Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Компоненты политической культуры

 

Квинтэссенцию политической культуры составляют ее идеологические, социаль­но-политические и социально-психологические компоненты, определяющиеся общественно-историческими, национально-культурными, социально-экономи­ческими и другими долговременными факторами, условиями и образованиями. Они характеризуются относительной устойчивостью, имеют тенден­цию к воспроизводству. Эти компоненты включают, как правило, ориентации и установки людей в отношении существующей общественно-политической си­стемы и строя в целом, составляющих ее институтов и организаций, важнейших правил общественно-политического поведения и деятельности. К ним относят­ся и устоявшиеся морально-этические ценности, национально-психологические нормы поведения, традиции, стереотипы и т.д. В структуре политической культуры М.А.Василик, М.С. Вершинин, К.А. Воробьев выделяют [33, с.182], [38] следую­щие компоненты:

· представлениялюдей о различ­ных аспектах политической жизни общества:

ü полити­ческой системе и ее институтах (партиях, государстве, общественных движениях);

ü политической власти и ее носителях, механизме управления обществом;

ü соб­ственном месте в политической жизни общества, ком­петентности и эффективности своей личной политичес­кой деятельности.

 

Политические представления могут иметь теорети­чески систематизированный характер, основанный на научных знаниях человека, но могут бытовать и на уровне обыденного сознания, в т.ч. в виде чувств, настроений и эмоций. Источниками их формирования выступают правдивая информация, слухи и дезин­формация. Таким образом, политические представления как компонент политической культуры нельзя отожде­ствлять только со знаниями, которые выступают лишь одним из источников формирования представлений;

· ценности, придающие значимость и смысл поступкам субъекта политического действия. Ценности выступают мотивационным ба­зисом политической культуры, их разрушение неизбежно сопро­вождается деградацией культуры и толкает людей на поиск иных ценностей. Для определения характера политической культуры важную роль играют две ценности:

ü по­рядка (ориентирующие на поддержание стабильности социальной системы) и развития (ориентирующие на изменения);

ü равенства (важнейшее качество социальной системы — обеспечение равных условий или возможностей для всех) и свободы (назначение политики — снять ограничения с деятельности инди­вида).

 

В реальной политической культуре предпочтение отдается тому или иному элементу пары. Для любой социальной группы характерны типичные укоренив­шиеся представления о разных аспектах политической жизни:

ü по­литической системе и ее институтах;

ü политическом режиме, меха­низме власти и управления;

ü принятии решений и их реализации;

ü носителях властных полномочий;

ü своем месте в политической жизни и т.д.;

 

Ряд исследователей [193, с.190] выделяет иные ценности:

ü прошлый политический опыт, воплотившийся в реальные и идеальные политические конструкции (формы государ­ственного устройства и правления, виды политических режи­мов и др.);

ü знания о таких политических явлениях, с которыми субъекты политической деятельности неразрывно связывают свое существование (о правах и свободах, о равенстве и справедли­вости);

ü политические традиции и нормы, выкристаллизовав­шиеся в ходе исторического развития, на которые ориенти­руются участники политической деятельности, считая их наи­более правильными и эффективными (право старших по воз­расту депутатов открывать первое заседание парламента ит. п.);

ü политические символы и памятники политической культу­ры (флаги, гербы, гимны, документы и реликвии).

 

Ценности играют роль ориентационной и мотивационной базы политической культуры. Различают ценно­сти свободы, порядка, развития, равенства и справедливости. Культивирование ценностей, овладение ими дают возможность субъектам политической деятельности избежать многих ошибок, эффективнее использовать свой позитивный потенциал. Игно­рирование же ведет к возникновению разрушительных тенден­ций, деградации политических явлений, хаосу в политической жизни.

Политическая культура основана на внутренних основополагающих ориентацияхчеловека, которые во многом определяются ценностями, принятыми в об­ществе. На ценностном уровне перегородки между политической, социальной, эко­номической и культурной сферами отсутствуют. Политика же соединяет все эти ориентации воедино. В итоге получается, что политическая культура выступает как составная часть политики, т.е. более общего социокультурного явления;

· убеждения, формирующиеся на основе представлений и ценностных ориен­таций. Политические убеждения играют чрезвычайно важную роль в поли­тическом поведении личности. Человек делает только то, в необходимости и полезности чего он убежден. В противном случае, выполнять данную обязанность или производить какое-то действие, человека надо за­ставлять, применять принуждение. Политические убеждения личности могут изме­няться вслед за изменением ее ценностных ориента­ции. Это связано также со сменой социальных и по­литических условий общественной жизни, общей направленности развития страны. Известны многочис­ленные примеры, когда представители господствую­щих классов переходили на сторону народных масс, угнетенных слоев общества под воздействием на их сознание тех или иных социальных условий, полити­ческой обстановки (А. Коллонтай, И. Арманд, С. Перов­ская);

· установки, способствующие переводу представлений и ценно­стей в плоскость практической реализации. Политическая установ­ка — это отношение субъекта к политическим явлениям. Это мо­жет быть стремление к получению политических знаний или негативное к ним отношение, установка на активное или пассивное участие в политической деятельности и т.д. Политические установки могут быть не только лич­ными, но и коллективными — типичными для целой социальной группы или даже общества. Например, характерной чертой политической культуры англичан является законопослушность, представляющая собой внутренне усвоенную установку на беспрекословное соблюдение закона. Для политической культуры анг­лийского общества характерна также установка изби­рателей при выборах в органы власти не на полити­ческого лидера, а на политическую партию. Англичане считают, что лидеры играют второстепенную роль. Главное — традиции, программа, деятельность партии. А для по­литической культуры США характерна сильная персонификация власти. На выборах президента американцы ориентируются в первую очередь налич­ность кандидата, а не на его партийную принадлеж­ность;

