Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Диалектика взаимовлияния политики и религииПричины и формы роста религиозного влияния на политику Изменение общественных отношений в стране на рубеже ХХ-XXI вв. трансформировало взаимоотношения политики и религии. Этот процесс нашел отражение в самых различных проявлениях: · в обществе произошел пересмотр основополагающих идеологических ценностей, изменился взгляд на религиозное и культурное наследие; · в общественном мнении прочно утвердилось понимание необходимости синтеза религиозных и культурных ценностей; · начались процессы десекуляризации политики и политизации религии.
Эти процессы носят встречный характер, но проявляют себя по-разному. Религиозация политики осуществляется в результате: · учета конфессионального состава общества; · использования религиозного фактора для достижения политических целей; · демонстративного обращения государственных и политических деятелей к религии; · использование церковью государственных СМИ для своей пропаганды; · сознательного повышения роли церкви в политической и государственной жизни со стороны политических и государственных деятелей; · разработки и проведения государственными и политическими институтами религиозной политики; · создания условий для религиозного воспитания и обучения.
Политизация религии происходит в результате: · либерализации законодательства, способствующей вовлечению верующих в политическую жизнь; · участию в политической деятельности клира и религиозных организаций; · созданию и деятельности политических партий, созданных на религиозной основе; · участия церкви в урегулировании политических и социальных конфликтов; · появления новых религиозных течений, влияющих на политику.
Специалисты утверждают, что большая часть глобального социума переживает религиозное возрождение, и указывают на развитие двух тенденций. С одной стороны, происходит количественный рост, проявляющийся в: · распространении нетрадиционной религиозности; · появлении новых форм религии, прежде всего «New Age», и других культов; · возникновении новых сект вокруг новых "учителей".
Совершаются качественные изменения, выражающиеся в том, что новые культы: · стараются быть подчеркнуто современными; · используют новейшие средства распространения своих учений; · считают себя выразителями идей современности.
И некоторые традиционные религии также учитывают тенденции современного мира, и поэтому: · стараются осовремениться; · отбросить то, что кажется устаревшим в их вероучении и культе; · стать доступнее сознанию современного обмирщенного человека (католицизм, протестантизм). С другой стороны, в обществе назревает глубокое недовольство: · бесчеловечностью современного мира; · культом потребления с объявлением человека высшей ценностью; · возрождением традиционных религий: православия, ислама, буддизма, иудаизма.
Религия вновь рассматривается политическими элитами как эффективное средство преобразования мира. Об этом свидетельствует, в частности, прямое вмешательство иностранных держав в жизнь России во время обсуждения общественностью закона «О свободе совести». Тогда послания Б.Н. Ельцину направили президент и сенаторы США и Римский папа. Указанные «советчики» рекомендовали президенту России действовать столь же «решительно», как и в 1993 г., когда был расстрелян Дом Советов. На конференции «Гармонизация религиозной свободы с культурными традициями и ценностями», (Вашингтон, 1997 г.), отмечалось, что единственный способ сегодня «спасти» Россию - послать в нее как можно больше миссионеров для того, чтобы они изменили ее религиозную ментальность.
Мировые религии как идеология
Несомненно, что самыми великими идеологическими течениями были и являются мировые религии — буддизм, христианство и ислам. Ни по жизнестойкости, ни по влиянию на людей они не знают себе равных среди идеологий. Без учета религиозной составляющей социума невозможно анализировать никакую политическую идеологию. Вряд ли можно дать исчерпывающий ответ на вопрос: «В чем сила религии?» Глубинная, корневая суть религии в том, что она служит важным фактором развития духовной культуры, нравственности общества, человечности. Под таким углом зрения можно выделить функции религии, в которых и проявляется ее социальная ценность. Иллюзорно-компенсаторная функция отделяет религию от других форм общественного сознания. Ее суть заключается в восполнении пробелов в достоверном знании предметов и явлений объективной действительности легендами, мифами, иллюзиями. Религия часто подает как нечто реальное мистические, сверхъестественные существа и силы. Правда, в религиозных идеологиях (особенно современных) могут содержаться достоверные и даже научные знания, но они обычно толкуются не как достижения человеческого познания, а как следствие божественного откровения. Эта функция выражается также в том, что религия позволяет снимать социальную напряженность, разрешать противоречия в обществе. Она служит утешением для многих, особенно для немощных телом, слабых духом, бедных, обиженных судьбой, вселяет в них надежду на лучшее будущее: на счастье в этом мире и на райскую загробную жизнь. Регулятивная функция отражает одно из важных направлений воздействия религии на личность и общество. Осуществляя данную функцию, религия организует, направляет и упорядочивает поведение людей, активно воздействует на сознание и волю, чувства и духовный настрой и отдельной личности, и широких масс. В процессе многовекового развития сложился достаточно сложный механизм религиозного регулирования общественных отношений. Основными его элементами являются религиозные установки, догмы и религиозные нормы (нравственные и правовые). Коммуникативная функция определяется способностью религии служить формой и средством общения людей, объединять их. Она осуществляется через соответствующие учреждения: церковь — в христианстве; умма (мечеть) — в исламе; дацан – в буддизме. Важную роль в реализации этой функции играют семья, культы святых, посещение святых мест, религиозные праздники и т.п. Гуманистическая функция. Религия всем своим идейно-духовным потенциалом стремится воспитывать в человеке нравственные черты, развивает его гуманистические начала. Она формирует в людях чувство любви ко всему живому, к окружающей природе, учит относиться терпимо, доброжелательно друг к другу, проявлять милосердие в межличностных отношениях [193, с.173]. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |