Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие политической ментальности
Зарубежные исследователи преимущественно используют вместо термина политическое сознание» - «политический менталитет». Понятие менталитета (ментальности) пришло из исторической психологии. Его ввели французские исследователи Л. Леви-Брюль [111], А. Февр [232а], М. Блох. Оно означает «наличие у людей того или иного общества, принадлежащих к одной культуре, определенного общего «умственного инструментария», «психологической оснастки», которая дает им возможность по-своему воспринимать и осознавать свое природное и социальное окружение и самих себя» [56, с.56]. Такой стиль мышления и чувствования существует и в политических культурах и субкультурах и оснащает принадлежащих к ним людей политическими взглядами, настроениями и чувствованиями, позволяя им идентифицировать себя с определенными политическими ценностями. В политическом менталитете выделяют (Е.Б. Шестопал) два важных компонента: · содержательную сторону: взгляды, ценности, чувства и т.п., которые складываются в определенные наборы, для обозначения которых используются идеологические «ярлыки». Так, когда о человеке говорят, что он «либерал», «красно-коричневый» или «демократ», то мы можем представить себе набор политических идей, соответствующих этим идеологическим стереотипам. Правда, в российской политической жизни последних лет эти понятия имеют не столь определенные очертания, как в иных стабильных политических системах. Некоторые коммунисты на деле ближе по своим взглядам к социал-демократам, в то время, как другие — к националистам, современные отечественные либералы — признают необходимость государственной опеки над малоимущими, а под понятие «демократа» для сторонника этого строя вообще попадают просто те, кто ему приятен. Создание предвыборных блоков вообще не поддавалось никакой политической логике: в одном блоке соединялись промышленники и предприниматели, генералы и актеры, не говоря о наличии во многих объединениях представителей криминального мира. Если же говорить о создаваемых губернаторских блоках, то их состав определялся скорее общностью региональных интересов, нежели какой-либо общей идеологией. Проследив динамику идейного содержания различных политических партий и движений в 1990-е гг., то почти невозможно найти такие организации и движения, где не произошла смена приоритетов. Исключение составляет, пожалуй, только «Яблоко», лидер которого со свойственным ему упрямством стоит на тех же позициях, что и в начале своей деятельности; · стиль мышления, характер политических рассуждений, способ восприятия системы («психологический инструментарий»). Эту сторону менталитета следует выделить, так как в политическом анализе чаще учитывают политические цели и ценности, декларируемые определенными политическими организациями, нежели характер их выражения в личности лидера или идеологической позиции партии. Когнитивный стиль проявляет себя и на уровне группового политического сознания, и на уровне личности. Российский психолог В.Ф. Петренко провел исследование документов российских партий в динамике постперестроечного периода. Им составлены когнитивные карты, отразившие групповыеполитические представления правых и левых, радикалов и консерваторов не по самоназванию, а по действительному способу их политического мышления [178]. Что касается политического менталитета личности, то сегодня в российских условиях наблюдается большое многообразие когнитивных стилей в политическом мышлении, что связано, как с ориентацией на разные политические партии, так и с возрастными, социальными и иными особенностями личности. [259, с.157].
Термин «ментальность» стал популярен в нашей стране в 1990-е гг., когда с его помощью пытались объяснить уникальный путь развития российской государственности. Российские исследователи, в частности А.П. Плешаков [183], исходят из того, что политическое сознание тесно взаимосвязано с другими формами общественного сознания. В связи с этим, политическое сознание зачастую переплетается с нравственным, поскольку люди оценивают политику и политические явления через призму моральных категорий добра и зла, справедливости и несправедливости. А с правосознанием политическое сознание частично пересекается, поскольку многие политические отношения регулируются правом. Политическое сознание каждого народа, любой социальной общности формируется и функционирует под влиянием свойственного им менталитета. Существуют различные трактовки политического менталитета, это и: · представления и убеждения, присущие определенной социальной общности; · совокупность установок, которые предполагают активное восприятие окружающей действительности как на уровне отдельной социальной общности, так и ее субъектов; · особого рода конструкт «коллективного бессознательного».
