Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные структурные элементы политической культуры

 

Политическая культура — составная часть об­щенациональной культуры. Но и она, в свою очередь, имеет сложную многоуровневую и многоэлементную структуру. Это, прежде всего, политический опыт человечества, социальных общностей, больших и малых соци­альных групп, полученный в ходе исторического развития. Существуя в определенных формах, он оказывает воздей­ствие на формирование политического сознания людей и, в конеч­ном счете, выражается в их политических ориентациях и уста­новках, которые, в свою очередь, определяют политическое по­ведение людей.

Отмеченные в данном определении три взаимосвязанных понятия — «политический опыт», «политическое сознание» и «политическое поведение» — являются основными структурными элементами политической культуры.

Политический исторический опыт человечества, наднацио­нальных и национальных общностей является основой развития политической культуры. Он фиксирует историю развития поли­тических отношений в различных формах:

· в исторических, литера­турных, научных памятниках;

· в политических традициях и обыча­ях;

· в политической идеологии;

· в форме функционирующей политической системы с ее институтами, нормами, принципа­ми, социально-политическими связями и т.д. [107, с.249]

 

Этот опыт усваивается людьми в процессе их политической социализации. На основе исторического позна­ния формируются политическое сознание людей, социальная память общества, утверждаются политические ориентиры и об­разцы политического поведения.

Важное место среди различных форм политического опыта занимают политические традиции. Они формируются в результа­те деятельности нескольких поколений людей, являются одной из наиболее устойчивых основ их жизни и определяют образцы политического поведения. Сохранение и развитие политических традиций — одно из условий политической стабильности обще­ства и его прогрессивного развития. Законы и нормы, регулирую­щие общественные отношения, принятые в соответствии с национальными политическими традициями, воспринимаются гражданами не как средство принуждения, а как необходимое явление политической жизни, направленное на достижение все­общего блага.

На основе политического опыта многих поколений и поли­тической деятельности людей формируется их политическое со­знание — еще один элемент структуры политической культуры. Политическое сознаниеэто система политических знаний, цен­ностей и идейно-политических убеждений людей, на основе которых вырабатываются наиболее устойчивые и значимые поли­тические ориентации и установки людей в отношении полити­ческой системы и их места в ней.

В политическом сознании можно выделить два компонента: идеологический и эмоционально-психологический [107, с.250]. Первый включа­ет в себя:

· политические знания — это знания людей о политике, о политической системе, о различных политических идеологиях, а также о тех институтах и процедурах, с помощью которых обеспечивается участие граждан в политическом про­цессе. Граждане должны иметь такой уровень осведомленности о политической жизни и деятельности правящих структур, кото­рый соизмерим с их правами как участников политического процесса;

· политические ценности — это этические и норматив­ные суждения о политической жизни, о политических целях, на реализацию которых направлена политическая деятельность, и соответствующие этому предпочтения. Политическими ценнос­тями являются законность и порядок, стабильность системы, социальная справедливость и др.;

· политические убеждения фор­мируются на основе знаний и ценностей как совокупность пред­ставлений, характеризующих политический идеал личности. Другими словами, это представления людей о том, какой долж­на быть политическая система. Для одних это демократия — пря­мая или представительная, основанная на принципе частной собственности; для других — социалистическая демократия; для третьих — тоталитарные системы, основанные, скажем, на идее национального превосходства, и т.д. Это как раз то, что называ­ется идеологическими предпочтениями.

 

Любой гражданин соотносит свои политические знания, цен­ности и убеждения с существующими политическими организаци­онными и процедурными институтами (политическая система в целом, политический режим, партии, организации, законода­тельство, бюрократия, лидеры и т.д.). Происходит своего рода анализ этих институтов и политической системы в целом, изу­чение и оценка ее с точки зрения способности удовлетворять политические потребности. В этом смысле организационные и процедурные институты политической системы можно рассмат­ривать как инструментальный аспект политической культуры. С учетом возможностей политической системы у людей формируются политические ориентации и установки, которые в со­вокупности составляют второй компонент политического созна­ния — эмоционально-психологический. Эти ориентации и установ­ки направлены на политическую систему и формы участия в политическом процессе. К ним относятся установки граждан на:

· политические институты и структуры (например, государ­ство может восприниматься либо как орган принуждения, либо как организующий и регулирующий институт);

· нормативную систему (например, уважение закона или пренебрежительное отношение к нему);

· политические события (понимание их необходимости или случайности, определение качества принятия решений);

· отдельные политические роли (отношение к институту пре­зидентства, лидерству в политических организациях, партиях с точки зрения лояльности или рациональности и т.п.).

 

Сюда также входят отношение к конкретным политическим деятелям (политические рейтинги) и отношение гражданина к самому себе как участнику политического процесса, определе­ние своего места в политической системе. В результате своего представления о политической системе человек формирует ори­ентации на определенные образцы политического поведения.

Политическое поведение — это практическое взаимодействие человека с политической средой, выражающееся в той или иной форме политического участия. Оно обусловлено политическим сознанием, с одной стороны, и уровнем политического разви­тия общества в целом, с другой стороны. Политическое поведе­ние людей проявляется в их политической деятельности и обнаруживает уровень их политической культуры на практике. Так, человек может интересоваться политикой и быть хорошо информированным, он может расценивать деятельность своего правительства как неправильную и даже приносящую вред, но быть безучастным в политической жизни. Это позволяет гово­рить либо об отсутствии в его политическом сознании чувства гражданской ответственности, либо об отсутствии в политичес­кой системе приемлемых форм воздействия на власть [107, с.251].

Это не единственный вариант понимания проблемы. А.П. Плешаков считает, что в состав политической культуры, являющейся частью общественно-исторической почвы, входят традиция, национальное наследие, геополитический фактор, исторически сформированная социальная и этническая структура, вероисповедание [183, с.275].

Он выделяет в политической культуре в качестве основных структурных элементов познавательный, нравственно-оценочный и поведенческий элементы.

Познавательные элементы политической культуры включают знание и понимание гражданами:

· политических интересов – личных, коллективных, государственных, общественных, региональных, глобальных;

· конституции и других законов страны, программных положений крупных политических партий и других общественно-политических сил;

· сложившихся в стране политических отношений, происходящих политических событий и явлений;

· сущности, функций и структуры государственных, партийных и общественно-политических органов и организаций;

· основных политических норм и процедур;

· форм и способов участия граждан в общественно-политической жизни, в управлении обществом и государством;

· ведущих политических процессов международной жизни.

 

Ценностные элементы политической культуры воплощают:

· общекультурные ориентации, отношения к власти;

· отношения к политическим явлениям, нравственную оценку политических событий и процессов, конкретной деятельности в сфере политики;

· политическую самооценку.

 

Поведенческие элементы политической культуры характеризуют осознанное участие граждан:

· в обсуждении проектов государственных документов и актов при проведении референдумов и плебисцитов;

· в выборах субъектов законодательной, исполнительной и судебной власти;

· в работе различных государственных и общественных органов и организаций (в штате или на общественных началах);

· в других конкретных видах, кампаниях, мероприятиях общественно-политической деятельности;

· членство в политических партиях и общественно-политических организациях.

 

В реальной жизни эти элементы политической культуры неразрывно взаимосвязаны, действуют в единстве, последовательно и системно. Они настолько переплетены, что не существуют друг без друга [183. с.264].

Коллектив исследователей под руководством В.И. Власова в структуре политической культуры выделяет следующие элементы:

· когнитивный (познавательный);

· нормативно-оценочный;

· эмоционально-психологический;

· установочно-поведенческий.

 

Когнитивный элемент политической культуры составля­ют доминирующие в обществе или распространенные среди членов определенной социальной группы типичные, укоренив­шиеся представления о разных аспектах политической жиз­ни:

· представления о политической системе, ее отдельных ин­ститутах;

· о политическом режиме, механизме власти и управ­ления;

· о принятии решений и их реализации;

· о носителях вла­стных полномочий;

· о собственном месте в политической жиз­ни;

· эффективности и компетентности участия в политической деятельности [188, с.148].

 

Нормативно-оценочный элемент политической культуры представлен политическими ценностями, ценностными ориента­циями, нормами, идеалами, целями, характерными для носителя политической культуры.

Политические ценности — это этические и нормативные суж­дения о политической жизни, о политических целях, на реали­зацию которых направлена политическая деятельность и соот­ветствующие этому предпочтения. Политическими ценностями являются законность и порядок, стабильность системы, социальная справедливость, независимость и др. Наряду с положительными существуют и такие, которые препятствуют осуществлению по­литики социального прогресса. Это — политическая пассив­ность, фатализм, преклонение перед авторитетом государства, правительства. На основе ценностей и знаний формируются по­литические убеждения как совокупность представлений, харак­теризующих политический идеал (к примеру, представления людей, каким должен быть политический режим).

Нормативно-оценочный элемент политической культуры является эталоном, по которому социальный субъект оценивает существующие политические отношения, ход полити­ческого процесса. В этом — один из факторов стабильности по­литической жизни и одновременно показатель развитости поли­тической культуры [188, с.145].

В нашей стране в настоящее время весьма сильна приверженность граждан к групповым, коллективистским нор­мам и ценностям, составляющим нормативно-оценочный элемент политической культуры. Для определенных слоев населения коллекти­визм остается основным принципом взаимоотношений, предпо­лагающим товарищескую взаимопомощь и поддержку, ощуще­ние причастности к судьбам страны, меру личной от­ветственности за общее дело.

Важную роль в структуре политической культуры играют нормы. Среди политических норм выделяют спонтанно возника­ющие нормы-обычаи (неписаные правила отношений между чи­новниками, некоторые нормы дипломатического этикета), а так­же санкционированные нормы-предписания, специально разра­ботанные для регулирования определенного вида политических отношений (уставы политических организаций, программы партий, международные договоры и т.п.). Нормы предписывают характер действий субъектов, регулируют довольно сложные системы отношений и социальных действий. Ведущая роль при­надлежит нормам-предписаниям [188, с.148].

 

Цементирующим элементом политической культуры автор считает политическое мировоззрение, составляющее часть общего мировоззрения отдельного человека, группы или иной социальной общности.

Ряд исследователей считает ключевыми элементами структуры политической культуры господствующие в данном обществе ориентации и отношения людей. На пример, В. Розенбаум [83, с.455] предлагал дифференциро­вать ориентации на следующие блоки:

· относительно институтов государственного уп­равления. В этот блок он включал ориентации относительно режима (го­сударственных институтов, норм, символов, официальных лиц) и относительно «входов» и «выходов» политической системы, выража­ющих оценку различных требований к государственной власти, ее решений, эффективности их реализации;

· относительно «других» субъектов политической системы, включающие политическую идентификацию (осознание принадлеж­ности к нациям, государствам, определенным территориям и др.), политическую веру (означающую убежденность человека в позитив­ных или негативных последствиях действий взаимодействующих с ним людей) и выработку субъективных предпочтений относительно «пра­вил игры» и господствующего правопорядка;

· относительно собственной политической деятель­ности, включающие оценку своей политической компетентности (при участии в политической жизни, использовании при этом определен­ных ресурсов), веру в свою способность оказывать реальное воздей­ствие на институты власти.

 

Политическая культура общества анализируется как по сум­марным показателям уровней политических культур его членов — граждан, их социальных групп и слоев, классов, так и по показателям, характеризующим только общество как единый и неделимый организм. К числу последних относят:

· характер существующей политической организации общества;

· формы и методы функционирования политических институтов;

· степень и способы уча­стия граждан в политической жизни общества;

· накопленный социально-полити­ческий опыт;

· существующие политические традиции и обычаи;

· систему поли­тических идей, знаний, принципов, используемых в общественном развитии [83, с.457].

 

Рассматривая принципы функционирования полити­ческих институтов, образующих политическую систему, то исследователи [188, с.148] выделяют другие значимые элементы политической культуры:

· культуру принятия политических решений;

· культуру электо­рального процесса;

· культуру восприятия и регулирования соци­ально-политических конфликтов;

· характер взаимодействия между ветвями власти, партиями;

· уровень идеологизированности инсти­тутов;

· политический язык и др.

 

По их мнению, политическая культура распространяется на все сферы политической жизни общества и включает в себя культуру:

· по­литического сознания;

· политического поведения инди­видов, групп и других социальных слоев;

· фун­кционирования политических институтов, существующих в рам­ках данной политической системы.

 

Таким образом, среди исследователей нет единодушия в определении основных структурных элементов политической культуры. Но, несомненно, то, что она включает в себя логические, ценностные и чувственные элементы индивидов и социума, а также обусловленную ими политическую практику.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...