Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роль и функции и политической идеологии
Идеология занимает в политическом сознании особое место. Политическая идеология представляет собой одну из наиболее влиятельных форм политического сознания, воздействующую на содержание властных отношений, орудие «духовного княжения» (Макиавелли) той или иной политической силы. Роль политической идеологии Идеи и идеология играют важную роль в политической жизни общества. Французские материалисты XIX в., анализируя движущие силы истории, сделали неопровержимый, на их взгляд, вывод: "Идеи правят миром!" Французский философ Д. де Траси в книге "Элементы идеологии" назвал идеологию "наукой об идеях, о том, как они возникают, и о закономерностях человеческого мышления". Большую роль и значение идей в жизни человека и человечества подчеркивали многие мыслители. К.А. Гельвеций[44], например, многозначительно классифицировал их на три вида — полезные, вредные и нейтральные. По мнению Ж.Ж. Руссо[204], абсолютнейшим авторитетом является для человека то, что вторгается в его внутренний мир, т.е. идеи. Исключительную роль идеологии и идеям придавал К. Маркс. Он считал, что если идеи овладевают массами, то они становятся материальной силой. Маркс доказал неразрывную связь идей с интересами [131а, с.89]. Этот вывод, когда речь идет об общественно значимых идеях, вряд ли возможно подвергнуть сомнению. Э. Бернштейн [20] утверждал, что конечная цель — ничто, движение — все. Нет сомнения — без движения, действий цель недостижима. Но не менее верно и другое: движение без цели, как правило, бессмысленно, оно становится блужданием в тумане. Великие политические идеи и идеологии — это сплав коренных интересов, великих политических ценностей и целей. Роль политической идеологии в политической системе общества неоднозначна. Дело в том, что общество неоднородно, оно состоит из различных групп (социальных, национальных, религиозных, демографических), имеющих свое видение общественного развития, политического процесса, хода реформ и т.д. Группы борются между собой за политическую власть в обществе и в борьбе опираются на выдвинутые ими идеи (совокупность идей), оправдывающие их приход к власти. По существу, политические идеологии представляют собой коллективную политическую мысль групп, партий, наций, народа [107, с.408]. Конечно, будучи методологически значимым, данный вывод не объясняет каждую конкретную ситуацию, хотя любые идеи рождаются в головах конкретных индивидов и с большей или меньшей адекватностью отражают их интересы. Однако частные интересы неизбежно восходят к более общим — групповым, классовым и общественным, поскольку у людей есть общие, коренные, по сути своей объективные интересы, которые отнюдь не монолитны по своей структуре, а внутренне противоречивы. Отсюда их подвижность, способность к изменениям. Но противоречивость групповых и общественных интересов ведет не только к их конфликтам, но и к совпадению, вследствие чего становится возможной социальная солидарность [Политология 193, с.171]. Анализируя соотношение интересов и политических идей, нельзя упускать из виду еще одну проблему: чтобы отразиться в политических идеях, интересы, если они являются объективными, должны быть осознаны. Такое осознание происходит и на уровне психологии (в форме чувств, настроений, эмоций), и на уровне идеологии (в виде теорий, концепций и т. д.). При этом эмоциональные процессы составляют тот необходимый фон, на котором формируется и реализуется всякая политическая идея. Но эмоции действуют как слепая сила, если не сливаются в поведении с рациональным освоением действительности. На уровне политической идеологии осознание объективного интереса выражается обычно в намерениях, мотивах, в виде цели его удовлетворения. Интересы служат источником целей, через которые они из объективных превращаются в субъективные. Ведь чтобы интересы были реализованы, они должны быть осознаны и оценены в форме цели: бесцельными действиями жизненные интересы нельзя реализовать. Если же объективный интерес не осознан, то его наличие не ведет автоматически к формированию цели. "Существенно и то, что интересы в своем воздействии на поведение субъекта конкурируют с разделяемыми ценностями. Именно под влиянием ценностей те или иные интересы переплавляются в цели" [265, с.5]. Рольидеологии в мире политики меняется в зависимости от исторических условий, ситуации в стране, соотношения сил. В 60-х гг. XX в. французские ученые Д. Белл [12] и Р. Арон[8], полагая, что в западном мире достигнуто взаимопонимание основных политических сил по основополагающим вопросам (оценки роли «государства всеобщего благосостояния», децентрализации управления, политического плюрализма и смешанной экономики), а также в связи с возникновением массового общества («недифференцированного множества» людей) нарастанием иерархической бюрократизации и некоторых других показателей общественного развития, сделали вывод о «конце идеологии» и начале эпохи деидеологизации. Но буквально через десятилетие усиление роли факторов, нуждавшихся в идеологических оценках (расовые волнения, волна культурного нонконформизма в Европе, безработица, инфляция, кризис общества всеобщего благосостояния и т.