· нормы политической культуры, отражающие укоренившиеся образцы, стереотипы политического поведения. Через нормы осу­ществляются регуляция общественных отношений, ориентация по­ведения людей на политические ценности и идеалы, политическая социализация и т.д. В политике ведущая роль принадлежит не нор­мам-обычаям, а нормам-предписаниям (специально установленные для регулирования политических отношений, например, програм­мы партий, регламенты деятельности органов власти);

· поведение, включающее образцы или стереотипы политического действия. Поскольку на готовность субъекта к типу политического действия влияют политические ориентации, посто­льку выделяют три доминирующих типа поведения: политическое отчуждение, политически пассивное, политически активное. Вообще, невозможно представить себе ни один вид культуры (нравственная, эстетическая, физическая и др.) без соответствующего деятельного аспекта. Чело­век — существо деятельное, и всегда его какие-то зна­ния, убеждения рано или поздно выливаются в его действия. Он не может держать в себе знания без их практического применения в той или иной форме. Любой вид культуры есть органическое единство эле­ментов сознания и реального поведения. Политичес­кая культура представляет собой качественную харак­теристику всей политической жизни общества, поэто­му ее (культуру) нельзя сводить к отдельным, хотя и очень важным явлениям этой сферы, например, толь­ко к политическому сознанию или только политичес­кому поведению.

 

По мнению польского социолога А. Боднара [165], к политической культуре следует относить следующие компоненты:

· знание политики, фактов, заинтересованность ими;

· оценку полити­ческих явлений, оценочные суждения, касающиеся того, как должна осуществлять­ся власть;

· эмоциональную сторону политических позиций, например любовь к Родине, ненависть к врагам;

· признание в данном обществе образцов политического поведения, которые определяют, как можно и следует поступать в тех или иных ситуациях.

 

Он полагал, что в общих чертах политическая культура является исторически сформированной совокупностью ясных и скрытых представлений о различных аспектах политической жизни, в которую входят:

· политические ценности;

· политические нормы;

· политические институты;

· политические образцы;

· способы политического действия индивидов и общественных групп.

 

А.П. Плешаков выделяет в политической культуре постоянные и переменные компоненты. Постоянные компоненты определяются общественно-историческими, национально-культурными, социально-экономическими, конфессиональными и другими долговременными факторами, условиями, образованиями. Эти компоненты включают ориентации и установки людей в отношении существующей общественно-политической системы и строя в целом, важнейшие правила общественно-политического поведения и деятельности. К ним относятся и устоявшиеся морально-этические ценности, национально-психологические и религиозные нормы поведения и традиции. Переменные компоненты – это политические настроения, быстро меняющиеся политические взгляды, оценки и др. [183, с.275].

 

16.2.2. Эмоционально-психологические феномены политической культуры

Эмоционально-психологический компонент политической культуры представлен чувствами и переживаниями, которые ис­пытывают социальные субъекты, принимая участие в политичес­кой жизни общества (например, любовь к Родине, ненависть к поработителям, стремление к социальной справедливости, жажда мести, переживания по поводу постигшего поражения либо эмо­циональный подъем, чувство восторга в связи с победой). Эмоцио­нальные чувства и психологические переживания индивидов являются важ­нейшей стороной политического сознания и поведения.

Важное место в развитии и функционировании политической культуры играют устойчивые общекультурные, эмоционально-психологические феномены, которые или входят в структуру политической культуры, или соответствующим образом отра­жаются и преломляются в ней. К ним относятся: традиции, обряды, ритуалы, мента­литет, накопленный опыт, стереотипы, мифы, религия и другие факторы.

 

Политическая традиция

Политическая традиция— важнейший элемент хранения, воспроизводства, передачи и закрепления социально-политического опыта и политических цен­ностей, способ реализации устойчивых политических отношений. Целесооб­разные формы и способы политической деятельности, правила, образцы поли­тического взаимодействия людей, реальные политические отношения, регулярно повторяясь, приобретают традиционный характер. Традиции любой полити­ческой культуры — это, прежде всего, процессы трансляции от поколения к по­колению устоявшихся «образцов» поведения, представлений, идей и одновре­менно сами эти образцы, представления, идеи.

Традицию можно трактовать как организованное множество идей и поведений, активно передающихся длительное время в рамках определенной общ­ности (семья, социальная группа, партия и т. д.). Традиция по своей сути инерцион­на. Ее воздействие имеет положительное значение, когда она позволяет сопротив­ляться ошибочным решениям. Но она играет отрицательную роль, когда тормозит необходимые преобразования [133а, с.143].

Фиксация политически значимых представлений и действий в виде массо­вых привычек, обычаев, составляющих содержание традиций, сопровождается нередко закреплением случайного, ненужного, ошибочного. Традиции, т.о., не­сут в себе не только ценный опыт, но и то, что не соответствует изменившимся условиям, что отжило. Наряду с сохраняющимися ценностями для всех времен и поколений существуют и изжившие себя традиции, воспроизводящие уста­ревшие формы. Оставаясь в силу известной инерции, отставания и консерватив­ности обыденного сознания, такие традиции превращаются в тормоз обществен­ного прогресса.

Традиции выступают той своеобразной силой, которая обладает способ­ностью организовывать сознание и деятельность различных субъектов полити­ки. Организующая роль традиций обусловлена также социально-психологиче­ским фактором. В них люди видят концентрированную мудрость многих поколений, коллективный практический опыт. Поэтому независимо от того, на­сколько ценны традиции в конкретных условиях, им доверяют как образцам, обладающим социальной надежностью. Их авторитет и устойчивость придают традициям силу стабилизирующего фактора политической жизни [83, с.459].

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...