эту точку зрения разделяет и творческий коллектив под руководством профессора В.И. Власова, понимающий под политической культурой исторически сложившиеся, от­носительно устойчивые политические представления, убеждения, ориентации, а также обусловленные ими модели и нормы поли­тического поведения, проявляющиеся в действиях субъектов по­литических отношений [188, с.150].

А.П. Плешаков, так же считает, что политическая культура представляет собой обусловленный ценностными представлениями человека о политических явлениях и воплощенный на практике кодекс его поведения или стиль его деятельности как субъекта политической власти [183, с.262] .

Ю.В. Ирхин конкретно указывает на различие в понимании термина, и пишет, что политическую культуру недостаточно рассматривать только как сово­купность некоторых политических знаний и ценностей, опыта и традиций ее субъектов. Она выступает также как система поведенческих ценностей, как со­вокупность наиболее устойчивых форм и «духовных кодов» политической дея­тельности людей [83, с.458].

Несмотря на множество разнообразных представлений о по­литической культуре, есть и общее, что их объединяет: на­правленность политической культуры индивида и социума на изучение, сохранение или изменение политики.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...