д.), заставило их говорить уже об «эпохе реидеологизации»[213]. После краха в мировом масштабе марксистко-ленинской идеологии, вновь заговорили о наступлении эры единообразного идеологического пространства. Однако 11 сентября 2001 г. после масштабных терактов в Нью-Йорке, человечество осознало наступление эпохи нового идеологического противостояния – между рациональными гуманистическими идеологиями и иррациональными бесчеловечными концепциями политического терроризма. Чтобы облегчить понимание многообразных политических явлений, люди нередко выдвигают (формируют) сравнительно небольшой комплекс "главных" (базовых) идей, призванных служить ключом к пониманию тех или иных политических явлений. Этот комплекс и образует стержень политической идеологии. Без базовых идеологических установок и позиций ни личность, ни государство, ни общество обойтись не могут. Не случайно кризисные периоды в жизни общества обычно сопровождаются потерей идеологических ориентиров, бездуховностью и смутой. Как раз в подобные периоды становятся модными призывы к деидеологизации общественно-политической жизни. Происходит это потому, что в такое время в политике эксплуатируются идеи, оторванные от практических проблем общественной жизни, действительных интересов различных социальных слоев. Но это никак не устраняет идеологию из политической жизни, ее место не бывает вакантным, а образовавшийся вакуум мгновенно заполняется другими политическими представлениями. Другое дело, что обыденное сознание не сразу впитывает в себя новую идеологию, поэтому у части граждан может создаться иллюзия отсутствия таковой. Идеология продолжает оставаться доминантой политики. Хотя идеология и является выражением интересов отдельных социально-политических групп и в силу этого не может по своему содержанию быть научной концепцией, вместе с тем она может отвечать потребностям людей, ибо дает ориентир в их общественной жизни, указывает им социальный идеал и пути движения к нему. Тем самым идеология придает осознанность социальной деятельности социума. Она вызывает к жизни определенную политическую практику, является теоретическим обоснованием той или иной политики [38]. Политическая идеология — неотъемлемая составная часть политической системы общества. Она образует его политико-идеологическую подсистему, в которую включены различные политические концепции, теории, взгляды. Без этой подсистемы невозможно функционирование политической системы общества, она придает ей определенное своеобразие и неповторимые черты. Итак, основное предназначение идеологии заключается в выражении и защите интересов социальных групп и классов. А это предполагает познание и осознание этих интересов, разработку программных целей и средств их достижения. Идеологические системы включают в свое содержание экономические, политические концепции. При этом они опираются на определенную философию жизни: картину мира, теорию исторического процесса, морально-нравственные нормы, ценности и идеалы. Поэтому политическую идеологию можно определить как некий строительный проект, или эскиз, на основе которого конструируется стратегия социально-политических сил в лице партий, организаций, объединений, правительства и т.д. Идеология сегодня самая мощная сила. Она постоянно стремится что-то преувеличить или затушевать — то общечеловеческие ценности, то национальные, то классовые. Идеология исходит из крайностей, например двух противоположных классов — капиталистов и пролетариата, двух противоположных взглядов на человека — демократического и тоталитарного. Идеология объединяет и разъединяет людей. Ее интересы частные и, стало быть, могут объединить часть людей на определенное время. Разделение идей, писал Д. Вико [37], удостоверяет разграничение собственности. Торжество идеологии привело к господству формальных принципов, наподобие историзма с его многообещающими схемами и пренебрежением к конкретному человеку. Масса — удобный объект идеологических манипуляций, поэтому идеологи заинтересованы в том, чтобы народ превратился в массу, в которую легко внедрять идеологию [52, с.300]. Политическая идеология является по преимуществу духовным орудием элиты. Однако ее реальная роль в обществе зависит от того, какое воздействие она оказывает на состояние общественного сознания. С помощью идеологии отдельно взятая территориально-культурная и политическая общность возвышается до осознания себя как народа, до уяснения своего места и своей роли в истории данного региона и человечества в целом. Идеология способствует рационализации мира и жизни, позволяет человеку найти устойчивые ориентиры для своей деятельности. Человек и общество живут в идеологическом пространстве точно так же, как и в мире политики, культуры, экономических отношений и т.д. Идеология сегодня не только одна из организационных, регулятивных и контрольных систем, направляющих жизнь общества и человека, непосредственно связанная функционально с политической системой общества, политическим режимом государства, политической этикой. Устойчивость, вневременные, универсальные формы идеологии (прогрессивность или реакционность и т.п.), ее свойство выражать реальные или иллюзионные, кажущиеся либо придуманные ситуации и интересы в других неидеологических сферах жизни общества — в политике, экономике, культуре — стали основой развития самой идеологии. Не случайно в основе кризиса любых цивилизаций и общественных систем лежит в конечном счете идеологический кризис, но и любое общественное возрождение также начинается с очищения и обновления общественных идеалов, с утверждения новой системы ценностей [106, с.320].