Политический менталитет связан с опытом, повседневной жизнью и включает в себя: · представления о политической реальности; · ценностные политические ориентации, носящие как осознанный, так и неосознанный характер; · политические установки и стихийные предрасположенности реагировать на политическую ситуацию.
Различные социальные общности в России обладают собственным политическим менталитетом. Однако существуют и некоторые базовые представления, ценности и установки, присущие на уровне повседневности значительной части российского общества. В российском политическом менталитете доминирует определенный образ государственной власти, на основе которого в нем в качестве ценности и базовой установки утвердился патернализм. Государственное попечительство рассматривается как «благо» и обязанность властей перед обществом (народом). Вместе с тем патернализм, порождая иждивенческие настроения в обществе и приучая его к пассивному выжиданию, ослабляет самостоятельную энергию частных лиц. В качестве идеала государственной власти российский политический менталитет санкционирует в первую очередь власть единоличную (ответственную), сильную (авторитетную) и справедливую (нравственную). Этот «образ» власти ориентирован на умеренный авторитарный идеал, который всегда сочетается с коллективным демократизмом охлократического толка. В силу этого в политическом менталитете сложилось двоякое отношение к авторитету. С одной стороны, – вера в авторитет, часто наделяемый харизматическими чертами, и, соответственно, ожидание от него «чуда», сопровождаемое постоянной готовностью подчиняться авторитету. С другой – убеждение в том, что авторитет должен служить «общему делу», национально-государственной идее. Если авторитет осуществляет деятельность вразрез с этими переживаниями, то его образ меркнет, и авторитета, как правило, свергают, а иногда и жестоко с ним расправляются. Вот почему политические лидеры в России, уходя в отставку, вначале подвергаются резкой критике, а затем погружаются в политическое небытие. В российском политическом менталитете государственная власть стоит выше закона, что формирует такую политическую установку, как неверие в закон в качестве воплощения справедливости и средства борьбы со злом. Примат государства над законом порождает, с одной стороны, правовой нигилизм и произвол, а с другой – терпимость русского человека. Н.А. Бердяев[14], описывая национальную специфику сознания россиян, выявил черты их менталитета. В частности, отметил присущую русскому народу мессианскую идею. Она проходит, по его мнению, через всю историю, вплоть до коммунизма. Н.А. Бердяев подчеркнул также склонность русского народа к анархии и вместе с тем покорность власти. Русский народ, писал он, всегда смотрел на власть как на зло и тем не менее был покорен государству. Он либо бунтует против государства, либо покорно несет его гнет, охотно служит огромной империи. Невоинственность, миролюбивость народа, коллективистские черты образа жизни, присущая от природы склонность к идее социализма (которую сегодня пытаются вытравить) – черты россиянина. «Если не брать социализм в доктринальном смысле, – писал Н.А. Бердяев, – то можно сказать, что социализм глубоко вскоренен в русской природе. Это выражалось уже в том, что русский народ не знал римских понятий о собственности [14]. Таким образом, в российском массовом политическом сознании такие ценности, как коллективизм, справедливость, духовность терпеливость, воспринимаются в качестве основных проявлений духовной самобытности России, как ее главное достояние. В них видится преимущество России перед другими странами, прежде всего западными. Сочетание в массовом политическом сознании противоречивых ценностей порождает представление о том, что именно государство может быть в России главным двигателем перемен даже тогда, когда предстоит преодолевать традиционный для нее тип государства и характер его взаимоотношений с обществом [183].
