Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типология субкультур российской политической культуры

 

Противостояние традиционализма и «за­падничества» — это лишь самый общий, абстрактный подход к ана­лизу российской политической культуры. Эта модель позволяет по­нять и почувствовать внутреннюю динамику и напряженность современной политической культуры. В действительности — и эм­пирические исследования это убедительно доказывают — разнооб­разные компоненты российской, советской и постсоветской куль­тур в разнообразных сочетаниях образуют многочисленные субкультуры.

По мнению Ю.В. Ирхина [83], в современном российском обществе существуют такие основные политические суб­культуры, как автори­тарно-патриархальная, авторитарно-бюрократическая, адаптационнная, активистско-демократическая, радикальная (экстремистская) и другие.

Духовную основу авторитарной субкультуры составляет идеократическое отношение к власти, предполагающее непоколебимую уверенность той или иной идеологии определять развитие всех сторон жизни общества, давая при этом единственно верную оценку существующим реалиям. Помимо собственных идеологических интенций, на характер и содержание тоталитарных ценностей оказали значительное влияние и этатистские представления, обоготворяющие деятельность государства и оправдывающие право властей на безоговорочное регулирование всех сфер и оттенков человеческой деятельности.

Своеобразным продолжением, но одновременно и самостоятельным ценност­ным образованием является исполнительская политическая субкультура. В ней исполнительские ориентиры представляют единство подданнических и патер­налистских суждений и поступков субъектов политики. Люди испытывают кон­формизм и перманентную лояльность либо к партии, либо к государству, либо к лидеру, причем их гражданское сознание и поведение формируют не столько органы, организации или структуры, сколько осознание властной зависимости от них. Забывая о своем статусе и интересе, действуя по принципу «чего изво­лите?», человек становится малоспособным к целенаправленному использова­нию своих прав и свобод. Если у европейцев и североамериканцев при их отно­сительной удовлетворенности жизнью наблюдается достаточно высокая критичность по отношению к властям, то в нашем обществе, по крайней мере в рамках рассматриваемой субкультуры, проявляется во многом иная картина — пассивно-исполнительское отношение к властным структурам.

Если исполнительская субкультура предполагает какую-то веру в предначер­тание власти, то центральная идея адаптационной субкультуры состоит в уклоне­нии от любых властных указаний во имя сохранения личного комфорта. Для носи­телей этого типа политической субкультуры характерно не столько неумение, сколько нежелание осуществлять свои гражданские права и обязанности, нести какую-либо ответственность, замкнутость на личных, бытовых вопросах.

Активистско-демократическую субкультуру отличает инициативный, поис­ковый характер, ориентация на развитие демократических форм осуществле­ния власти. Эти гражданские ценности характеризуют чуткость к морально-этическим регуляторам общественных отношений, стремление действовать в соответствии с общечеловеческими, национальными и индивидуальными убеж­дениями, наличие между ними гармонии.

Для радикальной (экстремистской) политической субкультуры характерны антилегитимность мышления, направленность на упразднение офи­циальных управленческих структур, поддержание постоянной напряженности в отношении граждан и институтов власти.

В России сложились определенные особенности политической культуры, прежде всего обусловленные ее геополитическим положением, доминировав­шими формами самодержавно-патриархального образа жизни, длительной отстраненностью граждан от реальных рычагов власти, слабой политиче­ской ролью механизмов самоуправления и самоорганизации населения (за ис­ключением ключевых периодов развития) [83, с.474].

Несмотря на фрагментарность российской политической куль­туры, социологи фиксируют появление новых модернизированных ценностей, которые, будучи признанными большинством, не разъе­диняют, а объединяют общество. К ним относятся: жизнь отдельно­го человека, законность и равноправие, неприкосновенность част­ной собственности, благосостояние граждан как основа сильного государства, соблюдение прав человека.

В перспективе процесс демократиза­ции должен привести к трансформированию фрагментарной политиче­ской культуры в плюралистическую культуру, основой которой является на одновременном сосуществование и диалог различных субкультур

Модернизация российской политической культуры будет про­должаться в течение ближайших десятилетий, а может быть, и на протяжении жизни нескольких последующих поколений. Очевидно также, что ее конфигурацию будут определять как национальный опыт, исторические и политические традиции, так и ценности со­временного информационного общества[33, с.187]

Политическая культура является важным элементом политического процесса. В ХХ в. она стала предметом усиленного научного анализа, результаты которого легли в основу многочисленных моделей, описывающих современные общества и определяющих тенденции их развития. В процессе постоянного усложнения культурной компоненты цивилизации, ее политическая составляющая также продолжит свои трансформации. Следовательно, роль и значение политической культуры в перспективе будет возрастать, определяя собой судьбы все большей части человечества.

 

Вопросы для самоконтроля по шестнадцатой главе

 

1. Определите понятие и функции политической культуры.

2. Охарактеризуйте структура, виды и аспекты политической культуры.

3. Рассмотрите классификацию политической культуры.

4. Охарактеризуйте российскую модель политической культуры.

5. Обоснуйте сущность политической культуры.

6. Охарактеризуйте назначение и основные характеристики политической культуры.

7. Рассмотрите функции политической культуры.

8. Прокомментируйте разработки концепции политической культуры.

9. Охарактеризуйте подходы Алмонда и его последователей.

10. Что включила в себя вторая волна осмысления феномена политической культуры?

11. Что включают в себя проблемные подходы к понятию политической культуры?

12. Назовите характерные черты политической культуры.

13. Перечислите определения политической культуры.

14. Назовите факторы, определившие российскую модель политической культуры.

15. Назовите основные обстоятельства возникновения, становления и развития российской подданнической политической культуры.

16. Охарактеризуйте советский период развития подданнической политической культуры.

17. Дайте характеристику российской модели политической культуры.

18. Рассмотрите типологию субкультур российской политической культуры.

19. Рассмотрите развитие учеными понятия «политическая культура».

20. Что включает в себя структура политической культуры?

21. Перечислите эмоционально-психологические феномены политической культуры.

22. Охарактеризуйте религиозный аспект политической культуры.

23. Перечислите типы политической культуры.

24. Охарактеризуйте модели и виды политических культур.

25. Что означает термин «политические субкультуры»?

26. Охарактеризуйте исторические пути российской политической культуры.

27. Назовите особенности современной российской политической культуры.

28. Что включает в себя критериальный подход к дифференциации политических культур?

29. Охарактеризуйте марксистскую типологию политической культуры.

30. Определите типология политической культуры Алмонда и Вербы.

31. Обоснуйте типологию политической культуры по критерию ее открытости.

32. Что понимается под типологией политической культуры по принципу политических систем?

33. Что понимается под типологией политической культуры по принципу типологии «полумиров»?

 

Глава 17.

Политическое сознание

 

Человек в своем созна­нии не только отражает объективный мир, но и творит его. Поэто­му политическое сознание представляет собой, с одной стороны, восприятие человеком той части окружающей его действитель­ности, которая связана с системой политики, политических отно­шений. С другой же стороны, политическое сознание само высту­пает той сферой идеальной деятельности, где формируются идеи политики, направленные на ее действия и своеобразно «окраши­вающие» существующие в обществе политические состояния. Следовательно, политическое сознание всегда проявляет себя в двух формах: в теоретической и практической.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...