Функции политической идеологии Реальная роль политической идеологии в сфере власти зависит от характера овладения ею общественным сознанием и обусловлена спектром исполняемых ее функций. Исследователи выделяют следующие функции: · гносеологическую, предполагающую создание модели мира и определение места человека в нем; · аксиологическую, выполняющую оценку прошлого и настоящего на основе различных норм и ценностей. Осуществление этой функции предполагает наличие в качестве органической составной части политической идеологии критериев оценки прошлого, настоящего и будущего в политической жизни общества и внедрение их в общественное сознание; · футурологическую (ориентационную), осуществляющую моделирование развития своей группы и общества в целом. Выражается в том, что, включая в себя основополагающие представления об обществе, социальном прогрессе, личности, власти, идеология задает человеческой деятельности систему смыслов и ориентаций; · программно-целевую, обеспечивающую формулирование цели деятельности группы и разработку программы ее достижения; · идейного овладения общественным сознанием. Оностроится на основе целей, задач и приоритетов, сформулированных в той или иной политической идеологии, пронизанной стремлением привлечь на свою сторону как можно большее число людей и направить их активность на реализацию присущих ей целей, задач и приоритетов; · социально-организационную, обеспечивающую определение принципов организации и управления жизнью общности; · легитимации власти или изменения политической системы общества; · создания позитивного образа целей и задач политического развития, предлагаемых партией, движением или другими силами, в глазах общественного мнения; · мобилизации и стимулирования действий граждан во имя поддержки и исполнения поставленных задач. Любая партия, получив доступ к власти, стремится распространить свою идеологию на всех членов общества, используя систему образования и культуры, СМИ, пропаганду. Привлекая как можно больше людей на свою сторону, политическая идеология выполняет этуфункцию. Предлагая идеал более совершенного общества, политическая идеология выступает в качестве непосредственного мотива политической деятельности и мобилизует общество, социальные группы на его реализацию. Смысл мобилизационной функции заключается в том, что, предлагая идеалы более совершенного общества, политические идеологии выступают в качестве непосредственных мотивов политической деятельности и мобилизуют общество, социальные группы на их реализацию; · интеграции социальных групп и государственного социума в целом. В рамках одной политической партии идеология объединяет и сплачивает членов данной партии. С точки зрения политических функций, идеология стремится сплотить, интегрировать общество с целью реализации интересов определенной социальной (национальной, религиозной и т.п.) группы либо для достижения целей, не опирающихся на конкретные слои населения (например, идеология анархизма, фашизма). Наделяя смыслом политическое действие в пределах предлагаемой фундаментальной картины мира, политическая идеология задает ему такую значимость, которая по своим масштабам превосходит любой индивидуальный или групповой интерес. Политическая идеология противостоит частным интересам и тем самым выступает интегрирующим фактором. Выражая интересы определенной социальной группы или класса, политическая идеология нацелена на объединение общества в целом. В демократическом обществе иначе быть не может: невозможно прийти к власти без максимально широкой поддержки населения, без того, чтобы идеалы и цели, провозглашаемые в той или иной конкретной идеологии, не находили понимания среди широких слоев граждан; · дифференциации сообщества или группы от остальных сообществ и групп, одной партии от других. Идеология призвана придавать значимость институциональным отношениям между людьми как субъектами политики, обосновывать, оправдывать или отвергать политические реальности в конкретных, общественно-исторических условиях. В то же время определенная часть идеологий основывается на конкретном идеале, который независимо от степени его верности или ложности строится, как правило, на противопоставлении действительности, какая она должна быть, действительности, как она есть. В масштабах всего общества идеологии разделяют людей на группы и партии и выполняют функцию идейного размежевания; · оправдания и идеализации существующей политической системы общества и действительности.Политическая идеология по определению не может быть носительницей научного знания. Она, как правило, не и ставит перед собой такой задачи. Предназначение политической идеологии — возбуждать веру в правильность выбранной данной общественной группы политической, экономической и социальной стратегии развития общества; · амортизационную. Будучи способом интерпретации политической действительности, политическая идеология служит ослаблению социальной напряженности в ситуации, когда возникает несоответствие между потребностями общества, группы, индивида и реальными возможностями их удовлетворения. Предлагаемые идеалы выступают в качестве вдохновляющих смыслов, заставляющих индивида, группу находить в себе силы после неудач и вновь стремиться к активным действиям по их реализации; · выражения и защиты интересов определенной социальной группы. Суть ее состоит в том, что политическая идеология, как правило, возникает на базе интересов какой-либо социальной группы и призвана противопоставить их интересам других групп; · компенсации социальной неудовлетворенности надеждой на благополучное изменение социального бытия.Это определяется, с одной стороны, тем, что политическая идеология призвана отражать действительность в форме идеалов и целей, что плохо согласуется с научным обоснованием. А с другой стороны тем, что практическая проверка положений политической идеологии весьма затруднена сложностью, многообразием и противоречивостью социально-политических процессов; · культурно-воспитательную функцию, обусловленную тем, что она обязательный компонент политической культуры общества; · оппонирования, выполняющую конкурентное взаимодействие с другими идеологиями, доктринами и учениям.
