Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль и функции и политической идеологии

 

Идеология занимает в политическом сознании особое место. Политическая идеология представляет собой одну из наиболее влиятельных форм политического сознания, воздействующую на содержание властных отношений, орудие «духовного княжения» (Макиавелли) той или иной политической силы.

Роль политической идеологии

Идеи и идеология играют важную роль в политической жизни общества. Французские материалисты XIX в., анализируя движу­щие силы истории, сделали неопровержимый, на их взгляд, вывод: "Идеи правят миром!" Французский философ Д. де Траси в книге "Элементы идеологии" назвал идеологию "наукой об идеях, о том, как они возникают, и о закономерностях человеческого мышления". Большую роль и значение идей в жизни человека и человече­ства подчеркивали многие мыслители. К.А. Гельвеций[44], например, многозначительно классифицировал их на три вида — полезные, вредные и нейт­ральные. По мнению Ж.Ж. Руссо[204], абсолютнейшим авторитетом является для человека то, что вторгается в его внутренний мир, т.е. идеи.

Исключительную роль идеологии и идеям придавал К. Маркс. Он считал, что если идеи овладевают массами, то они становятся материальной силой. Маркс доказал неразрывную связь идей с интересами [131а, с.89]. Этот вывод, когда речь идет об обще­ственно значимых идеях, вряд ли возможно подвергнуть сомне­нию.

Э. Бернштейн [20] утверждал, что конечная цель — ничто, дви­жение — все. Нет сомнения — без движения, действий цель не­достижима. Но не менее верно и другое: движение без цели, как правило, бессмысленно, оно становится блужданием в тумане. Великие политические идеи и идеологии — это сплав корен­ных интересов, великих политических ценностей и целей.

Роль политической идеологии в политической систе­ме общества неоднозначна. Дело в том, что общество неоднородно, оно состоит из различных групп (социальных, национальных, религиозных, демографических), имеющих свое видение общественного развития, политического процесса, хода реформ и т.д. Группы борются между собой за политическую власть в обществе и в борьбе опираются на выдвинутые ими идеи (совокупность идей), оправдывающие их приход к власти. По существу, политические идеологии представляют собой кол­лективную политическую мысль групп, партий, наций, народа [107, с.408].

Конечно, будучи методологически значимым, данный вывод не объясняет каждую конкретную ситуацию, хотя любые идеи рождаются в головах конкретных индивидов и с большей или меньшей адекватностью отражают их интересы. Однако частные интересы неизбежно восходят к более общим — групповым, классовым и общественным, поскольку у людей есть общие, коренные, по сути своей объективные интересы, которые отнюдь не монолитны по своей структуре, а внутренне противоре­чивы. Отсюда их подвижность, способность к изменениям. Но противоречивость групповых и общественных интересов ведет не только к их конфликтам, но и к совпадению, вследствие чего ста­новится возможной социальная солидарность [Политология 193, с.171].

Анализируя соотношение интересов и политических идей, нельзя упускать из виду еще одну проблему: чтобы отразиться в политических идеях, интересы, если они являются объективными, должны быть осознаны. Такое осознание происходит и на уровне психологии (в форме чувств, настроений, эмоций), и на уровне идеологии (в виде теорий, концепций и т. д.). При этом эмоцио­нальные процессы составляют тот необходимый фон, на котором формируется и реализуется всякая политическая идея. Но эмо­ции действуют как слепая сила, если не сливаются в поведении с рациональным освоением действительности. На уровне полити­ческой идеологии осознание объективного интереса выражается обычно в намерениях, мотивах, в виде цели его удовлетворения. Интересы служат источником целей, через которые они из объек­тивных превращаются в субъективные. Ведь чтобы интересы были реализованы, они должны быть осознаны и оценены в форме цели: бесцельными действиями жизненные интересы нельзя реализовать. Если же объективный интерес не осознан, то его наличие не ведет автоматически к формированию цели. "Существенно и то, что ин­тересы в своем воздействии на поведение субъекта конкурируют с разделяемыми ценностями. Именно под влиянием ценностей те или иные интересы переплавляются в цели" [265, с.5].

Рольидеологии в мире политики меняется в зависимости от исто­рических условий, ситуации в стране, соотношения сил. В 60-х гг. XX в. французские ученые Д. Белл [12] и Р. Арон[8], полагая, что в западном мире достигнуто взаимопонимание основных политических сил по основополагающим вопросам (оценки роли «государства всеобщего благосостояния», децентрализации управления, политического плю­рализма и смешанной экономики), а также в связи с возникновением массового общества («недифференцированного множества» людей) нарастанием иерархической бюрократизации и некоторых других по­казателей общественного развития, сделали вывод о «конце идеоло­гии» и начале эпохи деидеологизации. Но буквально через десятиле­тие усиление роли факторов, нуждавшихся в идеологических оценках (расовые волнения, волна культурного нонконформизма в Европе, безработица, инфляция, кризис общества всеобщего благосостояния и т.д.), заставило их говорить уже об «эпохе реидеологизации»[213].

