Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение политической идеологии

Для понимания особенностей функционирования идеологичес­ких систем в различных обществах большое значение имеет кон­кретный анализ взаимосвязи определенных видов идеологии с теми социальными слоями, в которых они получают наибольшее распро­странение. Изучение этой проблемы современной наукой постоянно приводит ученых к заключению, согласно которому эффектив­ность идеологии определяется ее соответствием жизненному опыту всего населения или его отдельного слоя, сложившимся традициям, нравам, привычкам, долговременным интересам и непосредствен­ным ожиданиям. Методология анализа, при помощи которой выяв­ляются интересы социальных слоев в различных идеологических системах, а также степень эффективности их воздействия на поли­тическое сознание была разработана на теоретическом и эмпирическом уровнях Г. Моска[153], В. Парето[172], М. Вебером[34], С.М. Липсетом[118], Р. Лейном[113], Г. Алмондом[2], Дж. Скоттом [210] и др. Многообразие научных методик, применяемых в этой сфере, оказывает, что выбор наиболее предпочтительной из них, равно как и использование различных определений и научных критериев выбора, нередко зависит от исторического и социального контекста, обусловливающего не только особенности идеологий, но и спе­цифику позиций самих ученых. Например, наблюдения М.А. Василика за совре­менной российской политикой, по его словам, нередко заставляли предполагать, что концепция «нелогического действия» и «деривации» Парето является наиболее подходящей для ее анализа [187].

По их мнению, наличие в поли­тических процессах посткоммунистической России огромного ко­личества иррациональных и алогичных элементов, делает привле­кательной попытку объяснить эту нелогичность «врожденными психическими предиспозициями лидеров», маскирующих свои ис­тинные мотивы при помощи псевдоаргументов [Политология Василика]. Парето писал о том, что любые общественные теории и идеологические системы призваны служить только оправданием действий с целью придания этим действиям логического характера. При этом он основывал свои выводы не только на изучении итальянской политики эпохи Рисорджименто, но и европейской политики начала ХХ в., оказавшейся прелюдией к мировой войне и господству тоталитар­ных диктатур.

Для современной науки характерно многообразие подходов, связанных с решением проблемы взаимодействия идеологий с «массовым субстратом». Одни авторы склоняются к сближению (иногда к отождествлению) идеологии с политической культурой. Носителями идеологий объявляются социальные группы или нации, для которых характерен определенный тип культуры. Дру­гие авторы считают идеологию атрибутом борьбы политических партий. Марксистский анализ отдает предпочтение социальным классам и т.д.

Множество исследований по идеологии, опубликованных в XX в. способствовало тому, что этим понятием стали называть личные системы философии, социальные теории, учения, различные типы верований, социальных мифов, придав тем самым этому термину неясный и запутанный смысл.

Разумный методологический подход к конституированию точногосмысла и структуры идеологии как социального явления был в разное время предложен А. Грамши[54], Д. Беллом[12], К. Фридрихом[237], Р. Лейном[113], Д. Сартори[207], А.Зиновьевым[79] и др. Для правильного оп­ределения , прежде всего, установить, что не является идеологией, постепенно приводя саму концепцию в соответствие с элементарными, прошедшими эмпирическую проверку утверж­дениями. Например, термин «идеология» не может заменить тер­мина «идея», поскольку его целесообразнее использовать для обо­значения «превращения идей в рычаги социального действия»

Точно так же идеология не может отождествляться с философией, отражая, скорее, процесс популяризации или усвоения философских концепций или «философских вульгаризации, подводящих массы к конкретному действию, к преобразованию действительности» (А. Грамши). Идео­логии отличаются от различных идей, теорий и философских систем тем, что они всегда ориентированы на действие, на соединение с практикой, тяготея таким образом к сфере политики, о чем образно писал К. Маркс.

Точки зрения отечественных исследователей не слишком разняться. Вначале характеризуется собственно феномен «идеологии». В частности, по определению В.С. Малахова [127],это:

· совокупность верований и убеждений как таковых - в этом смысле понятие «идеология» совпадает с понятием «мировоззрение». В таком случае даже философия и религия оказываются формами идеологии;

· совокупность искаженных, ложных верований и убеждений (идеология как «ложное сознание») - в таком смысле употреблял термин «идеология» К. Маркс;

· система верований и убеждений определенного рода, отличная от других систем.

Ю.В. Ирхин определяет ее как одну из форм прояв­ления и выражения политического сознания социальных общностей и выражаю­щих их интересы организаций — политических партий, движений и иных организаций, а также других субъектов политики, включая отдельных индивидов.

Идеология наряду с искусством, наукой, религией и др. представляет собой систему концептуально оформленных взглядов и идей, на основе которых осознаются, складываются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, формируются цели, установки, программы общественной деятельности, направленной на закрепление или изменение социальных отношений.

Одновременно идеология представляет собой составную часть полити­ческого сознания, его теоретический или специализированный уровень. Это сис­тема взглядов, идей относительно общественного развития, раз­деляемая теми или иными индивидами, социальными группа­ми, народом.

В.В. Желтов считает, что в настоящее время большинство ученых определяют идеологию как система­тизированную совокупность идей, выражающих интересы, цели и намерения боль­ших социальных групп — классов, наций, партий и пр. Представляя собой разно­видность корпоративного сознания, идеология выражает групповую точку зрения на политическое и социальное развитие [74, с.631].

Характеризуя политическую идеологию, исследователи, в частности А.Г. Грязнова, определяют ее как выраженное в обобщенной теоре­тической форме политическое сознание определенных индиви­дов, социальных групп; совокупность идей политического ха­рактера, на основе которых складываются политические отноше­ния и функционируют соответствующие институты, организации и учреждения [107, с.408].

М.А. Василик и М.С. Вершинин характеризуют ее как систему идей, взглядов, представ­лений, содержащую теоретическое (концептуальное) осмысление политического бытия с точки зрения интересов, потребностей, целей и идеалов определенных социальных групп и слоев, национа­льных образований. Она являет собой систему теорий, кон­цепций и идеалов, отражающих общественное бытие через призму интересов и целей определенной социальной общности; совокуп­ность по преимуществу систематизированных представлений той или иной группы граждан, выражающая и призванная защищать их интересы и цели с помощью политической власти или воздействия на нее [33, с.168]

А.П. Плешаков, суммируя различные оценки и подходы к определению этого понятия, заявляет, что политическая идеология представляет собой систематизированную совокупность понятий и представлений, с помощью которых различные субъекты (личность, группа, класс, общество и т.п.) осознают свои политические позиции и интересы и которые выступают зачастую в качестве мотивов их политической деятельности [183, с.226].

А.И. Кугай определяет ее как совокуп­ность по преимуществу систематизированных идей, взглядов, представлений той или иной социальной группы (общности), содержащую теоретическое (концеп­туальное) осмысление политической жизни и защищающую ее интересы и цели с помощью политической власти или воздействия на нее[106, с.323].

В.В. Желтов, пишет, что политическая идеология, представляя собой как бы интеллектуальную, духов­ную основу политической деятельности, соединяет в себе набор концептуальных воззрений на политическую жизнь общества, сквозь которые человек или группа смотрит на властные отношения. Теоретические концепции, лежа­щие в основе политической идеологии, способствуют обоснованию принимаемых политических решений и действий. Есть все основания утверждать, что политиче­ская идеология являет собой обоснование необходимости достижения власти, спо­собов ее достижения и средств использования власти в необходимом для группы направлении. Политическая идеология, по его мнению, является инструментом, при помо­щи которого социальная группа представляет свои властные интересы и мировоззренческие положения на политической арене, атакже привлекает широкие слои населения к действиям в соответствии со своими целями [74, с.631].

На основе этих подходов можно определить политическую идеологию как форму политического сознания, представляющую систематизированную совокупность идей, убеждений и теорий, отражающую основные властные интересы политически значимых групп в политическом процессе.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...