Наряду с этими задачами А. Гертц [213, с.231] отмечает также необходимость выполнения идеологией задач по «выпусканию пара из котла» (т.е. ослаблению политической напряженности за счет перевода противоборства сторон в область идейной полемики). По мнению испанского политолога Л. Санистебана[206], политические идеологии имеют две функции: познавательную (описание и объяснение политической системы) и прагматическую (ориентация действия в определенном направлении). Обе функции тесно связаны между собой, однако прагматическая является преобладающей, поскольку любая группа людей, приходящая к власти (политическая элита), стремится обосновать и оправдать свое положение на вершине политической пирамиды и в собственных глазах, и в глазах масс. Такое оправдание не всегда соответствует политической действительности, и, именно в этом, различие между научной, объективной картиной мира и объяснением его с точки зрения политической идеологии. За каждой идеологией — определенный политический интерес социальной группы, который осознается и защищается ее идеологами. В свою очередь, политическая оппозиция заинтересована в смене правящей элиты и замене ее новой, как правило, с помощью собственной политической идеологии. Идеология помогает каждой заинтересованной группе не только теоретически обосновать свой интерес, но и сформулировать политические цели и идеалы, наметить пути их достижения, разработать стратегию и тактику политического курса в виде конкретной политической программы действий. В политической идеологии отражается процесс властных отношений. А она, в свою очередь, находит свое выражение в форме концепций, идей, доктрин и политических программ. Эффективность политической идеологии во многом зависит от степени соотнесенности ее положений в виде образов с политическими представлениями образного характера, разделяемыми большинством населения страны. Это означает, что влияние той или иной политической идеологии тем выше, чем больше ее положения и образы близки массовому сознанию населения. В идеале образ, нарисованный политической идеологией, должен совпадать с образом, издавна существующим в гуще народа. Политическая идеология далеко не всегда и далеко не в полной мере совпадает с общенародными интересами. Однако если такое совпадение имеет место, то политическая идеология оказывается сильнейшим и могущественнейшим фактором общественно-политического развития [74, с.603]. Указанные функции политическая идеология выполняет благодаря двум свойствам, которые отличают ее от других форм политического сознания (например, политической психологии), а именно претензии на тотальную значимость (или глобальность) и нормативность. Любая политическая идеология стремится подавить другие идеологии, заявить о своем великом призвании изменить мир и использовать все во имя реализации выдвинутой идеи. Идеология требует от своих сторонников приверженности ценностям и нормам, которые она культивирует. Идеологию не следует путать с пропагандой. Если идеология представляет собой форму существования политических представлений, то политическая пропаганда является основным средством их распространения. Однако идеология и пропаганда тесно взаимосвязаны. Пропаганда целенаправленно формирует у граждан необходимые и желаемые для партий, элит, лидеров политические ориентации, побуждающие граждан к определенному типу (образу) действий. В информационном обществе «контроль за умами людей» становится главным ресурсом власти. При этом идеология должна не столько заниматься пропагандой тех или иных идеалов и ценностей, сколько стимулировать целенаправленные действия и поступки граждан, партий и других политических ассоциаций. Таким образом, политическая идеология призвана мобилизовать население страны в соответствии с теми или иными целями политических групп и организаций.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |