Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Религиозный аспект политической культуры

 

Особую роль в формировании и функционировании политических культур играет религия. Многие базовые идеи, ценности, нормы, связанные с религией, составной частью включаются в политическую культуру той или иной нации, страны, народа. Это объясняется тем, что религия, будучи частью национальной и исторической традиции данного народа, в значительной мере формирует его культурное наследие и, соответственно, не может не отразиться и на характере политической культуры.

Нередко рождение того или иного государства, его вступление на общественно-историческую арену обосновывается ссылками на божественное провидение, что подкрепляется аргументами из Библии, особенно из тех ее глав, где говорится, что Бог не только правит миром, но и избирает из среды всех народов один, наделяя его своей благодатью. Крайние формы подобной мифологизации собственной истории характеризуются тем, что сторонники идеи превосходства своей нации отводят другим народам и странам лишь роль фона, на котором разворачивается история богоизбранного народа.

История знает много примеров, свидетельствующих о том, что идея величия и богоизбранности была присуща каждому великому народу, особенно в период его восхожде­ния, подъема нации. Не миновала она и русский народ. Так, автор «Сказания о князьях Владимирских», поведав о преемственности мировых монархий от древнейших царств до Римской империи, выво­дил основы современной ему власти от римского императора Августа. Как утверждал автор сказания, Русь является закон­ной наследницей всех древних мировых монархий, а Рюрик, родоначальник династии Рюриковичей, правивших Русью до восхождения па престол династии Романовых, ведет свой род от самих римских императоров. В XVI в. старцем Филофеем, монахом Елизарова монастыря, развивается идея Москвы как третьего Рима — наследницы Рима и Константинополя, сто­лицы Восточной Римской империи.

Трудно переоценить значение православной церкви в формировании и укреплении российского государства, расширении его границ, защите независимости. Она была для русских людей духовной опорой, помогала им противостоять мусульманскому Востоку и натиску католического Запада, угрожавших религиозному и государственному существованию России. Религия часто использовалась для обоснования власти и притязаний сначала русских князей, а затем и московских царей.

Пропагандируя грандиозную концепцию, рассматривавшую Москву как «новый вечный город, наследницу Рима и Константинополя», церковная иерархия давала царям наставления об их священном долге превратить Московию в «Новую христианскую империю». Эта доктрина сыграла немаловажную роль в утверждении многонациональной Российской империи на бескрайних просторах евразийского континента.

Пройдя в той или иной форме через историю почти всех существующих на земле народов, идея божественного предопределения способствовала их консолидации в самые трудные для них времена.

Следует подчеркнуть, что религиозный и социокультурный традиционализм часто идут рука об руку с социально-философским и идейно-политическим консерватизмом. Религия всегда служила источником традиционных ценностей. В конце концов, религия тесно связана с культурной традицией, она составляет часть образа жизни народа. Когда этот образ жизни подвергается опасности, его религиозные и моральные компоненты оказываются теми опорами, которые защищают общество в целом, а вместе с ним и существующую политическую систему от полного разрушения.

Приверженность религиозным ценностям зачастую перевешивала в прошлом, а в некоторых странах продолжает перевешивать и сейчас социально-классовые ориентации. Именно влияние церкви, религии на общественное сознание и соответственно на политическую культуру обусловило возникновение во многих странах Западной Европы клерикальных партий. Роль и значение этих партий нельзя оценивать однозначно. Среди них были и есть партии консервативной и даже реакционной политической ориентации, но были и есть такие, которые выступали с позиций социального реформизма (например, социальное христианство). В наши дни религиозная окраска помогла Христианскому демократическому союзу (ХДС) в ФРГ, Христианской демократической партии (ХДП) в Италии, конфессиональным партиям других стран привлечь на свою сторону многих верующих из всех слоев населения.

Зачастую религиозные ценности, особенно в условиях эрозии осевой идеи, или осевого идеала, лежащего в основе цивилизации, оказывают облагораживающее воздействие на значительные массы людей. Они удерживают их от отчаяния и безысходности, позволяют сохранить в сознании человека такие немеркнущие общечеловеческие заповеди, как «не убий», «не укради», «возлюби ближнего своего».

В периоды социально-политических неурядиц и потря­сений, в смутные времена, когда люди волею исторических судеб выталкиваются из привычной, устоявшейся колеи жизни, оказываются отчужденными от существующей системы, они зачастую находят в религии утешение и убежище. Наглядное представление об этом дает всплеск интереса к религии, рост религиозного сознания в нашей стране. Вот почему, по мнению К.С. Гаджиева при изучении политической культуры нельзя игнорировать религиозное начало как важный фактор политического процесса [41, с.159].

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...