Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подходы к сущности политического сознания

 

В науке в настоящее время сложились две точки зрения на сущ­ность политического сознания. Так, сторонникибихевиористского под­хода рассматривают политическое сознание как форму рационального мышления человека, всю ту совокупность его воззрений и пред­ставлений, которую он использует при осуществлении своих ролей и функций в сфере власти. С этой точки зрения поли­тическое сознание предстает как развернутое и как бы наложенное на политику мышление человека. При таком подходе отсутствуют какие-либо специальные требования к выработке человеком своих позиций, оценок политических событий. А, следовательно, снимается и проблема формирования политического сознания.

Второй,аксиологический, подход относится к политическому со­знанию как к определенному уровню социального мышления. С этой точки зрения в него входят также различные обыденные, общечело­веческие воззрения и ценности человека, но суть политического со­знания людей определяется его способностью и умением вычленять их групповые интересы, сопоставлять их с другими групповыми по­требностями, а также видеть пути и способы использования государ­ства для решения задач по их реализации. Таким образом, политичес­кое сознание понимается как тот уровень представлений, на кото­рый может подняться человек для оптимизации своего политического участия и выполнения необходимых функций в сфере власти.

В рамках такого подхода появляется возможность выделить, опи­раясь на те представления, которыми пользуется человек в сфере власти, две разновидности форм сознания – политическое и предполитическое, ориентирующие­ся на различные принципы и критерии отражения действительности. Политические формы сознания предполагают способность человека вычленять в социальной жизни динамику межгрупповой борьбы за власть, умение вырабатывать оценку политических отношений с уче­том целей соперников, средств и степени их достижения в рамках краткосрочной или долгосрочной перспективы развития, навыки про­гнозирования условий проигрыша (выигрыша) и других параметров этого взаимодействия. Такого рода воззрения, дополняясь этически­ми суждениями, позволяют людям осознавать ограничения полити­ческих методов борьбы, относить себя к сторонникам левых или пра­вых политических движений.

В противоположность этому предполитические формы сознания, по мнению А.И. Соловьева [213, с.260], базируются на исключительно моралистских критериях оценки по­литических изменений, которые улавливают только внешние соци­альные взаимосвязи и потому трактуют все интересы в рамках эмоционально-нравственных предпочтений: плохо/хорошо, справедливо/несправедливо. В силу такого восприятия политической реальнос­ти на этой основе постоянно развивается идеализация политической жизни, рождаются болезненные этнофобии, агрессивность, апатия, бунтарство.

 

17.1.3.3. Междисциплинарность изучения сущности политического сознания

 

В связи со сложностью явления, политическое сознание стало объектом сразу нескольких общественных дисциплин. Политология ориентируется на более или менее целостное изучение политического сознания, стремится к системному под­ходу в анализе различных феноменов и состояний политическо­го сознания.

Независимо от того, на каких позициях стоят совре­менные политики-практики и политологи, их объединяет сегодня признание того, что политическое сознание явля­ется важным элементом политики и его необходимо ис­следовать для того, чтобы им управлять. При этом в ис­следовании политического сознания встречаются немалые трудности. Так, даже терминологически проблема фор­мирования политического сознания в разных политичес­ких культурах ставится совершенно по-разному. Так, в эмпирических исследованиях западных политических психологов, категория «сознания» встречается крайне редко. Чаще они пользуются категориями политических «убеждений», «веры», «установок», «менталитета» и «идеологии». Последнее понятие также используется со­всем в ином контексте по сравнению с нашим обществознанием. В отечественной литературе особенно советско­го периода термин «сознание» трактовался в духе марк­систской традиции, причем в контексте, предполагавшем апелляцию не просто к рациональным интересам того или иного класса, а именно к «сознательности», то есть в специфическом морально-политическом смысле, не­переводимом ни на какие языки. В современной литера­туре предпочтение отдается терминам массовая психоло­гия, общественное мнение.

Сейчас никто не сомневается в актуальности изучения массового политического сознания (А.К. Уледов) как особого феномена, выработанного всей массой членов общества, а не пред­ставителями только специализированных видов духовно-познавательной деятельности [230, с.160]. В ходе трансформации российского общества ушла в прошлое единая официаль­ная идеология. Политические взгляды людей, их настро­ения и чувства представляют собой все более сложную мозаику. Политическая социология, фиксируя изменения в конфигурации массового политического сознания, не углубляется в рассмотрение их глубинных психологичес­ких закономерностей.

Исследования политического сознания средствами по­литической психологии характеризуются стремлением со­единить анализ политического содержания с индивиду­альными и групповыми механизмами его функциониро­вания и формирования. Хотя такая задача и формулиру­ется исследователями, но пока она далека от своего эф­фективного решения. В политико-психологических ис­следованиях для описания политического сознания широ­ко применяются психологические категории (установки, стереотипы, ориентации, интересы, ценности и т.д.). Од­нако политической психологии еще предстоит выяснить, как эти отдельные составляющие политического сознания соотносятся с целостной личностью в процессе ее форми­рования. Как общесоциальные и групповые механизмы сказываются на индивидуальном восприятии политичес­ких процессов.

Не разработана пока еще и теоретическая модель становления политического сознания. Отсюда и многие упрощенные представления современных полито­логов. Поэтому для измерения политического сознания в эм­пирических исследованиях используются одномерные по­казатели. Например, степень развития политического со­знания личности измеряют с помощью такого показателя, как информированность о политике без учета системы ценностей, норм и установок, доминирующего мировоз­зрения в целом. Не менее сложными для интерпретации являются и проблемы выделения факторов политической среды, групповой коммуникации, экономических условий и т.д., определяющих политические установки [259, с.239]. Таким образом, каждая из названных выше дисцип­лин имеет свой круг задач в изучении политического со­знания, дополняя и обогащая представления о разных уровнях его проявления.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...