Функции политического сознания 17.2.1. Двойственная природа политического сознания Чем более сложный характер имеет человеческая деятельность (а политическая деятельность основана на весьма изощренной системе взаимоотношений многочисленных субъектов и объектов политических отношений), тем большее значение приобретает отражающее и анализирующее ее сознание. Субъективная сторона политической жизни находит свое отражение в политическом сознании. Роль политического сознания в жизнедеятельности общества трудно переоценить. Это определяется тем, что оно не есть лишь пассивное отражение политического бытия. Политическое сознание способно опережать практику, прогнозировать развитие общественно-политических процессов. Следовательно, оно способно оказывать значительное воздействие на политическую жизнь, на динамику политической культуры общества. Кроме того, от уровня политического сознания во многом зависит политическое поведение, характер политической деятельности, как отдельных людей, так и их общественно-политических объединений [187, с.292]. С возникновением политики - этого важнейшего элемента цивилизации, функции и роль политического сознания оцениваются не однозначно. С одной стороны, исторический опыт и логика требуют признать тот очевидный факт, что политическое сознание формируется как результат эволюции политических институтов, на которую оказывают влияние предшествующие традиции общественного участия, характер социализации, формы образования и множество других факторов. С другой стороны, уже в древности с появлением первых философских школ возникло явление, которое К. Поппер [194] назвал «историцистской идеологией». Его суть заключается в претензиях философов и идеологов, прибегающих к историческим пророчествам, на открытие всеобщих законов истории и политики, в соответствии с которыми должно развиваться общество. Отсюда возникло убеждение в том, что системы политической философии оказывают решающее воздействие на политическое сознание, определяя характер политического поведения и участия. Такого рода модели политического сознания, которые можно отнести к разряду элитарных,преувеличивают и абсолютизируют влияние философских идей на системы убеждений, нравы и институты. Сторонники этих моделей утверждают, что все значительные политические перевороты нового времени, например, американская и французская революции XV в. и революция в России 1917 г., являются результатом внедрения в общественное сознание идей конституциализма, либерализма и социализма. Влияние этих идей действительно было огромным, особенно в период, предшествующий упомянутым политическим переворотам. Вместе с тем имеется множество доказательств, подтверждающих, что различные варианты политической философии сами являлись одним из средств рационализации уже сложившихся политической традиций, систем убеждений и социальной практики. Например, формирование американских политических институтов в период, предшествовавший войне за независимость, образованию США и принятию конституции, происходило под влиянием английских традиций и правовых норм, а также общих христианских понятий земной власти в сочетании с принципами «естественного права». Идеи Локка[119],Монтескье[150],Руссо[204] и Юма[269], хорошо известные авторам проекта конституции США, использовались не как отправные точки для создания чего-то нового, но, скорее, в качестве аргументов, подтверждавших правильность того, к чему американцы пришли эмпирическим путем. Точно так же революция в России произошла не в результате внесения социалистами различных оттенков политического сознания в «пролетарскую массу», как полагал Ленина, а вследствие острейшего кризиса, вызванного мировой войной. В ходе самой революции отчетливо проявились традиции, восходящие к крестьянским восстаниям и бунтам XVII-XVIII вв. Идеи Маркса, по мнению В.С. Библера [23] были только «верхним пластом», с помощью которого оформлялась официальная идеология автократического бюрократического режима, вовсе не соответствовавшего исходным принципам марксистского социализма. И картины мира, разработанные философами, и уже сложившиеся политические институты и нормы, вступая во взаимодействие с подсознательными комплексами и когнитивными механизмами человеческой психики, создают в сознании политические образы, которые далеко не всегда совпадают с политическими реалиями. Адекватность индивидуального и группового политического сознания действительным отношениям зависит от типа личности. Большое значение имеет степень «открытости» индивидуального сознания, способность объективно оценивать социальные процессы и создавать различные рациональные проекты и концептуальные модели политики. Или, наоборот, особенность индивида воспринимать политику сквозь призму дихотомии «свой - чужой», «друг — враг» и т.д.[187, с.293]. Вместе с тем, в политологии все большую популярность приобретает концепция «самосбывающихся прогнозов». Ее сущность заключается в том, что в условиях современной тотальной массовой коммуникации, политический прогноз, постоянно внедряемый в политическое сознание населения СМИ, становится ожидаемым, а через это вполне осуществимым.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |