Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Элементы структуры политической идеологии

Политическая идеология — это система основополагающих (ба­зовых) идей, понятий, с большей или меньшей точностью от­ражающих политические явления и процессы, в соответствии с которыми формируются политическое сознание (мировоззре­ние) и жизненная позиция личности, социальных групп, обще­ства в целом. Основные идеологии будут рассмотрены в следующем параграфе. Но только ими структура идеологии не исчерпывается.

С некоторыми оговорками можно сказать, что в идеологии присутствуют два взаимосвязанных друг с другом компонента. Один – разрушительный, ставящей задачу уничтожения существующей политической системы, а второй — защиту существующего в данный момент положения вещей. Большинство идеологических течений колеблется между этими полюсами, предлагая свои проекты или программы в качестве альтернатив политическому курсу других политических сил в рамках существующей системы. Естественно, нередко в выигрышном положении находятся те, кто противопоставляет будущее гипотетическое совершенное общество существующей системе со всеми ее недостатками и проблемами.

Идеология привилегированных или господствующих групп, слоев, классов основывается на их глубоком убеждении в законности и абсолютной легитимности своего привилегированного или же господствующего положения. Они просто не в состоянии оценить реальное положение вещей, в т.ч. глубокие изменения, произошедшие в собственной стране и окружающем мире, и они готовы отстаивать свои позиции любыми, даже насильственными средствами.

В свою очередь те группы, сословия, классы, которые недовольны существующим положением и выступают за его изменение, склонны впадать в другую крайность. Разумеется, степень такого недовольства может быть различной у разных категорий граждан, и диапазон их программ может варьироваться от требований перестройки тех или иных аспектов социально-экономической и политической жизни до радикального слома существующей системы.

Сторонники радикальной или революционной идеологии порой настолько одержимы сознанием своей правоты и законности, предъявляемых ими требований, что вольно или невольно подгоняют многообразие жизненных ситуаций и процессов к собственному видению мира и тем самым также теряют способность трезво оценивать реальное положение вещей. В результате, особенно в тех случаях, когда власть имущие не хотят и не могут идти на какие бы то ни было серьезные уступки, нередко революция, радикальный переворот рассматриваются в качестве универсального ключа к решению всех проблем.

Как бы ни были совершенны господствующие институты, законы и правовые системы, с течением времени они теряют свой первоначальный смысл и перестают отвечать коренным интересам большинства населения соответствующей страны. Новые реальности вызывают изменения содержания старых или создания новых законов и норм. Но власть имущие, несмотря на очевидность происшедших в реальной жизни изменений, склонны всеми силами защищать их. В результате возникает конфликт между устаревшими законами и новыми реальностями. В данном контексте политика представляет собой арену столкновения различных идеологических систем, идеологических течений и направлений [41, с.168].

В современной политологии идеологию чаще всего характеризу­ют как систему ценностей и предпочтений людей, вовлеченных в политическое действие (Д. Истон[84],М. Дюверже [69] и др.).

Английский исследователь Л. Фойер сформулировал «закон постоян­ных ингредиентов идеологии». Он считает, что во всех идеологиях можно обнаружить три постоянных элемента. Прежде всего это библейский миф о Моисее. Второй элемент — это догмат, дающий идеологии философское обоснование. И, наконец, третий элемент — это определенный слой людей, класс, который призван воплотить идеологию в действие.

Во всех идеологиях Фойер находит одни и те же структуры, ко­торые лежат в основе библейского мифа о Моисее — освободителе израильтян из египетского плена. Все они заключают в себе некое глобальное представление о миссии избавления и раскрепощения[33, с.166].

Подход к пониманию структуры политической идеологии может основываться на принципе историзма и описывать ее как совокупность индивидуальных и групповых ориентаций, вырабатываемых в процессе перехода от традиционных обществ к секуляризированным общественным формам, в рамках которых политика становится результатом переговоров и рационально обоснованных проектов, не испытывая потребности в иррациональных стимулах.

Идеологии выполняют на этой стадии функцию квазирелигиозных регуляторов социального поведения, создающих четко фиксированные образы политической жизни и предлагающих целый ряд альтернативных «поведенческих кодов». XX в. дал множество образцов идеологических культур: от ради­кальных — коммунизма и нацизма — до вполне умеренных, напри­мер, культура клерикального типа в Италии, голлизм во Франции и др.

Г. Лассуэлл [109], рассматривав­ший политическую идеологию как разновидность коммуникации, направленной на поддер­жание политического сообщества, как такового, включал в нее следующие элементы, направлен­ные на общественное сознание:

· политические доктрины;

· полити­ческую формулу (перечень основных положений конституции);

· политическую миранду (легенды, мифы, церемонии и т.д.).

 

Американский политолог Ф. Гросс [106, с.323] характеризует политическую идеологию как самостоятельный вид идеологии, имеющий свою структуру, цели и специфи­ческую направленность. Он выделяет в политической идеологии:

· основные ценности («Всеобщая декларация прав человека», 10 христианских заповедей и др.);

· вспомогательные или инструментальные ценности, полезные при определен­ных обстоятельствах, но не обязательные для всех (надежность, корректность честная игра, пунктуальность и т. п.);

· абсолютные ценности (свобода, равенство, справедливость, толерантность и др.).

 

По мнению ряда отечественных исследователей, политическая идеология в целом имеет следующие ос­новные структурные элементы:

· связь с общей мировоззренческой системой эпохи;

· программные установки, сформулированные на основе тех или иных положений этой системы;

· стратегия реализации программных установок;

· пропаганда;

· конкретные шаги по реализации программы.

 

Таким образом, политическая идеология предстает как системавоззрений и концепций в отношении окружающего мира, определенное миропонимание и в то же время как система политических ориентаций и установок. Следовательно, с точки зрения структуры, политическая идеология – это одновременно учение (доктрина), программа и политическая практика.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...