Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диалектика взаимовлияния политики и религии

Причины и формы роста религиозного влияния на политику

Изменение общественных отношений в стране на рубеже ХХ-XXI вв. трансформировало взаимоотношения политики и религии. Этот процесс нашел отражение в самых различных проявлениях:

· в обществе произошел пересмотр основополагающих идеологических ценностей, изменился взгляд на религиозное и культурное наследие;

· в общественном мнении прочно утвердилось понимание необходимости синтеза религиозных и культурных ценностей;

· начались процессы десекуляризации политики и политизации религии.

 

Эти процессы носят встречный характер, но проявляют себя по-разному. Религиозация политики осуществляется в результате:

· учета конфессионального состава общества;

· использования религиозного фактора для достижения политических целей;

· демонстративного обращения государственных и политических деятелей к религии;

· использование церковью государственных СМИ для своей пропаганды;

· сознательного повышения роли церкви в политической и государственной жизни со стороны политических и государственных деятелей;

· разработки и проведения государственными и политическими институтами религиозной политики;

· создания условий для религиозного воспитания и обучения.

 

Политизация религии происходит в результате:

· либерализации законодательства, способствующей вовлечению верующих в политическую жизнь;

· участию в политической деятельности клира и религиозных организаций;

· созданию и деятельности политических партий, созданных на религиозной основе;

· участия церкви в урегулировании политических и социальных конфликтов;

· появления новых религиозных течений, влияющих на политику.

 

Специалисты утверждают, что большая часть глобального социума переживает религиозное возрождение, и указывают на развитие двух тенденций.

С одной стороны, происходит количественный рост, проявляющийся в:

· распространении нетрадиционной религиозности;

· появлении новых форм религии, прежде всего «New Age», и других культов;

· возникновении новых сект вокруг новых "учителей".

 

Совершаются качественные изменения, выражающиеся в том, что новые культы:

· стараются быть подчеркнуто современными;

· используют новейшие средства распространения своих учений;

· считают себя выразителями идей современности.

 

И некоторые традиционные религии также учитывают тенденции современного мира, и поэтому:

· стараются осовремениться;

· отбросить то, что кажется устаревшим в их вероучении и культе;

· стать доступнее сознанию современного обмирщенного человека (католицизм, протестантизм).

С другой стороны, в обществе назревает глубокое недовольство:

· бесчеловечностью современного мира;

· культом потребления с объявлением человека высшей ценностью;

· возрождением традиционных религий: православия, ислама, буддизма, иудаизма.

 

Религия вновь рассматривается политическими элитами как эффективное средство преобразования мира. Об этом свидетельствует, в частности, прямое вмешательство иностранных держав в жизнь России во время обсуждения общественностью закона «О свободе совести». Тогда послания Б.Н. Ельцину направили президент и сенаторы США и Римский папа. Указанные «советчики» рекомендовали президенту России действовать столь же «решительно», как и в 1993 г., когда был расстрелян Дом Советов.

На конференции «Гармонизация религиозной свободы с культурными традициями и ценностями», (Вашингтон, 1997 г.), отмечалось, что единственный способ сегодня «спасти» Россию - послать в нее как можно больше миссионеров для того, чтобы они изменили ее религиозную ментальность.

 

Мировые религии как идеология

 

Несомненно, что самыми великими идеологическими течени­ями были и являются мировые религии — буддизм, христианство и ислам. Ни по жизнестойкости, ни по влиянию на людей они не знают себе равных среди идеологий. Без учета религиозной составляющей социума невозможно анализировать никакую политическую идеологию. Вряд ли можно дать исчерпывающий ответ на вопрос: «В чем сила рели­гии?» Глубинная, корневая суть религии в том, что она служит важным фактором развития духовной культуры, нравственности общества, человечности. Под таким углом зрения можно выделить функции религии, в которых и проявляется ее социальная ценность.

Иллюзорно-компенсаторная функция отделяет религию от других форм общественного сознания. Ее суть заклю­чается в восполнении пробелов в достоверном знании предме­тов и явлений объективной действительности легендами, мифами, иллюзиями. Религия часто подает как нечто реальное мистичес­кие, сверхъестественные существа и силы. Правда, в религиозных идеологиях (особенно современных) могут содержаться достовер­ные и даже научные знания, но они обычно толкуются не как достижения человеческого познания, а как следствие божествен­ного откровения. Эта функция выражается также в том, что ре­лигия позволяет снимать социальную напряженность, разре­шать противоречия в обществе. Она служит утешением для мно­гих, особенно для немощных телом, слабых духом, бедных, оби­женных судьбой, вселяет в них надежду на лучшее будущее: на счастье в этом мире и на райскую загробную жизнь.

Регулятивная функция отражает одно из важных направлений воз­действия религии на личность и общество. Осуществляя данную функцию, религия организует, направляет и упорядочивает пове­дение людей, активно воздействует на сознание и волю, чувства и духовный настрой и отдельной личности, и широких масс. В про­цессе многовекового развития сложился достаточно сложный ме­ханизм религиозного регулирования общественных отношений. Основными его элементами являются религиозные ус­тановки, догмы и религиозные нормы (нравственные и правовые).

Коммуникативная функция определяется способностью религии слу­жить формой и средством общения людей, объединять их. Она осуществляется через соответствующие учреждения: церковь — в христианстве; умма (мечеть) — в исламе; дацан – в буддизме. Важную роль в реа­лизации этой функции играют семья, культы святых, посещение святых мест, религиозные праздники и т.п.

Гуманистическая функция. Религия всем своим идейно-ду­ховным потенциалом стремится воспитывать в человеке нравствен­ные черты, развивает его гуманистические начала. Она формиру­ет в людях чувство любви ко всему живому, к окружающей при­роде, учит относиться терпимо, доброжелательно друг к другу, проявлять милосердие в межличностных отношениях [193, с.173].

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...