После краха в мировом масштабе марксистко-ленинской идеологии, вновь заговорили о наступлении эры единообразного идеологического пространства. Однако 11 сентября 2001 г. после масштабных терактов в Нью-Йорке, человечество осознало наступление эпохи нового идеологического противостояния – между рациональными гуманистическими идеологиями и иррациональными бесчеловечными концепциями политического терроризма.

Чтобы облегчить понимание многообразных политических явлений, люди нередко выдвигают (формируют) сравнительно небольшой комплекс "главных" (базовых) идей, призванных слу­жить ключом к пониманию тех или иных политических явлений. Этот комплекс и образует стержень политической идеологии. Без базовых идеологических установок и позиций ни личность, ни го­сударство, ни общество обойтись не могут. Не случайно кризис­ные периоды в жизни общества обычно сопровождаются потерей идеологических ориентиров, бездуховностью и смутой. Как раз в подобные периоды становятся модными призывы к деидеологизации общественно-политической жизни. Происходит это потому, что в такое время в политике эксплуатируются идеи, оторванные от практических проблем общественной жизни, действительных ин­тересов различных социальных слоев. Но это никак не устраняет идеологию из политической жизни, ее место не бывает вакантным, а образовавшийся вакуум мгновенно заполняется другими поли­тическими представлениями. Другое дело, что обыденное созна­ние не сразу впитывает в себя новую идеологию, поэтому у части граждан может создаться иллюзия отсутствия таковой.

Идеология продолжает оставаться доминантой политики. Хотя идеология и является выражением интересов отдельных социально-полити­ческих групп и в силу этого не может по своему со­держанию быть научной концепцией, вместе с тем она может отвечать потребностям лю­дей, ибо дает ориентир в их общественной жизни, указывает им социальный идеал и пути движения к нему. Тем самым идеология придает осознанность социальной деятельности социума. Она вызывает к жизни определенную политическую практику, явля­ется теоретическим обоснованием той или иной по­литики [38].

Политическая идеология — неотъемлемая составная часть по­литической системы общества. Она образует его политико-идео­логическую подсистему, в которую включены различные поли­тические концепции, теории, взгляды. Без этой подсистемы не­возможно функционирование политической системы общества, она придает ей определенное своеобразие и неповторимые чер­ты.

Итак, основное предназначение идеологии заключается в выражении и защите интересов социальных групп и классов. А это предполагает познание и осознание этих интересов, разработку программных целей и средств их достижения. Идеологические системы включают в свое содержание экономические, политические концепции. При этом они опираются на определенную философию жизни: картину мира, теорию исторического процесса, морально-нравственные нормы, ценности и идеалы. Поэтому политическую идеологию можно определить как некий строительный проект, или эскиз, на основе которого конструируется стратегия социально-политических сил в лице партий, организаций, объединений, правительства и т.д.

Идеология сегодня самая мощная сила. Она постоянно стре­мится что-то преувеличить или затушевать — то общечеловече­ские ценности, то национальные, то классовые. Идеология исхо­дит из крайностей, например двух противоположных классов — капиталистов и пролетариата, двух противоположных взглядов на человека — демократического и тоталитарного. Идеология объединяет и разъединяет людей. Ее интересы частные и, стало быть, могут объединить часть людей на определенное время. Раз­деление идей, писал Д. Вико [37], удостоверяет разграничение собст­венности. Торжество идеологии привело к господству формальных прин­ципов, наподобие историзма с его многообещающими схемами и пренебрежением к конкретному человеку. Масса — удобный объ­ект идеологических манипуляций, поэтому идеологи заинтересо­ваны в том, чтобы народ превратился в массу, в которую легко вне­дрять идеологию [52, с.300].

Политическая идеология является по преимуществу духовным орудием эли­ты. Однако ее реальная роль в обществе зависит от того, какое воздействие она оказывает на состояние общественного сознания. С помощью идеологии отдельно взятая территориально-культурная и полити­ческая общность возвышается до осознания себя как народа, до уяснения своего места и своей роли в истории данного региона и человечества в целом. Идеология способствует рационализации мира и жизни, позволяет человеку найти устойчи­вые ориентиры для своей деятельности.

Человек и общество живут в идеологическом пространстве точно так же, как и в мире политики, культуры, экономических отношений и т.д. Идеология сегодня не только одна из органи­зационных, регулятивных и контрольных систем, направляю­щих жизнь общества и человека, непосредственно связанная фун­кционально с политической системой общества, политическим режимом государства, политической этикой. Устойчивость, вне­временные, универсальные формы идеологии (прогрессивность или реакционность и т.п.), ее свойство выражать реальные или иллюзионные, кажущиеся либо придуманные ситуации и инте­ресы в других неидеологических сферах жизни общества — в политике, экономике, культуре — стали основой развития са­мой идеологии.

Не случайно в основе кризиса любых цивилизаций и общественных систем ле­жит в конечном счете идеологический кризис, но и любое общественное возрожде­ние также начинается с очищения и обновления общественных идеалов, с утверж­дения новой системы ценностей [106, с.320].

 

Функции политической идеологии

Реальная роль политической идеологии в сфере власти зависит от характера овладения ею общественным сознанием и обусловлена спектром исполняемых ее функций. Исследователи выделяют следующие функции:

· гносеологическую, предполагающую создание модели мира и определение места человека в нем;

· аксиологическую, выполняющую оценку прошлого и настоящего на основе различных норм и ценностей. Осуществление этой функции предполагает наличие в качестве орга­нической составной части политической идеологии критериев оценки прошлого, на­стоящего и будущего в политической жизни общества и внедрение их в общественное сознание;

· футурологическую (ориентационную), осуществляющую моделирование развития своей группы и общества в целом. Выражается в том, что, включая в себя основополагающие представления об обществе, социальном про­грессе, личности, власти, идеология задает человеческой деятельности систему смыслов и ори­ентаций;

· программно-целевую, обеспечивающую формулирование цели деятельности группы и разработ­ку программы ее достижения;

· идейного овладения общественным сознанием. Оностроится на основе целей, задач и приоритетов, сформулированных в той или иной политической идеологии, про­низанной стремлением привлечь на свою сторону как можно большее число людей и направить их активность на реализацию присущих ей целей, задач и приоритетов;

· социально-организационную, обеспечивающую определение принципов организации и управле­ния жизнью общности;

· легитимации власти или изме­нения политической системы общества;

· создания позитивного образа целей и за­дач политического развития, предлагаемых партией, движением или другими силами, в глазах общественного мнения;

· мобилизации и стимулирования действий граждан во имя поддержки и исполнения поставленных задач. Любая партия, получив доступ к власти, стремится распрост­ранить свою идеологию на всех членов общества, используя систему образования и культуры, СМИ, пропаганду. Привлекая как можно больше людей на свою сторону, политическая идеология выполняет этуфункцию. Предлагая идеал более совершенного обще­ства, политическая идеология выступает в качестве непосредствен­ного мотива политической деятельности и мобилизует общество, социальные группы на его реализацию. Смысл мобилизационной функции заключается в том, что, предлагая идеалы более совершенного общества, политические идеологии выступают в качестве непосредственных мотивов политической деятельности и мобилизуют общество, социальные группы на их реализацию;

· интеграции социальных групп и государственного социума в целом. В рамках одной политической партии идеология объединяет и сплачивает членов данной партии. С точки зрения политических функций, идеология стремится спло­тить, интегрировать общество с целью реализации интересов определенной социальной (национальной, религиозной и т.п.) группы либо для достижения целей, не опирающихся на конкретные слои населения (например, идеология анархизма, фашизма). Наделяя смыслом политическое действие в пределах предлагаемой фундаментальной картины мира, политиче­ская идеология задает ему такую значимость, которая по своим масштабам превосходит любой индивидуальный или групповой ин­терес. Политическая идеология противостоит частным интересам и тем самым выступает интегрирующим фактором. Выражая интересы определенной социальной группы или класса, политическая идеология нацелена на объединение общества в целом. В демократическом обществе иначе быть не может: невозможно прийти к власти без максимально широкой поддержки населения, без того, чтобы идеалы и цели, провозглашаемые в той или иной конкретной идеологии, не находили понимания среди широких слоев граждан;

· дифференциации сообщества или группы от остальных сообществ и групп, одной партии от других. Идеология призвана придавать значимость институциональным отношениям между людьми как субъектами политики, обосновывать, оправдывать или отвергать политические реальности в конкретных, общественно-исторических условиях. В то же время определенная часть идеологий основывается на конкретном идеале, который независимо от степени его верности или ложности строится, как правило, на противопоставлении действительности, какая она должна быть, действительности, как она есть. В масштабах всего общества идеологии разделяют людей на группы и партии и выполняют функцию идейного размежева­ния;

· оправдания и идеализации существую­щей политической системы общества и действительности.Политическая идеология по определению не может быть носительницей научного знания. Она, как правило, не и ставит перед собой такой задачи. Предназначение политической идеологии — возбуждать веру в правильность выбранной данной общественной группы политической, экономи­ческой и социальной стратегии развития общества;

· амортизационную. Будучи способом интерпретации политиче­ской действительности, политическая идеология служит ослабле­нию социальной напряженности в ситуации, когда возникает несо­ответствие между потребностями общества, группы, индивида и реальными возможностями их удовлетворения. Предлагаемые идеа­лы выступают в качестве вдохновляющих смыслов, заставляющих индивида, группу находить в себе силы после неудач и вновь стре­миться к активным действиям по их реализации;

· выражения и защиты интересов определенной соци­альной группы. Суть ее состоит в том, что политическая идеология, как правило, возникает на базе интересов какой-либо социальной груп­пы и призвана противопоставить их интересам других групп;

· компенсации социальной неудовлетво­ренности надеждой на благополучное изменение социального бытия.Это оп­ределяется, с одной стороны, тем, что политическая идеология призвана отражать действительность в форме идеалов и целей, что плохо согласуется с научным обо­снованием. А с другой стороны тем, что практическая проверка положений полити­ческой идеологии весьма затруднена сложностью, многообразием и противоречи­востью социально-политических процессов;

· культур­но-воспитательную функцию, обусловленную тем, что она обязательный компонент поли­тической культуры общества;

· оппонирования, выполняющую конкурентное взаимодействие с другими идеологиями, доктринами и учениям.

 

Наряду с этими задачами А. Гертц [213, с.231] отмечает также необходимость выполнения идеологией задач по «выпусканию пара из котла» (т.е. ослаблению политической напряженности за счет перевода противо­борства сторон в область идейной полемики).

По мнению испанского политолога Л. Санистебана[206], полити­ческие идеологии имеют две функции: познавательную (описа­ние и объяснение политической системы) и прагматическую (ориентация действия в определенном направлении). Обе функ­ции тесно связаны между собой, однако прагматическая является преобладающей, поскольку любая группа людей, приходящая к власти (политическая элита), стремится обосновать и оправдать свое положение на вершине политической пирамиды и в соб­ственных глазах, и в глазах масс. Такое оправдание не всегда соответствует политической действительности, и, именно в этом, различие между научной, объективной картиной мира и объяснением его с точки зрения политической идеологии. За каждой идеологией — определенный политический интерес социальной группы, который осознается и защищается ее идео­логами.

В свою очередь, политическая оппозиция заинтересована в смене правящей элиты и замене ее новой, как прави­ло, с помощью собственной политической идеологии. Идеология помогает каждой заинтересованной группе не толь­ко теоретически обосновать свой интерес, но и сформулировать политические цели и идеалы, наметить пути их достижения, разработать стратегию и тактику политического курса в виде конкретной политической программы действий.

В политической идеологии отражается процесс властных отношений. А она, в свою очередь, находит свое выражение в форме концепций, идей, доктрин и политических программ. Эффективность политической идеологии во многом зависит от степени соотнесенности ее положений в виде образов с политическими представлениями образного характера, разделяемыми большинством населения страны. Это означает, что влияние той или иной политической идеологии тем выше, чем больше ее положения и образы близки массовому сознанию насе­ления. В идеале образ, нарисованный политической идеологией, должен совпадать с образом, издавна существующим в гуще народа.

Политическая идеология далеко не всегда и далеко не в полной мере совпадает с общенародными интересами. Однако если такое совпадение имеет место, то политическая идеология оказывается сильнейшим и могуществен­нейшим фактором общественно-политического развития [74, с.603].

Указанные функции политическая идеология выполняет благо­даря двум свойствам, которые отличают ее от других форм полити­ческого сознания (например, политической психологии), а именно претензии на тотальную значимость (или глобальность) и норма­тивность. Любая политическая идеология стремится подавить дру­гие идеологии, заявить о своем великом призвании изменить мир и использовать все во имя реализации выдвинутой идеи. Идеология требует от своих сторонников приверженности ценностям и нор­мам, которые она культивирует.

Идеологию не следует путать с пропагандой. Если идеология представляет собой форму существо­вания политических представлений, то политическая пропаганда является основным средством их распространения. Однако идеоло­гия и пропаганда тесно взаимосвязаны. Пропаганда целенаправлен­но формирует у граждан необходимые и желаемые для партий, элит, лидеров политические ориентации, побуждающие граждан к определенному типу (образу) действий. В информационном обществе «контроль за умами людей» становится главным ресурсом власти.

При этом идеология должна не столько заниматься пропагандой тех или иных идеалов и ценностей, сколько стимулировать целенаправленные действия и поступки граждан, партий и других политических ассоциаций. Таким образом, политическая идеология призвана мобилизовать население страны в соответствии с теми или иными целями политических групп и организаций.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...